Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 19:38, курсовая работа
Цель работы – изучение структуры и динамики основных показателей уровня жизни и доходов населения.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие уровня жизни;
- определить показатели стоимости жизни и рассмотреть виды доходов населения;
Рассчитанная на применение в чрезвычайной ситуации не более чем в течение года, эта методика используется пять лет и продолжает служить официальным основанием для недооценки уровня бедности в стране.
В силу искаженной, согласно официально принятой методике, структуры минимально необходимого потребительского набора в нем фактически отсутствуют непродовольственные товары и услуги, рост цен на которые существенно опережает увеличение общего индекса потребительских цен. В результате рост стоимости минимального потребительского набора, 68% которой приходится на продукты питания первой необходимости, был гораздо более медленным в сравнении с общим ростом потребительских цен, что также способствовало занижению реальной величины прожиточного минимума в текущих ценах.
В 1996 году, например, темп прироста цен и тарифов на платные услуги населению (48,4 %) почти втрое превысил темп прироста цен на продовольственные (17,7%) и непродовольственные (17,8%) товары.
Структурные особенности динамики индекса потребительских цен не могли не сказаться на отставании роста средней стоимости набора из 19 основных продуктов питания (основы потребительской корзины «для бедных»), который составил в 1996 году 10,4% от общего увеличения потребительских цен (на 21,8%). Это привело к еще большему отдалению текущей стоимости минимального потребительского набора от реально необходимой величины расходов на удовлетворение насущных потребностей человека.
Несмотря на то, что в мировой,
впрочем, как и в российской дореформенной
практике прожиточный минимум
Величина прожиточного минимума российской
семьи исчисляется путем
Таким образом, «временная» методика расчета прожиточного минимума, используемая в течение более 6 лет, привела к искажению экономического и социального смысла самого понятия минимально необходимого потребительского набора, нарушив его структуру и фактически исключив основные непродовольственные предметы потребления и услуги первой необходимости. Даже по новой методике, разработанной Центром уровня жизни, но еще не утвержденной, прогнозируемый минимум составлял в сентябре прошлого года около одного доллара в день, а по действующей методике - 85 центов. Недооценка официальными органами действительных масштабов бедности затрудняет выявление ее причин, без чего невозможна разработка целенаправленных эффективных мер по ее ограничению.
На основе вышеизложенной информации можно сказать о том, что бедность присуща всем странам и ее уровень зависит от степени развитости конкретной страны или региона. Бедные – не просто люди с относительно низкими доходами. Это члены определенного общества, живущие по его законам, но лишенные признаваемого этим, обществом минимально необходимого стандарта потребления. Еще бедность определяется как невозможность реализации своего потенциала. Так же в данной главе рассмотрены методы оценки бедности.
Программа социально-экономического
развития Российской Федерации на среднесрочную
перспективу, проект которой опубликован
на официальном сайте
Цели и задачи деятельности Министерства
на 2007-2009 годы определены на исходя из
посланий Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской Федерации
и Программы социально-экономического
развития Российской Федерации на среднесрочную
перспективу (2006-2008 годы), утвержденной
распоряжением Правительства Российской
Федерации от 19 января 2006г. № 38-р, и направлены
на обеспечение достижения следующих
целей Правительства Российской Федерации:
- повышение материального
- повышение уровня здоровья населения;
- обеспечение потребностей в
социальном обслуживании и
- обеспечение продуктивной
- воспроизводство и развитие потенциала трудовых ресурсов.
Миссия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в свете реализации конституционных гарантий и прав граждан Российской Федерации на базе положений посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) заключается в содействии улучшению демографической ситуации, росту уровня и качества жизни через повышение доходов населения, улучшению здоровья, созданию условий для достойного труда и продуктивной занятости, усилению социальной защиты уязвимых групп населения.
Исходя из системы целей Правительства Российской Федерации и функций, исполняемых Министерством, на 2007-2009 годы определены следующие цели Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации:
1) улучшение демографической ситуации и положения семей с детьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
2) повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства по денежным доходам населения;
3) повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, особенно для малоимущих групп населения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия;
4) повышение эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания, в первую очередь пожилых граждан и инвалидов;
5) содействие продуктивной занятости населения, обеспечение защиты прав граждан в области труда.
С учетом задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года, главными направлениями работы в социальной сфере в предстоящий период будут:
- решение демографических
- реализация приоритетного
- поддержка старшего поколения
на основе повышения уровня
пенсионного обеспечения и
Мероприятия, проводимые по этим направлениям, наряду с другими мерами социальной направленности, прежде всего по повышению заработной платы и увеличению занятости населения, будут способствовать решению главной задачи – последовательного повышения уровня и качества жизни населения, сокращения бедности, обеспечения всеобщей доступности основных социальных услуг.
Цель – улучшение демографической ситуации и положения семей с детьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Данная цель направлена на постепенную
стабилизацию численности населения
страны на основе создания условий, благоприятных
для рождения детей, снижения смертности
и упорядочения миграции населения
на оказание помощи и поддержки семьям
с детьми, находящимися в трудной
жизненной ситуации; на защиту прав
и интересов детей и
Для достижения цели потребуется повысить
эффективность деятельности федеральных
органов государственной
Главными тактическими задачами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации на 2007-2009 годы в достижении вышеуказанной цели являются:
- содействие созданию
- содействие снижению
- укрепление системы социальной
защиты семьи, обеспечивающей
сохранение ребенка в семье,
создание благоприятных
Содействие созданию благоприятных условий для повышения рождаемости, улучшения положения семей с детьми:
- увеличены размеры
- предоставлен материнский (
- введены выплаты родителям компенсации затрат на содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении;
- введены меры материальной поддержки семей, принявших на воспитание детей-сирот;
- введена ежегодная
- увеличена с 7000 до 10000 рублей
стоимость родового
Содействие снижению смертности, в первую очередь от неестественных причин.
В соответствии Посланием Президента
Российской Федерации Федеральному
Собранию Российской Федерации 2006 года
Министерством будет
На снижение смертности от предотвратимых
причин и профилактику наиболее распространенных
заболеваний направлены мероприятия
приоритетного национального
В рамках данного направления предложено расширить приоритетный национальный проект в сфере здравоохранения и приступить в 2008 году к реализации мероприятий по:
- совершенствованию организации
медицинской помощи
- совершенствованию организации медицинской помощи при острых отравлениях;
- совершенствованию медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями.
Реализация указанных
Укрепление
системы социальной защиты семьи, обеспечивающей
сохранение ребенка в семье, создание
благоприятных условий для
Увеличение числа и повышение качества социальных услуг, предоставляемых семье и детям, сокращение числа детей, оставшихся без попечения родителей, сокращение притока детей в учреждения интернатного типа требует проведения планомерной профилактической работы с семьей через разветвленную сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей, создания условий для их эффективного функционирования, совершенствования форм замещающей семьи и жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.
В рамках данной задачи решаются проблемы:
- предупреждения семейного
- социальной реабилитации детей
с ограниченными возможностями,
- организации отдыха и
Для решения задачи предупреждения семейного неблагополучия и профилактики социального сиротства предусматривается реализация следующих мероприятий:
- профилактика социального
- развитие различных форм
- разработка и внедрение
- повышение качества и
- научно-методическое
- совершенствование механизма
межведомственного