Украина на мировом рынке труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 02:00, контрольная работа

Описание

Международный рынок рабочей силы охватывает разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих национальные границы. Международный рынок труда объединяет национальные и региональные рынки рабочей силы. Международный рынок труда - форма существования трудовой миграции. Он является не просто суммой национальных рынков, а представляет собой новое качественное развитие рынка рабочей силы в условиях усиливающихся процессов интернационализации производства и роста общения между народами.

Работа состоит из  1 файл

Украина на мировом рынке труда.docx

— 59.92 Кб (Скачать документ)

 

1.УКРАИНА НА МИРОВОМ РЫНКЕ ТРУДА

 

Массовая миграция стала  одним из характерных явлений  жизни мирового сообщества второй половины  ХХ века. Международная (внешняя) миграция существует в разных формах: трудовой, семейной, рекреационной, туристической  и др.

Международный рынок рабочей  силы охватывает разнонаправленные  потоки трудовых ресурсов, пересекающих национальные границы. Международный  рынок труда объединяет национальные и региональные рынки рабочей  силы. Международный рынок труда - форма существования трудовой миграции. Он является не просто суммой национальных рынков, а представляет собой новое  качественное развитие рынка рабочей  силы в условиях усиливающихся процессов  интернационализации производства и роста общения между народами. Национальные рынки труда все  больше утрачивают свою замкнутость  и обособленность. Между ними возникают  транснациональные потоки и перемещения  рабочей силы, которые приобретают  постоянный и систематический характер.

Так исторически сложилось, что украинцы известны своей трудолюбивостью. С момента обретения Украиной независимости, падения плановой экономики  и перехода к рыночным отношениям на мировом рынке труда появились  граждане Украины. Неотъемлемой частью реальности украинской экономики стали  «заробитчане». Слово заробитчане  происходит от украинского «заробiток», по-русски зароботок. К этой категории  относятся те, кто покидает родную страну и уезжает работать в другую.

В силу разных причин многие из тех, кто планировал временно покинуть страну после истечения контракта уже никогда не возвращаются обратно в Украину. К огромному сожалению это люди трудоспособного возраста, таланты, квалифицированные специалисты  и знатоки своего дела. После такого решения наши граждане пополняют многомиллионные ряды украинских иммигрантов, но это трудное решение продиктовано элементарным сравнением: чего я могу достичь своим трудом в Украине и какие возможности открываются для меня в другой стране? На сегодняшний день в ответе на этот вопрос Украина имеет слишком много минусов.

Но, давайте вернёмся к  факту трудовой миграции украинцев  и их роли в экономике страны. Ежегодно от 3,5 до 4-х миллионов украинцев  работают за границей. Это официальная  цифра основанная на количестве рабочих  виз. Смысл уезжать работать в  другую страну возникает только тогда, когда есть возможность зарабатывать больше, чем в Украине.

Если посмотреть на мировой  рынок труда, то по среднему показателю можно зарабатывать на самой низкооплачиваемой  работе 35 долларов в день. Будем считать, что это 1.000 долларов в месяц чистого  заработка после расходов на проживание, питание и текущие расходы. Данная цифра является минимумом и она может быть больше. Специалисты и те кто способен свободно общаться на иностранном языке имеют зарплаты, которые соответствуют уровню зарплат в стране без «погрешности» на украинское происхождение сотрудника.

Приняв за среднюю зарплату 1.000 долларов и количество работающих по рабочим визам мы

получаем следующие цифры:

1.000 долларов умножаем  на 12 месяцев = 12.000 долларов в год.

12.000 х 3.500.000 = 42.000.000.000 долларов  в год

12.000 х 4.000.000 = 48.000.000.000 долларов  в год

От 42 до 48 миллиардов долларов в год зарабатывают граждане Украины  в других странах. Мы можем сделать  погрешность на разные факторы и  снизить показатель до 40 миллиардов в год. Именно около 50 миллиардов долларов ежегодно попадает в Украину от физических лиц украинцев. Это совокупная статистика таможенной службы, украинских банков и таких платежных систем как MoneyGram, PayPal, Western Union и др.

