Торгово-экономические связи России и Турции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 12:18, курсовая работа

Описание

В связи с этим цель данная работы - рассмотрение внешнеэкономических отношений Турции и России приобретает особую актуальность.
В работе поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть торгово-экономический потенциал данных стран.
2) Рассмотреть развитие российско-турецких отношений на современном этапе.
3) Рассмотреть проблемы и перспективы развития российско-турецких отношений.

Содержание

Введеие 3
Экономическая характеристика стран
1.1 Экономический потенциал России 4
1.2 Экономический потенциал Турции 5
2. Экономические отношения
Экспортное взаимодействие Турции с Россией. 11
Импортное взаимодействие Турции с Россией 17
Дальнейшее развити торгово экономических отношений
3.1 Проблемы Русско — Турецкого сотрудничества 23
3.2 Перспективы Русско — Турецкого сотрудничества 27
Список используемых источников 28

Работа состоит из  1 файл

курс шпак готовый1.doc

— 121.00 Кб (Скачать документ)

2.2 Импортное взаимодействие Турции с Россией     Импорт Турции из России сравнительно меньше страдает от кризисов, так как оттуда импортируется в основном сырье и энергоносители. Другими словами, наш импорт из России составляют в основном товары с низкой ценовой эластичностью.  
 В 2008 году, следуя общей тенденцией в стране, показатель импорта увеличился на 12,2%. В тот же год общий импорт Турции увеличился на 22,8%  Еще один вид торговли из Турции в Россию это челночный бизнес.Ставки таможенных пошлин в Российской Федерации довольно высоки, однако власти, с целью стабилизации предложения товара на внутреннем рынке и обеспечения большей занятости населения, разрешают импортерам ввозить товары беспошлинно или же по сниженным ставкам пошлин.  
 Наряду с этим, инициатива по поводу продолжения, условий и/или запрещения челночного бизнеса находится полностью в руках российских властей. Как известно, Россия активно продолжает работу по вступлению во Всемирную Торговую Организацию, а челночного бизнеса нет ни в правилах ВТО, ни среди норм международной торговли.Кроме этого, товары, ввозимые в страну беспошлинно через челночный бизнес, вызывают недовольство начинающего развиваться местного производителя.       В результате, Министерство Экономического Развития и Торговли Российской Федерации сообщило в средствах массовой информации о начале работ по введению политики, направленной на прекращение челночного бизнеса, имеющего немаловажное значение для нашей страны.Однако каких-либо юридических шагов в этом направлении пока сделано не было.  
 Одно из важных преимуществ, предоставляемых договором о поставке газа, для нашей страны, это возможность внедрения турецких подрядчиков на российский рынок.В 9-м протоколе КЕК, подписанном в 1986 году, содержатся пункты, указывающие на то, что часть проекта будет финансироваться за счет природного газа. Таким образом, начиная с 1988 года 25-30% стоимости природного газа стала использоваться в оплате подрядных работ.Строительные компании, чья деятельность в этой области поначалу развивалась благодаря финансированию природным газом, за короткий срок достигли больших успехов, и вышли за рамки программы по финансирования природным газом.  Россия увеличила экспорт в Турцию природного газа в связи с прекращением поставок из Ирана, объем поставок российского газа в сутки возрос на 13 миллионов кубометров.        Перебои с поставками природного газа из Ирана вызвали остановку нескольких предприятий в центральной Турции. На юго-востоке страны, давление газа в трубопроводах значительно снизилось, его не хватает для выработки достаточного количества тепла. Министр энергетики иприродных ресурсов Хильми Гюлера заявил, что на случай энергетического кризиса в Турции имеются необходимые запасы топлива.        Россия экспортирует в Турцию в пять раз больше, чем Турция в Россию (в 2008 г. объем экспорта России в Турцию составил 33,8 млрд долл. США, тогда как в обратном направлении – 6,5 млрд). Турецкая сторона рассчитывает повысить уровень экспорта в Россию с помощью турецкого автопрома.  Начало развитию турецкого автопрома было положено полвека назад. Именно в 60-е годы стала осуществляться сборка коммерческих автомобилей и автобусов группами компаний, среди которых Ford, Chrysler, BMC, Mercedes-Benz и Deutz.            По итогам 2008 г. Турция, опередив такие страны, как Япония, США, Великобритания заняла 5 строчку в списке ведущих торговых партнеров России с показателем товарооборота в 33,8 млрд. долл. (прирост по сравнению с аналогичным периодом 2007 года – 47,1%). Россия также входит в число ведущих торговых партнеров Турции и в 2008 г. вышла на 1-е место по общему объему торговли, опередив Германию. Российский экспорт составил 27,1 млрд. долл. - прирост составил 47,5%, импорт из Турции – 6,1 млрд. долл. США - прирост на 45,2%. Однако эти показатили знаительноснизились в связи с мировым финансовым кризисом.         В российском экспорте доминируют энергоносители (76%); металлы и изделия из них (14,3%), а в импорте из Турции - продовольствие (34,1%); машины, оборудование и транспортные средства (почти 22%), потребительские товары (17%).             В интересах возрастания экспортных поставок турецкая сторона ставит вопрос о либерализации торговли, конечным воплощением которой могло бы стать создание зоны свободной торговли (ЗСТ). Однако на данном этапе какие-либо согласованные действия сторон на этом направлении не соответствуют интересам российской стороны. В структуре нашего экспорта в Турцию превалируют энергоносители, тогда как в турецком экспорте в Россию – готовые изделия. Таким образом, либерализация торговли товарами и услугами содержит реальную возможность ущерба российскому сельскому хозяйству и, особенно, легкой промышленности.         Турецкая сторона на самом высоком уровне продолжает ставить вопрос о переходе во взаиморасчетах в торговле между нашими странами на национальные валюты. В соответствии с недавно принятыми изменениями во внутреннем законодательстве Турции, Банку это страны дано право определять валюту платежа в расчетах с конкретными странами.    Российское законодательство не содержит ограничений на осуществление расчетов в рублях с нерезидентами. И вопрос о целесообразности расчетов в национальных валютах должны решать для себя российские и турецкие субъекты внешнеторговой деятельности.        По имеющейся информации в настоящее время 4 работающих в России российско-турецких банков осуществляют часть расчетов с турецкими экспортерами в рублях.         Сохраняется широкое присутствие турецких компаний на российском рынке подрядных услугВ России в настоящее время работает около 150 турецких строительных фирм. Основная их часть оперирует на объектах Москвы и области, Санкт-Петербурга, а также городов Татарстана, Башкортостана, Свердловской, Владимирской, Ростовской областей и Краснодарского края. Всего, с конца 1980-х годов и по настоящее время турецкими фирмами построено на территории России свыше 800 объектов.  В ходе проведения 3-5 августа 2009 года девятого заседания Смешанной Межправительственной Российско-Турецкой комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, турецкая сторона еще раз подчеркнула свою заинтересованность по участию в тендерах на возведение олимпийских объектов в Сочи.

