Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:45, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических и методологических основ в области управления качества продукции и разработка практических рекомендаций по повышения уровня качества продукции на ООО «Омега»
Для достижения цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты управления качеством продукции 5
1.1 Основные категории и понятия в области управления качеством 5
1.2 Показатели качества и методы их оценки. Контроль качества
продукции 8
1.3 Методы управления качеством продукции 17
Глава 2. Управление качеством продукции на ООО «Омега» 22
2.1 Общая характеристика ООО «Омега» 22
2.2 Анализ управления качеством продукции на ООО «Омега» 25
2.3 Рекомендации по совершенствованию процесса управления качеством продукции на ООО «Омега» 29
Заключение 33
Глоссарий 35
Список литературы 37
Приложение
Эвристические методы:
1) Органолептический метод основывается на использовании информации, получаемой в результате анализа ощущений и восприятий с помощью органов чувств человека – зрения, обоняния, слуха, осязания, вкуса. При этом методе не исключается использование некоторых технических средств (кроме измерительных и регистрационных), повышающих разрешающие способности органов чувств человека, например, лупы, микрофона с усилителем громкости и т.д.
2) Экспертный метод определения показателей качества основан на учете мнений специалистов-экспертов. Экспертный метод является совокупностью нескольких различных методов, которые представляют собой его модификации. Известные разновидности экспертного метода применяются там, где основой решения является коллективное решение компетентных людей (экспертов). Квалификация эксперта определяется не только знанием предмета обсуждения. Учитываются специфические возможности эксперта. Эксперты, оценивающие эстетические и эргономические показатели качества, должны быть хорошо осведомлены в области художественного конструирования [16].
3) Социологический метод определения показателей качества основан на сборе и анализе мнений потребителей. Сбор мнений потребителей осуществляется различными способами: устный опрос; распространение анкет-вопросников, организация выставок-продаж, конференций, аукционов. Для получения достоверных результатов требуются научно обоснованная система опроса, а также методы математической статистики для сбора и обработки информации.
Социологический метод широко используют на стадии выполнения маркетинговых исследований, при изучении спроса, для определения показателей качества, оценки качества.
Это лишь немногие методы из огромного количества возможных методов оценки качества продукции.
Одним из наиболее важных составляющих управления качеством продукции является контроль качества.
Под контролем качества понимается проверка соответствия количественных и качественных характеристик свойств продукции установленным техническим требованиям.
Организация контроля качества – система административных мероприятий, направленных на обеспечение производства продукции, полностью соответствующей требованиям нормативно-технической документации.
Контроль с одной стороны представляет собой процесс отслеживания хода выполнения принятых решений и оценки достигнутых результатов в ходе их выполнения. С другой стороны, это процесс установления стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и их отклонения от установленных стандартов. Именно результаты контроля являются для руководителей и специалистов основанием для проведения корректирующих мероприятий по заранее принятым решениям.
Контроль качества должен подтверждать выполнение заданных требований к продукции, включая в себя:
- входной контроль
- промежуточный контроль
- окончательный контроль
- регистрация результатов контроля и испытаний [14].
Таким образом, в данном параграфе курсовой работы были рассмотрены основные показатели качества, некоторые из методов оценки качества продукции и понятие контроля качества.
Для эффективного управления качеством продукции необходимо использовать методы управления качеством, которые мы рассмотрим в следующем параграфе данной курсовой работы.
1.3 Методы управления качеством продукции
В практике управления качеством продукции используется ряд методов.
Рассмотрим основные методы более подробно:
Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности продукции [2 с. 67].
Основными целями стандартизации являются:
- повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологический безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений содействие соблюдению требований технических регламентов;
- повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновений чрезвычайных ситуаций природного и технического характера;
- обеспечение научно-технического прогресса;
- повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг;
- обеспечение рационального использования ресурсов и взаимозаменяемости продукции;
- обеспечение технической и информационной совместимости и сопоставимости результатов исследований и измерений технических экономико-статистических данных [2 с. 69].
К характеристике стандартизации необходимо подходить не только как к виду деятельности. Стандартизация – одновременно и комплекс методов и приемов, необходимых для установления оптимального решения повторяющихся задач и узаконивания его в качестве норм и правил.
В зависимости от объекта стандартизации и уровня утверждения документа стандарты различают по категориям:
- международный стандарт – стандарт, принятый какой-либо международной организацией по стандартизации (например, общепризнанными правительственными организациями в области стандартизации являются - ИСО (ISO) и МЭК (IEC)), статус данных стандартов – рекомендательный, добровольный;
- региональный международный стандарт – стандарт, принятый международной межправительственной региональной организацией по стандартизации, статус стандартов (для стран, входящих региональные объединения) – обязательный;
- ГОСТ – государственные стандарты бывшего СССР, действующие в качестве межгосударственных стандартов для стран – бывших республик СССР, применяются без переоформления по постановлениям национальных комитетов по стандартизации;
- ГОСТ Р – стандарты, применяемые Госстандартом РФ или Госстроем РФ, устанавливаемые на организационно-методические и общетехнические объекты, продукцию, работы, услуги, имеющее межотраслевое, общенародное хозяйственное значение;
- ОСТ – отраслевые стандарты, устанавливаются на аналогичные с ГОСТ Р объекты, однако имеющие сугубо отраслевое значение;
- СТО – стандарты научно-технических, инженерных общественных объединений, объектами которых являются новые оригинальные виды продукции услуг, методы испытаний, технологии, новые принципы организации и управление производством;
- СТП – стандарты предприятий, организаций, разрабатываемые самим предприятием, объектами которых могут быть детали, узлы и агрегаты изготовляемых изделий, нормы и правила в области организации и управления производством, нормы для разработки продукции предприятия и методы расчета, технологические нормы и требования, типовые технологические процессы, оснастка и инструмент [8 с. 143].
