Учет факторного воздействия на формирование цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 19:01, реферат

Описание

Экономика любой страны в условиях сложившихся экономических отношений весьма существенно зависит от внешнеэкономической торговли. В частности многие экономисты не без оснований связывают экономический рост, происходящий в нашей стране на протяжении последних лет, с экспортом полезных ископаемых, в том числе нефти. Эффективность внешнеэкономических отношений в свою очередь определяется тем, насколько они прибыльны и эффективны, что зачастую напрямую зависит от цены экспортируемого или импортируемого товара, услуг, которая в свою очередь определяется в зависимости от многих условий, под влиянием целого ряда факторов.
В связи с вышесказанным актуальность темы исследования становится очевидной.

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 55.06 Кб (Скачать документ)

     Во-вторых, в зависимости от рыночной конъюнктуры, “рынок продавца”, на котором из-за преобладания спроса коммерческие показатели и цены диктует продавец и “рынок покупателя”, на котором из-за преобладания предложения господствует покупатель и ситуация в части цен противоположная. Но эта рыночная ситуация все время изменяется, что находит отражение в ценах. А это значит, что она должна быть предметом постоянного наблюдения и изучения. В противном случае в определении цен возможны очень серьезные ошибки. 

     ФОРМИРОВАНИЕ  ЦЕН НА РЫНКЕ СОВЕРШЕННОЙ (ЧИСТОЙ) КОНКУРЕНЦИИ

     Рынок совершенной (чистой) конкуренции характеризуется, прежде всего, очень большим числом субъектов внешней торговли (покупателей  и продавцов) и сравнительно однородным характером поставляемой продукции. Под  воздействием спроса и предложения  цены имеют тенденцию к сближению, т.е. в данном регионе, в данный временной  промежуток цены практически одинаковы. Согласно практическим наблюдениям, в  условиях данной рыночной модели стремление каждого экспортера к получению  максимальной прибыли приводит к  снижению цены на товар. Для сохранения своих позиций на рынке экспортер  прибегает к скидкам, который  не столь значителен 3-5%. Выигрыш  экспортера - в возрастающих объемах  поставок.

     Замечено, что на рынке совершенной конкуренции  поставщики продукции (ими могут  быть как сами производители-экспортеры, так и их торговые агенты) стремятся  к максимизации удовлетворения потребительного  спроса. Конкурирующие фирмы-поставщики ориентируются на товары, произведенные  по более эффективным технологиям, а производители, на продажу товара по достаточно низкой цене с учетом своих издержек производства.

     «На практике к данному типу рынка (с  определенным резервом) можно отнести, например, международную торговлю различными товарами широкого потребления - одеждой, обувью, табаком, сельхозпродукцией и в т.ч. продовольствием и т.д.» 

     ФОРМИРОВАНИЕ  ЦЕН НА РЫНКЕ ЧИСТОЙ МОНОПОЛИИ

     Рынок чистой монополии характеризуется  наличием одного единственного поставщика товара. Ценообразование в этом случае диктуется монополистом, он контролирует все предложения, варьирует цены в зависимости от спроса и может  вызывать изменения цен, манипулируя  объемами производимой продукции, заранее  заручается на рынках зарубежных стран  эксклюзивным правом на поставку своей  продукции, чем уже и юридически затрудняет проникновение конкурента.

     Монополист  в силу самой природы данного  рынка стремится установить цены на товар на наиболее высоком уровне по методу полных затрат, включающих издержки производства и желательную (для  производителя) прибыль. Существуют, однако, определенные установки, которых вынужден придерживаться монополист. Так, несмотря на единоличное присутствие на рынке, монополист, как правило, не назначает  наивысшую цену на товар, потому что, в конечном счете, общая прибыль  может быть меньше. Происходит, правда под диктовку монополиста, такой  оптимальный подбор объемов производства и цен, чтобы совокупный доход  был как можно выше, который  все же будет ниже максимума прибыли  на единицу продукции. Это и естественно, так как не все участники мирового рынка имеют возможность приобрести товар по наивысшей цене. Имеется  понятие “ценовая дискриминация”, означающая, что монопольный поставщик  товара на международный рынок варьирует  цену на поставляемый товар в зависимости  от страны-импортера, точнее от финансовых возможностей импортера. Однако при  этом всегда имеется в виду, возможен ли дальнейший реэкспорт данной продукции. Дискриминационные цены, как правило, устанавливаются на изолированных  рынках, исключающих реэкспорт.

