Учет факторного воздействия на формирование цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 19:01, реферат

Описание

Экономика любой страны в условиях сложившихся экономических отношений весьма существенно зависит от внешнеэкономической торговли. В частности многие экономисты не без оснований связывают экономический рост, происходящий в нашей стране на протяжении последних лет, с экспортом полезных ископаемых, в том числе нефти. Эффективность внешнеэкономических отношений в свою очередь определяется тем, насколько они прибыльны и эффективны, что зачастую напрямую зависит от цены экспортируемого или импортируемого товара, услуг, которая в свою очередь определяется в зависимости от многих условий, под влиянием целого ряда факторов.
В связи с вышесказанным актуальность темы исследования становится очевидной.

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 55.06 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

       Экономика любой страны в условиях  сложившихся экономических отношений  весьма существенно зависит от  внешнеэкономической торговли. В  частности многие экономисты  не без оснований связывают  экономический рост, происходящий  в нашей стране на протяжении  последних лет, с экспортом  полезных ископаемых, в том числе  нефти. Эффективность внешнеэкономических  отношений в свою очередь определяется  тем, насколько они прибыльны  и эффективны, что зачастую напрямую  зависит от цены экспортируемого  или импортируемого товара, услуг,  которая в свою очередь определяется  в зависимости от многих условий,  под влиянием целого ряда факторов.

       В связи с вышесказанным актуальность  темы исследования становится  очевидной.

       Целью работы является изучение  особенностей учета факторного  воздействия на формирование  мировых цен.

       Для достижения поставленной  цели необходимо решение следующих  задач:

     1) изучить сущность понятия   и основные характеристики мировой  цены;

     2) определить особенности формирования  мировой цены;

     3) рассмотреть механизмы установления  мировой цены;

          4) на конкретном примере товарного  мирового рынка рассмотреть зависимость  от воздействия наиболее существенных  факторов и изменения цен.

       
 
 
 
 

ПОНЯТИЕ МИРОВОЙ ЦЕНЫ

           Мировая цена - цена, отражающая наиболее  представительные сделки по данному  товару на международном рынке. 

     Представительными считаются наиболее регулярные сделки, проходящие в свободном торгово-политическом режиме и в свободно конвертируемой валюте.

     Понятие мировой цены характеризуется рядом  специфических особенностей:

     Во-первых, мировая цена отклоняется от внутренних цен. Цены мирового рынка базируются на интернациональной стоимости, формируемой  ведущими странами-экспортерами. Внутренние цены основываются на национальной стоимости  и отражают затраты национальных производителей. Как правило, мировая  цена ниже внутренней. Разрыв между  ними может составлять более 30%, при  этом на готовые товары он значительнее, чем на сырьевые, что связано с  более высоким уровнем тарифных и нетарифных барьеров при ввозе  готовой продукции.

     Второй  особенностью мировых цен является их множественность, то есть наличие  нескольких рядов цен на один и  тот же товар. Множественность мировых  цен обусловлена различным качеством  товара, разными условиями поставки, характером торговой сделки, сроками  поставки, упаковкой.

     Третьей особенностью мировых цен является их быстрое старение, отражающее сдвиги в конъюнктуре товарных рынков. 

     ОСНОВНЫЕ  ХАРАКТЕРИСТИКИ МИРОВЫХ ЦЕН

     Мировые цены формируются под влиянием соотношения  мирового спроса и мирового предложения  на тот или иной товар. Они устанавливаются  в свободно конвертируемой валюте, в которой, как правило, и осуществляются расчёты. При этом валюта цены не всегда совпадает с валютой платежа.

     На  формирование мировой цены оказывают  влияние ведущие мировые производители  и поставщики (продавцы), имеющие  существенную долю в общем мировом  объёме данной продукции и постоянно  воспроизводящие (сохраняющие) своё ведущее  положение на данных товарных рынках. Это цены большого количества крупных, регулярных, постоянно совершающихся  сделок, предусматривающих раздельные, не связанные между собой экспортные и импортные операции (в противном  случае при осуществлении встречных  или бартерных сделок партнёры по торговым соглашениям могут пойти  на значительные отклонения в ценах).

