Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 17:11, курсовая работа
Объяснить данный факт можно, прежде всего, тем, что обеспечение полной и эффективной занятости, которое рассматривается как главная цель макроэкономики любого государства и средство достижения достойного уровня жизни населения, возможно лишь при эффективном целенаправленном регулировании процессов, происходящих на рынке труда и в сфере занятости населения.
Введение…………………………………………………..……………………….3
1. Понятие «Трудовые отношения»………………………………………….5
2. Понятие и особенности трудовой занятости……………………………..6
2.1. Проблема занятости в Российской Федерации……………………….9
2.2. Государственная политика в сфере занятости………………………11
3. Сущность и виды безработицы…………………………………………..13
3.1. Причины безработицы и ее социально-экономические последствия………………………………………………………………………22
3.2. Что можно сказать о безработице в настоящее время?.........................26
3.3. Пути решения проблемы безработицы………………………………...29
Заключение………………………….....................................................................31 Список использованной литературы…………………………………………...33
Безработица (будь то фрикционная, структурная или циклическая) характеризуется как численность взрослого трудоспособного населения, которое не имеет работы и находится в поисках ее. Общая численность занятых и безработных составляет рабочую силу (по новой терминологии — экономически активное население). В рабочую силу включают всех, кто может трудиться и трудится, кто занимается домашним хозяйством, кто ведет самостоятельное дело, кто ищет работу. Сюда не входят, разумеется, те лица, которые не вошли в производство (или в трудовую деятельность) по возрасту — дети, или уже вышли из него по возрасту - пенсионеры, а также обучающаяся молодежь (школьники, студенты), инвалиды и военнослужащие. Одним словом, те, кто не мог и не должен был работать, а также те, кто не искал работу.
Отсюда следует вывод: добиться такого положения, чтобы занято было все трудоспособное население невозможно. Ведь одни вступают в рабочую силу, другие выходят из ее состава, третьих увольняют или они сами увольняются, четвертые находятся в поисках работы, т.е. происходит нормальное движение рабочей силы, часть которой на какой-то промежуток времени остается без работы.
В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд, на защиту от безработицы, на профессиональную консультацию и ориентацию, повышение квалификации, на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Оплата не может быть ниже установленного законом минимального размера. Принудительный труд запрещен. Добровольная незанятость не может служить основанием для привлечения к административной и иной ответственности.
2.2. Государственная политика в сфере занятости
Проблемы становления нового типа социально-трудовых отношений в России, социальная опасность безработицы, колебания спроса на труд и его предложения вынуждают государство обращаться к активной политике на рынке труда. Основная цель активной политики – всемерное содействие в трудоустройстве потерявшим работу. Реализация этой цели осуществляется со стороны как спроса на труд, так и его предложения и включает в себя комплекс мероприятий:
1. Содействие трудоустройству через государственные и коммерческие службы трудоустройства, деятельность которых нормативно регламентируется и контролируется государством, в том числе посредством лицензирования;
2. Развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки как упредительной и профилактической меры содействия занятости через собственно государственные программы обучения и путем стимулирования участия работодателей в программах профессиональной подготовки и переподготовки, например посредством налоговых льгот, квотирования финансовых ресурсов компании, выделяемых на обучение, и рабочих мест, частичной выплаты государством зарплаты работнику во время учебы;
3. Организация общественных работ, включая трудоемкие работы по строительству и благоустройству городов, защите земли, уходу за больными, престарелыми, которые способствуют созданию рабочих мест;
4. Содействие самозанятости и предпринимательству через постановление кредитов и субсидий, налоговые льготы для вновь созданных компаний, консультационная помощь и обучение предпринимателей;
5. Содействие занятости социально слабозащищенных групп населения (женщины, молодежь, инвалиды, пожилые, длительно безработные) путем первоочередного направления на переобучение и на работу; целевое квотирование и бронирование рабочих мест, предоставление дополнительных гарантий при найме и увольнении, субсидий и налоговых льгот для компаний, использующих труд данных категорий.
