Транспортные услуги в международной торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 19:07, реферат

Описание

В XXI веке наблюдается интенсификация процессов глобализации экономики. Глобализационные процессы охватывают все больше государств и отраслей хозяйства. В условиях быстро увеличивающихся межстрановых товаропотоков и перемещения людей резко возрастает значение всех видов транспорта. Торговля транспортными услугами охватывает практически все страны и является одним из катализаторов происходящей глобализации. Транспортная отрасль имеет исключительно важное значение для развития экономики и внешнеэкономических связей страны.

Содержание

Введение....................................................................................................3
1 Понятие рынка транспортных услуг, его сущность..........................5
2 Классификация транспортных услуг в международной
торговле.....................................................................................................7
3 Современное состояние и перспективы развития
международных транспортных услуг....................................................13
Заключение...............................................................................................18
Список литературы.................................................................................

Работа состоит из  1 файл

сема по мировой экономике.docx

— 36.75 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение....................................................................................................3

1 Понятие рынка транспортных  услуг, его сущность..........................5

2 Классификация транспортных  услуг в международной 

торговле.....................................................................................................7

3 Современное состояние  и перспективы развития 

международных транспортных услуг....................................................13

Заключение...............................................................................................18

Список литературы.................................................................................19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В XXI веке наблюдается интенсификация процессов глобализации экономики. Глобализационные процессы охватывают все больше государств и отраслей хозяйства. В условиях быстро увеличивающихся  межстрановых товаропотоков и перемещения  людей резко возрастает значение всех видов транспорта. Торговля транспортными  услугами охватывает практически все  страны и является одним из катализаторов  происходящей глобализации. Транспортная отрасль имеет исключительно  важное значение для развития экономики  и внешнеэкономических связей страны.  С одной стороны, транспорт - это  ключевой инфраструктурный компонент  внешней торговли товарами, а с  другой — крупная и растущая статья торговли услугами, обеспечивающая около  четверти мирового внешнеторгового  оборота в сфере услуг, что  еще раз подтверждает актуальность данной темы.

Объектом исследования в  данной работе выступает мировой рынок транспортных услуг, проблемы его развития и регулирования.

Основной целью работы является изучение транспортных услуг в международной торговле.

Услуги в настоящее  время оказывают многостороннее воздействие на экономику, являются важным фактором и мультипликатором экономического развития.

К числу традиционных подгрупп сферы услуг относятся транспортные услуги. Экономическая категория  «транспортные услуги» включает в себя все виды перевозок (внутристрановых  и международных) грузов и пассажиров и все сопутствующие или вспомогательные  операции. Согласно классификатору, используемому  в ВТО, на транспортные услуги приходится 8,2% общемирового производства услуг, в  том числе на морские транспортные услуги (грузовые и пассажирские перевозки, аренда и ремонт судов, буксировка, лоцманские услуги, таможенная очистка, погрузочно-разгрузочные работы, складирование  и прочие услуги в портах) падает 1,7%, на услуги внутреннего водного  транспорта — 0,5%, на услуги воздушного транспорта — 1,0%, железнодорожного — 0,3%, наземного безрельсового - 2,6%, трубопроводного - 1,0% . [2]

Широкий спектр транспортных услуг обеспечивают все большее  количество грузо- и пассажиропотоков, что способствует дальнейшей интернационализации  мирохозяйственных связей, или, иными  словами, формированию глобальной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие рынка транспортных услуг, его сущность

 

Рынок транспортных услуг  представляет собой куплю-продажу  услуг по перевозке, транспортировке  грузов из одной страны в другую. Транспорт является ведущим связующим звеном во внешней торговле товарами. Товары сами по себе перемещаться от продавца к покупателю не могут, поэтому возникают определенные посреднические операции по их перемещению, выделяющиеся в самостоятельную сферу услуг, — транспортные операции, осуществляемые транспортными организациями. Такие операции наряду с национальными (транспортировка внутри страны) могут быть и международными, если они связаны с перемещением внешнеторговых грузов на внешних, относительно страны-продавца и страны-покупателя, участках маршрута перевозки. [1]

Обычно процесс доставки в международной торговле включает перевозку, международную транзитную перевозку и транспортировку от пограничного пункта страны-импортера до внутреннего пункта потребления товара. В более широком смысле международные транспортные услуги помимо непосредственно перевозочной деятельности включают различные сопутствующие операции: доставка грузов от склада отправителя до ближайшего грузового терминала, его погрузка на магистральные транспортные средства, перегрузка на другие виды транспорта в промежуточных пунктах и переоформление перевозочных документов.

