Туризм как форма внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 21:51, контрольная работа

Описание

Туризм – сложный социально-культурный и экономический феномен современности, различные аспекты которого находятся в поле зрения представителей ряда наук. «Своими» вопросы теории и практики туризма считают экономисты, социологи, педагоги, психологи, историки, культурологи, юристы, искусствоведы. Это порождает множественность его определений и проявлений в окружающей действительности.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по ВЭД.doc

— 101.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской федерации 

федеральное агентство Российской федерации  по образованию государственное  образовательное учреждение высшего  профессионального

образования 
 

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского 
 
 

Факультет управления и предпринимательства 
 
 
 

Контрольная работа 

по  дисциплине: «Внешнеэкономическая деятельность»

на  тему: «Туризм как форма внешнеэкономической деятельности». 
 
 
 
 
 
 
 

Работу выполнил студент группы 12а584-07

Косова  Е. С.

Номер зачетной книжки:

2223

Проверил: преподаватель

Борисова  И.И. 
 
 
 
 
 
 
 

Н. Новгород, 2012 г. 
 

Министерство  образования и науки Российской федерации 

федеральное агентство Российской федерации  по образованию государственное  образовательное учреждение высшего  профессионального

образования 
 

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского 
 
 

Факультет управления и предпринимательства 
 
 
 

Контрольная работа 

по  дисциплине: «Внешнеэкономическая деятельность» 

на  тему: «Туризм как  форма внешнеэкономической деятельности». 
 
 
 
 
 
 
 

Работу  выполнил студент группы 12а584-07

Косова  Е. С.

Номер зачетной книжки:

2223

Проверил: преподаватель

Борисова  И.И. 
 
 
 
 
 
 
 

Н. Новгород, 2012 г. 
 

Введение. 

      Туризм – сложный социально-культурный и экономический феномен современности, различные аспекты которого находятся в поле зрения представителей ряда наук. «Своими» вопросы теории и практики туризма считают экономисты, социологи, педагоги, психологи, историки, культурологи, юристы, искусствоведы. Это порождает множественность его определений и проявлений в окружающей действительности.

      С позиций экономической науки туризм – большая экономическая система с разнообразными связями между отдельными элементами в рамках народного хозяйства отдельной страны, связей национальной экономики с мировым хозяйством в целом, а также сфера экономической деятельности, включающая производство и реализацию туристских услуг и товаров различными организациями, располагающими туристскими ресурсами.

     Туризм сегодня - это сфера социально-экономического комплекса, которая во многих странах превратилась в бурно развивающуюся индустрию. В настоящее время каждое 7-е рабочее место в мире приходится на туристский бизнес. По прогнозам ВТО, к 2020 г. количество международных туристских прибытий составит 1,6 млрд, т. е. в 3 раза превысит показатели 2000 г. Ежедневные расходы туристов, исключая авиаперевозки, вырастут до 5 млрд долл. в день.

      Туризм в России - это развивающийся комплекс. Поэтому постоянно ведется поиск новых форм работы на рынке, путей решения возникающих в данной индустрии проблем. Но несмотря на стремительные темпы развития, должного внимания туризму как сектору национальной экономики России до сих пор не уделяется. Экономика связана с извлечением оптимальной выгоды от использования ограниченных ресурсов. Экономические факторы, которые, как правило, ограничены, призваны удовлетворять психологические и физические потребности человека. 

1.1Туризм как форма внешнеэкономической деятельности. 

        Туристическая деятельность по своей сути является особым видом торгово-посреднической операции, в рамках которой организатор путешествия – туроператор как субъект предпринимательской деятельности формирует в единый пакет туристские услуги, большинство из которых для него покупные. Реализацией туристских услуг, сформированных туроператором по установленным международным правилам, занимается только турагент, т. е. права и обязанности туроператора и турагента строго регламентированы.

    Туризм как товар реализуется  в форме услуг. Услуга туризма, как услуга вообще, есть действие определенной потребительской стоимости, выражающееся в полезном эффекте, который удовлетворяет ту или иную человеческую потребность. При этом услуга может быть оказана либо вещью, т.е. при помощи товара, либо в процессе функционирования самого живого труда. Указанные два способа производства услуг обусловливают и два вида самих услуг: материальные (производственные), опосредованные вещью, и нематериальные (непроизводственные), не связанные с материальными продуктами, производство которых неотъемлемо от их потребления.

         Кроме услуг, туристы могут  покупать товары туристского  назначения. Совокупность услуг  и товаров туристского назначения  образуют понятие «туристский продукт». Турпродукт включает:

- туры, объединенные по целенаправленности (познавательные, оздоровительные и т.п.);

- туристско-экскурсионные  услуги различных видов (размещение, питание, транспортные услуги  и т. д.);

- товары  туристско-сувенирного назначения (карты, открытки, сувениры и др.).

   Туризм можно импортировать в страну и экспортировать из нее. Расходы туристов из других регионов представляют собой вклады в экономику данного принимающего региона. Расходы иностранцев в туристских целях представляют собой для принимающей стороны туристский экспорт. Въезжая в данную страну, туристы приобретают туристский опыт и увозят с собой незабываемые впечатления от поездки. Деньги иностранных туристов, потраченные в принимающей стране, являются туримпортом для экономики

выезжающей  стороны. При туристском экспорте направление денежного потока совпадает с направлением потока туристов.  Объемы туристских потоков характеризуются следующими показателями: общее число туристов; число туродней; средняя продолжительность пребываний туристов в стране (регионе).

