Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 19:31, курсовая работа
Цель данной работы – раскрыть необходимость существования ТНК, влияние ТНК на национальную экономику, как с положительной, так и с отрицательной стороны, изучить степень взаимодействия Республики Беларусь с международными корпорациями и на конкретном примере транснационального банка охарактеризовать его деятельность в нашей стране.
Задачи данной курсовой работы:
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
рассмотреть основные характеристики и виды ТНК;
рассмотреть историческое развитие ТНК;
описать основные причины возникновения ТНК
Введение
3
1
Сущность и причины транснационализации деловой активности
5
1.1
Сущность и виды ТНК
5
1.2
Развитие ТНК
6
1.3
Причины возникновения ТНК
9
2
Роль транснациональных корпораций в мировой экономике, положительные и отрицательные последствия их деятельности
11
2.1
Роль транснациональных корпораций в мировой экономике и политике, положительные и отрицательные последствия деятельности ТНК
11
3
Взаимодействие Республики Беларусь с транснациональными корпорациями
16
3.1
Предпосылки и факторы привлечения инвестиций ТНК в национальную экономику, оценка инвестиционного климата в Республике Беларусь
16
3.2
Система организационно-экономических мероприятий по стимулированию взаимодействия ТНК с национальной экономикой
19
3.3
Анализ деятельности транснациональных корпораций за последние годы в Республике Беларусь на примере деятельности ВТБ банка (Беларусь)
24
Заключение
28
Список использованных источников
30
Приложения
31
Анализ зарубежного опыта показывает, что наряду с лицензионной и инвестиционной деятельностью большая часть таких инвестиций поступает через слияния и поглощения компаний (приватизацию).
Наиболее ярким примером этого являются страны — ближайшие соседи Республики Беларусь: Литва, Латвия, Польша и в некоторой степени Чехия. После распада СССР эти страны оставались одними из наиболее промышленно развитых на постсоветском пространстве. Однако этот факт не сыграл ровным счетом никакой роли в преодолении экономического кризиса, за исключением заинтересованности для иностранных компаний, стремящихся освоить новые рынки.
В результате был взят курс на активную приватизацию, что позволило этим странам в короткий период времени привлечь значительные объемы прямых иностранных инвестиций и преодолеть экономический спад.
Как показывает анализ, значительные колебания объемов привлекаемых ПИИ (в том числе их всплеск) в рассматриваемых странах вызваны продажей предприятий, все еще находящихся в руках государства. Например, существенный прирост объемов поступивших ПИИ в Литву в 1998 г.вызван продажей национального телекоммуникационного оператора Lietuvos Telekomas за 510 млн.долл. США. Аналогичная ситуация была в Чехии, когда в 2002 г.произошла приватизация, в т. ч.компании Transgaz и т.д. Безусловно, не стоит рассматривать приватизацию как единственный способ привлечения ПИИ в страну через ТНК. По мере создания благоприятного инвестиционного климата, а также при наличии ряда преимуществ любая страна способна рассчитывать на приход ТНК в качестве инвесторов, а также на существенные объемы реинвестированной прибыли. Тот факт, что ТНК обычно участвуют экономике страны-реципиента посредством ПИИ, говорит о том, что при решении вопроса о привлечении капитала ТНК речь следует вести о привлечении иностранных инвестиций в целом. А для этого необходимо наличие в стране благоприятного инвестиционного климата. Наряду с экономической целесообразностью привлечения в страну транснационального капитала возможны некоторые негативные аспекты деятельности ТНК в принимающей стране.
Транснациональные компании рассматриваются странами-реципиентами в качестве катализатора процессов стратегических изменений в системе международных экономических отношений: с их помощью хотят решить задачу роста “технологичности” экспортируемой продукции и сокращения доли сырьевых товаров в структуре экспорта. Это происходит в том случае, если ТНК передает принимающей стране инновационные методы технологии, а иногда и открывает доступ к своим трансграничным сбытовым каналам. Однако не всегда активное участие ТНК в экономике принимающей страны гарантирует это.
Так, филиалы зарубежных ТНК в Мексике не стремятся вовлекать национальных производителей в международные производственные системы (например, в производстве телевизоров филиалами зарубежных ТНК доля мексиканских компонентов не превышает 3%).Кроме того, зарубежные ТНК не стремятся создавать в Мексике научно-исследовательские центры, а также центры разработки перспективной продукции, что свидетельствует об использовании страны в роли “сборочного цеха” в системе международного разделения труда.
