Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 19:01, реферат
Экономика любой страны в условиях сложившихся экономических отношений весьма существенно зависит от внешнеэкономической торговли. В частности многие экономисты не без оснований связывают экономический рост, происходящий в нашей стране на протяжении последних лет, с экспортом полезных ископаемых, в том числе нефти. Эффективность внешнеэкономических отношений в свою очередь определяется тем, насколько они прибыльны и эффективны, что зачастую напрямую зависит от цены экспортируемого или импортируемого товара, услуг, которая в свою очередь определяется в зависимости от многих условий, под влиянием целого ряда факторов.
В связи с вышесказанным актуальность темы исследования становится очевидной.
Во-вторых,
в зависимости от рыночной конъюнктуры,
“рынок продавца”, на котором из-за
преобладания спроса коммерческие показатели
и цены диктует продавец и “рынок покупателя”,
на котором из-за преобладания предложения
господствует покупатель и ситуация в
части цен противоположная. Но эта рыночная
ситуация все время изменяется, что находит
отражение в ценах. А это значит, что она
должна быть предметом постоянного наблюдения
и изучения. В противном случае в определении
цен возможны очень серьезные ошибки.
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕН НА РЫНКЕ СОВЕРШЕННОЙ (ЧИСТОЙ) КОНКУРЕНЦИИ
Рынок совершенной (чистой) конкуренции характеризуется, прежде всего, очень большим числом субъектов внешней торговли (покупателей и продавцов) и сравнительно однородным характером поставляемой продукции. Под воздействием спроса и предложения цены имеют тенденцию к сближению, т.е. в данном регионе, в данный временной промежуток цены практически одинаковы. Согласно практическим наблюдениям, в условиях данной рыночной модели стремление каждого экспортера к получению максимальной прибыли приводит к снижению цены на товар. Для сохранения своих позиций на рынке экспортер прибегает к скидкам, который не столь значителен 3-5%. Выигрыш экспортера - в возрастающих объемах поставок.
Замечено, что на рынке совершенной конкуренции поставщики продукции (ими могут быть как сами производители-экспортеры, так и их торговые агенты) стремятся к максимизации удовлетворения потребительного спроса. Конкурирующие фирмы-поставщики ориентируются на товары, произведенные по более эффективным технологиям, а производители, на продажу товара по достаточно низкой цене с учетом своих издержек производства.
«На
практике к данному типу рынка (с
определенным резервом) можно отнести,
например, международную торговлю различными
товарами широкого потребления - одеждой,
обувью, табаком, сельхозпродукцией и
в т.ч. продовольствием и т.д.»
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕН НА РЫНКЕ ЧИСТОЙ МОНОПОЛИИ
Рынок чистой монополии характеризуется наличием одного единственного поставщика товара. Ценообразование в этом случае диктуется монополистом, он контролирует все предложения, варьирует цены в зависимости от спроса и может вызывать изменения цен, манипулируя объемами производимой продукции, заранее заручается на рынках зарубежных стран эксклюзивным правом на поставку своей продукции, чем уже и юридически затрудняет проникновение конкурента.
Монополист
в силу самой природы данного
рынка стремится установить цены
на товар на наиболее высоком уровне
по методу полных затрат, включающих издержки
производства и желательную (для
производителя) прибыль. Существуют, однако,
определенные установки, которых вынужден
придерживаться монополист. Так, несмотря
на единоличное присутствие на рынке,
монополист, как правило, не назначает
наивысшую цену на товар, потому что,
в конечном счете, общая прибыль
может быть меньше. Происходит, правда
под диктовку монополиста, такой
оптимальный подбор объемов производства
и цен, чтобы совокупный доход
был как можно выше, который
все же будет ниже максимума прибыли
на единицу продукции. Это и естественно,
так как не все участники мирового
рынка имеют возможность
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕН НА РЫНКЕ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Монополистическая конкуренция предполагает смешанный тип рынка - на данном рынке присутствуют, как правило, ряд крупных монополистов и значительное число менее сильных фирм, но которые занимают видное место. Характер ценообразования конкурентный, с приоритетом монополизма в пределах рынка дифференцированного фирменного продукта.
