Транспортные услуги в международной торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 19:07, реферат

Описание

В XXI веке наблюдается интенсификация процессов глобализации экономики. Глобализационные процессы охватывают все больше государств и отраслей хозяйства. В условиях быстро увеличивающихся межстрановых товаропотоков и перемещения людей резко возрастает значение всех видов транспорта. Торговля транспортными услугами охватывает практически все страны и является одним из катализаторов происходящей глобализации. Транспортная отрасль имеет исключительно важное значение для развития экономики и внешнеэкономических связей страны.

Содержание

Введение....................................................................................................3
1 Понятие рынка транспортных услуг, его сущность..........................5
2 Классификация транспортных услуг в международной
торговле.....................................................................................................7
3 Современное состояние и перспективы развития
международных транспортных услуг....................................................13
Заключение...............................................................................................18
Список литературы.................................................................................

Работа состоит из  1 файл

сема по мировой экономике.docx

— 36.75 Кб (Скачать документ)

Международные железнодорожные  перевозки осуществляются на основании  двусторонних и многосторонних соглашений, которые заключаются соответствующими министерствами государств — участников соглашения. Основным документом, которым  оформляется железнодорожная перевозка  грузов, является железнодорожная накладная. Тарифы на железнодорожные перевозки  регулируются соответствующими национальными  органами и отличаются большим разнообразием.

Крупнейшими по объемам перевозок  грузов являются железные дороги Китая, США и России, по грузообороту —  США, Китая и России, по перевозкам пассажиров — Японии, Индии и  России, по эксплуатационной длине  железных дорог — США и Россия, по протяженности электрифицированных  магистралей — Россия.

В настоящее время грузооборот  железных дорог несколько сокращается  в пользу автомобильного транспорта, а пассажирооборот — в пользу авиатранспорта.

Регулированием международных  железнодорожных перевозок и  согласованием тарифов занимается Центральное бюро международного железнодорожного транспорта (Central Office of International Railway Transport) со штаб-квартирой в Берне (Швейцария). Наиболее универсальными многосторонними  соглашениями о международных железнодорожных  сообщениях являются Бернские конвенции  о перевозке грузов и пассажиров, первоначально заключенные в  конце прошлого века. В дальнейшем они неоднократно пересматривались. В настоящее время действует  единая Конвенция о международных  железнодорожных перевозках в редакции 1980 г., содержащая объединенный текст  Бернских конвенций.

Автомобильные перевозки  обладают наибольшей эксплуатационной эластичностью по сравнению с  другими видами транспорта, так как  возможна доставка товара «от двери  до двери».

Основным документом, которым  оформляется международная автомобильная  перевозка, является автомобильная  накладная, составляемая в трех экземплярах (грузовладельцу, перевозчику и покупателю).

Тарифы на автомобильные  перевозки аналогично железнодорожным  тарифам регулируются соответствующими национальными органами и отличаются разнообразием в каждой стране. Автомобильные  тарифы устанавливаются в расчете  за перевозку 1 т груза в зависимости  от расстояния и предусматривают  определенные надбавки, скидки и штрафы с установленной суммы.

Международные автомобильные  сообщения регулируются Конвенцией о договоре международной перевозки  грузов автомобильным транспортом  и Европейским соглашением о  международных автомобильных перевозках опасных грузов, вступившими в  силу соответственно в 1961 и 1968 гг.

В целях упрощения таможенных процедур в международных автомобильных  сообщениях европейских стран в 1959 г. была заключена Таможенная конвенция  о международной перевозке грузов с применением книжки международной  дорожной перевозки. В 1975 г. была принята  ее новая редакция. Участниками данной Конвенции являются практически  все европейские страны. На основе этой Конвенции международные автомобильные  перевозки осуществляются по системе TIR (Transport International Routine), в соответствии с которой транспорт с книжками международной дорожной перевозки TIR пересекает транзитные границы без  проверки грузов. Книжки TIR выдают национальные объединения Международного союза  дорожных перевозчиков.

Международные речные сообщения  развиты в основном в Европе, где  существует сеть рек и каналов  с развитой транспортной инфраструктурой.

 

Международные речные сообщения  по р. Дунай регулируются Братиславскими соглашениями, заключенными речными  пароходствами придунайских стран. В 1955 г. было заключено Соглашение об общих условиях перевозки грузов по р. Дунай, в 1978 г. — Международное соглашение об общих условиях перевозки контейнеров по р. Дунай, в 1979 г. — Соглашение о международных грузовых тарифах.

В результате бомбардировок  НАТО в Югославии в 1999 г. транспортное сообщение по р. Дунай практически  прекратилось.

