Уровень жизни и бедности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 00:56, курсовая работа

Описание

В условиях перехода нашей страны к рыночным отношениям возрастает интерес и потребность в познании теоретических основ рыночного механизма, эффективного и рационального использования ресурсов, результативной деятельности отдельной фирмы, отрасли, экономики в странах, где уже успешно функционируют рыночные структуры.
Все экономические проблемы, в том числе инфляция, безработица, бедность, так или иначе, связаны с ограничением ресурсов.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 42.90 Кб (Скачать документ)

Во Всероссийском центре уровня жизни (ВЦУЖ) бедность исследуется различно, на фоне анализа социально-экономического неравенства вообще. Особое внимание мы уделяем изучению уровня жизни  в регионах Российской федерации. В  ряде из них выполнены крупные  проекты по повышению уровня и  качества жизни и снижению бедности.

 

Таблица 1. Группировки регионов по уровню благосостояния населения (2003 г., в )

 

Регион

Доля населения  с доходом выше МПБ*

Ранг

Регион

Доля населения  с доходом выше МПБ*

Ранг

 

Москва

69,5

1

Усть-Ордынский

Бурятский АО

1,8

88

 

Тюменская область

59,5

3

       

Ямало-Ненецкий АО

58,4

3

Республика Ингушетия

3,4

87

 

Россия

42,1

 

Республика Калмыкия

10,9

86

 
             

В центр исследовательской работы поставлено изучение семей, имеющих  в своём составе работающих по найму. Это обусловлено тем, что  почти 50 из них имеют уровень доходов ниже прожиточного минимума, что совершенно ненормально. Для повышения уровня их доходов методики повышения заработной платы и реализован ряд проектов по внедрению минимальных отраслевых социальных нормативов оплаты труда в конкретных отраслях экономики на основе механизмов социального партнёрства.

Более десяти лет во ВЦУЖ проводится комплексный мониторинг уровня и  качества жизни населения. Ежеквартально  по оригинальным методикам разрабатываются  и публикуются сведения о величинах  прожиточного минимума, потребительских  бюджетов восстановительного и развивающего уровней, о покупательной способности  личных денежных доходов. На этой основе составляются группировки населения  по уровню материального достатка в  целом по Российской Федерации и  во всех её субъектах. Даётся оценка социально-экономической  дифференциации российского общества, производится группировка субъектов  Российской Федерации по величинам  частных и интегральных показателей  уровня и качества жизни.

Полученные по результатам мониторинга  величины валового внутреннего продукта на душу населения, покупательной способности  среднедушевых денежных доходов, удельных весов населения с доходами ниже прожиточного минимума и выше минимального потребительского бюджета, социально-экономического неравенства, а также здоровья и  образования в субъектах Российской Федерации положены в основу расчётов индексов качества жизни. Результаты мониторинга  и другие разработки ВЦУЖ широко используются для повышения эффективности  федеральной и региональной социальной политики, оценки уровня и качества жизни, снижения уровня бедности.

2.3 Бедность в России и пути её преодоления

В настоящее время в нашей  стране в основном завершился начальный  этап изучения бедности и выработки  подходов к её снижению в новых  условиях. Его результатом стало  значительное развитие социального  законодательства, формирование общественной потребности в комплексном решении  этой проблемы с опорой на науку, а  также развитие ряда исследовательских  коллективов, способных вместе с  практиками реализовывать комплексные  международные, общероссийские и региональные проекты по снижению уровня бедности.

На рубеже веков наступил новый  этап в решении проблемы бедности в России, обусловленный начавшимся подъёмом отечественной экономики. Это уже привело к тому, что  в 2003 году в целом по Российской Федерации  и в примерно половине субъектов  Российской Федерации уровень бедности не только опустился до его значений, имевшихся до кризиса 1998 года, но и  стал ниже их. Наиболее заметное снижение доли бедного населения было достигнуто в Республике Дагестан (9,7 ), в Свердловской области (8,4 ) и в Агинском Бурятском автономном округе, где доля бедного населения в 2003 году была ниже, чем в 1998 году.

Доля и численность бедных частично по стране и в её регионах в начале ХХI века остаётся высокой (см. табл. 2). К бедным отнесены те, чьи доходы ниже прожиточного минимума.

