Уровень жизни и его составляющие. Динамика уровня жизни в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 21:07, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение уровня жизни населения как важнейшей социально-экономической категории, характеризующей степень развития любого государства, сравнение показателей уровня жизни в Республике Беларусь за предшествующий период.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. .. 4
1 Понятие «уровень жизни», его сущность и определяющие его факторы…………………………………………………………………………... 5
Определение категории уровень жизни и его сущность.…… .……....….. 5
Факторы, влияющие на уровень жизни населения………………. ....….....9
2 Показатели уровня жизни и методы их расчета.……………………..…....12
2.1 Группы показателей, характеризующих уровень жизни.……………..…..12
2.2 Экономические показатели …………….………… ………………..…...…13
2.3 Обобщающие показатели ………………………………………………..…17
2.4 Индекс развития человеческого потенциала, значение, методика расчёта……………………………………………………………………………20
3. Показатели жизненного уровня Республики Беларусь по данным
2011 года………………………………………………………………………….23
3.1 Экономические показатели……………………………………. . ………..23
3.2 Основные проблемы и перспективы повышения уровня жизни в Республике Беларусь…………………………………………………………….31
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованных источников………………

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 1.49 Мб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………….. ..  4

1 Понятие «уровень жизни», его сущность и определяющие его факторы…………………………………………………………………………... 5

    1. Определение категории уровень жизни и его сущность.…… .……....….. 5
    2. Факторы, влияющие на уровень жизни населения………………. ....….....9

2 Показатели уровня жизни и методы их расчета.……………………..…....12

2.1 Группы показателей, характеризующих уровень жизни.……………..…..12

2.2 Экономические показатели …………….………… ………………..…...…13

2.3 Обобщающие показатели ………………………………………………..…17

2.4 Индекс развития человеческого потенциала, значение, методика расчёта……………………………………………………………………………20

3. Показатели жизненного уровня Республики Беларусь по данным

2011 года………………………………………………………………………….23

3.1 Экономические показатели……………………………………. . ………..23

3.2 Основные проблемы и перспективы повышения уровня жизни в Республике Беларусь…………………………………………………………….31

Заключение……………………………………………………………………….34

Список использованных источников………………………………………….. 35

Приложение А. Динамика ВВП Беларуси ………………………………...…..36

Приложение Б. Динамика общего объема промышленного производства …37 
Приложение В. Темпы роста продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий по областям ………………………………………………….…38

Приложение Г. Динамика производства продукции сельского хозяйства…..39

Приложение  Д. Динамика инвестиций в основной капитал ...……...………..40

Приложение  Е. Динамика ввода в действие жилья……………………………41

Приложение Ж. Динамика цен для групп населения с различным уровнем среднедушевых денежных доходов…………………………………………….42

Приложение З. Динамика основных показателей реальных доходов населения…………………………………………………………………………43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Центральное место в модели устойчивого социально-экономического развития государства занимает человек  как личность, как потребитель  и производитель благ и услуг, генератор новых идей и главный  субъект их реализации. Именно поэтому  важнейшая область деятельности государства на современном этапе  – это социальная политика, результативность которой проверяется прежде всего  уровнем и качеством жизни  как всего населения, так и  различных социальных групп.

Понятие «уровень жизни» многогранно и характеризует  материальные возможности населения  в удовлетворении своих потребностей. Оно включает в себя различные  социальные аспекты общественной жизни: условия труда и быта, уровень  и структуру доходов и расходов населения, формы использования  свободного времени, уровень развития здравоохранения, культуры, искусства  и многое другое.

Целью данной работы является изучение уровня жизни  населения как важнейшей социально-экономической  категории, характеризующей степень  развития любого государства, сравнение  показателей уровня  жизни в  Республике Беларусь за предшествующий период.

 Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. изучить сущность экономической категории «уровень жизни»,
  2. проанализировать показатели уровня жизни и методы их вычисления,
  3. оценить показатели уровня жизни Республики Беларусь на сегодняшний день,
  4. выявить основные проблемы и перспективы повышения уровня жизни в Республике Беларусь.