Некоторые товары попадают в международный торговый оборот с помощью иных средств доставки, например нефть и газ — посредством  трубопроводного транспорта (но не только), электроэнергия — посредством  электросетей, информационные товары и услуги — посредством телекоммуникации и электронных средств связи. Процесс торговли, в том числе  и розничной, многими товарами осуществляется через Internet. В этом случае доставка товаров, имеющих материально-вещественную форму производится традиционными  способами. [8]

 

3 Современное состояние  и перспективы развития международных  транспортных услуг

 

Современная транспортная сеть и структура транспортных перевозок  сложилась в процессе мирового экономического развития и международного разделения труда, они, в свою очередь, очень  сильно влияют на указанные процессы. Общая тенденция состоит в  том, что международные перевозки  грузов растут медленнее, чем международная  торговля, поскольку объемы перевозимого сырья, особенно нефти, растут незначительно  либо не растут вовсе, а материалоемкое производство перемещается к источникам сырья.

Транспортная сеть расширяется, но неравномерно по различным видам  транспорта. Доля транспорта в общемировом  ВВП и, особенно в ВВП развитых стран сокращается, то же самое относится и к величине транспортной составляющей в цене товара (6% в конце 90-х гг.).

Международная транспортная инфраструктура, включая транспортные терминалы, чаще всего создается  за счет государства и им контролируется. Наличие частных железных и автомобильных  дорог не противоречит общему правилу. Однако транспортные средства, как  правило, находятся в частной  собственности, а на рынке транспортных услуг оперируют почти исключительно  частные компании. К этому следует  добавить, что международные перевозки  и международные транспортные пути не отделены от внутренних и одни и  те же транспортные фирмы могут заниматься и внутренними и международными перевозками.

Железные дороги являются наиболее рентабельным видом транспорта для перевозок вагонных партий грузов навалом - каменного угля, руды, песка, сельскохозяйственной и лесной продукции - на дальние расстояния. Недавно  железные дороги начали увеличивать  число услуг с учетом спецификации клиентов. Было создано новое оборудование для более эффективной грузообработки отдельных категорий товаров, платформы  для перевозки автомобильных  прицепов (рейсовый контрейлер), стали  предоставляться услуги в пути, такие  как переадресование уже отгруженных  товаров в другой пункт назначения прямо на маршруте и обработка  товаров в ходе перевозки.

Стоимость перевозки водным транспортом громоздких нескоропортящихся  товаров невысокой стоимости  типа песка, каменного угля, зерна, нефти, металлических руд очень мала. С другой стороны, водный транспорт  самый тихоходный и нередко подвержен влиянию погоды.

Грузовой автотранспорт  постоянно увеличивает свою долю в перевозках. Этот вид перевозок  чрезвычайно гибок в отношении  маршрутов и графиков движения. Грузовики  в состоянии перевозить товар "от двери до двери", избавляя отправителя  от необходимости лишних перевозок. Грузовики - рентабельный вид транспорта для перевозки на небольшие расстояния дорогостоящих товаров. Во многих случаях автотранспортные тарифы конкурентно сопоставимы с тарифами железных дорог, но при этом грузовики обычно обеспечивают более высокую оперативность оказываемых услуг.

Трубопроводы специфическое  средство транспортировки нефти, каменного  угля и химических продуктов от мест их происхождения к рынкам. Транспортировка  нефтепродуктов по нефтепроводам обходится  дешевле, чем по железной дороге, но несколько дороже, чем по воде. Большинство  трубопроводов используются владельцами  для транспортировки их собственных  продуктов.

Воздушный вид транспорта приобретает все большую значимость. Хотя тарифы грузовых авиаперевозок  гораздо выше железнодорожных или  автомобильных тарифов, транспортировка  по воздуху оказывается идеальной  в тех случаях, когда основное значение имеет скорость или/и когда  необходимо достичь отдаленных рынков. Среди наиболее часто доставляемых по воздуху грузов скоропортящиеся  продукты (такие, как свежая рыба, живые  цветы) и негромоздкие изделия высокой  стоимости (такие, как приборы, ювелирные  изделия). Фирмы убеждаются, что использование  авиационного транспорта позволяет  снизить требуемый уровень товарных запасов, уменьшить число складов, сократить издержки на упаковку.

Морской вид транспорта обеспечивает перевозки более 80 % объема международной  торговли. Грузовладельцы оплачивают судовладельцам в виде фрахта за перевозки  грузов в международных морских  сообщениях 105 - 110 млрд. $ ежегодно, что  равно приблизительно 7 % стоимости  мирового экспорта.

Основную часть международных  морских грузопотоков составляют массовые наливные и навалочные грузы: Сырая  нефть (около 1000 млн. т. р год), нефтепродукты (300 млн. т.), железная руда (300 млн. т.), каменный уголь (270 млн. т.), зерно (200 млн. т.) .

По данным ООН, за вторую половину ХХ в. Сеть ж/д и внутренних водных путей сократилась, длина  автомобильных дорог выросла  почти в 2 раза, а воздушных путей  в 3 раза.

