Управление государственной собственностью: цели, методы, результаты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 17:23, реферат

Описание

В сложной системе экономических отношений государственная собственность представляет собой форму собственности, имеющую целью общенародное присвоение имущества, обособленного от имущества других организаций и граждан. Совпадение общенародных и государственных интересов в сфере присвоения материальных благ основывается на конституционном положении, согласно которому носителем и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что постоянно идет реформирование и разделение прав владения на объекты федеральной собственности.

Содержание

Введение
1) Теоретические основы управления государственной собственностью
2) Цели, задачи и принципы управления государственным имуществом
3) Функции и методы управления государственной собственностью
4) Результаты управления государственной собственностью
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Управление государственной собственностью.doc

— 137.00 Кб (Скачать документ)

В методах управления непосредственно заключается государственно- властный, административный характер государственного управления. Один из важнейших общих признаков методов государственного управления заключается в том, что они всегда непосредственно выражают принадлежащее государству, его исполнительному аппарату полномочия юридически-властного характера.

В организационном отношении  государственное регулирование  рынка недвижимости осуществляется в двух формах:

1.     Путем прямого вмешательства, т.е. административным способом.

2.     Косвенным воздействием, или экономическими методами управления.

Прямые методы управления содержат в себе способы, приемы, действия непосредственного и обязательного определения поведения и деятельности исполнителей со стороны соответствующих субъектов управления. Прямое административное управление включает совокупность следующих приемов:

1) создание нормативной базы  - законов, постановлений, инструкций, правил, положений, регулирующих функционирование рынка недвижимости в центре и регионах;

2) отбор и удостоверение статуса профессиональных участников рынка недвижимости – лицензирование, регистрация, предоставление прав уполномоченных лиц органами исполнительной власти по совершению сделок с  объектами государственной и муниципальной собственности;

3) установление обязательных требований к содержанию и качеству различных видов деятельности на рынке недвижимости и к его участникам;

4) контроль за соблюдением всеми участниками рынка установленных норм и правил;

5) введение запретов и санкций за отступление от нормативных требований при совершении сделок с недвижимым имуществом;

6) поддержание правопорядка на рынке;

7) выкуп в государственную собственность любых объектов недвижимости для общественных нужд.

Административное управление не связано с созданием дополнительных материальных стимулов и штрафных санкций. Оно основывается на силе государственной власти и включает в себя меры запрета, принуждения  или разрешения. Например, в России введены ограничения на ведение градостроительной деятельности в зонах охраны памятников истории и культуры, в санитарных, защитных, водоохранных зонах, на территориях залегания полезных ископаемых, в поселениях особым регулированием.

Косвенные методы воздействуют на деятельность управляемых субъектов путем создания стимулов, убеждений действовать определенным образом (различного рода рекомендации, установление налоговых льгот, принятие планов- прогнозов развития, финансовая политика и т.д.). Экономические методы управления рынком недвижимости осуществляются с помощью:

1)     системы налогообложения имущества и льгот (ставки налогов, освобождение от них);

2)     регулирования учетной ставки рефинансирования;

3)     выпуска и обращения жилищных сертификатов;

4)     предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий и займов на коммерческой основе для жилищного строительства;

5)     реализации государственных целевых программ;

6)     амортизационной политики;

7)     внешнеэкономической деятельности.

Высшей формой управления рынком недвижимости является государственное  экономическое программирование, реализующее многочисленные цели, методы и способы регулирования. Целевые программы бывают обычные и чрезвычайные, а по времени действия подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

Также, экономисты выделяют пассивные и активные методы управления имуществом.

Пассивные методы управления направлены на оптимизацию структуры государственного имущества путем изменения форм собственности.

Применение активных методов управления предполагает эффективный менеджмент объекта имущества с целью повышения уровня доходов от владения, а также обеспечения эффективной деятельности и инвестиционной привлекательности объекта.

Как и любой вид  государственного управления, управление государственной собственностью должно быть основано на сочетании прямых и косвенных, активных и пассивных методов.