 
 
 
 
 
 
 

       

 

   3. Дальнейшее развити торгово экономических отношений  

3.1 Проблемы Русско — Турецкого сотрудничества

      Доля  Турции среди членов стран ЕВРАЗЭС  во внешней торговли РФ составляет около 20%. По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), в январе-апреле 2009г. внешнеторговый оборот России с Турцией снизился 45,8%. При этом российский экспорт  упал на 45,5%, турецкий – на 47,2%

         Конечно, причина  падения оборота понятна –  глобальный экономический кризис и  снижение цен на основные товары, экспортируемые из России, которое, как поясняют сами таможенники, стало основным фактором сокращения экспорта.

         Снижение российского импорта в ФТС связывают с падением физических объемов импортных поставок, при этом средние цены ввозимых товаров практически не изменились.

   Однако  Турция не склонна во всем винить «кризис», причина падения оборота между  нашими странами, по мнению турецких чиновников, лежит в другой плоскости.

         Торговые представители  Турции заявляют, что Россия уже  в течение года проводит поштучный  досмотр всего турецкого импорта  – фур и контейнеров (единственное исключение – скоропортящиеся продукты).

         Процедура растаможивания может растягиваться на три-четыре и даже на восемь месяцев, и зарабатывают на этом только контрагенты, а турецкие бизнесмены несут убытки.

         В свою очередь российские таможенники отмечают, что длительность оформления происходит из-за разницы  в цене на товар, которую декларируют турецкие экспортеры и российские импортеры. Для выхода из создавшейся ситуации Россия предлагает перейти на работу в режиме «одного окна». Но от такого предложения Турция категорически отказывается, усматривая в этом монополизацию рынка, и во всем видит только политическую подоплеку.

