Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 19:31, курсовая работа
Цель данной работы – раскрыть необходимость существования ТНК, влияние ТНК на национальную экономику, как с положительной, так и с отрицательной стороны, изучить степень взаимодействия Республики Беларусь с международными корпорациями и на конкретном примере транснационального банка охарактеризовать его деятельность в нашей стране.
Задачи данной курсовой работы:
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
рассмотреть основные характеристики и виды ТНК;
рассмотреть историческое развитие ТНК;
описать основные причины возникновения ТНК
Введение
3
1
Сущность и причины транснационализации деловой активности
5
1.1
Сущность и виды ТНК
5
1.2
Развитие ТНК
6
1.3
Причины возникновения ТНК
9
2
Роль транснациональных корпораций в мировой экономике, положительные и отрицательные последствия их деятельности
11
2.1
Роль транснациональных корпораций в мировой экономике и политике, положительные и отрицательные последствия деятельности ТНК
11
3
Взаимодействие Республики Беларусь с транснациональными корпорациями
16
3.1
Предпосылки и факторы привлечения инвестиций ТНК в национальную экономику, оценка инвестиционного климата в Республике Беларусь
16
3.2
Система организационно-экономических мероприятий по стимулированию взаимодействия ТНК с национальной экономикой
19
3.3
Анализ деятельности транснациональных корпораций за последние годы в Республике Беларусь на примере деятельности ВТБ банка (Беларусь)
24
Заключение
28
Список использованных источников
30
Приложения
31
Созданы преференциальные режимы хозяйствования при реализации инвестиционных проектов в свободных экономических зонах, малых и средних городах, сельской местности, Парке высоких технологий, при заключении инвестиционного договора с Республикой Беларусь, реализации проектов в сфере придорожного сервиса.
Ключевой предпосылкой для прихода в Беларусь иностранных компаний является сокращение доли государственного сектора и приватизация государственного имущества. При этом обеспечивается рациональное использование ресурсов и производственного потенциала, улучшение финансового положения организаций, повышение инвестиционной активности субъектов хозяйствования.
Изменение структуры
экономики повысит
Проведение приватизации направлено на привлечение в бюджет дополнительных ресурсов ежегодно на сумму не менее 2,5 млрд. долларов США.
Незадействованным механизмом
привлечения инвестиций, в том
числе и прямых иностранных, является
частно-государственное
Сферами применения государственно-частного партнерства станут транспорт и транспортная инфраструктура, система коммунального хозяйства, энергоснабжение, объекты здравоохранения, образования, культуры и социального обслуживания, туризма, рекреации и спорта, месторождения полезных ископаемых и другое. Государственно-частное партнерство может реализовываться в таких формах, как реконструкция – эксплуатация – передача, строительство – владение – управление, проектирование – строительство – владение – управление – передача, концессия, и иных. При этом до принятия специальных актов законодательства по данному вопросу реализация проектов государственно-частного партнерства может осуществляться путем заключения инвестиционных договоров с Республикой Беларусь (в случаях концессии – концессионных договоров). [15, c.223-234]
3.2 Система организационно-
Тот факт, что ТНК обычно участвуют в экономике страны-реципиента посредством ПИИ, говорит о том, что при решении вопроса о привлечении капитала ТНК речь следует вести о привлечении иностранных инвестиций в целом.
Важнейшим направлением государственной экономической политики нашей страны является создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций.
Республика Беларусь предлагает потенциальным инвесторам такие свои основные преимущества, как:
Республика находится на пересечении железнодорожных и автомобильных магистралей, систем нефте–, газо–и продуктопроводов, систем связи между Западной Европой и регионами России, азиатскими странами. В силу этого Республика Беларусь может стать своего рода плацдармом для зарубежных инвесторов в плане освоения новых перспективных рынков стран СНГ.
Экономическая ситуация в стране характеризуется стабильным уровнем инфляции, наличием налоговых и таможенных льгот для иностранных инвесторов, ростом экспортного потенциала, развитой банковской системой, растущим рынком финансовых и страховых услуг.
В стране существует развитая научно–техническая база для проведения исследований и разработок в различных областях теоретических и прикладных знаний. В республике функционирует около 300 научных организаций. Научными исследованиями и разработками занимается свыше 30 тыс. человек, в их числе более 805 докторов наук и 3400 кандидатов наук. Международное признание получили разработки белорусских ученых в области лазерной и ядерной физики, ядерной энергетики, порошковой металлургии, оптики, программного обеспечения, биотехнологии и др.
Республика Беларусь входит в единое таможенное пространство с Россией. Для потенциального инвестора это означает, что, вкладывая свои капиталы в экономику республики, он получает широкий доступ не только к белорусской территории, но и огромной емкости российского рынка. Расширению инвестиционных возможностей Республики Беларусь способствуют так же положительная динамика переговорного процесса по присоединению страны к Всемирной торговой организации (далее – ВТО), улучшение отношений с международными финансовыми организациями (Международным валютным фондом, Международной финансовой корпорацией и Международным банком реконструкции и развития в рамках Всемирного банка, Европейским банком реконструкции и развития).