Сертификация – это процедура подтверждения соответствия результата производственной деятельности, товара, услуги нормативными требованиями, посредством которой третья сторона документально удостоверяет, что продукция работа (процесс) или услуга соответствует «заданным требованиям».
Сертификация является основным средством в условиях рыночной экономики позволяющим гарантировать соответствие продукции требованиям нормативной документации. С позиции государственных интересов, такой инструмент, как сертификация, должен, с одной стороны, обеспечить улучшение качества продукции и услуг и гарантию безопасности их для потребителя, а с другой – не служить препятствием для развития предпринимательства, процедурно и финансово усложняя процесс получения сертификата [2 с.97].
Подтверждение соответствия продукции и оказываемых услуг установленным требованиям является одной из составляющих механизма оценки из безопасности. В отличие от других способов оценки, подтверждение соответствия продукции применяется еще до того, как сертифицируемая продукция поступит на рынок.
Для проведения сертификации конкретной продукции и подтверждения ее соответствия определенным требованиям, установленным в нормативной документации, необходимо наличие разрешительных документов и предоставления неоспоримых доказательств ее безопасности [8, стр.133].
Любая система управления качеством основана на применении прогрессивных методов управления качеством, которые применимы к определенным стадиям жизненного цикла товара:
- статистическое регулирование технологических процессов, осуществляемое для технологического обеспечения требуемого уровня качества продукции;
- статистический приемочный контроль, по результатам которого принимается решение принять или отклонить продукцию;
- семь инструментов качества (метод расслоения, графический метод – диаграмма разброса, диаграмма Парето, причинно-следственная диаграмма Исикавы, гистограммы, контрольные карты, контрольные листки), которые просты в использовании и могут применяться при осуществлении контроля качества на рабочем месте;
- создание кружков качества, которые формируются на предприятиях из числа работников, занимающихся на добровольных началах проблемами управления качеством [17 с.36].
Сведем прогрессивные методы управления качеством продукции в таблицу 2, применительно к жизненному циклу товара:
Матрица применения методов управления качеством
Таблица 2.
Методы управления качеством | Стадии жизненного цикла продукции | ||||
маркетинг | проектирование | Технологическая подготовка | производство | реализация | |
статистическое регулирование технологических процессов |
|
|
| + |
|
статистический приемочный контроль |
|
| + | + | + |
Продолжение таблицы 2 | |||||
семь инструментов качества | + | + | + | + | + |
создание кружков качества | + | + | + | + | + |
Таким образом, в данном параграфе курсовой работы были рассмотрены основные методы управления качеством продукции, такие как стандартизация, сертификация, статистическое регулирование, статистический приемочный контроль, семь инструментов качества и создание кружков качества. Данные методы активно используются на современных предприятиях. В следующем параграфе курсовой работы рассмотрим методы управления качеством непосредственно на предприятии на примере ООО «Омега».
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА
ООО «Омега»
2.1 Общая характеристика ООО «Омега»
Рассмотрим управление качеством продукции на ООО «Омега», для этого рассмотрим общую характеристику деятельности предприятия.
ООО «Омега» образовано в сентябре 2005 года, является наследником и продолжателем лучших традиций своих предшественников: ОАО «Стройдвор» и завод механизированного строительного инструмента.
Предметом деятельности ООО «Омега» является разработка, серийное изготовление и реализация ручного, пневматического, электрического строительного инструмента и машин; других товаров народного потребления.
ООО «Омега» молодое предприятие машиностроительного профиля, обладающее многопрофильным парком технологического оборудования. Производственное оборудование завода представлено более 300 единиц станков, агрегатов, в том числе:
- станками токарной, сверлильной, фрезерной, шлифовальной групп;
- парком термопластавтоматов;
- машинами для литья алюминия под давлением;
- механизированной линией по нанесению полимерного порошкового покрытия;
- парком кузнечно-прессового оборудования;
- агрегатными станками для массового производства деталей типа гайка, штуцер.
ООО «Омега» представляет собой энергично развивающееся предприятие, уверенно смотрящее в будущее. Руководством предприятия, инженерно-техническими работниками за короткое время успешно выполнена главная задача – организация безубыточного производства.
Насыщение рынка средствами малой механизации строительных работ сегодня стало одной из приоритетных задач завода.