Во многих развивающихся странах осуществление приватизации государственных предприятий привело к перераспределению национальной собственности в пользу ТНК, что стало причиной их доминирования в экономике. Не ощущая конкуренции со стороны национальных предприятий, ТНК используют ресурсы государства в своих целях, причем не всегда эффективно и лишь в той части, которая необходима для поддержания своей конкурентоспособности. Фактически национальный сектор экономики может быть устранен от факторообразующей роле в проведении экономической политики. Как уже отмечалось, важнейшим преимуществом участия ТНК является доступ к информационным рынкам и новым технологиям. Тем не менее следует отметить, что зачастую ТНК стремятся оговорить в соглашении с условиям передачи технологий, которые обеспечили бы максимальный контроль над их использованием зарубежным контрагентом (характерно для американских ТНК).
Действия ТНК, направленные на ущемление интересов партнеров, навязывание заведомо невыгодных условий приобретения товаров и услуг, вмешательство в внутрифирменные дела, известны в международной экономической деятельности как “ограничительная деловая практика”. Наиболее распространенными ее видами при передаче технологий являются следующие:
Таким образом, ТНК осуществляют взаимодействие с социально-экономической средой в соответствии со своими стратегическими задачами. Используя различную организационную форму (иностранное предприятие, совместное предприятие, операции по присоединению и слиянию), корпорации преследуют только одну цель — получение максимальной прибыли. В задачу зарубежных корпораций не входит развитие экономики принимающего хозяйства. Партнерство в таких условиях эффективно только тогда, когда принимающая страна, во-первых, располагает необходимым для сотрудничества кадровым и техническим потенциалом и, во-вторых, активно участвует в технической политике и решении организационных вопросов. Отсутствие этих предпосылок ведет к углублению экономического неравенства между партнерами. [8, с.73].
Мировая практика свидетельствует и об актуальности проблемы появления вокруг предприятий с участием ТНК зон повышенной социальной напряженности,
стимулируемой столкновением принципиально разных уровней и стандартов потребления, национальных традиций, систем материальных и духовных ценностей,
что требует от правительств большей гибкости, способности к компромиссам, своевременному регулированию отношений.
Деятельность ТНК оказывает положительное влияние на социально-экономическое развитие государства только тогда, когда интересы двух сторон совпадают. Вложение в национальную экономику транснационального капитала приводит к положительному эффекту только тогда, когда он способствует развитию тесного сотрудничества с местными производителями, а также сопутствующих производств и сферы услуг. Предпосылкой для этого является наличие в принимающей стране соответствующих сырьевых и трудовых ресурсов для развития тех производств, в которые приходит капитал ТНК.
Не следует забывать и о том, что приход капитала ТНК, особенно в импортоемкие отрасли, приводит к значительному росту импорта. Также рост иностранных инвестиций и улучшение финансового счета платежного баланса
приводит к увеличению оттока капитала по статье “доходы” текущего счета в будущем. Таким образом, текущий счет испытывает на себе двойное давление из-за увеличения импорта и оттока доходов от инвестиционной деятельности, что
негативно сказывается на сальдо платежного баланса [14, с.112].
3 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РБ С
3.1 Предпосылки и факторы привлечения инвестиций ТНК в национальную экономику, оценка инвестиционного климата в Республике Беларусь
Привлечение прямых иностранных инвестиций является одним из приоритетов внешней экономической политики Республики Беларусь. Анализ статистических бюллетеней «Инвестиции в Республику Беларусь из-за рубежа» за период с 2005 по 2010 год показал, что объем привлеченных прямых иностранных инвестиций увеличился с 451,3 млн. долларов США до 5569,4 млн. долларов США (рост в 12,3 раза). Доля прямых иностранных инвестиций, поступивших в Республику Беларусь, в общемировом объеме прямых иностранных инвестиций составила в 2010 году 0,11 процента (данные Доклада о мировых инвестициях, 2011 год (Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию).