         Разногласия и споры  в вопросах двусторонней торговли России и Турции случались и ранее. Не далее как осенью прошлого года Турция была намерена применить к России экономические санкции из-за беспричинных задержек грузовиков с импортными товарами на российских таможнях. Объяснить причину сегодняшнего недопонимания SeaNews попросил участников рынка.

         Как рассказал один из собеседников SeaNews, работающий на данном рынке, турецкий товар, прибывающий  на территорию РФ, действительно подлежит стопроцентному досмотру при таможенной очистке с середины 2008г.  «Данная мера приводит к увеличению срока выпуска ГТД, но информация о трех-четырех, а тем более восьми месяцах является явным преувеличением, - говорит он. - Бывают случаи, когда таможенная очистка затягивается на срок более месяца, но это касается не только товаров турецкого происхождения. Обычно же очистка турецких товаров, прибывающих в контейнерах, занимает от 7 до 14 дней».

         По словам участника  рынка, официальной причиной является разница в декларируемой стоимости товара, но такая же ситуация наблюдается и с товарами, прибывающими из Китая и других регионов.

         В первую очередь  от стопроцентного досмотра турецкого  товара страдают покупатели груза, так  как увеличивается срок поступления товара в свободное обращение, несутся дополнительные расходы по хранению и демерреджу контейнеров на терминалах порта, в конце концов, досмотр – тоже не бесплатная операция и оплачивается порту по прейскуранту. Далее страдают продавцы товара, так как их товар по вышеуказанным причинам становиться неконкурентоспособным и традиционные покупатели начинают закупать его в других регионах, например, в Китае.

         Контрагенты также  не могут извлечь никаких дополнительных прибылей из сложившейся ситуации. Если говорить о таможенных брокерах, то работа с турецким грузом требует привлечения большего количества персонала, потому что для досмотра необходимо содержать больший штат экспедиторов.

         Повышенное внимание таможни к оформлению турецкого товара требует большей квалификации и опыта брокеров, а также готовности решать вопросы, связанные с судебными разбирательствами по проблемным грузам.  При этом услуги по таможенной очистке турецкого товара стоят столько же, сколько и за товары из других регионов. Что касается портов, то с одной стороны может показаться, что дополнительное хранение и досмотры влекут дополнительную прибыль, но увеличение сроков нахождения контейнеров на терминалах портов приводит к увеличению единовременно находящихся на терминале контейнеров и как следствие к снижению эффективности работы этих терминалов. Что в конечном итоге приводит к уменьшению грузопотока.

         Естественно, перевозчики  тем более не получают никакой  прибыли от данной ситуации, так  как уменьшается грузопоток контейнеров.

         Официального предложения  производить оформление всего турецкого  экспорта в Россию через одну фирму (о чем одно время говорили и  участники рынка, и СМИ) не поступало, скорее речь идет о том, чтобы все  турецкие товары растаможивались в  России в ограниченном числе таможен. На данный момент речь идет о Новороссийске и Санкт-Петербурге.

         Если бы рассматривался вопрос об использовании одной компании для оформления турецкого груза, то, по мнению участников рынка, положительным  моментом было бы, что груз не подлежал бы стопроцентному досмотру. Минус – монополизация рынка услуг по таможенной очистке и как следствие монополизация тарифов на услуги и снижение их качества.

  •  
     

    3.2. Перспективы Русско — Турецкого сотрудничества

          Российско-турецкие отношения насчитывают более чем пятисотлетнюю историю.

      Уровень отношений между Турцией и  Россией сегодня лучше, чем в  прежние времена. Делая такой  дальновидный вывод, некоторые эксперты сошлись в том, что между Москвой  и Анкарой возможно стратегическое партнерство.  Однако не следует забывать, что от тактического сотрудничества до стратегического партнерства необходимо пройти длинный путь. Со стратегической точки зрения преобладает мнение о том, что место сотрудничества между Россией и Турцией в долгосрочной перспективе займет соперничество.            Россия и Турция обладают различным демографическим, экономическим и военным потенциалом. Разница потенциалов влияет на двусторонние связи и региональную политику двух стран в постсоветский период.

          В последнее время отношения России и Турции нормализовались в основном за счет ухудшения отношений с Западом, и это в первую очередь касается Турции - охлаждению отношений с США в результате односторонней политики администрации Буша и замедление переговорного процесса с ЕС. Другая причина укрепления связей между Турцией и Россией - рост экономического сотрудничества. В основе связей Турции и России лежит энергетика. Довольно большую часть энергетического баланса Турции составляет сырье импортируемое из России. Для России Турция - второй по величине рынок сбыта природного газа и достаточно важный потребитель нефти.