Проведение активной политики на рынке труда не только активизирует незанятых на поиск работы, но и способствует снижению материальных и нервно-психологических затрат, связанных с поиском работы. Следовательно, активная политика на рынке труда способствует росту эффективности общественного труда и снижению социальной напряженности.
Приходится менять и представление о полной занятости, бытовавшее в течение многих лет в советской экономической науке и практике. Концепция максимального, полного вовлечения всего трудоспособного населения в зону общественного труда уступает место принципу рациональной занятости. Что же касается полной занятости, то с позиций рыночной экономики ее следует воспринимать не как «всеобщую», «поголовную», а как доступную. Иначе говоря, занятость следует считать полной, если каждый, изъявивший желание иметь оплачиваемую работу, имеет возможность получить ее с учетом своих профессиональных возможностей. Законодательство о занятости населения наряду с трудовым законодательством призвано гарантировать право на труд и меры по предоставлению людям подходящей работы с учетом профессии, стажа, возраста, места жительства, создана государственная служба занятости. В России ежегодно в службы занятости за содействием в поиске подходящей работы обращаются более 8,5 миллиона человек, а за содействием в подборе кадров – около 500 тысяч работодателей. Учитывая, что та и другая сторона, прежде чем найдут искомое, могут обращаться неоднократно, общее количество получателей государственной услуги в сфере занятости составляет примерно 40 миллионов в год.
4. Сущность и виды безработицы
По определению «безработица» - это социально-экономическое состояние, при котором часть активного, трудоспособного населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнить.
В экономической теории используются два показателя, которые могут обрисовать объективную картину экономической нестабильности на рынке труда. Это уровень безработицы и ее средняя продолжительность.
Показатель уровня безработицы используется для измерения масштабов безработицы и измеряется как доля официально зарегистрированных безработных к численности занятых в производстве. Продолжительность безработицы характеризует среднее время перерыва в работе.
Понятие «безработица» и «безработные» трактуется экономистами неоднозначно. Безработным считается тот, кто может и хочет работать, самостоятельно занимался поиском работы, но не смог трудоустроиться, прежде всего, из-за отсутствия свободных рабочих мест или недостаточной профессиональной подготовки. Согласно российскому законодательству о занятости населения, официально безработными признаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, которые по независящим от них причинам не имеют работы и заработка (трудового дохода), зарегистрированные в государственной службе занятости в качестве лиц, ищущих работу, способные и готовые трудиться и которым эта служба не сделала предложений подходящей работы.
К безработным не относятся лица, не способные трудиться (по возрасту, состоянию здоровья). Трудоспособные, но по тем или иным причинам не претендующие на рабочее место (домашние хозяйки), не учитываются в статистике безработных. Лица, способные работать и ищущие работу, но не зарегистрированные на барже труда, не попадают в статистику безработицы.
С проблемами труда, трудовых отношений, оплаты труда и его производительности соседствует не менее важная проблема занятости населения, под которой понимается мера вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребностей в труде, обеспечения рабочими местами.
Различают полностью или частично безработных. Частично безработные – это люди, занятые неполный рабочий день или неполную рабочую неделю по экономическим причинам (из-за отсутствия рабочих мест с полными ставками).
Характер современной безработицы, ее особенности выражаются в формах безработицы, ее структуре и показателях, социальных последствиях, характере и соотношении факторов, определяющих масштабы, уровень и продолжительность безработицы.
Различают несколько видов безработицы.
Фрикционная безработица – это временная незанятость, обусловленная добровольным переходом работника с одной работы на другую, чем и вызван период временного увольнения.
Мотивы увольнений по собственному желанию многообразны, но можно выделить основные мотивы:
1) Мотивы, связанные с неудовлетворенностью производственно-экономическими условиями: условий организации труда, сезонностью работы, размером заработной платы, отсутствием возможностей для повышения квалификации, для профессионального продвижения;
2) Мотивы, связанные с социально-психологическим климатом в фирме: неудовлетворенность отношениями с администрацией, с коллегами по работе и т.д.);
3) Мотивы, связанные с неудовлетворенностью уровнем социально-бытового и жилищного обслуживания;
4) Мотивы личного характера: вступление в брак, рождение ребенка, переезд на новое место жительства и другое).