     Применительно к рынкам топливно-сырьевых товаров  речь идет о ценах в регионах мира, где сосредоточены их производство или потребление и/или торговля (это цены так называемых базисных или репрезентативных (представительных) рынков).

     На  уровень мировых цен оказывают  влияние валюта платежа, формы и  методы расчётов, характер и условия  поставки, и многие другие факторы. 

     МЕХАНИЗМЫ УСТАНОВЛЕНИЯ МИРОВОЙ ЦЕНЫ

     В торговле тем или иным товаром  сложились определённые традиции по способу определения мировой  цены.

     На  биржевые товары мировые цены формируются  на ведущих мировых товарных биржах.

     На  машины и оборудование мировые цены формируют крупнейшие производители  того или иного вида машин и  оборудования из Европы, Соединённых  Штатов Америки, Японии и других развитых стран.

     Для получения информации о мировых  ценах экспортёры и импортёры  используют справочные цены (официальные  цены поставщиков), аукционные, биржевые, цены торгов, предложений и фактических  сделок.  
 
 

     ФОРМИРОВАНИЕ  МИРОВОЙ ЦЕНЫ

     Формирование  мировой цены проходит в три этапа.

     Первый  – от производителя на рынок. На этом этапе уровень цены зависит  от факторов производства (издержки, прибыль).

     На  втором этапе происходит обращение  на рынке, и здесь на уровень цен  влияют соотношение предложения  и спроса, объемы поставок, индивидуальные цены предложения, эластичность спроса.

     На  третьем этапе – от рынка к  потребителю уровень цен зависит  от условий заключенных сделок и  поставок.

     Мировые цены являются основой определения  цен внешнеторговых операций. Классификация  цен внешней торговли представлена в таблице 1.

     Таблица 1

Классификации внешнеторговых цен

     

     Таким образом, в процессе международной  торговли складываются цены фактических  сделок, информация о которых является довольно закрытой, и получить ее можно  только по специальным каналам (счетам, контрактам). Цены фактических сделок отражают реальный уровень рыночных цен, и в них учтены все факторы: условия поставок, продолжительность сделки, способ фиксации цен, страна-покупатель (экспортер или импортер) и т. д.

     Формирование  цены происходит в процессе движения товара от производителя до потребителя, и ее величина зависит от количества посредников, уровня затрат в каждом звене, доли прибыли, получаемой каждым участником товародвижения, системы  косвенного налогообложения, так как  она имеет поэлементный состав (рис. 6). Рассмотрим процесс образования  цены и ее составные элементы. 

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН

     При анализе процессов, связанных с  мировой ценой на мировых товарных рынках необходимо внимательное изучение всех факторов, оказывающих влияние  на формирование цен, как общего порядка, так и чисто прикладных. От цен  зависит, какие издержки производителей будут возмещены после продажи  товара, какие нет, каков уровень  доходов, прибыли и куда будут, и  будут ли в дальнейшем направлены ресурсы, возникнут ли стимулы для  дальнейшего расширения внешнеэкономической  деятельности (ВЭД).

     В условиях рыночной экономики мировые  цены во внешней торговле, также  как и на внутреннем рынке, осуществляется под воздействием конкретной рыночной ситуации. В принципиальном плане  само понятие цены сходно и для  характеристики внутреннего рынка, и для характеристики внешнего. Мировая  цена, в том числе в международной  торговле, - это денежная сумма, которую  намерен получить продавец, предлагая  товар или услугу, и которую  готов заплатить за данный товар  или услугу покупатель. Совпадение указанных двух требований зависит  от многих условий, получивших название “ценообразующих факторов”. По характеру, уровню и сфере действия они могут  быть разграничены на пять нижеперечисленных  групп.

     Общеэкономические, т.е. действующие независимо от вида продукции и конкретных условий  ее производства и реализации. К  ним относятся:

    1. экономический цикл;
    2. состояние совокупного спроса и предложения;
    3. инфляция.

     Конкретно экономические, т.е. определяемые особенностями  данной продукции, условиями ее производства и реализации. К ним относятся:

    1. издержки;
    2. прибыль;
    3. налоги и сборы;
    4. предложение и спрос на этот товар или услугу с учетом взаимозаменяемости;
    5. потребительские свойства: качество, надежность, внешний вид, престижность.
    6. сезонность;
    7. эксплуатационные расходы;
    8. комплектность;
    9. гарантии и условия сервиса.
    10. государственное регулирование;
    11. валютный курс.

