Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:20, курсовая работа
Миграция - это перемещения людей, связанные, как правило, со сменой места жительства. Мигранты пускались в путь в поисках лучшей жизни, новых впечатлений или спасаясь от своих проблем. Однако этот процесс не всегда происходил добровольно. Первым массовым переселением трудовых ресурсов в новое время была доставка черных рабов на Американский континент. После запрещения работорговли второй крупной волной миграции явилась эмиграция из Европы в страны Нового Света.
ВВЕДЕНИЕ
1 . КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Понятие трудовых ресурсов
1. 2 Качественные аспекты трудовых ресурсов мировой экономики
1.3 Количественные аспекты трудовых ресурсов мировой экономики
2. Список информационных ресурсов
3. ПРОБЛЕМЫ ВНЕШНЕЙ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИИ В РОССИИ
3.1 Иностранная иммиграция рабочей силы в Россию
3.2 Особенности экспорта трудовых ресурсов из России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сохраняется тенденция роста численности рабочей силы, поступающей из Китая, Турции, Вьетнама. Эти страны по-прежнему остаются основными поставщиками иностранной рабочей силы из стран вне СНГ.
К недостаткам указанной
страновой структуры стран-
Большинство трудовых мигрантов привлекалось для работы в организациях строительства (38,7%) а также оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования (30,5%). В добывающие и обрабатывающие производства было привлечено 8,7% иностранной рабочей силы, в сферу сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства - 7,3%; транспорта и связи - 4,7%.
Учитывая неравномерность
распределения иностранной
Открытость границ и несовершенство законодательной базы привели к увеличению нелегальной миграции в нашу страну. Численность нелегалов в России в начале XXI в. оценивается различными ведомствами страны (Федеральной миграционной службой МВД РФ, Госкомстатом РФ, пограничной и налоговой службами) от 3 до 10 млн. чел. Среди нелегально въезжающих в РФ иностранных граждан преобладают граждане стран СНГ, Китая, Вьетнама, КНДР, Афганистана, а также ряда стран Африки. Рост нелегальной иммиграции ведет к целому ряду очевидных негативных последствий:
1) возрастание масштабов утечки финансовых ресурсов из России, крупномасштабная неуплата налогов и др. По официальным данным Банка России объем денежных переводов, осуществленных физическими лицами из Российской Федерации в пользу физических лиц за границу через системы денежных переводов и «Почту России», за 2006г. увеличился в 1,7 раза по сравнению с 2005г. - до 6 млрд. 005 млн. долл. При этом, значительную часть денежных переводов из РФ осуществляют мигранты из стран СНГ. Объем зарегистрированных денежных переводов мигрантов из этих стран в 2005 г. превысил 3 млрд. долл. При этом, по данным Федеральной миграционной службы, неофициально мигранты из стран СНГ вывозят из России свыше 10 млрд. долл. в год.
2) формирование значительных по численности этнических «анклавов» в тех регионах России, которые вовсе не испытывают недостатка в трудовых ресурсах, а, напротив, являются трудоизбыточными регионами, обладающими весьма благоприятными условиями для проживания и ведения бизнеса (Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область, среднее и особенно нижнее Поволжье), нередкое игнорирование этими анклавами российского законодательства и обычаев коренного населения и одновременный рост притязаний на землю, недвижимость приводит к нарастанию в данных регионах межнациональных конфликтов;
1) активное участие части нелегальных иммигрантов в теневом и откровенно криминальном бизнесе, угрозы их участия в международном терроризме;
2)в перспективе нарастание таких многочисленных этнических анклавов создает уже угрозы национальной военной и геополитической безопасности страны.
Особым аспектом нелегальной иммиграции является в значительной степени неконтролируемый поток иммигрантов из Китая, прежде всего в дальневосточные регионы России. По имеющимся оценкам, в начале XXI в. в Амурской области, Хабаровском и Приморском краях проживали 5,5 млн. чел., а в приграничных районах Китая —102 млн. чел., при этом дефицит рабочей силы в указанных российских регионах составлял 5 млн. чел, а численность безработных в сопредельных китайских регионах — 8 млн. чел.