     ФОРМИРОВАНИЕ  ЦЕН НА РЫНКЕ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ  КОНКУРЕНЦИИ

     Монополистическая конкуренция предполагает смешанный  тип рынка - на данном рынке присутствуют, как правило, ряд крупных монополистов и значительное число менее сильных  фирм, но которые занимают видное место. Характер ценообразования конкурентный, с приоритетом монополизма в  пределах рынка дифференцированного  фирменного продукта.

     Господство  крупных фирм одной страны на рынке  отдельных товаров ослабляется  натиском крупных монополистических  фирм другой страны, а также более  “легковесных” конкурентов, стремящихся  получить свою долю высокой прибыли. В случае взвинчивания цен со стороны  монополий всегда находятся конкуренты, способные дать более выгодные предложения, т.е. лучшие цены.

     Значительное  влияние на мировые цены оказывает  конкуренция монополий, представляющих разные отрасли, предлагающие товары с  различной товароведческой характеристикой  и разными физическими свойствами, но которые используются для одной  и той же цели. «В качестве примера  может служить конкуренция между  производителями-поставщиками металла  и пластмасс автомобилестроительным концернам. При формировании цен  учитывается и конкуренция товаров  заменяющих по своим качествам традиционные.  

     ФОРМИРОВАНИЕ  ЦЕН НА РЫНКЕ КОНКУРЕНЦИИ НЕМНОГИХ ПОСТАВЩИКОВ - ОЛИГОПОЛИЯ

     Рынок конкуренции немногих поставщиков - олигополия - характеризуется наличием нескольких крупных компаний производителей-поставщиков, обладающих значительными сегментами рынка, полностью или практически  полностью обеспечивающих поставку товаров на мировой рынок. Между  фирмами и странами-импортерами, как правило, существуют соглашения о сотрудничестве, зачастую фирмы  обладают эксклюзивными правами на покупку стратегически необходимого сырья, вкладывают огромные средства на рекламные мероприятия.

     Практика  мировых цен на поставляемую продукцию  показывает, что любое крупное  решение, принимаемое экспортером, - установление цены, определение объемов  производства, закупок, инвестиций и  т.д. - требует взвешивания вероятной  реакции конкурентов. Важную роль в  плане сохранения компаниями статус-кво  играют неафишируемые для широкой  публики неофициальные договоренности основных конкурентов. В ходе специальных  переговоров достигаются соглашения о фиксировании цен, о разделе  рынков сбыта, об объемах производства.

     Потребность в относительной координации  деятельности на мировом рынке привела  компании к созданию специальных  механизмов, с помощью которых  можно было бы действовать с большей  долей предсказуемости. Наиболее простой  формой такого механизма является картель, в рамках которого предполагается формальное письменное соглашение относительно объемов  производства и ценовой политики. Компании договариваются о разделе  рынков сбыта с целью поддержания  согласованных уровней цен. «Наиболее  известным картелем, регулировавшим до недавнего времени мировой  рынок нефти, был ОПЕК (Организация  стран экспортеров нефти). В течении  длительного периода времени  картелю удавалось довольно успешно  координировать нефтяные рынки.»

     Для компаний, участвующих в работе подобных механизмов, характерна тенденция к  максимизации прибылей, т.е. их поведение  в определенной степени напоминает действие чистых монополий. Величина воздействия  субъектов олигополистического  рынка на уровень цен зависит  главным образом от степени монополизации  рынка, от того, насколько силен контроль за производством и сбытом товара, источниками сырья и за другими  не менее важными факторами. Отмечено, что чем выше степень монополизации, тем выше уровень монопольных  цен и тем меньше их колебания.