Общий ход развития мирового транспорта в XX в. и современные тенденции позволяют выделить основные направления тех процессов, которые наиболее вероятны в перспективе, ближайшей и долгосрочной.

Рост населения, прежде всего в развивающихся странах, быстрое развитие мировой экономики, перемены в международном разделении труда будут и впредь влиять на объемы и товарную структуру грузопотоков, равно как и на географию перевозок. Глобализация мировой экономики будет воздействовать на развитие транспорта как непосредственно, так и через политику государств, и инфраструктурная роль транспорта вполне осознана руководством крупнейших держав и транснациональных корпораций.

Интеграционные процессы, внедрение новейших электронных информационных систем приводят ко все большей унификации производственных процессов, использованию однотипных машин при производстве идентичных товаров, внедрению сходных или даже идентичных технологий. Это способствует нивелировке чисто производственных затрат. В результате на первый план в качестве решающего фактора ценовой конкуренции выходят транспортные затраты производителей. Проблемы логистики, таким образом, приобретают особое значение. Очевидно, что в XXI в. на все стороны развития транспорта решающее воздействие будет оказывать организация с пространственной точки зрения производственных процессов, прежде всего в основных отраслях промышленности. Иными словами, схемы перемещения в пространстве основных материальных элементов производства и готовой продукции. Рационализация транспортных схем, безусловно, будет сдерживать количественные показатели развития: объем перевозок, парк транспортных средств, протяженность дорог и трасс, размеры других инфраструктурных сооружений.

Все более мощное и разностороннее воздействие будет оказывать обострение экологической обстановки в мире, особенно в развитых странах, включая Россию. Сооружение морских портов, трубопроводов, аэропортов, прокладка шоссейных и железных дорог существенно вредят окружающей среде. Особенно болезненный ущерб в последние десятилетия наносился легко ранимой северной природе из-за аварий трубопроводов и танкеров и разливов нефти. Взрывы и пожары из-за аварий на газопроводах также стали регулярными. Воздушный транспорт не только изымает из сельскохозяйственного оборота или природных комплексов большие площади для строительства аэропортов, но и создает сильное зашумление, пагубно влияющее на все живое, включая человека. Кроме того, развитие реактивной авиации крайне вредно отражается на земной атмосфере, поскольку постоянно сжигается огромное количество кислорода.

Даже водный транспорт  по мере увеличения числа судов и  их суммарного тоннажа стал очень  мощным источником загрязнения Мирового океана и впадающих в него рек. Речной транспорт к тому же приводит к разрушению берегов и гибели фауны и флоры в самих реках и на прилегающих землях. Неизбежно поэтому введение все более строгих экологических ограничений и даже запретов, связанных с работой транспорта. Примерами могут служить международные соглашения о предотвращении загрязнения Мирового океана и меры, принимаемые в ЕС по строгой регламентации автомобильного транспорта (нормы, касающиеся выхлопных газов, и т.д.) и работы аэропортов. [7]

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Транспортные услуги –  незаменимый вид услуг в международной  торговле. Сфера оказания транспортных услуг тесно взаимосвязана и  взаимозависима с товарообменом. Таким  образом, изменения в области  транспортных услуг накладывают  свой отпечаток на развитие международной  торговли, и наоборот, развитие тех  или иных тенденций международной  торговли приводят к увеличению или  снижению спроса на определенные виды транспорта.

Следует отметить, что транспортная сеть в настоящее время продолжает расширяться. Однако международные  перевозки грузов растут гораздо  медленнее, чем международная торговля.

Если говорить о международных  перевозках по видам транспорта, то все большую значимость приобретает  воздушный вид транспорта. Недостатком  данного вида транспорта является высокие  тарифы, однако он незаменим, когда  необходимо доставить груз до места  назначения в короткие сроки, либо когда  груз имеет высокую стоимость.

Большую же часть объема перевозок в международной торговле обеспечивает водный транспорт, так  как является самым дешевым из всех видов транспорта.

В области экологической  обстановки в мире, можно сказать, что развитие транспорта всех видов  наносит значительный ущерб окружающей среде. Поэтому следует ожидать  введение новых, более жестких норм и ограничений в области оказания транспортных услуг.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.  Бевзюк Е. А. Проблемы устойчивого развития транспорта // Право и государство: теория и практика. 2006. № 3. С. 99-104.

2.     www.wto/statistic.org

3.     «Развитие  мирового рынка услуг»//www.economizdat.ru

4.  Дюмулен И.И. Международная торговля услугами. - М.: Экономика, 2003, с.80.

 5. Ефимова Е.Г. Транспорт в мировом хозяйстве: Транспорт как ведущая отрасль производственной инфраструктуры мирового хозяйства; Транспортная инфраструктура и ее роль в развитии мирового хозяйства. Издательство: Анкил, 2007. 352 с.

Информация о работе Транспортные услуги в международной торговле