Точка безубыточности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2011 в 10:43, творческая работа

Описание

Успех работы любой компании измеряется величиной полученной прибыли и ее ростом. Рост прибыли справедливо связывают с ростом объемов продаж.

Работа состоит из  1 файл

проект.pptx

— 333.16 Кб (Скачать документ)

Постановка  проблемы 

 
    • Успех работы любой компании измеряется величиной полученной прибыли и ее ростом. Рост прибыли справедливо связывают с ростом объемов продаж.
    • Как нет предела совершенству, так нет того объема продаж и прибыли, достигнув который, можно сказать: "больше не надо". По мере развития "аппетиты" компании растут: сначала осваивается родной регион, потом - соседние, далее - вся страна, и, наконец, при успешном развитии – компания выходит на мировые рынки.
    • На  каждом из этих этапов возникает логичное стремление как можно больше продать  и получить как можно больше прибыли. Однако, для успешного ведения  бизнеса необходимо не только просчитывать, сколько компания заработает при  достижении запланированного объема продаж, но и четко представлять, какой  минимальный объем продаж необходим  для обеспечения безубыточной работы.
    • Заработать  прибыль - значит продать продукции  столько, чтобы покрыть все затраты  на ее производство и после этого  иметь какой-то "остаток". Планируя свою прибыль, оптимист задаст вопрос: "Сколько нужно продать, чтобы  получить хороший навар?". Пессимист  будет более осторожным, интересуясь: "Сколько нужно продать, чтобы  не прогореть, чтобы свести концы  с концами?". Все эти вопросы  сходятся в одной точке - в определении  того объема продаж, ниже которого предприятие  будет терять деньги, выше которого - зарабатывать.
    • Этот  минимально допустимый объем продаж, который покрывает все затраты  на изготовление продукции, не принося  при этом ни прибыли, ни убытков, получил  название точка безубыточности (она же - точка равновесия, порог рентабельности, она же - break-even point).Т.е. это точка, в которой происходит переход от убыточного к прибыльному производству, и наоборот.

Точка безубыточности 

    • Современная отечественная практика стратегического  проектирования развития бизнеса, а  также связанные с долгосрочным планированием процессы бюджетирования весьма часто используют широко известную модель точки безубыточности. Такое широкое распространение модели точки безубыточности оправдано простотой используемых математических инструментов, а также возможностью всестороннего анализа внешних воздействий на бизнес-процессы.
    • Как только достигнута точка безубыточности, можно начинать считать, какую прибыль  заработает предприятие - свыше этой точки каждая дополнительно проданная  единица продукции приносит прибыль. Если же объем продаж не достигает  точки безубыточности, можно заняться только одним подсчетом: как долго  еще протянет предприятие до банкротства (т.к. убыточные предприятия нежизнеспособны).
    • Точка безубыточности определяется на основании  данных об объемах реализации продукции  и затратах на ее изготовление. Обязательно  условие расчетов - разделение затрат на переменные и постоянные.
    • Переменные  затраты изменяются пропорционально объемам выпуска продукции (сырье, материалы, комплектующие, сдельная зарплата, технологическая энергия).
    • Постоянные - не зависят об объемов производства (это затраты на ремонт и содержание оборудования и зданий, арендные и лизинговые платежи, затраты на отопление и освещение, повременная зарплата).

Определение точки безубыточности 

    • При графическом методе нахождение точки  безубыточности сводится к построению комплексного графика «затраты - объем  производства -прибыль». Впервые метод  был предложен У. Раутенштраухом в 1930 г. и получил название графика критического объема производства, или графика безубыточности.

    При его построении предполагается, что 

    • в расчетный период не происходит изменения цен сырья и продукции;
    • постоянные издержки считаются неизменными в ограниченном диапазоне продаж;
    • переменные издержки на единицу продукции остаются постоянными при изменении объема продаж;
    • реализация осуществляется равномерно.
    • 1. На графике строится линия постоянных затрат (FC), для чего проводится прямая, параллельная оси абсцисс;
 
 

2. На оси абсцисс  выбирается какая-либо точка,  то есть какая-либо величина  объема.  

Q 

P 

Последовательность  построения графика заключается  в следующем:

    • Для нахождения точки безубыточности рассчитывается величина совокупных затрат (постоянных и переменных). Строится прямая ТС на графике, отвечающая этому значению;
 
 

3. Вновь выбирается любая точка на оси абсцисс и для нее находится сумма выручки от реализации. Строится прямая (TR), отвечающая данному значению. 

Q 

P

    • 4. Изображенная на рисунке точка безубыточности (порог рентабельности) -это точка пересечения графиков валовой выручки и совокупных затрат.
 
 

Q 

P

Точка безубыточности, на графике это точка А, расположенная на пересечении прямых, построенных по значению затрат и выручки. 

    • Размер  прибыли и убытков заштрихован. В точке безубыточности получаемая предприятием выручка равна его  совокупным затратам, при этом прибыль  равна нулю. Выручка, соответствующая  точке безубыточности, называется пороговой  выручкой.

Объем производств (продаж) в точке безубыточности называется пороговым объемом производства (продаж). Если предприятие продает  продукции меньше порогового объема продаж, то оно терпит убытки, если больше - получает прибыль. 