Постоянный рост прямых иностранных инвестиций в экономику республики сказался на увеличении их объемов на душу населения с 47 долларов США в 2005 году до 587 долларов США в 2010 году. Однако этот показатель значительно меньше, чем в ряде стран Восточной Европы.
В общем объеме прямых иностранных инвестиций основная доля приходится на прочие прямые иностранные инвестиции – 92,1 процента. Кредиты и займы, полученные от прямых инвесторов, составляют 4,7 процента, прямые иностранные инвестиции в уставный капитал – около 3,1 процента, финансовый лизинг – 0,1 процента.
В 2005–2010 годах иностранные инвесторы вкладывали капитал преимущественно в развитие торговли и общественного питания – 18 млрд. долларов США, транспорта и связи – 8 млрд. долларов США, промышленности – 1,4 млрд. долларов США. На эти сферы пришлось около 74 процентов общего объема прямых иностранных инвестиций, поступивших в экономику страны за указанный период.
Основными странами – донорами прямых иностранных инвестиций в экономику республики в 2005–2010 годах являлись Россия (64 процента общего объема прямых иностранных инвестиций), Швейцария (19,7), Кипр (4,4), Германия (1,7), Великобритания (1,4), США (1,2 процента).
Число организаций с иностранным капиталом, работающих в стране, увеличилось с 3545 на 1 января 2005 г. до 5876 на 1 января 2011 г. Значительный интерес у иностранных инвесторов в последние годы отмечается к банковской сфере, транспортной инфраструктуре, оптовой торговле промышленными и продовольственными товарами, пивоварению, производству строительных материалов, производству продуктов питания и фармацевтике.
В настоящее время в республике
функционируют следующие
Однако вклад частного сектора в валовой внутренний продукт остается незначительным – лишь 30 процентов, тогда как в других странах данный показатель составляет от 65 до 80 процентов.
В республике действует более 3000 компаний, созданных с участием иностранных инвесторов. Беларусь успешно сотрудничает с известнейшими транснациональными корпорациями, которые представлены в таблице 3.1.
Таблица-3.1.Транснациональные корпорации, осуществляющие свою деятельность на территории Республики Беларусь
№ в топ-2000 крупнейших мировых компаний (Forbes, 2011 г.) |
Компания |
Страна |
Отрасль, в которой компания присутствует в Беларуси |
1 |
2 |
3 |
4 |
15 |
Газпром |
Россия |
Газовая, банковская, бытовая техника |
44 |
Societe Generale |
Франция |
Банковская |
48 |
AXA Group |
Франция |
Страхование |
71 |
Лукойл |
Россия |
Нефтяная |
94 |
Generali Group |
Италия |
Страхование |
109 |
MunichRe |
Германия |
Страхование |
154 |
United Parcel Service |
США |
Экспресс-доставка |
159 |
British American Tobacco |
Великобрита-ния |
Табачная |
178 |
Сбербанк |
Россия |
Банковская |
181 |
McDonald`s |
США |
Общепит |
218 |
Danone |
Франция |
Молочная |
238 |
TeliaSonera |
Швеция |
Телекоммуникации |
346 |
Henkel Group |
Германия |
Стройматериалы |
383 |
Deutsche Lufthansa |
Германия |
Авиауслуги |
413 |
Heineken Holding |
Нидерланды |
Пивная |
Продолжение таблицы-3.1 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
477 |
Carlsberg |
Дания |
Пивная |
504 |
Вымпелком |
Россия |
Телекоммуникации |
523 |
Татнефть |
Россия |
Нефтяная |
557 |
ВТБ Банк |
Россия |
Банковская |
624 |
Raiffeisen International Bank-Holding |
Австрия |
Банковская |
Источник: [16, c. 110-111]
Незначительного прогресса Беларусь достигла в приватизации. Несмотря на то, что начиная с 2008 года процессу приватизации решено придать плановый характер, ее темпы являются неудовлетворительными. Так, в 2008–2010 годах запланирована продажа акций 409 открытых акционерных обществ, фактически состоялось 77 сделок, в том числе 18 сделок с акциями этих открытых акционерных обществ.
Важной предпосылкой для привлечения инвестиций и служит двусторонняя нормативная правовая база между Республикой Беларусь и другими странами. Действует более 50 двусторонних соглашений о защите инвестиций, по 30 соглашениям ведется работа по заключению. [16, c. 120]