Трастовые операции банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 02:17, курсовая работа

Описание

Трастовое дело возникло и развилось в США на основе ряда специфических институтов, которые существовали в гражданском праве англо-саксонских стран. В принципе операции по доверенности могут осуществлять любые индивиды, организации или корпорации, включая траст - отделы коммерческих банков. В самом начале в США трастовые операции осуществлялись отдельными лицами и страховыми компаниями. Банки же штатов и национальные банки подключились к ним позже. Но уже с конца 19 в. трастовое дело все больше концентрируется в руках коммерческих банков.

Содержание

Введение………………….………………………………….…………3
Глава 1 Сущность трастовых операций……………………………...5
1.1 Понятие и содержание трастовых операций банков.…………...5
1.2 Трастовые услуги физическим лицам………...………………...10
1.3 Трастовые услуги юридическим лицам……….………………..12
1.4 Услуги, предлагаемые банками клиентам в комплексе доверительных операций …………………………………………………..15
Глава 2 Проведение трастовых операций коммерческими банкам..
………………………………………………………………………...18
2.1 Механизм доверительного управления в банковской сфере....20
2.2 Структура траст-отдела коммерческого банка…...…………....28
2.3 Договор траста…………………..……………………………….32
2.4 Права и обязанности траст-отделов коммерческих банков…..36
Заключение…………………………………………………………..39
Список литературы…………

Работа состоит из  1 файл

трастовые операции банков.doc

— 603.00 Кб (Скачать документ)

Нередко владельцы акций уполномочивают банк представлять их интересы на общем  собрании акционеров с передачей ему своих прав голоса путем специального письменного разрешения, выдаваемого на определенный срок. Предоставляя клиенту эту услугу, банк регулярно высылает ему все необходимые документы, включая информацию о повестке дня общего собрания акционеров, высказываемых на нем различных предложений. При получении от клиента права голоса на общем собрании акционеров банковский специалист высказывает свое мнение относительно поведения на данном собрании и получает четкие инструкции клиента на этот счет. На самом собрании представитель банка вправе не отклоняться от полученных указаний, но может поступать по своему усмотрению в зависимости от конкретной ситуации.

Если  по итогам аукционов или торгов величина какого-либо пакета в руках одного акционера превышает 35%, то в этом случае требуется предъявление нотариально заверенной копии разрешения Антимонопольного комитета, при поддержке коммерческих структур. Если величина колеблется в пределах от 15 до 35%, то такая информация должна поступать в Министерство финансов РФ.

Одним из наиболее перспективных направлений  развития трастовых операций в России может стать сотрудничество коммерческих банков с созданными инвестиционными  фондами. Для большинства индивидуальных инвесторов сейчас сложно инвестировать  свои средства на фондовом рынке в силу отсутствия профессиональных знаний. Поэтому они вынуждены обращаться за рекомендацией в кредитные институты, которые работают с ценными бумагами. Банк может быть также управляющим инвестиционным фондом. Кроме того, фонд обязан заключать депозитарный договор с банком. Один и тот же банк не может выступать в качестве управляющего и депозитария. Если банк-депозитарий фонда, то он хранит все его денежные средства и ценные бумаги, проводит все расчеты и операции с ценными бумагами, ведет учет имущества, т.е. оказывает агентские услуги. Если банк выступает в роли управляющего фондом, тогда в его функцию входит управление всем портфелем ценных бумаг фонда, включая инвестиционную политику.3

Коммерческие  банки в России осуществляют доверительное управление с созданием Общих фондов банковского управления. В начале июля 1997 г. была опубликована Инструкция ЦБ РФ№63 «О порядке осуществления доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями РФ», которая определила юридические основы создания нового финансового инструмента - ОФБУ и сформулировала основные принципы организации и управления ими.

Инициатива  создания ОФБУ принадлежит банку. При  этом решение о создании принимается  правлением или иным исполнительным и распорядительным банковским органом, одновременно с утверждением инвестиционной декларации фонда и Общих условий доверительного управления имуществом ОФБУ. Первый вопрос, с которым сталкивается кредитная организация при желании начать деятельность по доверительному управлению: какие документы необходимо предоставить в регистрирующий орган.

