Транспортная логистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 21:14, реферат

Описание

Логистика происходит от греческого слова «logistike», что означает
искусство вычислять, рассуждать.
Логистика – наука о планировании, организации, управлении, контроле и
регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Работа состоит из  1 файл

логистика закончить!!!!.docx

— 129.95 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

 

Логистика происходит от греческого слова «logistike», что означает

 искусство  вычислять, рассуждать.

     Логистика – наука о планировании, организации, управлении, контроле и

 регулировании  движения материальных и информационных  потоков в    пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

 Логистика  подразделяется на несколько  основных направлений:

 -Информационная логистика

 -Закупочная логистика

 -Логистика производственных процессов

 -Сбытовая логистика

 -Логистика запасов

 -Логистика складирования

 -Транспортная логистика

 -Организация логистического управления

 В данной  работе планируется рассмотреть  раздел логистики запасов, как  один

 из наиболее  важных и значимых , а так же  будет решена задача.

    .  

ЛОГИСТИКА ЗАПАСОВ. 

1. Назначение и виды  товарно-материальных  запасов.

2. Управление запасами  на предприятии.

3. Системы контроля  за состоянием  запасов.

             1.      Назначение и виды товарно-материальных запасов            

     Материальные  запасы – это находящаяся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно–технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления. Можно сказать, что запасы – это необходимая составляющая материального потока, существующая на протяжении значительной части времени его движения.

    Фирмы должны поддерживать как можно более низкий уровень запасов товаров определенной номенклатуры при условии сохранения высокого уровня обслуживания и оптимального времени поставок с учетом множества дополнительных условий .При решении проблемы номенклатуры товаров необходимо регулярно изучать номенклатуру и проверять, возможно ли изъятие отдельных товаров или их групп.

     Метод АБС (Парето-анализ) позволяет нормировать и контролировать запасы, разбивая их на три категории. Для этого сначала подсчитывается общий оборот номенклатуры N товаров за определенный период, затем сумма оборота делится на общее количество товаров в номенклатуре N, в результате чего выводится показатель среднего оборота Р на одну позицию номенклатуры N. Все товары, оборот которых в 6 раз и более превышает П, включаются в подмножество А(наиболее ходовые товары, составляющие около 10% наименований номенклатуры).В подмножество С включаются все товары, оборот которых в 2 раза и более меньше Р (товары ограниченного спроса, около 65% наименований номенклатуры).Все остальные товары включаются в подмножество В (средне ходовые товары, около 25% наименований номенклатуры).Объектом санации номенклатуры товаров должны стать, в первую очередь, товары класса С (если только они не находятся в начале своего жизненного цикла и не ожидается рост их оборота до уровня товаров класса В или А). Следует проверить, могут ли быть изъяты те товары С, которые дают наименьшую долю в товарообороте.

     Создание запасов всегда сопряжено с расходами. Перечислим основные видызатрат, связанных с созданием и содержанием запасов:

-              замороженные финансовые средства;

-              расходы на содержание специально  оборудованных помещений;

-              оплата труда специального персонала;

-              затраты, учитывающие постоянный  риск порчи, хищения, а также

                моральное старение и др.

Не смотря на то, что содержание запасов сопряжено  с определенными затратами ,предприниматели вынуждены их создавать, т. к. отсутствие запасов может привести к еще большей потери прибыли.

Классификация запасов необходима для решения  двух задач:

1. Конкретизация  объекта изучения в рамках  заданного материального потока;

2. Управление  запасами в рамках заданной  логистической системы.

Критериями классификации  запасов могут стать:

-                    местонахождение;

-                    функция запаса;

-                    время.

     По  месту нахождения запасы делят  на производственные и товарные.

     Производственные  запасы – запасы, формируемые  на предприятиях и в

организациях-потребителях для обеспечения бесперебойности производственного процесса. К ним относятся предметы труда поступившего к потребителю различного уровня, но еще не использованные, и не подвергнутые обработке. Например, запасы материалов для изготовления продукции на складах снабжения.

     Запасы  товарные – запасы готовой  продукции у предприятий-изготовителей, а также запасы на пути следования товара от поставщика к потребителю, то есть на предприятиях оптовой, мелкооптовой и розничной торговли, в заготовительных организациях и запасы в пути. Например, запас готовой продукции на складе предприятия изготовителя. Каждая отдельная хозяйственная единица, действующая в производстве и торговле, в логистической цепочке является, с одной стороны, покупателем, а с

другой –  продавцам. Следовательно, производственные и товарные запасы всегда имеются на предприятии.

   По исполняемой функции производственные и товарные запасы (кроме запасов в пути) подразделяются на:

1) текущие;

2) подготовительные;

3) гарантийные  (страховые);

4) сезонные;

5) переходящие.

     Текущие  запасы – основная часть производственных  и товарных запасов. Они обеспечивают непрерывность производственного или торгового процесса между очередными поставками.

     Подготовительные  запасы – запасы, выделяемые в  производственных и

товарных запасах  при необходимости подготовки продукции  к использованию: в производстве (сушка древесины) или отпуску покупателям (продаже).

     Страховые запасы – предназначены для непрерывного обеспечения материалами или товарами производственного или торгового процесса в случае различных непредвиденных обстоятельств, например, таких как:

- отклонения  в периодичности и величине партий поставок от предусмотренных договором;

- возможных задержек  материалов или товаров в пути  при доставке от поставщиков;

- непредвиденного  возрастания спроса.