    В настоящее время старое понятие  «отрасль» постепенно размывается.  Для рыночной экономики характерно  не столько развитие обособленных  отраслей, сколько функционирование  диверсифицированных межотраслевых  комплексов. Так как в туризме  производится и предметы потребления (пища), и услуги (размещение в гостинице), то можно сделать вывод, что туризм – это диверсифицированный межотраслевой комплекс социально-бытовой инфраструктуры, который имеет производственные и непроизводственные функции и представляет собой туристскую индустрию, то есть совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, предприятий общественного питания, средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного и другого назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагенскую деятельность, а также учреждений, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков. Хозяйственный процесс, протекающий в отрасли туризма, является производственно-обслуживающим процессом.

    К специфике туризма следует отнести фактор наиболее рисковых видов деятельности, напрямую зависящей от экономической, политической и социальной стабильности в стране, наличия развитой инфраструктуры и индустрии туризма.

    Необходимо обеспечить предоставление  туристам качественных туристских услуг, а также дальнейшее развитие туристской индустрии. Именно поэтому в туризме приоритетным становится поиск более эффективного использования относительно ограниченных ресурсов, что и является одной из задач экономической науки.

    Экономика туризма представляет собой систему отношений, возникающих в сфере туризма в процессе производства, распределения, обмена и потребления результатов туристской деятельности. Экономика туристской фирмы выступает в качестве совокупности факторов производства, фондов обращения и нематериальных активов, доходов (прибыли), полученных в результате реализации туристского продукта и оказания различных других услуг.

    Стоимостная оценка активов   и доходов туристской фирмы  характеризует уровень и масштабы её развития. Последнее зависит от умения найти оптимальное соотношение между пользуемыми ресурсами, количеством и качеством реализованного туристского продукта, с одной стороны,  и объёмом реализации турпродукта и прибылью от его реализации – с другой.

     Таким образом, туризм, выступает важным сегментом внешней торговли, предполагающим экспортно-импортные операции с услугами, обладает спецификой «невидимого» экспорта. Его существенной особенностью является огромное влияние (мультипликативный эффект) на развитие других отраслей народного хозяйства, таких как транспорт, торговля, связи, бытовое обслуживание, сельское хозяйство и многое другое. Туризм представляет собой индикатор благосостояния населения, он бурно развивается при достаточном платежеспособном спросе.

1.2.Туристский рынок как сфера проявления экономических отношений.

       Туристский рынок представляет собой систему мирохозяйственных связей, в которых совершается процесс превращения туристско-

экскурсионных услуг в деньги и обратного  превращения.

          Рынок выполняет многочисленные  функции: информационную, посредническую, регулирующую, ценообразующую, стимулирующую,  созидательно-разрушительную, дифференцирующую. Но в качестве основополагающих  функций туристского рынка можно  выделить следующие:

- реализация  стоимости и потребительской  стоимости, заключенных в туристском  продукте;

- организация  процесса доведения туристского  продукта до потребителя (туриста);

- экономическое  обеспечение материальных стимулов  к труду.

    В процессе выполнения туристским рынком первой функции происходит движение стоимости, которое отражается посредством обмена: деньги – туристский продукт.

    Завершение этого обмена означает  законченность акта товарно-денежных  отношений, реализацию стоимости,  заключенной в туристском продукте, и общественное признание его потребительской стоимости. В результате обеспечивается нормальный ход общественного воспроизводства, появляются и накапливаются денежные средства для развития туристской индустрии.

    Функция организации процесса доведения туристского продукта до потребителя осуществляется через создание сети турагентов и туроператоров по его реализации.

    Функция экономического обеспечения  материальных стимулов к труду  заключается в том, что в  процессе обмена «деньги – туристский продукт» на туристском рынке распределение как необходимая фаза воспроизводства предстает в завершенном виде. У работников туристской фирмы, получающих за свой труд денежное вознаграждение, создаются материальные стимулы  к повышению качества и увеличению количества туристского продукта, производству его в соответствии с запросами потребителей.

        Туристский рынок характеризуется  наличием субъектов, т. е. юридических  и физических лиц, которые являются  производителями и потребителями  туристского продукта.  Можно выделить три субъекта туристского рынка, а именно: самих туристов (потребителей турпродукта), туроператоров и турагентов.

    Туристская организация, как правило,  занимается разработкой туристских  маршрутов и комплектацией туров, обеспечивает их функционирование, организует рекламу, рассчитывает в соответствии с действующими нормативами и утверждает в установленном порядке цены на туры по этим маршрутам, продает туры турагентам для выпуска и реализации путевок по своим лицензиям. А турагент (хозяйствующий субъект или индивидуальный предприниматель) приобретает туры по туристским маршрутам, разработанным туроператором, выпускает по ним путевки и реализует эти путевки непосредственно туристам.

Информация о работе Туризм как форма внешнеэкономической деятельности