 

Необходимо признать, что  вливание 40 миллиардов долларов в год  в экономику Украины становится целой статьей экспорта Украины! Это реальные деньги реальных граждан. Возможно, что только благодаря этим доходам украинцев сгенерированным  за пределами Украины, внутри страны они и их родственники способны сохранять  покупательскую способность. За эти  средства оплачиваются коммунальные услуги, покупаются продукты питания, бензин, бытовые товары, автомобили, недвижимость, делаются ремонты и выплачиваются  кредиты.

Эти украинцы содержат себя самостоятельно, поддерживают своих  родных и близких в Украине  не создавая дополнительной нагрузки на бюджет. Вывод просто поражает: от 40 до 50 миллиардов долларов в год  поступает в Украину от граждан  Украины, которые работают за границей. Государству пришло время понять, что есть необходимость всячески поддерживать и помогать своим гражданам, если их труд востребован на мировом рынке труда. Обеспечить нормальное отношение к украинцам в других странах, а главное – в посольствах этих стран в Украине, вселить уверенность в том, что за каждого из них страна будет бороться и защищать их интересы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ВНУТРИЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ИНТЕГРАЦИИ. ПРОТИВОРЕЧИЯ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

Экономичекая интеграция (integration, от лат. integratio – восстановление) – взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств разных стран, ведущая к их постепенному экономическому слиянию.

На межгосударственном уровне интеграция происходит путем формирования региональных экономических объединений  государств и согласования их внутренней и внешней экономической политики. Взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств проявляется, прежде всего, в постепенном создании «общего  рынка» – в либерализации условий  товарообмена и перемещения производственных ресурсов (капитала, труда, информации) между странами.

Внешнеэкономические факторы  интеграции:

  1. переход к рыночной экономике;
  2. структурная перестройка национальной экономики.

 Приоритеты структурной  перестройки:

  1. научно-техническое и технологическое обновление;
  2. повышение уровня внутренней сбалансированности национальной экономики;
  3. формирование условий для социально ориентированного развития национальной экономики.

 Этапы новой экономической  политики:

  1. достижение финансовой макростабилизации;
  2. активизация экономического развития;
  3. создание условий для становления и саморазвития эффективной национальной экономики, внутрисбалансированной и глубоко интегрированной в структуру мирового хозяйства;
  4. трансформация структуры внешней торговли;
  5. активизация иностранной инвестиционной деятельности;
  6. формирование системы регулирования ВЭД.

 Интеграционные приоритеты  Украины: на микроуровне необходимо  определить производственно-отраслевые  приоритеты, а путь «снизу вверх»; на макроуровне – региональные  приоритеты, а путь «сверху вниз».

 Среднесрочные интеграционные  приоритеты находятся в поле  двух разнонаправленных векторов. С одной стороны, осторожное  отношение к участию в интеграционных  группировках стран с высоким  уровнем наднационального регулирования.  С другой – невозможность длительного  позаинтеграционного развития в  регионе.

 В перспективе на  ближайшие 10-15 лет ключевое значение  будут иметь экономические отношения  со странами СНГ. Специфическое место среди интеграционных группировок может занять Черноморское экономическое сотрудничество. В долгосрочном контексте очевидна ориентация Украины в европейские интеграционные структуры: создание условий для развития сотрудничества и интеграции (4-5 лет), ускоренная адаптация и начало вхождения (6-10 лет), комплексная интеграция. Принципиальное значение имеет интенсификация двусторонних и многосторонних связей, интенсивное участие в деятельности международных экономических организаций.

 Негативные структурные  тенденции ВЭД Украины:

  1. преимущественно сырьевая направленность экспорта, превалирование в нем материалоемкого оборудования;
  2. нерациональность товарной структуры импорта;
  3. деформация географической структуры экспорта и импорта, вплоть до монопольной зависимости от отдельных стран;
  4. крайне неравномерные размещение экспортного потенциала Украины

Специфика переходной экономики  проявляется в ее особенных чертах:

1) Перманентное реформирование, т.е. непрерывное проведение экономических  реформ. Экономическая реформа - сознательно проводимое преобразование, направленное на изменение существующих  экономических отношений. Причины экономических реформ в разных странах различны - изменение объективных условий, политических сил у власти, неэффективность ранее используемых инструментов достижения хозяйственных или социальных целей. Их необходимость возникает регулярно, они обычно не затрагивают глубинных основ системы. Другой характер носят реформы, стремящиеся к преобразованию системы в целом, они более длительны.