Рынок транспортных услуг  появился достаточно давно, раньше, чем  другие рынки услуг, что связано  с его ролью в развитии мировой  торговли. При осуществлении международных экономических связей транспорт обеспечивает перемещение предмета транспортной операции между двумя и более странами. Впоследствии рынок развивался и расширялся довольно быстрыми темпами, особенно в период так называемой транспортной революции 60—80-х гг. XX в. В 90-е гг. он продолжает сохранять устойчивые темпы роста.[3]

В процессе развития рынка создавались новые транспортные средства, произошли изменения в сфере транспорта, что привело к появлению интермодальных перевозок, в которых участвуют два и более видов транспорта. Такие перевозки отличаются большой слаженностью, высокими качественными стандартами, синхронностью работы участников транспортного процесса. Изменились и технологии перевозки и погрузочно-разгрузочных операций. Удельный грузооборот на всех видах транспорта существенно возрос. Так, в 1997 г. всеми видами транспорта, участвующими во внешних связях России, было перевезено 560 млн т экспортно-импортных грузов. Постоянно увеличивается спрос на международные перевозки грузов и пассажиров. В авиации за прошедшие 15 лет грузооборот более чем удвоился, на морском флоте увеличился в 1,5 раза1.

В международном транспортном процессе основными агентами выступают грузовладельцы и перевозчики. Кроме того, в нем участвуют различные хозяйствующие субъекты, включая операторов грузовых терминалов.

Международные транспортные услуги, являясь специфическим товаром, продаются и покупаются на международных транспортных рынках, которые различаются в зависимости от следующих факторов.

1. От географических районов  перевозки — межстрановые, межконтинентальные. В географическом отношении в последнее время перевозка грузов и пассажиров между разными странами и континентами все больше превращается в единый технологический процесс. В 90-е гг. шире стали использоваться так называемые транспортные коридоры, объединяющие на определенных направлениях сразу несколько видов транспорта для перевозок через территорию ряда стран с соответствующим финансовым и правовым обеспечением.

2. От видов перевозимых  грузов — грузовой, пассажирский. Наиболее развит грузовой транспорт. На рынке грузовых и пассажирских транспортных услуг ведущими являются США, Великобритания и Франция.

3. От видов транспорта  — морские перевозки, внутренний  водный транспорт, автомобильный,  воздушный, трубопроводный, железнодорожный  транспорт.[5]

 

2 Классификация транспортных  услуг в международной торговле

 

Транспортные услуги различаются  в зависимости от:

- вида транспорта: водный (морской и речной); наземный (железнодорожный и автомобильный); воздушный (авиационный);

   - трубопроводный; смешанный;

    - предмета транспортной операции (груз, пассажир, багаж);

    - транспортной характеристики товара: сухой (навалочные (уголь, руда), насыпные (зерно, цемент, фосфаты), генеральные (штучные); наливной (нефть и продукты ее переработки, растительные масла, вино и др.);

    - периодичности перевозки (регулярные и нерегулярные);

    - порядка прохождения границы (перегрузочные и бесперегрузочные);

    - вида транспортно-технологической системы (контейнерная, паромная, лихтерная и др.);

   - вида сообщения (прямое, непрямое и др.). [4]

Рассмотрим более подробно классификацию транспортных услуг  в зависимости от вида транспорта.

Морской транспорт считается  наиболее универсальным видом транспорта, который специализируется на обслуживании международной торговли. В системе  морского торгового судоходства  зародились и получили развитие основные правовые институты и организационные  формы международных перевозок грузов и пассажиров. Система экономических и правовых отношений между участниками процесса перевозки на других видах транспорта развивалась в той или иной степени под влиянием международной практики морского торгового судоходства.