Господство крупных фирм одной страны на рынке отдельных товаров ослабляется натиском крупных монополистических фирм другой страны, а также более “легковесных” конкурентов, стремящихся получить свою долю высокой прибыли. В случае взвинчивания цен со стороны монополий всегда находятся конкуренты, способные дать более выгодные предложения, т.е. лучшие цены.
Значительное
влияние на мировые цены оказывает
конкуренция монополий, представляющих
разные отрасли, предлагающие товары с
различной товароведческой
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕН НА РЫНКЕ КОНКУРЕНЦИИ НЕМНОГИХ ПОСТАВЩИКОВ - ОЛИГОПОЛИЯ
Рынок
конкуренции немногих поставщиков
- олигополия - характеризуется наличием
нескольких крупных компаний производителей-поставщиков,
обладающих значительными сегментами
рынка, полностью или практически
полностью обеспечивающих поставку
товаров на мировой рынок. Между
фирмами и странами-
Практика
мировых цен на поставляемую продукцию
показывает, что любое крупное
решение, принимаемое экспортером,
- установление цены, определение объемов
производства, закупок, инвестиций и
т.д. - требует взвешивания вероятной
реакции конкурентов. Важную роль в
плане сохранения компаниями статус-кво
играют неафишируемые для широкой
публики неофициальные
Потребность в относительной координации деятельности на мировом рынке привела компании к созданию специальных механизмов, с помощью которых можно было бы действовать с большей долей предсказуемости. Наиболее простой формой такого механизма является картель, в рамках которого предполагается формальное письменное соглашение относительно объемов производства и ценовой политики. Компании договариваются о разделе рынков сбыта с целью поддержания согласованных уровней цен. «Наиболее известным картелем, регулировавшим до недавнего времени мировой рынок нефти, был ОПЕК (Организация стран экспортеров нефти). В течении длительного периода времени картелю удавалось довольно успешно координировать нефтяные рынки.»
Для компаний, участвующих в работе подобных механизмов, характерна тенденция к максимизации прибылей, т.е. их поведение в определенной степени напоминает действие чистых монополий. Величина воздействия субъектов олигополистического рынка на уровень цен зависит главным образом от степени монополизации рынка, от того, насколько силен контроль за производством и сбытом товара, источниками сырья и за другими не менее важными факторами. Отмечено, что чем выше степень монополизации, тем выше уровень монопольных цен и тем меньше их колебания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мировая цена - результат экономического взаимодействия спроса и предложения на мировом рынке, выраженный в твердой валюте.
При анализе процессов, связанных с мировыми ценами на мировых товарных рынках необходимо внимательное изучение всех факторов, оказывающих влияние на формирование цен, как общего порядка, так и чисто прикладных. От мировых цен зависит, какие издержки производителей будут возмещены после продажи товара, какие нет, каков уровень доходов, прибыли и куда будут, и будут ли в дальнейшем направлены ресурсы, возникнут ли стимулы для дальнейшего расширения внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
В принципиальном плане само понятие цены сходно и для характеристики внутреннего рынка, и для характеристики внешнего. Цена, в том числе в международной торговле, - это денежная сумма, которую намерен получить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель. Совпадение указанных двух требований зависит от многих условий, получивших название “ценообразующих факторов”.
В
рыночной экономике процесс мировых
цен в торговле между внешнеэкономическими
субъектами разных стран осуществляется
в условиях конкурентной среды, динамичного
равновесия между спросом и предложением,
а также сравнительной свободы
поведения на рынке экспортера и
импортера. Однако данные постулаты
требуют поправок в зависимости
от типа рынка. Главным критерием
классификации типов рынков, в
том числе и мировых, является
характер и степень свободы конкуренции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Учет факторного воздействия на формирование цен