Результаты управления госсобственностью

 

В настоящее время  сохраняется значительный потенциал  для оптимизации структуры государственных  активов. В частности, данные, приведенные  в таблице 1, позволяют сделать вывод о нерациональности структуры их распределения по отраслям. Если значительное количество государственных организаций в машиностроении, транспортном комплексе, научно-образовательной сфере объяснимо, то наличие их значительного числа в пищевой промышленности, строительстве и торговле в целом неоправданно.

 

Таблица 1. Распределение федеральных государственных унитарных предприятий по отраслям экономики является следующим:

Отрасль экономики

Количество ФГУП

Количество АО с участием РФ

Непроизводственная сфера

1424

1162

Промышленность, включая:

   

машиностроение

292

245

легкую

59

11

пищевую

27

46

металлургическую

14

31

нефте/химическую

47

36

лесную

94

35

иные

120

112

Строительство

252

160

Сельское хозяйство

410

397

Транспорт и связь

338

269

Прочие отрасли

440

288

ИТОГО

3517

2950


 

Проблема активизации  инвестиционного процесса является одной из наиболее сложных для  российской экономики. При этом государственная  собственность не используется в  качестве инструмента повышения  инвестиционной активности, напротив, неудовлетворительное управление государственными активами представляет собой дополнительную угрозу экономическому росту. Поэтому важным является повышение эффективности инвестиционной деятельности государства. Речь идет, прежде всего, о стратегической эффективности, адекватности государственных инвестиций макроэкономическим приоритетам развития государства.

При этом актуальность данной проблемы объясняется не только с  необходимостью мобилизации финансовых ресурсов для решения долговых проблем, но также связана с тем, что управление государственной собственностью является одним из важнейших механизмов проведения экономических реформ. Кроме того, создание системы эффективного управления объектами государственной собственности - важнейшее условие повышения эффективности системы государственных финансов.

Основные доходы от управления государственной собственностью формируются  за счет таких источников, как доходы от приватизации государственной собственности, дивиденды по акциям, находящимся  в собственности Российской Федерации, доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и прибыль государственных унитарных предприятий, перечисляемая в бюджет. Структура и динамика поступления указанных средств от использования федерального имущества приведена в таблице 2.

Таблица 2. Динамика доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности.

Доходы, млн. руб.

2007

2008

2009

2010

2011

Дивиденды

43 541,9

53 155,9

48 216,2

49 377,1

56 783,6

Часть прибыли  федеральных государственных  унитарных предприятий

2 316,8

2 367,9

2 377,9

2 387,6

2 539,6

Доходы  от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности

4 230,0

4 460,0

4 380,0

3 370,0

3 260,0

Доходы  от приватизации федерального имущества

19 300,0

12 000,0

77 000,0

100 000,0

298 000,0


 

В контексте задач  укрепления единого экономического пространства и формирования эффективных  рыночных институтов на всей территории страны важнейшим приоритетом в  деятельности государства является выработка единой концепции управления государственной собственностью как на федеральном, так и субфедеральном уровне. На региональном и муниципальном уровнях управление государственной собственностью носит еще более «непрозрачный» и неэффективный характер, чем на федеральном. В большинстве случаев информация о структуре и масштабах государственной собственности на субфедеральном уровне является неполной. Официальные данные позволяют в лучшем случае сформировать лишь общее представление о ее масштабах и структуре.

Если на федеральном  уровне государственная собственность  призвана обеспечить решение важнейших  задач социально-экономического развития в масштабах всего государства, то эффективное управление собственностью на субфедеральном уровне способно создать  предпосылки для более полного учета региональной специфики, развития региональной инфраструктуры, решения социальных проблем в субъектах федерации. Однако на практике в условиях слабости рыночных институтов и отсутствия эффективного контроля со стороны федерального центра госсобственность на субфедеральном уровне не увеличивает экономический потенциал субъектов РФ, а во многих случаях приводит к коррупции, препятствует конкуренции и появлению эффективных собственников. Во многих случаях реальной причиной участия органов власти в деятельности предприятий является желание чиновников контролировать финансовые потоки, не заботясь о перспективах их развития. Собственность в этом случае не служит эффективным инструментом финансового регулирования на региональном уровне, не способствует поступлению дополнительных доходов в субфедеральные бюджеты, и поэтому не служит надежной базой выполнения региональными и местными властями своих функций.

