Торгово-экономические связи России и Турции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 12:18, курсовая работа

Описание

В связи с этим цель данная работы - рассмотрение внешнеэкономических отношений Турции и России приобретает особую актуальность.
В работе поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть торгово-экономический потенциал данных стран.
2) Рассмотреть развитие российско-турецких отношений на современном этапе.
3) Рассмотреть проблемы и перспективы развития российско-турецких отношений.

Содержание

Введеие 3
Экономическая характеристика стран
1.1 Экономический потенциал России 4
1.2 Экономический потенциал Турции 5
2. Экономические отношения
Экспортное взаимодействие Турции с Россией. 11
Импортное взаимодействие Турции с Россией 17
Дальнейшее развити торгово экономических отношений
3.1 Проблемы Русско — Турецкого сотрудничества 23
3.2 Перспективы Русско — Турецкого сотрудничества 27
Список используемых источников 28

Работа состоит из  1 файл

курс шпак готовый1.doc

— 121.00 Кб (Скачать документ)

      Настоящие темпы роста большей частью связаны  с автомобильной промышленностью  и сферой недвижимости. В последнее  время в ряде секторов был отмечен  заметный рост, особенно в текстильной промышленности Турции. В этом контексте в будущие годы Турции следовало бы определить 20 секторов, в которых рост должен будет обеспечиваться благодаря увеличению объемов экспорта, вне зависимости от объемов импорта. 
 Туризм в турции:  
 Турция направила на развитие туризма значительные инвестиции. В результате сегодня туристы могут получить качественный сервис в многочисленных пятизвездочных гостиницах страны по конкурентным ценам.  Однако Турция вряд ли увидит увеличение числа туристов в летние месяцы в ближайшие годы. Соответственно, есть смысл сделать ставку не на количество, а на качество туристов, то есть сосредоточиться на привлечении иностранцев, относящихся к верхушке среднего класса.  
 Необходимо также развивать зимний туризм. Уже не говоря об отелях Бодрума и Мармариса,гостиницы анталии пустуют в зимний период. А между тем, европейские пенсионеры имеют привычку проводить от трех до шести месяцев в году за границей, причем в этот период попадают все три зимних месяца. Эта привычка приносит существенную прибыль тем странам, выбор на которых останавливают европейцы.  
 Исламофобия и отсутствие соответствующей рекламы приводят к тому, что пенсионеры отдают предпочтение в зимний сезон не Турции, а другим курортам. Серьезная стратегия и широкомасштабная рекламная компания могли бы способствовать дальнейшему развитию зимнего туризма в Турции. 
 Хотя Стамбул в 2010 году получил звание Европейской Культурной Столицы, нехватка рекламы за границей привела к тому, что число европейских туристов, приехавших посмотреть на этот удивительный город, было в несколько раз меньше, чем, к примеру, число европейцев, посетивших Барселону. 
 Что касается туристической стратегии, то для Турции имеет смысл сосредоточиться на привлечение туристов из таких стран, как  Индия, Китай, Южная Корея и Индонезия. Индия и Китай являются наиболее многообещающими для турецкого туристического сектора. Тогда как все население Швейцарии составляет 7 миллионов человек, Индия, население которой уже превысило 1 миллиард, ежегодно дает миру более 35 миллионов туристов. 
 Налоговая реформа:      
 Турция – налоговый рай для тех, кто занимается своим делом. Ни у одного врача или адвоката, работающего в ЕС, нет ни малейшей возможности укрыться от выплаты налогов. В Турции же, напротив, редкостью является ситуация, когда человек, работающий на себя, платит налоги государству.  
 В этом смысле турки должны начать воспринимать уплату налогов как свою экономическую и этическую ответственность перед государством. Число турецких налогоплательщиков, если исключить из их числа госслужащих и разнорабочих, совсем невелико, и потому данная область также нуждается в нововведениях.