В республике созданы свободно экономические зоны с либеральными условиями хозяйствования в виде льготного налогового и таможенного режимов. Ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость для резидентов свободных экономических зон (далее – СЭЗ) в два раза ниже, чем по республике. Прибыль, полученная резидентами СЭЗ за счет реализации продукции собственного производства, освобождается от налогообложения сроком на 5 лет с момента ее объявления.
В Республике Беларусь сформированы благоприятные правовые условия для деятельности инвесторов. По мнению Международной финансовой корпорации, занимающейся анализом инвестиционного климата в разных странах, белорусское инвестиционное законодательство заслуживает высокой оценки и является одним из лучших среди стран СНГ.
Формирование государственной политики в области инвестиционной деятельности возложено в Республике Беларусь на Департамент по делам инвестиций, который является самостоятельным структурным подразделением Министерства экономики. Основной задачей Департамента является разработка принципов, механизмов инвестиционной политики, а также мер по стимулированию, привлечению и эффективному использованию внутренних и внешних инвестиций в целях создания условий для устойчивого экономического роста.
Основным программным документом, определяющим формирование инвестиционной политики в республике является Национальная прогpaммa привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь, одобренная Правительством в 2002 году. Программа определяет стратегию и механизмы привлечения внутреннего и внешнего капитала, а так же законодательные и организационно-экономические мероприятия для создания благоприятной инвестиционной среды.
Основополагающим документом, определяющим общие условия осуществления инвестиционной деятельности в Республике Беларусь, является Инвестиционный кодекс, принятый в 2001 году. Он направлен на стимулирование инвестиционной деятельности и защиту прав инвесторов на территории республики.
В процессе осуществления инвестиционной деятельности, в том числе при реализации инвестиционных проектов, инвесторы имеют право на государственную поддержку в виде централизованных инвестиционных ресурсов или предоставления гарантий белорусского Правительства. Кроме того, при реализации отдельных инвестиционных проектов, имеющих важное значение для экономики нашей страны, с инвестором может быть заключен инвестиционный договор, в котором устанавливаются дополнительные правовые гарантии Республики Беларусь по данному проекту, оговоренные на период действия договора.
Наряду с поддержкой, иностранные инвесторы получают в нашей стране целый ряд гарантий государства. Им гарантируется право собственности и иные вещные права, а также имущественные права, приобретенные законным способом. И, главное - независимо от формы собственности, инвесторам гарантирована равная, без всякой дискриминации, защита прав и законных интересов.
В соответствии с белорусским
законодательствам инвесторы
Немаловажным является и тот факт, что инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы или реквизированы. Такие процессы возможны лишь со своевременной и полной компенсацией не только стоимости инвестиционного имущества, но и других вызванных ими убытков.
Инвестиционным кодексом также закрепляется право инвестора обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) государственных органов или их должностных лиц и их акты, нарушающие права инвестора и (или) причиняющие ему убытки.
Важная роль в создании благоприятного инвестиционного климата в Республике Беларусь принадлежит Консультативному Совету по иностранным инвестициям, возглавляемому Премьер-министром. В его состав входят представители государственных структур, международных организаций, а также иностранных инвесторов, работающих на белорусском рынке.
Дополнительные гарантии зарубежным инвесторам предоставляются в рамках двусторонних соглашений Республики Беларусь с другими странами. В настоящее время действует 52 соглашения об избежании двойного налогообложения, в том числе с Россией, Венгрией, Чехией, Бельгией, Австрией, Нидерландами, Египтом, Ираном. Заключено 59 договоров о содействии осуществлению и защите инвестиций, в том числе с Италией, Данией, Испанией, США, Канадой.
Республика Беларусь является также участницей многосторонних договоров. В республике действуют с 1992 года Конвенция о разрешении инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств от 18 марта 1965 года, а также Конвенция об учреждении многостороннего агентства инвестиционных гарантий от 11 октября 1985 года.
В целях создания благоприятной среды для инвестиционной деятельности и свободного движения капиталов на территории государств-участников Европейского экономического пространства (далее – ЕЭП) в настоящее время подготовлен проект Соглашения об инвестиционной деятельности и свободном движении капитала на территории стран-участниц ЕЭП.
В рамках государств-участниц Евразийского экономического сообщества (далее - ЕврАзЭС) подписан проект Соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций в государствах-членах ЕврАзЭС.
С целью увеличения объемов
привлечения иностранных
Агентство создано по координально новому принципу, а именно, принципу партнерства с ведущими частными компаниями, занимающими активную позицию в инвестиционной сфере как в Республике Беларусь, так и за рубежом.
Таким образом, белорусское законодательство в достаточной мере гарантирует безопасность вложений иностранных инвесторов в национальную экономику. [4, c.80-115]
Однако для осуществления
эффективной инвестиционной политики
стране необходимо иметь благоприятный
инвестиционный климат, как комплекс
объективных условий
Следует отметить наиболее слабые позиции РБ в рейтинге, влияющем на приток инвестиций: