Уровень жизни и бедности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 00:56, курсовая работа

Описание

В условиях перехода нашей страны к рыночным отношениям возрастает интерес и потребность в познании теоретических основ рыночного механизма, эффективного и рационального использования ресурсов, результативной деятельности отдельной фирмы, отрасли, экономики в странах, где уже успешно функционируют рыночные структуры.
Все экономические проблемы, в том числе инфляция, безработица, бедность, так или иначе, связаны с ограничением ресурсов.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 42.90 Кб (Скачать документ)

Принципиально важным является не само по себе повышение номинальной заработной платы, а рост её покупательной способности.

Государственные гарантии в части  установления минимального размера оплаты труда (МРОТ) будут социально справедливыми, если обеспечат равные возможности для минимального потребления в регионах Российской Федерации. Это означает, что МРОТ должен стать не общефедеральным, а региональным социальным нормативом. Таким образом, необходим переход от единой минимальной заработной платы в стране к дифференцированной заработной плате, устанавливаемой в субъектах Российской Федерации с учётом величины регионального прожиточного минимума.

Чтобы в регионах с более низкими  прожиточными минимумами, чем его  общероссийское значение, не происходило  снижении уровня государственных гарантий, необходимо в федеральном государственном  бюджете на очередной год оговаривать  соотношение МРОТ и потребительской  корзины для субъекта Российской Федерации с наименьшей величиной  прожиточного минимума.

Конечно, для повышения МРОТ до величины прожиточного минимума потребуется  определённое время. Оно будет зависеть не только от наличия у работодателей  средств на повышение размера  минимальной заработной платы. Одним  из основных социальных ограничителей  более быстрого повышения МРОТ является сохранение достигнутого уровня занятости, недопущение значительного роста безработицы.

Региональные приоритеты снижения бедности вытекают из изучения её межрегиональных  различий и расселения бедного населения  по территории нашей страны.

Бедное население сконцентрировано в тех субъектах, в которых  наблюдается далеко не самый высокий  уровень бедности. Например, г. Москва относится к тем регионам, в которых проживает одна из наибольших долей от общего количества бедного населения, а уровень бедности в ней является наименьшим в стране. И, наоборот, в Усть-Ордынском автономном округе доля бедного населения является наиболее высокой, а численность бедного населения - в 13 раз меньше, чем в столице.

Общероссийская целевая программа, должна включать решение следующих  задач:

1. Увеличение численности населения  и улучшение его качественного  состава для более полного  освоения богатств нашей страны  и повышения качества жизни  людей;

2. Улучшение состояния здоровья  людей: увеличение продолжительности  жизни и, прежде всего активной  трудовой жизни, позволяющее обеспечивать  более высокое благосостояние;

3. Повышение качества образования;

4. Формирование эффективного рынка  труда и продуктивной занятости  населения;

5. Создание условий для обеспечения  каждой семьи благоустроенным  жилищем;

6. Экономический рост, повышение  конкурентоспособности экономики,  уменьшение социально-экономических  различий между регионами, между  городами и сельской местностью.

Рост уровня и качества жизни  не должны противоречить устойчивому  развитию страны.

Заключение

В заключение стоит отметить, что  любой показатель, характеризующий  уровень жизни или бедности можно  проанализировать и сделать соответствующие  выводы.

На мой взгляд, было бы целесообразно  использовать следующие приоритеты в решении этой задачи.

Для более быстрого сокращения бедного  населения надо определить те субъекты Российской Федерации, в которых  реально ускорить сокращение бедности. Так, достаточно было бы оказать поддержку  небольшому количеству регионов с динамично  развивающейся экономикой, чтобы  ощутимо уменьшить общую численность  бедных в стране.

Затем можно было бы сосредоточить  усилия на снижении в два раза уровня бедности в тех регионах, в которых  проживает не менее 50% всего бедного  населения страны.