          По  мнению ряда экспертов, российско-турецкий альянса может быть создан, если обе страны признают, что они являются государствами Евразии, которые  расположены между Востоком и Западом, не отходят от традиций в международной политике, проявляют нерешительную позицию по отношению к  Западу и располагают схожим культурным наследием.

    В то же время не следует забывать о потенциале противостояния двух стран. Кроме того, во внешней политике двух государств есть серьезные различия, и это особенно заметно на постсоветском пространстве, где обе страны стали более активны в последние годы. Россия и Турция руководствуются разными политическими критериями: если Россию можно охарактеризовать как 'жесткую силу', то Турция - это скорее 'мягкая сила'.

          После крушения коммунизма и по настоящее  время Россия рассматривает возникшие  с распадом Союза государства  как сферу своего влияния. Россия преследует две цели: с одной стороны, воспрепятствовать развитию связей стран региона с Западом и сохранить свое влияние, а с другой - обеспечить контроль над экспортом энергоресурсов и сырья из Средней Азии.   В это же время Турция неожиданно пошла на сближение с соседними странами, что можно рассматривать как следствие новой внешней политики Анкары, которая сильно отличается от внешнеполитического курса России. Новая внешняя политика была выработана на основе понятий стратегической глубины и  'нулевых вопросов', которые развил министр иностранных дел Ахмет Давутоглу.            Вследствие такой политики Турция должна обрести статус региональной силы и партнера в бассейне Черного моря и Центральной Азии.   Хотя часть целей Турции и России совпадают, Анкара, в отличие от Москвы не против укрепления связей постсоветских стран с Западом, и хочет участвовать в этом процессе в качестве страны-члена ЕС и страны, чью роль в окружающем ее регионе несомненна.

          Если  взвесить различия между Турцией  и Западом и сильные экономические  и политические узы, станет очевидно, что Анкара не может проводить оппозиционную Западу политику.

          В то же время при ухудшении отношений  с Западом и ЕС Анкара будет  ориентироваться на сотрудничество с Москвой. В свою очередь, это  может означать изоляцию Запада (прежде всего ЕС) в районах Черного моря, Кавказа и Центральной Азии.

          Главным итогом ухудшения отношений Турции и Запада может стать тактическое  развитие сотрудничества Москвы и Анкары на постсоветском пространстве.           Турция важна для России, так как Россия стремится оставаться главным поставщиком нефти и природного газа для Европейского Союза. Кроме того, Анатолия выходит на первый план в качестве своего рода моста, объединяющего Евросоюз с Ближним Востоком и Центральной Азией, располагающими значительными запасами нефти и газа.     С другой стороны, Турция прилагает усилия, чтобы обеспечить прокладку по своей территории максимально возможного количества газопроводов и нефтепроводов, в том числе из России.      Устремления Анкары, если они хотя бы частично будут претворены в жизнь, сводятся к тому чтобы превратить Турцию в центр распределения энергоносителей. В рамках этой политики Турция предлагала России сотрудничество, однако все предложения были отвергнуты Москвой. В результате в вопросе создания энергетической инфраструктуры Турция оказалась в состоянии войны интересов с Россией.     Именно из-за этого не представляется возможным создание между Россией и Турцией стабильного стратегического пакта. Бросаются в глаза серьезные расхождения в позициях двух стран по важным проблемам, и эти различия отражаются на их внешней политике. Анкара стремится изменить региональный баланс сил в пользу Турции. Членство в ЕС в значительной степени упрочит позицию Турции в регионе.      Всегда следует учитывать и возможность изменения в пользу Турции баланса военных сил. Многие эксперты считают, что после обретения Ираном ядерного оружия на Ближнем Востоке начнется гонка вооружений, и в результате многие страны, в том числе Турция, превратятся в ядерные державы. Кроме того, можно предсказать рост влияния в первой половине XXI века Китая на Центральную Азию, ЕС и Восточную Европу. В итоге позиции ряда стран в регионе окрепнут.          В связи с этим возникает главный вопрос: какой будет реакция России на ослабление ее влияния на постсоветском пространстве? С большой долей вероятности Россия продолжит вести себя агрессивно, что характерно для нее и в настоящее время. Рано или поздно это войдет в противоречие с интересами Турции, и, следовательно, Анкара будет вынуждена пересмотреть свои мягкие манеры в отношениях с Москвой.

    Информация о работе Торгово-экономические связи России и Турции