Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 17:23, реферат
В сложной системе экономических отношений государственная собственность представляет собой форму собственности, имеющую целью общенародное присвоение имущества, обособленного от имущества других организаций и граждан. Совпадение общенародных и государственных интересов в сфере присвоения материальных благ основывается на конституционном положении, согласно которому носителем и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что постоянно идет реформирование и разделение прав владения на объекты федеральной собственности.
Введение
1) Теоретические основы управления государственной собственностью
2) Цели, задачи и принципы управления государственным имуществом
3) Функции и методы управления государственной собственностью
4) Результаты управления государственной собственностью
Заключение
Список использованной литературы
В методах управления
непосредственно заключается
В организационном отношении государственное регулирование рынка недвижимости осуществляется в двух формах:
1. Путем прямого вмешательства, т.е. административным способом.
2. Косвенным воздействием, или экономическими методами управления.
Прямые методы управления содержат в себе способы, приемы, действия непосредственного и обязательного определения поведения и деятельности исполнителей со стороны соответствующих субъектов управления. Прямое административное управление включает совокупность следующих приемов:
1) создание нормативной базы - законов, постановлений, инструкций, правил, положений, регулирующих функционирование рынка недвижимости в центре и регионах;
2) отбор и удостоверение статуса профессиональных участников рынка недвижимости – лицензирование, регистрация, предоставление прав уполномоченных лиц органами исполнительной власти по совершению сделок с объектами государственной и муниципальной собственности;
3) установление обязательных требований к содержанию и качеству различных видов деятельности на рынке недвижимости и к его участникам;
4) контроль за соблюдением всеми участниками рынка установленных норм и правил;
5) введение запретов и санкций за отступление от нормативных требований при совершении сделок с недвижимым имуществом;
6) поддержание правопорядка на рынке;
7) выкуп в государственную собственность любых объектов недвижимости для общественных нужд.
Административное управление
не связано с созданием
Косвенные методы воздействуют на деятельность управляемых субъектов путем создания стимулов, убеждений действовать определенным образом (различного рода рекомендации, установление налоговых льгот, принятие планов- прогнозов развития, финансовая политика и т.д.). Экономические методы управления рынком недвижимости осуществляются с помощью:
1) системы налогообложения имущества и льгот (ставки налогов, освобождение от них);
2) регулирования учетной ставки рефинансирования;
3) выпуска и обращения жилищных сертификатов;
4) предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий и займов на коммерческой основе для жилищного строительства;
5) реализации государственных целевых программ;
6) амортизационной политики;
7) внешнеэкономической деятельности.
Высшей формой управления
рынком недвижимости является государственное
экономическое программирование
Также, экономисты выделяют пассивные и активные методы управления имуществом.
Пассивные методы управления направлены на оптимизацию структуры государственного имущества путем изменения форм собственности.
Применение активных методов управления предполагает эффективный менеджмент объекта имущества с целью повышения уровня доходов от владения, а также обеспечения эффективной деятельности и инвестиционной привлекательности объекта.
Как и любой вид государственного управления, управление государственной собственностью должно быть основано на сочетании прямых и косвенных, активных и пассивных методов.
В настоящее время
сохраняется значительный потенциал
для оптимизации структуры
Таблица 1. Распределение федеральных государственных унитарных предприятий по отраслям экономики является следующим:
Отрасль экономики |
Количество ФГУП |
Количество АО с участием РФ |
Непроизводственная сфера |
1424 |
1162 |
Промышленность, включая: |
||
машиностроение |
292 |
245 |
легкую |
59 |
11 |
пищевую |
27 |
46 |
металлургическую |
14 |
31 |
нефте/химическую |
47 |
36 |
лесную |
94 |
35 |
иные |
120 |
112 |
Строительство |
252 |
160 |
Сельское хозяйство |
410 |
397 |
Транспорт и связь |
338 |
269 |
Прочие отрасли |
440 |
288 |
ИТОГО |
3517 |
2950 |
Проблема активизации инвестиционного процесса является одной из наиболее сложных для российской экономики. При этом государственная собственность не используется в качестве инструмента повышения инвестиционной активности, напротив, неудовлетворительное управление государственными активами представляет собой дополнительную угрозу экономическому росту. Поэтому важным является повышение эффективности инвестиционной деятельности государства. Речь идет, прежде всего, о стратегической эффективности, адекватности государственных инвестиций макроэкономическим приоритетам развития государства.
При этом актуальность данной проблемы объясняется не только с необходимостью мобилизации финансовых ресурсов для решения долговых проблем, но также связана с тем, что управление государственной собственностью является одним из важнейших механизмов проведения экономических реформ. Кроме того, создание системы эффективного управления объектами государственной собственности - важнейшее условие повышения эффективности системы государственных финансов.