В ходе создания данной работы мы исследовали многие литературные источники. Данной проблемой  занимаются многие авторы. При написании третьей главы наиболее ценным оказались оперативные данные официальной статистика за январь – сентябрь 2011 года и «Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие «уровень жизни», его  сущность и определяющие его факторы

1.1 Определение категории «уровень жизни» и его сущность

Уровень жизни населения является одной из важнейших социальных категорий.                    

Понятие «уровень жизни населения» применяется во всём мире. В мировой практике впервые этот термин был предложен в 1954 году Комитетом экспертов ООН, и под уровнем жизни населения рекомендовалось понимать фактические условия жизни населения, сгруппированные в 12 компонентов. Наряду с материальными и культурными условиями жизни в состав уровня жизни включались здоровье, занятость, условия труда, фонд накопления, человеческие свободы.

Во времена существования Советского Союза понятие «уровень жизни  населения» рассматривалось в узком  и широком смысле. Под категорией «уровень жизни» в узком смысле понималась достигнутая степень материального  благосостояния и культурного развития трудящихся, отражаемая в потребительском  бюджете населения. В широком  смысле уровень жизни рассматривался как уровень развития и степень  удовлетворения потребностей населения. В данном случае речь идёт не только об условиях жизни, но и о жизнедеятельности и развитии способностей людей в сопоставлении с их потребностями и интересами.

Снижение уровня жизни населения  в последние годы повлекло за собой  повышенный интерес со стороны государства, общественности и науки к этой проблеме. Споры по определению категории  «уровень жизни населения» и её месту  и значимости в системе общественных отношений продолжаются и в настоящее  время. Существует множество определений  уровня жизни населения, используемых в официальных материалах и научной  литературе. Разработаны различные  подходы и методы определения  показателей, отражающих экономические  и социальные аспекты. Наряду с понятием «уровень жизни населения» рассматриваются  такие понятия, как «образ жизни  людей», «качество жизни», «стиль жизни» и т.д.

Изучение различных научных  оценок категории «уровень жизни» позволило  остановиться на следующем определении. Под уровнем жизни населения понимается обеспеченность населения необходимыми материальными и духовными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и накопления, а также степень удовлетворения общественно признанных потребностей, соответствующих данному социально-экономическому развитию страны.

В категории «уровень жизни населения» можно выделить следующие составляющие:

- натурально-вещественное содержание (классификация потребляемых благ на материальные и духовные);

- отражение достигнутого уровня обеспеченности и потребления благ и услуг;

- характеристика уровня удовлетворения потребностей людей в этих благах и услугах.

Можно выделить четыре уровня жизни  населения:

  1. достаток - пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека;
  2. нормальный уровень - рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил;
  3. бедность - потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы;
  4. нищета - минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддерживать жизнеспособность человека. [11, с.199]

ХХI век выдвигает новый подход к определению места и роли человека в научно-техническом и  социально-экономическом прогрессе. При таком подходе во главу  угла поставлен человек. Всестороннее развитие человека — цель, экономический  рост — средство для её достижения. В центре внимания социально-экономической  политики государства должен находиться весь круг человеческих потребностей, играющих важнейшую роль для прогрессивного развития всего общества.

Если исходить из понимания уровня жизни населения «как уровня развития и степени удовлетворения потребностей людей», то системообразующей основой изучения уровня жизни населения являются разнообразные человеческие потребности, возникающие и реализующиеся в сфере потребления.

Личные потребности отражают объективную  необходимость в определённом наборе и количестве материальных благ и  услуг и социальных условий, обеспечивающих всестороннюю деятельность конкретного  человека. Личные потребности подразделяются на физиологические (физические), интеллектуальные (духовные) и социальные.

Физиологические потребности являются определяющими — первого порядка, поскольку выражают потребности  человека как биологического существа. В их составе насущными, первичными выступают потребности в пище, одежде, обуви, жилище, отдыхе, сне, двигательной активности и т.д.