 Первая треть 20 века  характеризовалась усилением государственного  вмешательства в экономику, разброс  форм которого изменялся от  планового хозяйства в СССР  до нового курса Рузвельта.  В экономической теории этот  период характеризуется как кейнсианская  революция. Теория государственного  вмешательства Кейнса господствовала  в теории и на практике в  течение нескольких десятилетий  и исходила из того, что рынок  неэффективен, его надо ограничивать. С последней четверти 20 века начался  период экономических реформ, смысл  которых можно охарактеризовать  как ренессанс рынка. С начала 80-х в США, Англии, СССР, странах  Восточной Европы, Азии началось  усиление рыночных начал в  экономике.

2) Экономический кризис - трансформационный спад (Корнаи), его  особенности:

  1. кризис носит всеобщий характер, затронул все сферы и отрасли экономики, его уровень критический;
  2. долговременный (спад шел 9 лет);
  3. рабочая сила и капитал только начинают высвобождаться из устаревших отраслей;
  4. его степень не соответствует трансформационному спаду, а является следствием ряда отклонений украинской экономической политики от мировых рыночных стандартов:

 • боязнь рынка  корпораций и направленность  на формирование рынка предприятий  (сейчас исправляется через создание  финансово-промышленных групп);

 • установление ссудного  процента на уровне, ниже инфляционного  роста цен с целью снабжения  частного сектора средствами  для скупки госсектора;

 • распродажа госимущества  по символическим ценам, что  блокирует инвестиционную активность;

 • установление цен  на энергоносители в несколько  раз превышающих средний уровень  цен (доведение до мировых);

 • введение внутренней  конвертируемости рубля в условиях  разрыва между курсом доллара  и реальной покупательной способностью  рубля, что дает инфляционный  эффект;

 • нестабильность  экономической и политической  системы.

 Стабильность (устойчивость) экономической системы определяется:

  1. нагрузкой на экономику - оптимальным удовлетворением потребностей через использование ограниченных ресурсов. Исторически сложившийся уровень потребления инерционен, поэтому в условиях кризиса нагрузка на ослабленную экономическую систему увеличивается;
  2. структурой системы - т.е. системой производственных отношений - ломается старая, плановая экономика, и строится новая – рыночная;
  3. жесткостью - способностью сопротивляться деформациям. Она характеризует консерватизм экономической системы, ее способность к развитию в рамках определенного хозяйственного механизма;
  4. несовершенствами системы - отклонениями от нормы, ослабляющими устойчивость, но легко устраняемыми.

 Степень неустойчивости  переходной экономики, как уже  отмечалось, объективно высока, что  обусловлено тем, что уровень  потребления (нагрузка) уменьшается  (потребление мяса в 1992 г. снизилось  на 42%), но стабильность не восстанавливается,  поскольку состояние экономической  системы можно охарактеризовать  как запредельное.

 Анализируя характер  противоречий современной экономики  переходного периода, следует  учесть, что на смену диалектики  двойственности приходит диалектика  множественности. Поэтому по аналогии  с диалектикой двойственности  Гегеля, основным противоречием  переходной к рынку экономики  следовало бы считать противоречие  между государственным и частным  (частно-корпоративным) секторами,  которое разрешается в процессе  борьбы между ними. Однако, отказываясь  от политического понятия борьбы, можно сказать, что эти сектора  экономики должны не бороться  за расширение своего масштаба, а занимать соответствующую экономической  природе каждого из этих секторов  экономическую нишу, т.е. охватывать  те отрасли производства материальных  благ и услуг, для нормального  функционирования которых они  обеспечивают наиболее благоприятные  условия.

 Поэтому важнейшее противоречие переходной экономики - это противоречие между старой экономической системой (централизованно-управляемой) и новой (рыночной). Формальное разрушение старой системы не может устранить одномоментно те формы экономического поведения и экономической психологии, которые культивировались на протяжении жизни трех поколений. В силу этого основное противоречие переходной экономики обусловлено существованием следующих главных препятствий на пути становления рыночной экономики:

Информация о работе Украина на мировом рынке труда