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                      2. Экономические отношения

2.1. Экспортное взаимодействие Турции с Россией

      К сфере деятельности государственного сектора в областивнешней торговли можно отнести сбытовые кооперативы. Наиболее крупное объединение сбытовых кооперативов - "Тариш" - значительную часть своей продукции (изюм, инжир, хлопок, оливковое масло) поставляет на экспорт . Другой сбытовой кооператив , "Фискобир-гак", контролирует эначительную часть экспорта фундука. Крупный сооператив по сбыту хлопка - "Чукобрилык" - специализируется в основном на экспорте хлопка из районов Юго-Восточной Турции.

      Государственный сектор установил известный контроль над сельскохозяйственной продукцией на внешнем рынке, им осуществляется непосредственно треть экспортных операций. Кроме того, государственный  сектор целиком контролирует импорт сельскохозяйственных продуктов . В то же время значительная часть импорта товаров, предназначенных для нужд государственных организаций, является источником дохода частных лиц, посреднических и комиссионерских.

      Экспортно-импортными операциями занимается в Турции множество  частных фирм, не только торговых. Часто их комерческая деятельность носит смешанный характер.

      За  период с 1998г. по 2005г. экспорт Турции вырос с 368 млн. до 5,7 млрд.долл. Однако его доля в ВНП страны весьма скромна  и составляет немного более 10% (2002г). Анализ темпов его прироста в сопоставимых ценах показывает, что с конца 90-х годов экспорт в стоимостном выражении (в ценах 1998г.) рос примерно вдвое быстрее, чем его физический объем. Это соотношение весьма показательно именно для современного этапа развития турецкого экспорта. Оно свидетельствует о заметном удорожании условной единицы вывозимой продукции, что, в свою очередь, является отражением качественных сдвигов, наметившихся в структуре экспорта Турции. К числу важнейших из них следует отнести увеличение в вывозе удельного веса промышленных изделий с 18% в 1998 г. до 48% в 2003г. при одновременном падении доли сельскохозяйственных товаров с 79% до 47%.

      Основу  турецкого экспорта составляют сельскохозяйственные товары, хотя их удельный вес в общей  стоимости экспорта постепенно скитается. По физическому объему вывоз сельскохозяйственной продукции увеличивается относительно низкими темпами. В условиях индустриализации, опережающих темпов роста промышленного производства по сравнению с сельскохозяйственным, роста населения Турции , особенно городского, сельскохозяйственное производство все с большим напряжением справляется со снабжением населения продуктами питания, а развивающейся промышленности - сырьем. Таким образом, рост спроса на сельскохозяйственную продукцию на внутреннем рынке существенно ограничивает экспортные возможности Турции, иногда даже препятствуя поддержанию экспорта на достигнутом уровне, В 2001г. первое место в экспорте сельскохозяйственной продукции занимал табак, вывоз которого составил 131 тыс.т. (395 млн.долл.), второе - хлопок - 206 тыс.т. (348 млн. долл.), третье - фундук - 302 млн.долл, четвертое - изюм - 99,7 тыс.т. (130 млн.долл); далее идут горох, ячмень, пшеница, лимоны, инжир, продукция животноводства.

      В последнее десятилетие неблагоприятное .влияние на турецкий экспорт сельскохозяйственных товаров оказывало и расширение их производства в ряде других стран, в частности во многих странах Средиземноморья.

      Вследствие  низкого качества и высокой себестоимости  некоторых турецких сельскохозяйственных товаров они менее конкурентоспособны на мировом капиталистическом рынке по сравнению о аналогичной продукцией указанных государств. Так, серьезными конкурентами Турции на мировом капиталистическом рынке табака в последние десятилетия стали Греция и Италия.

      Аналогичным образом складываются и условия  сбыта на внешних рынках турецких цитрусовых, сухофруктов, орехов, шерсти и др. В результате в рассматриваемый  период предложение на традиционные товары турецкого экспорта нередко  превышало спрос, что вело к росту запасов нереализованной продукции.

      Около половины экспортной выручки все  еще обеспечивают лишь три товарные группы: сухофрукты и орехи (в первую очередь фундук, изюм и инжир), хлопок и табак.

      В то же время существенное влияние  на расширение экспорта сельскохозяйственной продукции, а также на некоторое изменение и самой его структуры оказало проведение правительством ряда мероприятий по стимулированию вывоза свежих овощей, фруктов, винограда, цитрусовых и других. В их числе следует отметить обеспечение экспортеров транспортными средствами, холодильным оборудованием, предоставление определенных налоговых льгот и т.д. В результате свежие фрукты и овощи стали одной из наиболее динамичных статей турецкого сельскохозяйственного экспорта.