Основные доходы от управления государственной собственностью формируются за счет таких источников, как доходы от приватизации государственной собственности, дивиденды по акциям, находящимся в собственности Российской Федерации, доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и прибыль государственных унитарных предприятий, перечисляемая в бюджет. Структура и динамика поступления указанных средств от использования федерального имущества приведена в таблице 2.
Таблица 2. Динамика доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности.
Доходы, млн. руб. |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Дивиденды |
43 541,9 |
53 155,9 |
48 216,2 |
49 377,1 |
56 783,6 |
Часть прибыли федеральных государственных унитарных предприятий |
2 316,8 |
2 367,9 |
2 377,9 |
2 387,6 |
2 539,6 |
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности |
4 230,0 |
4 460,0 |
4 380,0 |
3 370,0 |
3 260,0 |
Доходы от приватизации федерального имущества |
19 300,0 |
12 000,0 |
77 000,0 |
100 000,0 |
298 000,0 |
В контексте задач укрепления единого экономического пространства и формирования эффективных рыночных институтов на всей территории страны важнейшим приоритетом в деятельности государства является выработка единой концепции управления государственной собственностью как на федеральном, так и субфедеральном уровне. На региональном и муниципальном уровнях управление государственной собственностью носит еще более «непрозрачный» и неэффективный характер, чем на федеральном. В большинстве случаев информация о структуре и масштабах государственной собственности на субфедеральном уровне является неполной. Официальные данные позволяют в лучшем случае сформировать лишь общее представление о ее масштабах и структуре.
Если на федеральном уровне государственная собственность призвана обеспечить решение важнейших задач социально-экономического развития в масштабах всего государства, то эффективное управление собственностью на субфедеральном уровне способно создать предпосылки для более полного учета региональной специфики, развития региональной инфраструктуры, решения социальных проблем в субъектах федерации. Однако на практике в условиях слабости рыночных институтов и отсутствия эффективного контроля со стороны федерального центра госсобственность на субфедеральном уровне не увеличивает экономический потенциал субъектов РФ, а во многих случаях приводит к коррупции, препятствует конкуренции и появлению эффективных собственников. Во многих случаях реальной причиной участия органов власти в деятельности предприятий является желание чиновников контролировать финансовые потоки, не заботясь о перспективах их развития. Собственность в этом случае не служит эффективным инструментом финансового регулирования на региональном уровне, не способствует поступлению дополнительных доходов в субфедеральные бюджеты, и поэтому не служит надежной базой выполнения региональными и местными властями своих функций.
Действующая законодательная база, посвященная управлению государственной собственностью, регулирует в первую очередь деятельность федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений, а также акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности. Вместе с тем, основы финансового регулирования унитарных предприятий и хозяйственных обществ, относящихся к ведению региональных и местных властей, не отражены в федеральном законодательстве и продолжают регулироваться субфедеральными властями, что еще более усугубляет недостатки деятельности государственных организаций, связанные с неэффективностью и непрозрачностью их работы. Мониторинг деятельности государственных организаций, расчет показателей эффективности их работы, учет связанных с ними доходов и обязательств должен действовать не только на федеральном, но и на субфедеральном уровне.
Выработка эффективного
механизма финансового
Государственная собственность в России насчитывает значительное число объектов, охватывающих широкий спектр отраслей экономики. Качество управления государственной собственностью не только определяется системой финансовых показателей, отражающих доходы и расходы бюджета, но и оказывает значительное влияние на развитие социальной сферы. От того, насколько эффективно выстроен финансовый механизм управления государственной собственностью, во многом зависит результативность социальной политики и безопасность государства. В этой связи повышение эффективности управления объектами государственной собственности является необходимой предпосылкой для повышения конкурентоспособности национальной экономики и обеспечения устойчивого экономического роста.
Проблема управления государственной собственностью является одной из самых насущных в российской экономике.
Государственная форма собственности характеризуется тем, что субъектами - распорядителями ее являются органы государственной власти, а объектами собственности могут быть земля, природные ресурсы, основные средства, здания и сооружения, материальные ресурсы, финансы, информация, культурные и духовные ценности.
Основными задачами реформы
управления государственной собственностью
являются обеспечение формирования
предпосылок научно-
Реализация права государства на объекты собственности достигается через функционирование системы управления государственной собственностью, представляющей собой совокупность государственных органов законодательной и исполнительной власти, территориальных органов управления, их функций, связей и отношений, а также объектов государственной собственности.
Для решения задач, стоящих перед системой управления государственной собственностью необходимо, чтобы ее функционирование осуществлялось на основе принципов системности, иерархии целей, эффективности использования ресурсов, приоритета долгосрочных целей.
Таким образом, для достижения целей и выполнения задач управления государственной собственностью субъектов РФ при соблюдении определенных принципов управления, необходим индивидуальный подход к каждой из сфер управления, к каждой группе объектов управления, и на основе их анализа со- ответствующий выбор наиболее подходящих форм и методов управления.
Информация о работе Управление государственной собственностью: цели, методы, результаты