Транспортный комплекс Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 03:07, доклад

Описание

влияние транспортного комплекса на экономическую сферу деятельности. Особенности развития данной отрасли в Украине.
Транспорт - специфическая отрасль хозяйства. Он не создает, как другие производственные секторы, новых ценностей. Результатом работы транспорта является перемещение грузов и людей. Грузовой транспорт относится к производственной сфере. Пассажирский, осуществляя перевозку людей, относится к обслуживающих отраслей. Важность транспорта состоит в том, что он обеспечивает связи между отраслями, предприятиями, регионами страны, зарубежными государствами.

Работа состоит из  1 файл

тема 10.doc

— 36.00 Кб (Скачать документ)

     ТРАНСПОРТНЫЙ  КОМПЛЕКС УКРАИНЫ

     Транспорт - специфическая отрасль хозяйства. Он не создает, как другие производственные секторы, новых ценностей. Результатом работы транспорта является перемещение грузов и людей. Грузовой транспорт относится к производственной сфере. Пассажирский, осуществляя перевозку людей, относится к обслуживающих отраслей. Важность транспорта состоит в том, что он обеспечивает связи между отраслями, предприятиями, регионами страны, зарубежными государствами. Без транспорта был бы невозможен сам процесс современного производства, для которого необходимы связи по поставкам сырья и продукции. Велика роль отрасли в повышении уровня жизни населения. Занято в транспорте около 9.4% работающих в народном хозяйстве страны.

     Для современного транспорта свойственна большое разнообразие видов, каждый из которых имеет свои специфические производственные возможности. Поэтому можно считать его комплексом взаимосвязанных отраслей. Разделяют его на составные части, прежде всего, за средой, в которой осуществляется перемещение груза или людей

     За  этим подходом транспортный комплекс состоит из сухопутного, водного  и воздушного.Специфической отраслью транспортного комплекса является городской пассажирский транспорт.

     ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТА.

     Производственным процессом в транспорте является перемещение грузов и людей. Поэтому для определения роли транспортного комплекса в национальном хозяйстве необходимо воспользоваться характерными показателями. Одним из них является объем перевозок, то есть количество перевезенных грузов (пассажиров) за определенный промежуток времени (год, месяц, сутки). Для вычисления работы транспорта в счет и расстояние перевозок. Произведение объема перевозок на расстояние их транспортировки называется грузо-или пассажирообороту и определяется соответственно в тонно-километрах и пассажиро-километрах.

     В пассажирообороте значительно возрос удельный вес автомобильного и воздушного, заметно возросла роль водных видов  транспорта.

     Такие изменения обусловлены в значительной степени производственными особенностями отдельных отраслей транспортного комплекса. Преимущества железнодорожного транспорта заключаются в том, что железные дороги можно прокладывать в буть любом направлении. Он обеспечивает быстрый и регулярное движение независимо от времени года. Железнодорожный транспорт Украины занимает первое место по грузообороту (29%) и второй по пассажирообороту (75%). Эксплуатационная длина железных дорог общего пользования составляет около 23 тыс.км. Первая железная дорога (Львов - Перемышль) построена в 1861 году. В 1865 году проложена железная Одесса - Балта, которая, позже, продлена до Кременчуга. К 1913 году протяженность железнодорожных магистралей была около 16 тыс.км.

     С 30-х годов начато электрификации железных дорог. Сейчас самые важные из них электрифицированного, что составляет треть от общей длины всех железных дорог. Средняя густота железных дорог Украины составляет 38 км на 1000 км2; в Донбассе - 52 км на 1000 км2, а на юге - 27 км на 1000 км2.

     Для железнодорожного транспорта характерна массовость и сравнительно низкая себестоимость перевозок. К недостаткам его следует отнести низкую маневренность, необходимость дополнительных работ при подвоз грузов другими видами транспорта, а также достаточно высокую стоимость прокладки железных дорог.

     Для автомобильного транспорта характерна высокая маневренность, что делает выгодным его использование на коротких расстояниях. Трубопроводный обеспечивает транспортировки жидких и газообразных грузов, имеет самую низкую себестоимость перевозок.

     Морской транспорт таже характеризуется малой себестоимостью транспортировки. Негативным для его использования является сравнительно небольшая скорость передвижения и зависимость от условных условий. Различают перевозки каботажные и заграничные. Каботаж - это плавание между портами одной страны. Речной транспорт требует незначительных затрат на благоустройство природных путей, однако работает сезонно, а направления путей не всегда совпадают с потребностями.

     Преимуществом воздушного транспорта является большая  скорость перевозок, недостатком - высокая стоимость, а потому он является преимущественно пассажирским.

     Сочетание взаимосвязанных видов транспорта, которые удовлетворяют потребности  хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров, образуют своеобразную транспортную систему страны.Она образована линейными элементами (путями сообщения всех видов транспорта), точечными (пунктами сосредоточения грузо-разгрузочных работ), подвижным составом (автомобилями, тепловозами и др.), службой перевозок. Среди точечных выделяют транспорте пункты (железнодорожные станции, речные пристани, речные и морские порты, автостанции, аэропорты) и транспортные узлы (места сопряжения различных или одинаковых транспортных путей).

     Основными факторами, влияющими на процесс  формирования транспортной системы являются социально-экономические, природные, исторические и другие. Прежде отраслевой состав транспорта, густота транспортных путей предопределяются уровнем развития хозяйственного комплекса и специализацией территории. Зависит транспорт и от экономико-географического положения района (центральный в стране или пограничного). Важную роль в формировании транспортной системы играет плотность населения, население населенных пунктов, маятниковые миграции. Из природных условий больше всего влияет рельеф и климат. Особенно зависит от климата авиационный транспорт, меньше - водный и сухопутный. Влияние природных условий с развитием научно технического прогресса постепенно уменьшается.

     Транспортная  политика государства представляет собой комплексную программу действий по различным программам деятельности транспортно-дорожного комплекса (ТДК), включая его техническую модернизацию, адаптацию к рыночным условиям хозяйствования, институциональные преобразования в сфере форм собственности, экономических отношений, системы управления, интеграции в европейскую и мировую транспортные систем, кадровой и социальной политики, экономической безопасности государства и тому подобное.

     За  последние годы существенно усилились  тенденции глобализации экономики, в связи с чем повысились темпы роста транснациональных транспортных потоков на направлениях, связывающих Западную Европу с Восточной, со странами Азиатского континента, Тихоокеанского бассейна, Африки.Именно это в решающей степени определяет ныне транспортную политику стран ЕС, другие государства Европы, стратегическим направлением которой стало развитие трансъевропейских коммуникации.

Информация о работе Транспортный комплекс Украины