Интеллектуальные потребности  касаются образования, повышения квалификации, культурного развития, творческой деятельности.

Социальные потребности связаны  с функционированием человека в  обществе — это социально-политическая деятельность, самовыражение, общение  с людьми обеспечение социальных прав и т.д.

Интеллектуальные и социальные потребности прямой оценки не имеют, хотя во многом зависят от состояния  культуры в обществе, общего уровня и качества жизни населения. Условия  для их удовлетворения характеризуются бюджетом времени населения. По величине рабочего, нерабочего и свободного времени можно оценить эффективность рабочего времени и возможности удовлетворения интеллектуальных и социальных потребностей человека.

Различаются рациональные (разумные) и иррациональные потребности.                       

Рациональные потребности отвечают научным представлениям о потреблении  благ и услуг, необходимых для  поддержания здорового образа жизни  человека и гармоничного развития личности. Это общественно полезные потребности, трудно поддающиеся количественной оценке. Их можно определить условно  с помощью рациональных норм и  нормативов (кроме рациональных норм потребления продуктов питания, устанавливаемых на основе данных науки о питании).

Иррациональные потребности выходят  за рамки разумных норм, принимают  гипертрофированные формы. Преодолеть их можно путём активного формирования разумных потребностей. Средства формирования потребностей — это рычаги, с  помощью которых государство  и общество целенаправленно воздействуют на процессы развития потребностей.

Для изучения уровня жизни населения  и его основных компонентов необходимо охарактеризовать основные потребности  человека и особенности их удовлетворения.

Одна их первейших потребностей, удовлетворение которой составляет основу физической жизни человека и  обеспечивает воспроизводство его  как биологического существа, —  потребность в пище. Это естественная физическая потребность. В то же время  она формируется под влиянием социальных факторов и в этом смысле носит социальный характер. Подавляющая  часть потребностей в пище удовлетворяется  торговлей, общественным питанием, а  у сельских жителей и личным подсобным  хозяйством. Полнота и степень  удовлетворения этой потребности зависит  от уровня развития общественного производства вообще, и сельскохозяйственного в частности.

Потребность в одежде — одна из важнейших материальных потребностей человека. Основной источник финансирования её удовлетворения — семейный бюджет. Из него берутся средства на приобретение предметов одежды — процент всего совокупного дохода семьи.

Потребность в ведении домашнего  хозяйства — одна из материальных потребностей, связанных с необходимостью сохранения и поддержания домашнего  очага. Удовлетворяется путём трудовой деятельности в рамках домашнего  хозяйства, предприятий службы быта. Домашнее хозяйство — необходимый  элемент и условие жизни человека.

Потребность в передвижении — одна из естественных потребностей. Удовлетворяется  она путём развития пассажирского  транспорта — как общественного, так и индивидуального.

Потребность в жилье — также  одна из первейших потребностей человека, носящая одновременно и материальный, и социальный характер. От её удовлетворения зависит в конечном счёте и  удовлетворение всех других потребностей. Степень удовлетворения потребности  населения в жилье свидетельствует  о социальном развитии государства, о том, насколько полно соблюдаются  в нём принципы социальной справедливости.

Потребность в труде — одна из основных социальных потребностей. Она  обеспечивается правом граждан на труд, закреплённым Конституцией Республики Беларусь, и реализуется в процессе самого труда.

Потребность в отдыхе — это физиологическая  потребность человека и одновременно важная социальная потребность. Конкретным средством реализации права на отдых  является трудовое законодательство Республики Беларусь, которое устанавливает  продолжительность рабочего дня  и рабочей недели, а также продолжительность  оплачиваемого ежегодного отпуска. Помимо его существуют и другие виды оплачиваемых отпусков: по беременности и родам, по уходу за больным ребёнком, учебные отпуска и некоторые другие.

Информация о работе Уровень жизни и его составляющие. Динамика уровня жизни в Республике Беларусь