      В рассматриваемый период значительное внимание уделялось вопросам увеличения экспорта изделий турецкой обрабатывающей промышленности : текстиля, лесопродуктов, овощных и фруктовых консервов, стекла, керамики, электроприборов, шин, синтетических волокон, металлов и др.

      Развитию  промышленного экспорта в немалой  степени способствовало осуществленное в эти годы расширение системы  стимулирования экспортных отраслей местной  промышленности (обеспечение предприятий, ориентирующихся на внешний рынок, льготными долгосрочными кредитами, освобождение их от уплаты налогов и сборов и т.д.), а такие специальные правительственные меры по его дополнительному финансированию из государственного бюджета. Стимулирующее воздействие на экспорт оказала и серия девальваций турецкой лиры, проведенная в последние годы. 

      За  период с 1998г. по 2006г. экспорт продукции  обрабатывающей промышленности значительно  возрос и достиг 2290 млн.долл., а в 2007г. по предварительным данным, до 3429 млн.долл.       Следует, однако, отметить, что турецкие статистические публикации в группу промышленных изделий включают некоторые сельскохозяйственные товары, подвергнутые первичной обработке: растительные и животные масла, кожи, кишки, жмыхи, мясо, соленую и копченую рыбу и т.д., что приводит к завышению действительной стоимости и соответственно удельного веса в экспорте рассматриваемой товарной группы.

      Реальная  доля готовых промышленных изделий  и полуфабрикатов в экспорте в  настоящее время, видимо,не превышает 25%.

      Основу  промышленного экспорта Турции составляет продукция в первую очередь текстильной, пищевой и некоторых других отраслей легкой промышленности. На нее приходится около 70% общего вывоза готовых изделий и полуфабрикатов.

      Особенно  высокими темпами в рассматриваемый  период рос экспорт текстильных и швейных изделий (хлопчатобумажной пряжи и тканей, ковров ручной работы, трикотажных изделий, готовой одежды и других), увеличившийся с 3 млн.долл. в 1983г. до 802 млн. долл. в 2001г.

      Вывоз продукции пищевкусовой промышленности возрос с 43 млн. долл. в 1993г. до 412 млн.долл. в 2001г., однако ее удельный вес в общем экспорте промышленной продукции существенно сократился. Одно из главных мест в экспорте указанной группы товаров занимают жмыхи (преимущественно хлопковый и подсолнечниковый) и оливковое масло.

      В то же время осуществление в эти  годы ряда мероприятий по стимулированию экспорта, наращиванию мощностей, переоборудованию и укреплению ориентированных на внешний рынок предприятий пищевкусовой промышленности позволило заметно  увеличить вывоз томатной пасты, инжирного пюре, других консервированных овощей и фруктов, фруктовых соков.

      В 70-е годы наметилась тенденция к  диверсификации промышленного экспорта Турции, отражающая процесс индустриализации страны. Химическая и цементная промышленность, цветная и отчасти черная металлургия обладают экспортным потенциалом, и их вклад в экспорт становится все более ощутимым. Расширяется вывоз и таких видов промышленной продукции, как лесоматериалы, целлюлозно-бумажные товары, электроприборы (швейные, стиральные, счетные и пишущие машины, холодильники, некоторые виды контрольно-измерительных приборов и электротехнического оборудования), автобусы и другие.

      Однако  до настоящего времени Турция может  предложить внешнему рынку все еще  весьма ограниченный ассортимент изделий. Причины слабого развития промышленного экспорта страны в своей основе заключаются в низком уровне развития турецкой промышленности и высоких издержках производства. Качество многих готовых изделий, к тому же, ниже мировых стандартов, что ставит их в невыгодные условия конкуренции с товарами развитых капиталистических государств.

