Торговля, фирма, предприятие в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:00, курсовая работа

Описание

Целью моей курсовой работы было показать значимость торговли на всех этапах её развития, а так же раскрыть значимость фирмы и предприятия в условиях современного рынка.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ЭКОНОМИКЕ.docx

— 85.59 Кб (Скачать документ)

Введение.

Целью моей курсовой работы было показать значимость торговли на всех этапах её развития, а так же раскрыть значимость фирмы и предприятия в условиях современного рынка.

Торговля – отрасль  хозяйствования, для которой продажа  товаров становится предметом хозяйственной  деятельности, а регулирование и  управление потребительским рынком – основной задачей.   Торговля одна из важнейших сфер жизнеобеспечения населения. Она является источником поступления текущих денежных средств в бюджет и играет важную роль в финансовой стабилизации государства

Рыночная экономика определяет конкретные требования к системе  управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на изменение  хозяйственной ситуации с целью  поддержания устойчивого финансового  состояния и постоянного совершенствования  производства в соответствии с изменением коньюктуры рынка.

Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимость  обеспечения производственного  и социального развития. Формирование механизма жесткой конкуренции, непостоянность рыночной ситуации ставили  перед предприятием необходимость  эффективного использования имеющихся  в его распоряжении внутренних ресурсов с одной стороны, а с другой, своевременно реагировать на изменяющиеся внешние условия. Чтобы обеспечить высокую экономическую эффективность производства, нужна государственная экономическая политика, которая содействовала бы формированию среды, благоприятной для рыночной деятельности и ориентировало предприятие на максимальное получение прибыли.

            Фирма, предприятие являются неотъемлемыми составляющими хорошего развития торговли и рынка в целом, и поэтому проблемы связанные с торговлей я считаю актуальными в наше время.

 

 

Глава Ι. Роль торговли на современном этапе и ее развитие

 

    1. Понятие торговли, ее виды и цели.

Торговля-форма товарного обмена, производимого при помощи денег. Как особый вид деятельности людей, торговля предполагает осуществление операций по купле продаже товаров и услуг. Соответственно любым торговым операциям присуще характерные только для этого вида деятельности особенности, связанные с обслуживанием именно процесса обмена.

Можно выделить следующие  виды торговли:

  1. Розничная - реализация товаров населению в основном за наличный расчет для личного не коммерческого использования. Розничная торговля завершает товарное обращение – товар переходит в сферу потребления.
  2. Оптовая – реализация товаров для последующей перепродажи или переработки. Цели, которые преследует оптовая торговля, предопределяют продажу большинства товаров относительно крупными партиями.
  3. Аукционная торговля – реализация, при которой продавец, пользуясь прямой конкуренцией присутствующих покупателей, стремиться максимально увеличить продажную цену и соответственно получить максимальную прибыль.
  4. Ярмарочная торговля – реализация товаров, сопровождающаяся их демонстрацией. Демонстрация товаров предназначена для привлечения потенциальных покупателей, в том числе и для заключения договоров.

Основной задачей торговли является товарообмен, купля-продажа  товаров. Торговля может быть: внутренняя торговля (оптовая, розничная), внешняя  торговля.

Цели торговли:

  1. Совершенствование внутренней и внешней торговли, использование общепринятых принципов функционирования предприятий в рыночной экономике.
  2. Содействовать восстановлению позиций отечественных производителей на рынке.
  3. Определить пути взаимодействия внутренней и внешней торговли в интересах укрепления экономики страны.
  4. Ввести эффективную систему государственного регулирования торговлей, контроля и защиты прав потребителей.

В процессе обмена товаров  торговля призвана выполнять как  социальную, так и экономическую  функции.

Социальная функция – доведение товаров до потребителя.

Экономическая функция -  в процессе реализации товаров возмещаются затраты на производство, образуется добавочная стоимость, которая позволяет развивать производство.

Роль торговли:

  1. Торговля одна из важнейших сфер жизнеобеспечения населения.
  • осуществляет формирование потребностей населения
  • рыночное согласование спроса и предложения
  • формирует уровень жизни населения
  • выполняет воспитательные функции.
  1. Влияет на развитие производства.
    • изучает спрос на товары и воздействует на производителя
    • изменяет ассортимент выпускаемой продукции
    • защищает интересы населения (гарантия на товары, обмен и т.д.)
    • формирует выпуск качественной продукции.
  1. Торговля является источником поступления текущих денежных средств в бюджет и играет важную роль в финансовой стабилизации государства (укрепление денежного обращения страны).
  1. Развитие внешнеэкономической деятельности. Защита внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции, увеличение экспорта отечественных товаров, повышение их конкурентоспособности.
  2. Через торговлю осуществляется обмен между товаропроизводителями, пространственный обмен, что способствует развитию экономики страны.

 

    1. Понятие потребительского рынка товаров (услуг)

 

Потребительский рынок —  это рынок товаров и услуг, закупаемых или арендуемых отдельными лицами или домохозяйствами для  личного (некоммерческого) потребления.

Рынок предприятий подразделяется на три разновидности:

— рынок товаров промышленного  назначения, или производственный рынок;

— рынок промежуточных  продавцов;

— рынок правительственных  учреждений.

Рынок товаров промышленного  назначения представляет собой совокупность отдельных лиц и организаций, закупающих товары и услуги, которые  используются либо при производстве других товаров и услуг, продаваемых  или сдаваемых в аренду, либо в  качестве составной части иных товаров  и услуг, поставляемых потребителям.