Согласно  п.6.7. Инструкции ЦБ РФ №63 кредитная  организация для регистрации  ОФБУ должна предоставить в регистрирующий орган:

-заявление  на регистрацию ОФБУ;

-общие  условия создания и доверительного  управления имуществом общего  фонда;

-инвестиционную  декларацию;

-бухгалтерский  баланс кредитной организации  по счетам второго порядка   по состоянию на конец последнего  квартала перед принятием решения  о создании общего фонда;

-балансы  ранее созданных ОФБУ;

-расчеты  обязательных экономических нормативов  деятельности кредитной организации;

-справку  о выполнении обязательств перед  Банком России в течении года  перед датой принятия решения  о создании ОФБУ.4

ОФБУ  как форма коллективного инвестирования «появилась на свет» позже паевых инвестиционных фондов (ПИФов). Очевидно, что ОФБУ могут стать серьезным конкурентом на рынке и в состоянии привлечь немалые объемы финансовых средств.

Инструкция  определяет ОФБУ как «имущественный комплекс, состоящий из имущества, передаваемого в доверительное управление разными лицами и объединяемое на праве общей собственности, а также приобретаемое доверительным управляющим в процессе доверительного управления». То обстоятельство, что банк одновременно выступает и как лицо, принимающее решение о создании ОФБУ, и как доверительный управляющий упрощает и ускоряет процесс создания ОФБУ, поскольку  у банка в отличие от управляющей компании ПИФа, нет необходимости в получении специальной лицензии на управление имуществом ОФБУ. Согласно Инструкции деятельность по доверительному управлению имуществом ОФБУ осуществляется на основании общей банковской лицензии.

Для ОФБУ действие Инструкции распространяется только на резидентов РФ. Таким образом, нерезиденты не будут иметь возможности напрямую выступать учредителями управления и вкладывать свои средства, что может снизить привлекательность ОФБУ для зарубежных инвесторов.

Объектами доверительного управления в ОФБУ могут  быть денежные средства в рублях и  иностранной валюте, ценные бумаги, природные драгоценные камни и драгоценные металлы, производные финансовые инструменты, принадлежащие резидентам РФ на правах собственности. Практически единственный актив, запрещенный для ОФБУ - недвижимость.

Отношения учредителя управления и банка - доверительного управляющего в ОФБУ оформляются договором о доверительном управлении, который заключается в письменной форме в порядке, установленном гражданским законодательством. С формальной точки зрения отношения сторон фиксируются через договор, Общие правила и сертификат долевого участия, а в ПИФе через - Правила. Вместо пая инвестору ОФБУ выписывается сертификат долевого участия ,который не являясь  ценной бумагой, представляет собой документ, свидетельствующий о факте передачи имущества в доверительное управление и о размере доли учредителя в составе ОФБУ. См сертификат имуществом не является и не может быть предметом купли-продажи.

Как и  при создании ПИФов регистрация  ОФБУ требует публичного обнародования  инвестиционной декларации. Она должна содержать информацию:

-о предельном  стоимостном объеме имущества  в ОФБУ;

-о доли  каждого вида ценных бумаг  (акции, облигации, векселей), входящих  в портфель инвестиций ОФБУ;

-о доле  средств, размещаемых в валютные  ценности;

-об  отраслевой диверсификации вложений (по видам отраслей - эмитентов ценных бумаг).

Инвестиционная  декларация не может быть изменена до прекращения деятельности ОФБУ. Важное преимущество ОФБУ - значительно  меньшая, чем у ПИФов, регламентация  диверсификации. В соответствии с Инструкцией Банка России ОФБУ не может вкладывать более 15% своих активов в ценные бумаги одного эмитента либо группы эмитентов, связанных между собой отношениями имущественного контроля или письменным соглашением. В портфеле открытого паевого инвестиционного фонда должны преобладать ценные бумаги, которые имеют реальное рыночное котирование. Доля нерыночных не должна превышать 10% от стоимости активов фонда.5

В отличие  от банковского вклада ,когда кредитная  организация обязуется выплатить  сумму вклада и проценты на условиях и в порядке, предусмотренном в договоре, в долевом сертификате не устанавливается определенный процент, который должен получить инвестор. Риск инвестиций в ОФБУ выше, чем в банковский вклад, где получить определенную сумму может помешать только банкротство самой кредитной организации. Повышенный риск компенсируется повышенной доходностью. Однако долги по обязательствам, возникшим в связи с доверительным управлением имущества, погашаются за счет этого имуществ. В случае недостаточности этого имущества взыскание может быть обращено на имущество доверительного управляющего, при недостаточности и его имущества на имущество учредителя управления, не переданное в управление. Инвесторы ПИФа не отвечают по обязательствам управляющей компании и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им инвестиционных паев.

Доходы  инвесторов как в ОФБУ, так и  ПИФах формируются аналогичным  образом и представляют собой  разницу между суммой, полученной инвестором в момент полного или  частичного прекращения договора и суммой, инвестируемой в момент заключения договора. В ОФБУ доход инвестора может иметь форму:

-уплаты  накопленных процентов на долю  в составе ОФБУ;

-присоединения  накопленных процентов на долю  в составе ОФБУ к этой доле  в составе ОФБУ;

-возврата  принадлежащей учредителю управления  доли в составе ОФБУ на момент  возврата ,рассчитанной как пропорциональная  часть суммы активов ОФБУ.