Морские перевозки осуществляются различными типами судов, которые подразделяются на:

1) грузовые суда, к которым  относятся:

    а) суда универсального  назначения, предназначенные для  перевозки генеральных и насыпных  грузов;

    б) ролкеры с  горизонтальным способом погрузки  и выгрузки, используемые для  перевозки колесной и гусеничной  техники, а также контейнеров  и др.;

    в) контейнеровозы, применяемые для перевозки генеральных  грузов в контейнерах между  оборудованными терминалами на  регулярных линиях с мощными  и устойчивыми потоками;

    г) лихтеровозы,  предназначенные для перевозки  грузов в смешанном морском  и речном сообщениях;

    д) лесовозы;

    е) паромы, используемые  для перевозки грузов в железнодорожных  вагонах на линиях сравнительно  небольшой протяженности, характеризующихся  устойчивым грузопотоком и высокой  частотой отправки;

    ж) суда для  перевозки тяжеловесных и крупногабаритных  грузов к местам строительства  объектов;

    з) балкеры,  предназначенные для перевозки  навалочных и насыпных грузов;

    и) рефрижераторные  суда;

    к) танкеры,  применяемые для перевозки нефти  и других жидких химических  грузов;

    л) нефтебалкеры  — комбинированные суда, предназначенные  для перевозки навалочных, насыпных  и жидких грузов;

2) пассажирские суда;

3) ледокольные суда;

4) гидрографические суда;

5) аварийно-спасательные (буксиры-спасатели,  плавучие краны и др.);

6) служебно-вспомогательные  (буксиры, бункеровщики, лоцманские  суда и др.).

По данным Международной  организации гражданской авиации (ИКАО), на долю международного воздушного транспорта приходится более 54% от общего объема всех регулярных авиационных  перевозок в мире.

Международным полетом считается  всякий полет, при котором воздушное  судно пересекает государственные  границы двух стран. Международной  воздушной перевозкой называется всякая перевозка, осуществляемая на воздушных  судах, при которой место отправления  и место назначения независимо от того, имелась ли перегрузка или  перерыв в перевозке, расположены:

-    на территории двух государств;

-    на территории одного и того же государства, если предусмотрена остановка на территории другого государства.

Регулярные рейсы —  это рейсы, выполняемые в соответствии с опубликованным расписанием по договорным авиалиниям. В расписании указаны маршрут полета, промежуточные  пункты посадок, время вылета и прилета  в каждый пункт маршрута, частота  движения и тип самолета. Изменение  этих условий выполнения регулярных рейсов может быть произведено только при взаимном согласии договаривающихся государств.

Нерегулярные авиаперевозки  выполняются на основании разрешений на разовые полеты и подразделяются на дополнительные, специальные и  чартерные.

Дополнительные рейсы  — это рейсы, выполняемые по тем  же авиалиниям, что и регулярные, но по особому расписанию. Дополнительный рейс может быть выполнен с согласия партнера, при условии, что коммерческая перевозка не может быть осуществлена регулярными рейсами. Дополнительный рейс, как правило, выполняется в тот же день, что и регулярный, но в любом случае не позже и не раньше, чем за 24 ч от времени выполнения регулярного рейса, указанного в расписании полетов.

Специальные рейсы — это  рейсы, выполняемые со специальным  заданием как по маршруту регулярных рейсов, так и по особому маршруту. Как правило, разрешение на выполнение специальных рейсов запрашивается  по дипломатическим каналам.

Чартерные рейсы — это  рейсы, выполняемые в соответствии со специальным контрактом между  перевозчиком и заказчиком.

Система мирового воздушного транспорта насчитывает около 600 авиатранспортных компаний.

По принадлежности авиакомпании классифицируются на государственные, частные и корпоративные.

Государственными являются авиакомпании бывших социалистических стран, большинство авиакомпаний развивающихся  стран, а также отдельные авиакомпании развитых стран, которые были основаны государством или национализированы: British Airways (Великобритания), Air France (Франция), KLM (Голландия) и др. Ряд авиакомпаний являются межнациональными объединениями, которыми владеют совместно несколько  государств. Например, скандинавская  авиакомпания SAS принадлежит Швеции, Дании и Норвегии.

К частным авиакомпаниям  относятся авиакомпании, принадлежащие  одному владельцу или семье, —  это незначительное число мелких авиакомпаний, а также так называемые комьютерные авиакомпании и авиатакси. Из крупных и средних частных  авиакомпаний известна, например, UTA (Франция).

Корпоративными являются компании, владельцами которых формально  выступают акционерные общества.

Обслуживанием авиаперевозок  заняты свыше 50 тысяч гражданских  аэропортов. [7]

Информация о работе Транспортные услуги в международной торговле