В реальной жизни эти приоритеты не могут быть реализованы в чистом виде. В меру своих возможностей каждый субъект Российской Федерации  будет снижать численность бедного  населения, не ожидая дополнительной поддержки  своим усилиям.

В едином государстве надо помогать всем, у кого возникают проблемы. Для решения этих общегосударственных  задач, проводится централизация части  ресурсов в федеральном бюджете. Однако, если вначале оказать помощь более сильным, то ресурсы у государства увеличатся быстрее и в больших объёмах. Это позволит существеннее помочь менее сильным, а затем и самым слабым. Всё это позволит в более короткие сроки решить общегосударственную задачу снижения бедности.

На решение проблем повышения  качества жизни ориентирован обсуждаемый  проект Программы социально - экономического развития страны на 2005-2008 годы.

Эта программа должна стать национальной программой снижения бедности, повышения  уровня и качества жизни населения. Комплексное решение всех этих задач  имеет стратегическое значение и  позволяет рассматривать преодоление  бедности в аспекте повышения  качества жизни.

Комплексная методология снижения уровня бедности должна включать конкретизацию  цели, анализ ситуации с бедностью  в контексте социально-экономического неравенства, определение задач, разработку нормативов их решения в нашей  стране. С учётом остроты имеющихся  проблем, надо определить содержание мер, направленных на снижение бедности и  повышение уровня жизни населения. В первую очередь важны те из них, которые непосредственно влияют на рост уровня потребления населения, доступность благ и их качество, приводят к развитию человеческого  потенциала.

Наряду с федеральной программой необходимо разрабатывать региональные целевые программы снижения бедности, повышения уровня и качества жизни. Это позволит в полной мере реализовать  новые социальные полномочия и ответственность  органов государственной власти субъектов Российской Федерации  перед жителями соответствующих  регионов, учитывать на местах те особенности  бедности, которые не могут быть предусмотрены в общероссийской программе. Это позволит скоординировать  усилия государственных органов  и чётко распределить их функции.

К решению стоящих перед странной задач по снижению уровня бедности необходимо привлечь бизнес, а также организации гражданского общества, в том числе научно-исследовательские, неправительственные т религиозные организации, средства массовой информации. Необходима также активизация населения на местном уровне и развитие местной инициативы. Имело бы смысл создать авторитетную общероссийскую неправительственную организацию по координации участия в преодолении бедности, повышения уровня и качества жизни властных, предпринимательских и общественных структур.

Библиография

1. Бачурин А. Факторы роста  ВВП и уровня жизни населения // Экономист. - 2002. - №10. - С. 13-19.

2. Бобков В.Н. Региональное неравенство уровня жизни населения // Экономист. - 2004. - №12. - С. 58-65.

3. Бобков В.Н. Российская бедность: измерение и пути её преодоления // Общество и экономика. - 2005. - №3. - С. 20-39.

4. Виленский А., Домнина И. Уровень кризиса и региональный опыт // Вопросы экономики. - 2006. - №5. - С. 19-30.

5. Грязнова А.Г., Юданов А.Ю. Уровень жизни и бедность. М.: Кнорус. - 2006. - С. 451-462.

6. Добрынин А.И. Экономическая теория. М.: Питер - Москва, 2006. - С. 459-469.

7. Овчарова Л., Турунцев Е. и Корчагина И. Бедность: где порог // Вопросы экономики. - 2005. - №2. - С. 120 - 131.

8. Скляров И. рейтинг по уровню жизни субъектов РФ // Экономика и жизнь. - 2007. - №14. - 6 с.

9. Чудаева О.В. Сравнение уровня и качества жизни в мире, в России и в регионах Сибири // ЭКО. - 2004. - №4. - С. 81-89.

10. Шевяков А. Социальное неравенство,  бедность и экономический рост // Общество и экономика. - 2005. - №3. - С. 5-12.


Информация о работе Уровень жизни и бедности