Уровень жизни и динамика доходов населения России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:26, курсовая работа

Описание

В работе будут рассмотрены следующие аспекты, характеризующие проблематику доходов и уровня жизни населения:
-характеристика доходов населения, а в частности структура доходов населения России;
-проблемы неравенства доходов;
-причины неравенства и государственная политика доходов;
-социальная политика государства.
Задачами данной работы являются:
-определить уровень жизни населения России;
-раскрыть и проанализировать причины неравенства доходов населения России;
-охарактеризовать современные направления повышения уровня жизни в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1 Экономическая характеристика доходов, уровня жизни и бедности………….……………………………………………………………......7
Доходы населения: понятие, структура и динамика…………….............7
Неравенство доходов населения и его причины………………………..12
Принципы распределения доходов………………………………….......14
Уровень жизни и бедности, их показатели…….......................................17
Глава 2 Доходы и уровень жизни населения России……………………….....24
Оценка уровня жизни населения России……………..............................24
Причины неравенства доходов населения России……………………...27
Основные направления повышения уровня жизни в России……..........30
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…

Работа состоит из  1 файл

КОНЕЧНАЯ КУРСОВАЯ.doc

— 1.59 Мб (Скачать документ)

     Разница приведенных в данной статье показателей  доли бедных, а также оценок Госкомстата  РФ на основе данных ОБДХ (публикуемых  в ежеквартальных сборниках) и официальных данных Госкомстата РФ составляла в начале 2000-х годов 2,3-2,7 раза. На наш взгляд, это объясняется тем, что доля бедных в размере 25% является итогом оценки доходов населения, осуществляемой на макроуровне с использованием баланса доходов и расходов. На этом уровне становится очевидным расхождение между легальными, учтенными доходами и суммой расходов, произведенных населением страны. Таким образом, выявляются неучтенные доходы. Это и доходы незаконного происхождения - получаемые за счет нелегальных, запрещенных законом производств, продажи товаров и услуг (алкоголь, наркотики, проституция и пр.), доходы криминального характера (хищения, взятки), а также доходы, присваиваемые предпринимателями за счет ухода от налогов на заработную плату и прибыль, и пр. При макроэкономических расчетах сумма неучтенных доходов распределяется среди всего населения.

     Не  вызывает сомнения, что значительная часть населения нашей страны так или иначе участвует в  деятельности, связанной с получением неучтенных доходов. Вместе с тем высокие доходы от этой деятельности концентрируются лишь в определенных и немногочисленных группах населения (по оценкам экспертов, 25 российских миллиардеров имеют 30% всех доходов населения страны - пятую часть ее валового внутреннего продукта!). Результатом же корректив, вносимых перераспределением неучтенных доходов, является повышение среднего уровня доходов населения и сокращение уровня бедности в стране до 25%.

     На  наш взгляд, оценки масштабов бедности, получаемые на основе микро- и макроданных, можно рассматривать как верхнюю и нижнюю границы уровня бедности в стране, пессимистическую и оптимистическую оценки, соответственно. Однако для тех, кто действительно беден, не имеет значения, являются они частью 25% или 46% расчетной численности бедного населения. Поэтому решение задачи сокращения доли бедных в 2 раза в предстоящие 2-3 года, поставленной президентом РФ, будет зависеть во многом от того, в какой мере при выборе путей ее решения будут учтены такие параметры, как глубина, острота, воспроизводство и структурный срез бедности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА  2 Доходы и уровень жизни населения России 

    1. Оценка  уровня жизни населения России
 

      Повышение уровня жизни россиян является важнейшей  программной задачей социальной политики Российского государства. В числе приоритетов Правительства – восстановление доходов и максимальное стимулирование платежеспособного спроса населения. Для этого разработаны основные направления социально – экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

      В основных направлениях социально –  экономической политики Правительства  Российской Федерации на долгосрочную перспективу дана количественная оценка общего роста благосостояния – увеличение частного потребления (имеется в  виду конечное потребление домашних хозяйств) не менее, чем на 80 %.

      Предполагается  устранить деформации в структуре  распределения доходов.

      Решение этой и других проблем позволит стабилизировать уровень жизни россиян и развернуть вектор в сторону его повышения.

      Задачи эти непростые. У большинства населения длительное время продолжается снижение уровня жизни. За годы современных реформ примерно у 60 % уровень жизни упал, у 25 – 30 % – изменился незначительно и лишь у 15-20 % вырос, в том числе у 3 – 5 % россиян этот рост оказался очень значительным. Не менее важной задачей является преодоление несправедливости в распределении доходов. Их дифференциация в 90 – х годах значительно выросла. Поэтому показателю Россия вошла в число стран с наиболее выраженным неравенством населения. Из этого вытекает необходимость повышения уровня доходов наименее обеспеченных, в том числе оказания помощи слабо защищенным слоям населения.

      Вышеприведенные данные являются следствием значительного  ухудшения в 1990 – 2002 гг. общей экономической и социальной ситуации в стране. Ресурсы для обеспечения уровня жизни уменьшились. Валовой внутренний продукт (ВВП) снизился примерно на 40 %. Реальные денежные доходы в семьях уменьшились более, чем на 30 %. Фонд оплаты труда составил всего 37 % к уровню 1990 года. Объем платных услуг уменьшился на 75 %. Общая численность безработных составляет примерно 14 % от экономически активного населения. Все это привело к снижению ожидаемой продолжительности жизни за рассматриваемый период с 69 до 65 лет.

      В 1998 году большинство россиян вновь испытало на себе последствия очередного кризисного снижения уровня жизни. Покупательная способность денежных доходов снизилась по сравнению с предыдущим годом на 13 % и составила примерно 1,7  прожиточного минимума. Снижение покупательной способности населения было обусловлено быстрым ростом потребительских цен во второй половине года на фоне практически не изменившихся денежных доходов. Снижение реальных денежных доходов, ожидание инфляции заставляло население использовать большую, по сравнению с предыдущими периодами, долю денежных доходов на текущее потребление. Доля потребительских расходов в денежных доходах населения выросла с 68,9 до 78,3 %. Разрыв в доходах между 10 процентами наиболее и наименее обеспеченного населения увеличился примерно на 4 процентных пункта и составил 12,8 раза.

      Таким образом, последствия августовского  кризиса привели к новому усилению неравенства россиян. В среднем  за 1999 – 2001 гг., по оценкам Всероссийского центра уровня жизни, 52,9 % населения  имели денежные доходы ниже прожиточного минимума и, по существу, являлись бедными, 27% относились к низко обеспеченным. Их денежные доходы располагались в промежутке между прожиточным минимумом и минимальным потребительским бюджетом, который по своей величине примерно в 2 – 2,5 раза превышал прожиточный минимум. Относительно обеспеченные (средние по доходам) слои населения составляли 15,5 %. Их текущие доходы были выше минимального потребительского бюджета, но ниже бюджета высокого достатка. Последний примерно в 6 – 8 раз превышал прожиточный минимум и в основном позволял удовлетворять разумные физические и духовные потребности населения, обеспечивал развивающий характер потребления. Доходы выше бюджета высокого достатка имели состоятельные и богатые слои, которые составляли примерно 4,6 % населения. Разрыв в доходах 10% наиболее и наименее обеспеченного населения составил 13,5 раза.

      Все это свидетельствует о продолжающемся снижении уровня жизни. Особенно это  затронуло наемных работников: покупательную  способность оплаты труда; систему их социального обеспечения, которая не создает этим слоям достаточных гарантий при наступлении страховых рисков, и в то же время перегружена многочисленными льготами, компенсациями и выплатами, не носящими адресного характера. У этих слоев низкий уровень и низкое качество жилищной обеспеченности, социально – культурных услуг, здравоохранения и образования.

      Необходимо  иметь в виду, что кардинальные позитивные сдвиги быстро не произойдут. Вполне посильно за предстоящие десять лет восстановить потребление домашних хозяйств. В то же время уровень питания может достигнуть показателей 1990 года только при оптимистическом варианте развития. Перспективы в обеспечении россиян жильем нельзя назвать радужными. Предполагаемая инвестиционная политика не ослабит остроты жилищной проблемы в пределах десятилетия.

      Социальная  политика не будет иметь успеха, если не добиться согласия всех конструктивных сил, всех сторон социального партнерства. Только объединение усилий всего  российского общества позволит восстановить, а затем и повысить уровень жизни всего населения. 
 

2.2 Причины  неравенства доходов населения  России  

    Один  из источников социальной напряженности  в любой стране - разница в уровнях  благосостояния граждан, уровне их богатства. Уровень богатства определяется двумя факторами:   

  1) величиной имущества всех видов, находящегося в собственности отдельных граждан;   
    2) величиной текущих доходов граждан.