Учитывая сложившуюся ситуацию, можно предположить, что иммиграция рабочей силы в Россию будет нарастать. Проведенные исследования показывают, что в Россию прибывают лица активного трудоспособного возраста, имеющие достаточную профессиональную подготовку. Причем ряд их характеристик лучше, чем у трудоспособного населения некоторых регионов России. Ожидается увеличение иммиграции и из стран дальнего зарубежья.
Принципиально политика России
по отношению к иностранной
Существует ряд законодательных актов, регулирующих правовые отношения мигрантов в России. В октябре 2002 г. вступил в действие Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», целью которого является упорядочение иммиграционного процесса в стране.
С 15 января 2007 года вступил
в силу федеральный закон «О миграционном
учете иностранных граждан и
лиц без гражданства в
Все эти меры направлены на регулирование миграционных потоков рабочей силы на территории РФ, а также на снижение преступности связанной с нелегальной миграцией.
3.2 Особенности экспорта трудовых ресурсов из России
Другой составляющей процесса международной миграции рабочей силы в России является эмиграция. После того, как в 1991 г. был фактически разрешен свободный выезд за пределы России, количество эмигрировавших было особенно велико в 1992 г. — более 673 тыс. чел., затем это число постепенно сокращалось, достигнув в 2002 г. 107 тыс.чел. Эмиграционный поток первой половины 90-х гг. состоял более чем на 50 % из немцев, русских было около 25 %, евреев — 13 —16 %. В последующие годы постоянно возрастала доля русских.
В страновой структуре российской эмиграции (в отличие от иммиграции) существенно ниже была доля стран ближнего зарубежья — 84,7 % выехавших из России в 1992 г., а к 2002 г. этот показатель уменьшился до 49,6 %. Маршруты российской трудовой миграции в основном совпадают с направлением потоков международной миграции — в страны Западной Европы (прежде всего в Германию) и Северной Америки.
Для нашей страны негативное значение имеет то, что среди трудовых эмигрантов увеличивается число ученых, высококвалифицированных врачей и инженеров, программистов, писателей, музыкантов, художников, потенциальных специалистов: аспирантов, студентов, стажеров. По имеющимся данным, они составляют около 30 % всех эмигрантов. Убытки, связанные с этим явлением, могут достигнуть 60 млрд. долл. в год (сейчас некоторыми специалистами они оцениваются в 45 млрд. долл.). Лишь 8—11 тыс. россиян в год устраиваются работать за границей легально — через государственные структуры и частные агентства. Около 90 % трудоустраиваются самостоятельно, без социальных гарантий и отчислений в российский бюджет. По имеющимся оценкам, отрицательные для экономики России последствия миграционной политики 90-х гг. преодолеть будет сложнее, чем решить проблемы восстановления и развития производственного и экспортного потенциала страны.
Тенденции значительной трудовой эмиграции сохраняли свое действие несмотря на позитивную динамику экономического развития России в 1999 — 2003 гг. В то же время росту эмиграции противодействуют внешние и внутренние факторы: старение экономически активного населения, в том числе и той его части, с которой были связаны значительные потоки эмиграции в 90-е гг. (в 1999 г. 57,8 % научных кадров России находилось в возрасте от 50 до 59 лет, еще 18 % — старше 60 лет, а молодежь в возрасте до 29 лет составляла лишь 7,7 %), незнание большой частью населения иностранных языков, низкий уровень доходов подавляющей части населения (для поездки за границу нужны значительные средства), ограниченность квот на въезд в иностранные государства и др.
В настоящее время
Пока еще рано говорить о приоритетности эмиграционной или иммиграционной политики в отношении рынка рабочей силы в России. Акцент в первом случае должен быть сделан на обеспечение условий возвращения специалистов, а во втором — на трудоустройство потоков беженцев и вынужденных переселенцев из стран «ближнего зарубежья» и регионов, охваченных гражданскими конфликтами.