Таблица 2. Бедное население России (2003 год) Бобков В.Н. Российская бедность: измерение и пути её преодоления//Общество и экономика. - 2005. - №3. - с.23

 

п/п

Субъекты

Численность бедного  населения, тыс. чел.

В к общей численности бедного населения

бедных в общей  численности населения

Ранг

 

1

Эвенкийский АО

4,3

0,01

24,5

54

 

2

Корякский АО

7,0

0,02

28,3

80

 

3

Ненецкий АО

8,2

0,03

19,6

16

 

4

Чукотский АО

13,5

0,04

25,7

70

 

5

Магаданская область

44,5

0,15

24,7

59

 

6

Республика Алтай

56,3

0,19

27,7

74

 

7

Республика Тыва

91,3

0,3

29,8

82

 

8

Республика Адыгея

103,9

0,35

23,3

45

 

9

Республика  Хакасия

130,0

0,43

23,9

51

 

10

Томская область

221,1

0,74

21.2

28

 

11

г. Санкт-Петербург

423,2

1,41

9,1

2

 

12

Красноярский  край

615,9

2,05

20,9

25

 

13

г. Москва

811,7

2,70

7,8

1

 

14

Московская область

1432,0

4,76

21,6

32

 

15

РОССИЯ

30069,7

 

20,8

   
             

Для того чтобы решить задачу снижения уровня бедности в ближайшие годы как минимум в два раза, необходимо ответить на ряд поставленных жизнью вопросов. Известно, что в настоящее  время для макроэкономических оценок применяются в основном показатели денежных доходов и прожиточного минимума. В 2005 году началась так называемая «монетизация» льгот, положившая начало системным изменениям в составе  денежных доходов населения. Поскольку  денежный доход является официальным  показателем при определении  уровня бедности, то методические рекомендации по его определению следует пересмотреть с участием независимых экспертов  и общественности.

Необходимо проанализировать методику расчёта прожиточного минимума, также  являющегося ключевым показателем  при определении уровня бедности. Он положен в основу обоснования  минимального размера заработной платы, стипендий, пособий и других социальных выплат, которые устанавливаются  на федеральном уровне. Прожиточный  минимум также необходим для  оценки уровня жизни российских семей, например, для определения доли малоимущих граждан, для оказания им необходимой  государственной помощи, для реализации других социальных программ и формирования бюджетов субъектов Российской Федерации. Таким образом, прямо или косвенно, этот социальный норматив касается большинства  россиян.

В основе прожиточного минимума лежит  стоимостная (то есть денежная) оценка потребительской корзины. В настоящее  время истекло пять лет, на которые  законодательно утверждалась федеральная  минимальная потребительская корзина, лежащая в основе расчётов величины минимальных денежных доходов, являющихся правовой основой преодоления бедности. В 2004 году с участием экспертов был  подготовлен и обсуждён с общественностью  новый вариант потребительской  корзины.

Предложенная новая потребительская  корзина для основных групп населения (трудоспособных людей, пенсионеров  и детей) представляет собой более  качественный набор продуктов питания, который предполагает большое количество белковых продуктов: мяса, молока, рыбы и яиц, а также овощей и фруктов. И, наоборот предусматривает меньшее  потребление хлеба и картофеля.

Однако непродовольственные товары и платные услуги в натуральном  виде в законопроекте не предусмотрены. Таким образом, в нём нет той  потребительской корзины, к которой  мы уже привыкли: то есть «минимального  набора продуктов питания, непродовольственных  товаров и услуг, необходимых  для сохранения здоровья человека и  обеспечения его жизнедеятельности». Вместо неё предложены продовольственная  корзина, а также доли расходов на непродовольственные товары и платные  услуги. То есть, это законопроект не о потребительской корзине, а  о величине минимальных доходов, необходимых для обеспечения  минимальных потребительских расходов.

Сейчас в России проводятся социальные реформы, которые приводят к изменению  структуры расходов граждан. Из личных денежных доходов льготники теперь оплачивают, например, пользование  телефоном и установку радиоточки. Растут и расходы на жилищно-коммунальные услуги, образование и лечение.

Отсюда вытекает, что нельзя отказываться от потребительской корзины при  определении прожиточного минимума.