Q 

P

    • Мы  получили достаточно удобный инструмент графического анализа зависимости  между выпуском, выручкой, затратами  и прибылью(метод относится к  так называемому CVP-анализу, то есть анализу соотношений прибыли, затрат и объема продаж). Однако, следует  отметить и недостаток, присущий рассматриваемому методу. Как и всякий графический  метод, он дает не очень точные результаты.
    • Объем реализации товаров может быть определен  на предприятии по следующей формуле:

      
    где  Ртб - объем реализации товаров, обеспечивающий достижение точки безубыточности; 
    ИО пост. - сумма постоянных издержек обращения; 
    Учд - уровень чистого дохода от реализации товаров к товарообороту, %; 
    Уипер - уровень переменных издержек обращения к товарообороту, %. 
     
     

Точка безубыточности в денежном выражении  определяется следующей формулой: 

Выручка и затраты  должны относиться к одному и тому же периоду времени (месяц, квартал, полгода, год). Точка безубыточности будет характеризовать минимально допустимый объем продаж за тот же период.

Цены/Объем  производства А В С Итого
Объем реализации, руб./мес. 1500 500 600 2600
Переменные затраты на весь объем производства, руб./мес. 900 280 380 1560
Накладные расходы, руб./мес. 800 800
Прибыль, руб./мес.   240
 

Рассчитаем минимальную  выручку, которую должна иметь данная компания, чтобы покрывать текущие  затраты. Безубыточный объем реализации =800/(2600-1560)*2600 = 2000 руб. в месяц. Фактический  объем продаж 2600 руб./мес. превышает  точку безубыточности, что похвально.

    • Точка безубыточности - чуть ли ни единственный показатель, о котором можно сказать: "Чем ниже, тем лучше". Это  и понятно, чем ниже пропускной балл, тем больше вероятность стать  студентом. Чем меньше нужно продавать, чтобы начать получать прибыль - тем  меньше вероятность обанкротиться (тем проще стать богаче - для  оптимистов). Можно ли сказать, что  критерий успешной работы компании - это  низкая точка безубыточности, а рост точки безубыточности говорит об ухудшении положения нашей компании?
    • Можно, но только при условии, что масштабы компании не меняются (проще, если мы имеем  неизменный объем продаж, не растем, не расширяемся, не сокращаемся).
    • Рост объемов продаж (расширение, рост компании) неизбежно приводит к росту постоянных затрат. Так, с увеличением объемов производства вырастут затраты на ремонт и обслуживание оборудования. Расширение - это арендная плата за новые помещения, привлечение дополнительного персонала (и оплата его труда, разумеется), рост затрат на рекламу и продвижение своих товаров. Как только размер компании увеличился (размер, измеряющийся объемами продаж), компания выходит на новую, более высокую, точку безубыточности.
    • Получаем  следующую закономерность: точка  безубыточности меняется пропорционально  оборотам компании. Поэтому BEP мастерской по ремонту автомобилей будет  всегда ниже, чем у предприятия-производителя  автомобилей. А предприятие-производитель  автомобилей будет иметь BEP заведомо ниже, чем автомобильный консорциум с сетью предприятий и сбытовых центров по всему миру.
    • Очевидно, что сравнивать эти компании по точке  безубыточности не объективно. Если ориентироваться  на минимум точки безубыточности, то предприятия никогда не должны становиться больше маленькой ремонтной  мастерской.
    • Получается, что точка безубыточности может дать объективный ответ не на все вопросы. BEP всегда покажет, какой минимум продаж необходим, чтобы компания работала без убытков. Но сказать, упрочилось или ослабло финансовое положение компании, BEP может не всегда

     Если же предприятие работает  стабильно, продает приблизительно на одну и ту же сумму, не сокращается, не расширяется, но при этом точка безубыточности растет? В чем же причина такой ситуации? В виноватых могут ходить как поставщики, так и само предприятие. Виновность поставщиков - это повышение цен на поставляемые материалы, энергию, рост стоимости услуг по доставке или обслуживанию оборудования. Но не стоит во всем винить поставщиков - вполне может быть, что фирма поспешила, повысив заработную плату. Может быть - невнимательно отнеслись к оборудованию, вследствие чего его поломка обошлась в дорогостоящий ремонт. Возможно, что в структуре продаж произошли изменения - фирма стала продавать меньше прибыльной продукции.

    • Потенциальную прибыльность продаж характеризует  ценовой коэффициент:
 
 
 
    • Чем выше этот ценовой коэффициент, тем  большую прибыль в состоянии  принести этот вид продукции, тем  меньше его нужно продавать для  достижения прибыли. Проверим это на нашем предприятии:
    • Ценовой коэффициент изделий В и А выше, чем у С. Каких усилий (каких затрат) потребовало бы получение той же выручки - 2600 руб. /мес., продавай мы только А и С? 
  А В С
Ценовой коэффициент (100-61) /100=39% (50-28,5) /50=43% (120-72,2) /12=36%
Возможный объем продаж, ед./мес. 11 ед. 30 ед. 0
Цена  за единицу продукции, руб./ед. 100 50  
Итого объем реализации, руб./мес. 1100+1500=2600
Переменные  затраты, руб./ед. 60 28  
Итого Переменные затраты, руб./мес. 660+840=1500
Постоянные  затраты, руб./мес. 800
Прибыль, руб./мес. 300
Точка безубыточности, руб./мес. 800/ (2600-1500) *2600 =1890

Информация о работе Точка безубыточности