      В вывозе сырьевых товаров важную роль продолжают играть металлические руды и минеральное сырье, являющиеся традиционными статьями турецкого  экспорта. За 1993-2001гг. поставки их на внешний рынок возросли с 11 млн. до 193 млн. долл. Наибольшее качение в экспорте имеют бораты, хромовая, сурьмяная, цинковая и свинцово-цинковая руда, барит, магнезит. Проведение политики облагораживания экспорта способствовало существенному росту доли концентратов в общем вывозе руд и минералов.

      Таким образом в рассматриваемый период в Турции были предприняты серьезные  шаги, направленные на решение одной  из важнейших задач экономического развития страны - расширение и диверсификацию экспорта, повышение роли этого главного источника валютных поступлений.

После значительного снижения объемов  экспорта в Россию по причине мирового финансового кризиса в 2009 г., турецкие \экспортеры ставят целью вернуться  к докризисным экспортным показателям.

      В 2008 г. объем экспорта турецкой продукции в Россию составил в стоимостном выражении 6 млрд. долл. США, после чего упал до 2,5 млрд. долл. США в 2009 г. В значительной мере устранив негативные последствия кризиса, турецкие экспортеры намерены вновь повысить объемы экспорта своей продукции в Россию.          Турции удалось увеличить объем экспорта до 52 млрд. долл. США, что на 52 % выше, чем в предыдущем году. Объем экспорта с соседнюю северную страну подскочил в январе 2011 г. на 27,5 %, по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года, что свидетельствует о постепенном восстановлении. Обозреватели надеются, что последнее повышение объемов экспорта в Россию могут предвещать даже более серьезный рост экспорта в 2011 г.     В связи с этим компании настроены оптимистично и почти уверены, что их цели относительно объема экспорта в Россию на конец текущего года будут достигнуты; а многие турецкие компании открыли для себя российский рынок вновь. 18-я ежегодная выставка продукции пищевой промышленности «Продэкспо», которая недавно прошла в России, продемонстрировала потенциал роста объемов экспорта из Турции в Россию.     Турецкие экспортеры, посетившие выставку, сказали, что были рады проявленному к ним интересу на выставке, а многие из них заключили значительное количество новых выгодных сделок с российскими партнерами. Доля продукции пищевой промышленности в общем объеме экспорта в Россию составляла в прошлом году 20 %, и эта цифра обещает возрасти в текущем году. Эгейский Союз Экспортеров оказывает содействие 10 новым компаниям-экспортерам в сфере пищевой промышленности выйти на российский рынок. Одной из основных целей в этой связи является диверсификация продукции, экспортируемой в Россию.         Президент Товарной Биржи Акхисара Эмин Демирджы сообщил, что экспортеры планируют повысить объем экспорта оливок в Россию, и призвал Правительство помочь фирмам в законодательном плане. Правительство должно обеспечить содействие в продвижении новых брендов, так как экспортеры хотят ознакомить российских покупателей с продуктами «частных торговых марок». В 2010 г. объем экспорта оливок и оливкового масла турецкого производства в Россию составил 2,5 млн. долл. США.        Одна из ведущих продовольственных компаний Турции «Pınar» также надеется повысить объемы экспорта в Россию и занимается диверсификацией своей продукции. В настоящее время компания продает на российском рынке птицу и недавно начала проводить маркетинговые исследования с целью экспорта в Россию бутилированной воды.      Согласно информации Союза Экспортеров Сушеных Фруктов Турции в Турции на данный момент насчитываются 164 фирмы, которые могут начать экспортировать сушеные фрукты в Россию.       Другая продукция с высоким экспортным потенциалом – это вода. Экспорт воды из Турции в Россию вырос в 2010 г. до 8 млн. долл. США, составив в 2009 г. всего лишь 2,4 млн. долл. США. Компании надеются, что в этом году объемы экспорта воды возрастут вдвое. Самым крупным конкурентом Турции в этой сфере является Греция.       Кроме того, предприниматели из черноморской провинции Турции Трабзон считают, что национальный авиаперевозчик Турции «Турецкие Авиалинии» организуют регулярные рейсы из Трабзона в Сочи с целью возобновления объемов экспорта из этой провинции в Россию после того, как закрылся порт Сочи в рамках подготовки к Зимней Олимпиаде 2014 г.

Информация о работе Торгово-экономические связи России и Турции