Вместе с этим нужно заняться изучением возможностей практического  использования в нашей стране относительного метода определения  бедности. Наряду с абсолютным определением бедности, целесообразнее определять и величину доходов, ниже которой  материальные возможности граждан  не позволяют им обеспечивать наиболее распространённый в стране уровень  жизни. Вот тогда мы будем иметь  полную картину и в плане статистики, и в плане реальной ситуации, в  которой оказались наши люди.

Следующее, о чём следует сейчас подумать, это о расширении нормативной  базы для определения бедности. Имеет  смысл дополнить оценку бедности по душевым денежным доходам её измерением по располагаемым ресурсам домашних хозяйств. Поскольку они, кроме денежных доходов, включают в себя денежные оценки натуральных поступлений продуктов  питания и представленных в натуральном  выражении льгот, а также привлечённые средства и израсходованные сбережения, то позволяют более полно учесть материальные ресурсы людей, использованные на потребление. В бюджетных обследованиях  домашних хозяйств органы государственной  статистики определяют этот показатель. Доля денежных доходов в нём составляет в целом по Российской Федерации  примерно 90%, в том числе в городской  местности - 92 и в сельской -76%. Бобков В.Н. Российская бедность: измерение  и пути её преодоления//Общество и  экономика. - 2005. - №3. - с.29

Экспериментальные расчёты распределения  по величине среднедушевых располагаемых  ресурсов, проведённые во ВЦУЖ, заметно  изменили оценки уровня бедности в  целом по стране и кардинально - в  целом ряде субъектов Российской Федерации, особенно в регионах с  высоким удельным весом сельского  населения.

Измерение уровня бедности следует  дополнить оценкой обеспеченности жилищем, так как прожиточный  минимум предполагает и содержание имеющегося жилья. Пока этот социальный норматив потребления жилища, составляющий 18 кв. м на квартиросъёмщика и 12 кв. м  на каждого из других членов семьи, не исключен из потребительской корзины.

Сочетание при оценке бедности сведений о текущем доходе и обеспеченности жилищем - важный шаг вперёд к её комплексному измерению. Это приведёт к расширению взгляда на российскую бедность и её структуру.

Расширяется перечень проблем, которые  надо решить для снижения уровня бедности, и уточняются приоритеты и способы  государственной поддержки представителей различных социальных групп бедного  населения.

Характеристику бедного населения  следовало бы дополнить также  сравнением фактических показателей  здоровья (например, продолжительности  жизни), образования (например, в возрасте 15-16 лет, не охваченных образованием). Бедность, определённая по совокупности показателей, позволит более полно раскрывать содержание этого явления.

Таким образом, на новом этапе борьбы с бедностью надо уточнить официальные  показатели её измерения. Эти показатели должны более полно отражать особенности  российской бедности, а методики их определения - быть прозрачными и  не изменяться в процессе осуществления  поставленной задачи.

Таблица 3. Группировки регионов по динамике уровня бедности (2004/1998 гг., в процентных пунктах) Бобков В.Н. Региональное неравенство уровня жизни населения//Экономист. - 2004. - №12. - с.62

 

Рост бедности (40субъектов)

Снижение бедности (49 субъектов)

 

Субъект

Рост доли бедных

В процентном отношению  к уровню 1998 г.

Ранг

Субъект

Снижение доли бедных

В процентном отношению  к уровню 1998 г.

Ранг

 

Республика Ингушетия

12,2

27,6

1

Республика Дагестан

9,7

23,5

1

 

Ивановская область

9,5

29,5

2

Свердловская  область

8,4

28,0

2

 

Усть-Ордынский  Бурятский АО

9,0

18,2

3

Агинский Бурятский АО

8,3

16,7

3

 
                 

Вторая группа вопросов связана  с необходимостью определения приоритетных проблем, решение которых позволяет быстрее снижать бедность.

Высокий удельный вес среди бедных семей тех семей, которые возглавляют  наёмные работники, подсказывает, что  для снижения уровня бедности надо прежде всего повышать заработную плату.

Воспроизводственные минимальные  потребительские бюджеты работника  и ребёнка являются основой определения  минимального социально приемлемого  уровня семейного потребления. Опора  на них в практической государственной  политике формирования затрат на рабочую  силу позволит всеми её составляющими (заработной платой и другими расходами) обеспечить достижение социально приемлёмой цены рабочей силы.

Информация о работе Уровень жизни и бедности