Рынок промежуточных продавцов  — это совокупность отдельных  лиц и организаций (посредников, дилеров, дистрибьютеров), приобретающих  товары для перепродажи или сдачи  их в аренду другим потребителям с  выгодой для себя.

Как на рынке товаров промышленного  назначения, так и на рынке промежуточных  продавцов существует цепь — от первоначального производителя  товара (услуг) до конечного их потребителя. Поэтому каждое последующее звено  в этой цепи может рассматриваться  в качестве рынка для предыдущего.

Рынок правительственных  учреждений — это рынок, где в  качестве субъектов выступают институты  власти всех типов — наднациональных, национальных, местных органов, которые  закупают или арендуют товары и услуги для выполнения властных функций.

Классификация потребительского рынка. Потребительский рынок может  быть классифицирован либо по характеристике покупателя, либо по типу продукции. Классификация  по характеристике покупателя допускает  различные критерии. Например, население; регион, национальные границы, городской, сельский районы, отдельный район  города; определенное число семей, размер семьи; возрастные категории и пол; профессиональные, расовые признаки, национальное происхождение; общественные кланы, религиозные группы, принадлежность к социально-экономическим группам и т. д. Классификация по типу продукции проводится в зависимости от вида и назначения товаров. Например, рынки пищевых товаров, текстильных товаров и одежды, хозяйственных товаров, мебели, товаров длительного пользования и др.

 

    1. Инфраструктура розничного и оптового товарооборота.

 

Инфраструктура товарного  рынка (внутренней торговли) представляет собой совокупность всех типов розничных  и оптовых предприятий и организации (торговых структур), входящих в эту  отрасль, видов их деятельности, призванных обеспечивать, создавать условия  для нормального функционирования товаропроизводителей и сферы обращения  товаров, а также для товарного  обслуживания всех групп населения.

Одной из важнейших задач развития инфраструктуры розничной торговли является развитие разнообразных видов и типов предприятий и разработка новых методов розничной торговли.

Разнообразие видов предприятий  розничной торговли предполагает использование магазинных и внемагазинных видов торгового обслуживания: посылочной торговли, торговли по каталогам, заказов по телефону, продажи на дому, внемагазинной торговли с использованием электронно-технических средств, торговли на рынках и других форм торгового обслуживания населения.

Многообразие типов розничной  торговли предприятий обусловлено  масштабами деятельности, размерами  торговой площади, товарной специализацией, методами обслуживания населения, обслуживаемым  сегментом рынка товаров народного  потребления.

В условиях становления рыночной экономики, обострения конкуренции  наметились новые подходы к развитию розничных предприятий. Соответствующие  концепции стояться с учетом идеи формирования ассортимента и обслуживания населения. Обычно концепция развития розничной торговли включает следующие  разделы: ассортиментные перечни товаров; схемы размещения оборудования и  товаров; указания по организации расчетных  узлов; определение  зон самообслуживания и продажи некоторых товаров  через прилавок; перечни дополнительных услуг; порядок формирования цен; предоставление скидок на отдельные товары и др.

Перед внутренней торговлей  стоит задача определить концепцию  развития отдельных типов торговых предприятий, включая принципы формирования оптово-розничных и розничных  «торговых цепей» в городской  и сельской местности, создания различных  типов магазинов.

Типы торговых предприятий  можно подразделить в зависимости  от контингента обслуживаемого населения  на следующие группы:

  • Предприятия, торгующие по относительно не высоким ценам
  • Универмаги, расположенные не в центре торговых зон
  • Специализированные магазины, крупные универмаги, супермаркеты

Многообразие задач, решаемых на потребительском рынке, объективно требует формирования соответствующей инфраструктуры оптовой торговли, способной решать эти задачи.

В услугах оптовых баз  особенно нуждаются мелкие и средние  торговые предприятия. Для них невозможно организовать транзитные поставки товаров. Только базы могут предложить им широкий  ассортимент продукции и гарантировать  стабильное и бесперебойное ее поступление.

В настоящее время в  России насчитывается около 30 тыс. посреднических организаций с общей численностью работников более 600 тыс. человек.

В оптовой торговле сложились  различные организационно правовые формы хозяйствования, имеющие в  своем составе сеть с нижеприведенными характеристиками:

  • Товарищества с ограниченной ответственностью, насчитывающие 52% от общего числа всех форм, имеющие среднюю складскую площадь 244 кв. м.
  • Акционерные общества открытого типа -9%.
  • Акционерные общества закрытого типа -13%.
  • Индивидуальные частные предприятия -18%
  • Другие формы предприятий – 10%

Целями развития оптовой  торговли являются: создание развитой структуры каналов товародвижения, способной поддерживать необходимую  интенсивность товаропотоков; обеспечение  экономии издержек обращения и высокой  эффективности всей системы обращения  товаров в стране; мобилизация  финансовых ресурсов, необходимых для  финансирования процесса товародвижения.

Совершенствование оптовой  торговли, четкое и продуманное выполнение ею своих функций усиливает стимулы  к производству, способствует решению  проблем восстановления хозяйственных  связей, межрегиональной интеграции потребительского рынка и повышению  эффективности внутренней торговли в целом.

Существуют две основные группы оптовых организаций:

  • Крупные оптовые структуры общенационального (федерального) и межрегионального масштаба (оптовые предприятия первого уровня)
  • Оптовые предприятия регионального уровня (оптовые предприятия второго уровня)

Потребителями оптовых предприятий  первого уровня могут быть самостоятельные  оптовые организации, крупные розничные  структуры и их объединения, а  так же промышленные предприятия.

Информация о работе Торговля, фирма, предприятие в условиях рынка