Фрикционная безработица существует в экономике постоянно. В какой-то мере эта безработица является желательной, так как многие рабочие переходят с низкопродуктивной, малооплачиваемой работы на более высокооплачиваемую и более продуктивную работу. Это означает боле высокие доходы для рабочих и более рациональное распределение трудовых ресурсов, а, следовательно, и больший объем реального национального продукта. Уровень фрикционной безработицы можно снизить, если иметь хорошо отлаженную инфраструктуру рынка труда, в частности его информационное обеспечение.
Структурная безработица – это безработица, вызываемая изменениями в структуре спроса и технологии производства. Такие изменения ведут к необходимости новых профессий, а работники, не обладающие этими профессиями, высвобождаются и вынуждены переучиваться. Эта безработица по существу является углублением фрикционной, разница между этими видами безработицы весьма неопределенная. Существенное различие состоит в том, что у «фрикционных» безработных есть навыки, которые они могут продать, а «структурные» безработные не могут сразу получить работу без профессиональной переподготовки, которая нередко сопровождается сменой места жительства. Фрикционная безработица носит в основном краткосрочный характер, а структурная более долговременная, и поэтому считается более серьезной проблемой.
Циклическую безработицу порождает общее снижение спроса на рабочую силу во всех отраслях, сферах, регионах, которое может возникнуть в период промышленного кризиса, депрессии, спада. Когда совокупный спрос уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. Уровень циклической безработицы может зависеть от пола, расы, принадлежности к той или иной социальной группе, национальности. Циклическая безработица, в отличие от фрикционной, носит, как правило, долговременный характер и ведет к появлению застойной безработицы. В классификации форм безработицы она занимает особое место, так как критерием выделения этого вида безработицы является не причина, порождающая данную форму безработицы, а ее продолжительность.
Безработица может быть признана застойной в том случае, когда безработный, вследствие длительного пребывания в сфере незанятости, теряет полностью или в значительной мере свою квалификацию и надежду получить рабочее место, то есть становится неконкурентоспособным на рынке труда. Наблюдения и исследования показывают, что этот срок составляет в среднем не менее одного года, исходя из этого, в законодательстве о страховании от безработицы предусмотрен годичный срок выплаты пособий по безработице. Однако у циклической безработицы есть одна положительная черта, которую можно считать фактором, частично компенсирующим издержки. Человек, потерявший работу, приобретает свободное время, которое тоже имеет определенную стоимость, хотя эта свобода вынужденная и потому имеет значительно меньшую ценность, чем потеря дохода вследствие безработицы.
Сезонная безработица – безработица, связанная с неодинаковыми объемами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, то есть в одни месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растет, а в другие – уменьшается. К отраслям, для которых характерны сезонные колебания объемов производств, прежде всего, относятся сельское хозяйство и строительство.
Добровольная безработица – безработица, вызванная тем, что в любом обществе существует прослойка людей, которые по своему психическому складу или по иным причинам не хотят работать. В нашей стране хорошо известно, что усилия по принудительному устройству так называемых «бомжей» не привели к переориентации этой категории населения.
Таким образом, безработица является характерной чертой рыночной экономики. Поэтому полная занятость – нонсенс, не совместимый с идеей рыночного хозяйства. В то же время понятие «полная занятость» не означает полного отсутствия безработицы. Экономисты считают фрикционную и структурную безработицы совершенно неизбежными, следовательно, уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработиц. Другими словами, уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю. Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы.
Уровень безработицы - отношение численности безработных к численности экономически активного населения на февраль 2011г. - 7,6%.
Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 3,4 раза превышает численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце февраля 2011г. в гос.учреждениях службы занятости населения было зарегистрировано в качестве безработных 1666 тыс.человек.
Информация о работе Трудовые отношения. занятость и безработица