     Сезонные  запасы – образуются при сезонном  характере производства,

потребления или  транспортировки. Примером сезонного характера производства может служить производство сельскохозяйственной продукции. Сезонный характер потребления имеет потребление бензина во время уборочной страды. Сезонный характер транспортировки обусловлен, как правило, отсутствием постоянно функционирующих дорог.

     Переходящие  запасы – это остатки материальных ресурсов на конец одного –начала следующего отчетного периода.

Классификация по времени позволяет выделить различные количественные уровни запасов: 

 

Рис. 1.

2. Управление запасами  на предприятии. 

       Управление запасами заключается в решении двух основных задач:

- определение  размера необходимого запаса, то  есть нормы запаса;

- создание системы  контроля за фактическим размером  запаса  своевременным его пополнением в соответствии с установленной нормой.

Нормой запаса называется расчетное минимальное  количество предметов труда, которое должно находиться у производственных или торговых предприятий для обеспечения бесперебойного снабжения производства продукции или реализации товаров.

       При определении норм товарных запасов используют три группы методов: эвристические, методы технико-экономических расчетов и экономико-математические методы.     

       Эвристические методы предполагают использование опыта специалистов, которые изучают отчетность за предыдущий период,

анализируют рынок  и принимают решения о минимально необходимых запасах, основанные, в значительной степени, на субъективном понимании тенденций развития спроса. В качестве специалиста может выступать работник предприятия, постоянно решающий задачу нормирования запасов. Используемый в этом случае метод решения задачи (из группы эвристических) называется опытно-статистическим.

      В том числе, если поставленная задача в области управления запасами достаточно сложна, может использоваться опыт не одного, а нескольких

пециалистов. Анализируя затем по специальному алгоритму их субъективные оценки ситуации и предлагаемые решения, можно получить достаточно хорошее решение, мало чем отличающееся от оптимального.

 Этот метод также относится к группе эвристических и носит название метода экспертных оценок.

      Метод технико-экономических расчетов. Сущность метода заключается в

разделении совокупного  запаса в зависимости от целевого назначения на отдельные группы, например, номенклатурные позиции (или ассортиментные позиции – в торговле). Далее для выделенных групп отдельно рассчитывается страховой, текущий и сезонный запасы, каждый из которых, в свою очередь, может быть разделен на некоторые элементы. Например, страховой запас на случай повышения спроса или нарушения сроков завоза материалов (товаров) от поставщиков. Метод технико-экономических расчетов позволяет достаточно точно определять необходимый размер запасов, однако трудоемкость его велика.

      Экономико-математические методы. Спрос на товары или продукцию чаще всего представляет собой случайный процесс, который может быть описан методами математической статистики. Одним из наиболее простых экономико-математических методов определения размера запаса является метод экстраполяции (сглаживания), который позволяет перенести темпы, сложившиеся в образовании запасов в прошлом, на будущее. Например, имея информацию о размере запасов за прошедшие четыре периода, на основе метода экстраполяции можно определить размер запасов на предстоящий период по формуле:

    Y5 = 0,5 (2Y4 + Y3 - Y1),

где Y1, Y3, Y4 - уровни запаса (в сумме, днях

или процентах  к обороту),   соответственно, за первый, третий и четвертый

периоды;

Y5 - нормативный  уровень запаса на предстоящий,  пятый период.

Прогноз уровня запасов для шестого периода (Y6) можно сделать,

используя формулу:

    Y6 = 0,5 (2Y5 + Y4 - Y2).

          
     
     

       Международная практика управления запасами свидетельствует, что темп роста запасов должен несколько отставать от темпа роста спроса. Математически это выглядит следующим образом:

где Т3 - темп роста  товарных запасов;

Т0 - темп роста  спроса.

Такое соотношение  между запасами и спросом обеспечивает возможность ускорения оборачиваемости оборотных средств.

    3. Системы контроля  за состоянием  запасов

      Управление запасами, наряду с нормированием, предусматривает организацию контроля за их фактическим состоянием. Контроль за состоянием запасов – это изучение и регулирование уровня

продукции производственно-технического назначения и товаров народного

потребления с  целью выявления отклонений от норм запасов и принятия мер к ликвидации отклонений.

       На практике применяются различные методы контроля. Далее рассмотрены два наиболее часто встречающихся метода.

      При первом методе период, через который предприятие направляет заказ поставщику, не меняется (система с фиксированной периодичностью заказа). Например, каждый понедельник менеджер фирмы просматривает остатки товаров и доказывает их до заранее определенной максимальной нормы.

       Сущность второго метода заключается в том, что как только запас какого либо товара достигнет заранее определенного минимального значения, этот товар заказывается. При этом размер заказываемой партии все время один и тот же (система с фиксированным размером заказа). Рассмотрим подробнее названные системы.

    Система контроля за состоянием запасов с  фиксированной периодичностью заказа.

       Контроль состояния запасов по этой системе осуществляется через равные промежутки времени посредством проведения инвентаризации остатков. По результатам проверки составляется заказ на поставку новой партии товара. Размер заказываемой партии товара определяется разностью предусмотренного нормой максимального товарного запаса и фактического запаса. Поскольку для исполнения заказа требуется определенный период времени, то величина заказываемой партии увеличивается на размер ожидаемого расхода за этот период. Размер заказываемой партии (Р) определяется по следующей формуле:

Информация о работе Транспортная логистика