Действующая законодательная  база, посвященная управлению государственной  собственностью, регулирует в первую очередь деятельность федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений, а также акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности. Вместе с тем, основы финансового регулирования унитарных предприятий и хозяйственных обществ, относящихся к ведению региональных и местных властей, не отражены в федеральном законодательстве и продолжают регулироваться субфедеральными властями, что еще более усугубляет недостатки деятельности государственных организаций, связанные с неэффективностью и непрозрачностью их работы. Мониторинг деятельности государственных организаций, расчет показателей эффективности их работы, учет связанных с ними доходов и обязательств должен действовать не только на федеральном, но и на субфедеральном уровне.

Выработка эффективного механизма финансового регулирования  экономики предполагает определение  и законодательное закрепление  видов имущества, которые могут  находиться исключительно в федеральной  собственности, собственности субъектов федерации и муниципального образования для выполнения возложенных на каждый уровень власти функций. Имущество, не связанное с выполнением таких функций, подлежит приватизации.

Государственная собственность  в России насчитывает значительное число объектов, охватывающих широкий спектр отраслей экономики. Качество управления государственной собственностью не только определяется системой финансовых показателей, отражающих доходы и расходы бюджета, но и оказывает значительное влияние на развитие социальной сферы. От того, насколько эффективно выстроен финансовый механизм управления государственной собственностью, во многом зависит результативность социальной политики и безопасность государства. В этой связи повышение эффективности управления объектами государственной собственности является необходимой предпосылкой для повышения конкурентоспособности национальной экономики и обеспечения устойчивого экономического роста.

 

 

Заключение

 

Проблема управления государственной собственностью является одной из самых насущных в российской экономике.

Государственная форма  собственности характеризуется  тем, что субъектами - распорядителями  ее являются органы государственной  власти, а объектами собственности  могут быть земля, природные ресурсы, основные средства, здания и сооружения, материальные ресурсы, финансы, информация, культурные и духовные ценности.

Основными задачами реформы  управления государственной собственностью являются обеспечение формирования предпосылок научно-технического прогресса, структурного развития объектов государственной собственности и повышения их конкурентного потенциала. Реализация этих задач направлена на достижение тактических и стратегических целей развития экономики страны и повышение благосостояния нашего народа.

Реализация права государства на объекты собственности достигается через функционирование системы управления государственной собственностью, представляющей собой совокупность государственных органов законодательной и исполнительной власти, территориальных органов управления, их функций, связей и отношений, а также объектов государственной собственности.

Для решения задач, стоящих  перед системой управления государственной  собственностью необходимо, чтобы ее функционирование осуществлялось на основе принципов системности, иерархии целей, эффективности использования ресурсов, приоритета долгосрочных целей.

Таким образом, для достижения целей и выполнения задач управления государственной собственностью субъектов РФ при соблюдении определенных принципов управления, необходим индивидуальный подход к каждой из сфер управления, к каждой группе объектов управления, и на основе их анализа со- ответствующий выбор наиболее подходящих форм и методов управления.

Список использованной литературы

 

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации N 51-ФЗ от 30.11.1994.
  2. Иванова О.Д. Проблемы повышения эффективности государственной власти и управления в современной России. // Экономика и жизнь, 2008, № 6.
  3. Информационно-правовая система Консультант-Плюс – М.: Высшая школа, выпуск 2.
  4. С. А. Кочеткова. Принципы и методы управления государственной собственностью в субъектах РФ. 2008
  5. Управление государственной собственностью: Учеб. / Под ред. В. И. Кошкина, В. М. Шупыро. – М.: ИНФРА-М, 2009.
  6. Экономика недвижимости. Учебное пособие. / Под ред. Е.В. Максимовой. РГУНГ им. И.М.Губкина, Москва, 2005

Информация о работе Управление государственной собственностью: цели, методы, результаты