    Люди  получают доходы в результате того, что создают собственный бизнес (становятся предпринимателями) или предоставляют находящиеся в их собственности факторы производства (свой труд, капитал или землю) в пользование другим людям или фирмам, а те используют эту собственность для производства необходимых благ. В таком механизме формирования доходов изначально заложена возможность их неравенства. Причиной тому:

1) разная  ценность принадлежащих людям  факторов производства (капитал  в форме компьютера, в принципе, способен принести больший доход,  чем в форме лопаты);

2) разная  успешность использования факторов производства (например, работник в фирме, производящей дефицитный товар, может получать более высокий заработок, чем его коллега той же квалификации, работающий в фирме, товары которой продаются с трудом);

3) разный  объем принадлежащих людям факторов производства (владелец двух нефтяных скважин получает при прочих равных условиях больший доход, чем владелец одной скважины).

    Все люди рождаются разными и наделены разными способностями, некоторые  из которых встречаются реже других. Так, в любой стране всегда крайне мало людей, способных достичь вершин математики, стать выдающимися футболистами или создать процветающее предприятие. Поэтому на общенациональном рынке труда спрос на такие способности, намного превышает предложение. А это ведет к росту цены трудовых способностей таких людей, то есть их доходов.

     Проблемы  неравенства в России стали за последнее десятилетие предметом  активных общественных дискуссий, ведущихся  экономистами, социологами и представителями  других наук. Растущий разрыв между  выигравшими и проигравшими, богатыми и бедными вызывает значительные социальные напряжения, поскольку для населения, многие десятилетия жившего в условиях уравниловки и государственного распределения, благосостояние новых групп представляется сомнительным с этической, социальной и правовой точек зрения. В массовом сознании сохраняется представление, что относительно однородное по структуре общество за достаточно короткий период называемый «переходным», превратилось в общество с одним из самых высоких уровней неравенства «У России было слишком мало времени, чтобы приспособиться привыкнуть к быстрому росту неравенства доходов и имущества. Лишь небольшая доля населения смогла достичь экономического успеха, в то время как жизненные стандарты среднего россиянина значительно снизился» - говорит один из экспертов (Б. Силверман и М. Янович). Хотя люди и получили больше политических свобод, они заплатили за это высокую цену.

     Быстрый рост безработицы, а также снижение заработной платы и пенсий в сочетании  с высочайшей инфляцией привели к тому, что миллионы людей оказались за чертой бедности.

     Так же, во многих странах с переходной экономикой опыт последних десяти лет  не был воодушевляющим. Программой развития ООН в Братиславе были выполнены  оценки с использованием черты бедности по доходам на уровне 4-х долларов в день (по покупательной способности доллара в 1990г.).

     В странах Восточной Европы и СНГ  в 1988-1994гг. доля населения находящегося за чертой бедности возросла с 4 до 32 % или  с 14 до 119 млн. человек. Даже относительно благополучной Польше более 20 % населения живёт в бедности.

     Ещё большую тревогу вызывают ненадёжные показатели бедности. Например, если рассмотреть  проблему питания, то окажется, что  миллионы семей не в состоянии  нормально питаться. Одним из самых  видимых симптомов этого влияния – задержка роста детей. В России в 1992-1994гг.  

доля  детей до 2-х лет с отмечавшейся задержкой роста возросла с 9 до 15 %. За исключением некоторых стран  Центральной Европы доля детей с  низким весом при рождении выросла  во всех постсоциалистических странах.

     При низких зарплатах и пенсиях, отсутствии гарантированной работы, будущее  многих семей стало неопределённым. Отсутствие экономической защищённости сопровождается ослаблением личности и физической защищённости. Многие, например, оказались во власти преступных группировок. Во всех странах региона наблюдается рост преступности: в Российской Федерации количество зарегистрированных преступлений с 1989 года выросло более чем на 60 %, в Эстонии оно более чем удвоилось. Но даже эти цифры неадекватны реальному положению, так как большая часть преступлений оказывается незарегистрированной. Во многих странах взяточничество считается нормой каждодневной жизни.

     Общий рывок перемен от социализма к  рыночной экономике, был, вероятно, неизбежен, но его скорость и характер не были предопределены. Большинство стран выбрали той или иной степени шоковую терапию «быстрый рывок». Но, возможно, это был неправильный выбор. Нельзя спонтанно дать жизнь рынку, лишь освободив экономику и проводя либеризацию цен – требуется гораздо больше, чем отсутствие административного контроля. Рыночной системе необходима сложная сеть поставщиков и потребителей, работающих в рамках развитой юридической системы. Конечно, нет смысла с откладыванием реформ, однако необходима их обоснованная последовательность, контролируемая правительством, которое способно управлять и минимизировать неизбежные разрушения.

Информация о работе Уровень жизни и динамика доходов населения России