На сегодняшний день, основной целью государственной миграционной политики в России является стимулирование законной и регулируемой трудовой миграции, идущей в русле экономических, демографических и внешнеполитических интересов в России. Меры для упорядочения миграционных отношений и противодействия нелегальной миграции определены в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на 2006-2008 гг., утверждённой Правительством 19 января 2006 г. Основные задачи в области миграции - усиление позитивного влияния миграционной политики на социально-экономические и демографические преобразования России, продвижение интересов России в международных отношениях, обеспечение национальной безопасности.
К приоритетам государственной миграционной политики относятся:
- повышение миграционной привлекательности России, в частности, создание условий для привлечения в страну квалифицированных легальных трудовых ресурсов и снижение эмиграции из России;
- содействие добровольному
переселению на постоянное
- создание благоприятных
условий для совместной
- повышение эффективности
противодействия нелегальной
- дальнейшее развитие
миграционного
- совершенствование
Принципиальный подход Правительства РФ состоит в том, что количество привлекаемых мигрантов должно чётко соотноситься с потребностями национальной экономики и не перевешивать интересы российских работников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подвижность населения и трудовых
ресурсов – одна из важных особенностей
современных международных
Страны-экспортеры и страны-импортеры трудовых ресурсов, международные организации по миграции совершенствуют законодательство, механизм регулирования миграционных процессов и потоков, руководствуясь принципами свободы и демократии с учетом национальных интересов.
Мировой опыт свидетельствует, что трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества как принимающим рабочую силу странам, так и поставляющим ее. Но она способна породить и острые социально экономические проблемы. Прежде всего учитывается, что процессы трудовой миграции способствуют смягчению условий безработицы, появлению для страны–экспортера рабочей силы дополнительного источника валютного дохода в форме поступлений от эмигрантов, а также приобретению ими знаний и опыта. По возвращении домой они, как правило, пополняют ряды среднего класса, вкладывая заработанные средства в собственное дело, создавая дополнительные рабочие места. К отрицательным последствиям трудовой миграции следует отнести тенденции роста потребления заработанных за границей средств, желание скрыть получаемые доходы, иногда и понижение квалификации работающих мигрантов. Для нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного эффекта, получаемого страной в результате трудовой миграции, используют средства государственной политики. Просчеты в выборе ориентиров миграционной политики вызывают нежелательную реакцию в виде роста нелегальной миграции и последующей социальной активности возвращающихся мигрантов и др. В этой области особенно очевидны неэффективность жестких, директивных мер и необходимость косвенных, координирующих воздействий со стороны государств и правительств. В России создана правовая и организационная база эмиграции и иммиграции трудовых ресурсов, разработана федеральная миграционная программа, заключены двусторонние соглашения с рядом стран по миграции населения и трудовых ресурсов. Важным направлением интегрирования России в мировое сообщество должна стать ратификация международных конвенций, регламентирующих процессы трудовой миграции.
Наша страна тесно сотрудничает с МОТ. На Международной конференции труда 6 июня 2006 в Женеве была подписана программа сотрудничества между МОТ и Россией на 2006 - 2009 гг. Одним из основных вопросом программы является управление миграционными процессами в России. В программе подчеркивается необходимость дальнейшего совершенствования национального законодательства, а также международных и двусторонних механизмов, направленных на регулирование миграции и недопущение насилия в отношении трудящихся мигрантов. Международная миграция в перспективе будет продолжаться. Все большая часть рабочей силы, поступая на мировой рынок, становится товаром глобального масштаба. Регулирование международной миграции и цена рабочей силы нее чаще определяются не отдельными государствами и ТНК, а мировым сообществом и формирование международного рынка труда становится важным фактором процесса глобализации мирового хозяйства.
Информация о работе Трудовые ресурсы мировой экономики: количественный и качественный аспект