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Мировая цена - результат экономического взаимодействия спроса и предложения на мировом  рынке, выраженный в твердой валюте.

     При анализе процессов, связанных с  мировыми ценами на мировых товарных рынках необходимо внимательное изучение всех факторов, оказывающих влияние  на формирование цен, как общего порядка, так и чисто прикладных. От мировых  цен зависит, какие издержки производителей будут возмещены после продажи  товара, какие нет, каков уровень  доходов, прибыли и куда будут, и  будут ли в дальнейшем направлены ресурсы, возникнут ли стимулы для  дальнейшего расширения внешнеэкономической  деятельности (ВЭД).

     В принципиальном плане само понятие  цены сходно и для характеристики внутреннего рынка, и для характеристики внешнего. Цена, в том числе в  международной торговле, - это денежная сумма, которую намерен получить продавец, предлагая товар или  услугу, и которую готов заплатить  за данный товар или услугу покупатель. Совпадение указанных двух требований зависит от многих условий, получивших название “ценообразующих факторов”.

     В рыночной экономике процесс мировых  цен в торговле между внешнеэкономическими субъектами разных стран осуществляется в условиях конкурентной среды, динамичного  равновесия между спросом и предложением, а также сравнительной свободы  поведения на рынке экспортера и  импортера. Однако данные постулаты  требуют поправок в зависимости  от типа рынка. Главным критерием  классификации типов рынков, в  том числе и мировых, является характер и степень свободы конкуренции. 
 
 
 

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. 1 Басовский, Л.Е. Мировая экономика: курс лекций : [учеб. пособие для вузов по дисциплине "Мировая экономика"]/ Л.Е. Басовский.- М.: ИНФРА-М, 2009.-206 с.
  2. 2 Воронин, В.П. Мировая экономика: конспект лекций /В. П. Воронин, Г. В. Кандакова, И. М. Подмолодина.-М.: Высш. образование, 2009.-183 с.
  3. 3 Мировая экономика: учебник /[В. В. Алексеев и др.]; под ред. А. С. Булатова.-М.: Экономистъ, 2007.-858 с.
  4. 5 Улюкаев, А.В. Воздействие мировых товарных цен на глобальную и российскую инфляцию /А. В. Улюкаев, М. В. Куликов //Деньги и кредит /Банк России.-М., 2009.-№4.- С.3-6
  5. 6 Фаминский, И.П. Мировое хозяйство: динамика, структура производства, мировые товарные рынки (вторая половина XX - начало XXI в.): учебное пособие: [для вузов по специальностям 080102 "Мировая экономика", 080105 "Финансы и кредит"] /И. П. Фаминский.-М.: Магистр, 2007.-668 с.
  6. 7 Фетисов, Г. О мерах по преодолению мирового кризиса и формированию устойчивой финансово-экономической системы /Г. Фетисов //Вопросы экономики /Рос. акад. наук.-М., 2009.-№4.- С.31-41
  7. 8 Цены и ценообразование: учебник : [по специальностям "Финансы и кредит", "Бухгалт. учет, анализ и аудит", "Мировая экономика", "Налоги и налогообложение"] /[И. К. Салимжанов и др.]; под ред. И. К. Салимжанова .-М.: Проспект, 2006.-359 с.
  8. 9 Шимкович, В. Мировой рынок стали: Высокий старт.-http://www.infogeo.ru
  9. 10 Экономика: учеб. для студентов, обучающихся по направлению 270100 "Стр-во" /В. Я. Осташко [и др.] ; под общ. ред. В. Я. Осташко.-М.: Изд-во Ассоц. строит. вузов, 2008.-294 с

Информация о работе Учет факторного воздействия на формирование цен