     Как отмечалось выше, мировые цены определяются условиями конкуренции, состоянием и соотношением спроса и предложения. Однако на международном рынке процесс  ценообразования имеет особенности. С учетом этого следует рассматривать  и действие перечисленных выше групп  ценообразующих факторов. Взять к  примеру спрос и предложение. Известно, что соотношения спроса и предложения в условиях мирового рынка ощущаются субъектами внешней  торговли гораздо острее, нежели поставщиками продукции на внутреннем рынке. Участник международной торговли сталкивается на рынке с большим числом конкурентов, чем на рынке внутреннем. Он обязан видеть перед собой мировой рынок, постоянно сравнивать свои издержки производства не только с внутренними рыночными ценами, но и с мировыми. Производитель-продавец товара на внешнем рынке находится в режиме постоянного “ценового стресса”. Значительно больше на международном рынке и покупателей. Во-вторых, в рамках мирового рынка факторы производства менее мобильны. Никто не будет оспаривать тот факт, что свобода передвижения товаров, капитала, услуг и рабочей силы значительно ниже, чем в рамках одного конкретного государства. Их перемещение сдерживается национальными границами, отношениями в валютной сфере, что противодействует выравниванию затрат и прибыли. Естественно, что все это не может не отражаться на формировании мировых цен. Под мировыми ценами понимаются цены крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли. «Понятие “мировой товарный рынок” означает совокупность устойчивых, повторяющихся операций по купле-продаже данных товаров и услуг, имеющих организационные международные формы (биржи, аукционы и т.д.), или выражающиеся в систематических экспортно-импортных сделках крупных фирм-поставщиков и покупателей.» И в мировой торговле к факторам, под воздействием которых складываются рыночные цены, прежде всего естественно относится состояние спроса и предложения.

     Практически на цену предлагаемого товара влияет:

  1. платежеспособный спрос покупателя данного товара, т.е. попросту говоря, наличие денег;
  2. объем спроса - количество товара, которое способен приобрести покупатель;
  3. полезность товара и его потребительские свойства.

     На  стороне предложения составляющие ценообразующие факторы:

  1. количество товара, предлагаемого продавцом на рынке;
  2. издержки производства и обращения при реализации товара на рынке;
  3. цены на ресурсы или на средства производства, используемые в производстве соответствующего товара.

     Общим фактором является замещаемость предлагаемого  к реализации товара другим, удовлетворяющим  покупателя. На уровень мировых цен  воздействуют валюта платежа, условия  расчета и некоторые другие, как  экономические, так и внеэкономические факторы.

     На  мировом рынке возможны случаи “искажения соотношения спроса и предложения”. В случае громадного спроса на товар  может возникнуть ситуация, при которой  на рынок будет выброшен товар, произведенный  в наихудших условиях по национальной цене, которая по существу и будет  какое-то время определять мировую  цену и которая наверняка будет  весьма высокой. И наоборот, нередко  предложение значительно превышает  спрос. Тогда основной объем продаж приходится на те субъекты международной  торговли, условия производства в  которых наилучшие, а цены ниже. (В  данном контексте нелишне отметить и такой нюанс: даже если крупнейший производитель товара в какой-либо стране является крупнейшим поставщиком  этого продукта на национальный рынок, то это не значит, что он займет лидирующее положение и на мировом рынке. Зачастую на международном рынке  большую часть товаров реализуют  страны, не являющиеся с экономической  точки зрения крупными и мощными  державами.).

     При работе с мировыми ценами рынка, в  том числе внешнеторговыми, следует  учитывать различия в них с  учетом позиций отдельных сторон и рыночной ситуации.

     Во-первых, существуют понятия “цены продавца”, т.е. предлагаемые продавцом, а значит, относительно более высокие, и “цены  покупателя”, т.е. принимаемые и  уплачиваемые покупателем, а значит, относительно более низкие.

Информация о работе Учет факторного воздействия на формирование цен