В обоих  случаях до выплаты инвесторам причитающейся  им доли активов из имущества фонда  выплачиваются вознаграждение управляющего и расходы по управлению фондом. Величины вознаграждения и расходов для ОФБУ не регламентированы в отличии от ПИФов, для которых установлены их предельные размеры( до 5% от собственных чистых активов).

В целом  схема ОФБУ будет проще и дешевле по сравнению с ПИФами, поскольку у банка нет необходимости прибегать к услугам специализированного депозитария, реестродержателя, оценщика и аудитора. Общим преимуществом ПИФа и ОФБУ выступает отсутствие требований обязательного резервирования привлекаемых средств. В дальнейшем произойдет разделение клиентов. ПИФы будут ориентироваться на основную массу частных инвесторов, плохо разбирающихся в положении на фондовом рынке, а ОФБУ - на профессиональных инвесторов, которые временно хотят доверить свои средства кредитным организациям.

     2. 2. Структура траст-отдела  коммерческого банка

 

Обычно  в коммерческих банках подразделения, оказывающие традиционные банковские услуги организационно отделены от подразделений, занимающихся трастовыми операциями. Это делается прежде всего в целях предупреждения несанкционированного (или подчас не-законного) использования конфиденциальной информации, которая может передаваться из одного подразделения в другое.

Такое разделение в организационной структуре  банка именуется «китайской стеной». Оно необходимо прежде всего для того, чтобы сотрудники отдела, занимающегося трастовыми операциями, выполняли свои функции по управлению активами клиентов, не ориентируясь при этом на спекулятивные интересы самого банка, выступающего также в качестве инвестора на рынке, а использовали в работе лишь показатели, сложившиеся на рынке на данный момент времени с целью принятия инвестиционного решения, наиболее выгодного клиенту. В зарубежной практике такой подход называется «действие, ориентированное на лучший результат». Принципы организации работы трастового подразделения банка совершенствуются и по сей день. В настоящее время в западной практике проведения трастовых операций существует несколько подходов к этой проблеме. Рассмотрим наиболее типичные из них.

Некоторые банки предпочитают выделять подразделения, оказывающие трастовые услуги в  отдельные дочерние в целях предоставления этим подразделениям наибольшей самостоятельности  и независимости от подразделений, занимающихся традиционным банковским бизнесом.

Такая организация имеет как положительные, так и отрицательные стороны (как  отдельное юридическое лицо компания, оказывающая трастовые услуги уже  не будет иметь тех маркетинговых  преимуществ, как если бы подразделение, занимающееся трастовыми операциями находилось внутри самого банка). В то же время бытует мнение, что трастовый отдел, существующий независимо (как отдельное юридическое лицо) может достичь лучших результатов по формированию своего имиджа за счет получения боль шей самостоятельности и отказа от следования стратегии банка по формированию имиджа, основанной на более консервативном подходе.

Другим  направлением в организации трастового бизнеса является создание трастового отдела внутри банка без образования  отдельного юридического лица. Такой подход альтернативен варианту, описанному выше, и характерен для банков, чья стратегия заключается в персональном подходе к клиенту, то есть обслуживание клиента одним и тем же сотрудником банка как по обычным операциям (работа с текущим счетом, расчеты), так и по операциям доверительного управления имуществом клиента. К положительным чертам этого подхода относятся: возможность предложения клиенту более широкого спектра услуг, лучшее продвижение трастовых услуг на различные рынки, уменьшение стоимости обслуживания. Отрицательными моментами здесь являются: отсутствие административного разделения традиционных банковских услуг и трастовых услуг, а также потеря самостоятельности по сравнению с тем, если бы трастовое подразделение было отдельной организационной единицей.

Стандартное организационное решение - создание отдельного трастового управления (или  отдела) внутри организационной структуры  коммерческого банка. Обычно данный подход наиболее часто применяем  в коммерческих банках, поскольку  при административном разделении операций остается возможность более легкого продвижения трастовых услуг на рынок, используя при этом сеть подразделений банка, оказывающих клиентам другие услуги.

Следует отметить, что выбор банка в  использовании того или иного  подхода к решению этой проблемы зависит во многом от законодательных ограничений, существующих в конкретной стране, а также от уровня конкуренции и принципов конкурентной борьбы, сложившихся на рынке данного вида услуг.

Информация о работе Трастовые операции банков