Реальная
заработная плата (заработная плата, рассчитанная
с учетом роста потребительских цен
на товары и услуги) в январе-сентябре
2011 г. по сравнению с январем-сентябрем
2010 г. увеличилась на 8,2%, в сентябре 2011
г. по сравнению с августом 2011 г. – уменьшилась
на 0,2%.
В бюджетных
организациях номинальная начисленная
среднемесячная заработная плата в январе-сентябре
2011 г. составила 1 461 тыс. рублей, в том числе
в сентябре – 2 049,2 тыс. рублей и по сравнению
с июлем 2011 г. уменьшилась на 38,1%, или на
565,1 тыс. рублей.
Реальная
заработная плата работников бюджетных
организаций в январе-сентябре 2011
г. по сравнению с январем-сентябрем 2010
г. увеличилась на 19,8%, в сентябре по сравнению
с августом 2011 г. − на 21,6%. [9]
В органах
по труду, занятости и социальной
защите в сентябре 2011 г. на учете состояло
2 470,5 тыс. пенсионеров, средний размер
назначенных им пенсий составил 767,1 тыс.
рублей, что в 2,1 раза превышает бюджет
прожиточного минимума для пенсионеров.
Средний размер пенсий по возрасту составил
795,2 тыс. рублей, по инвалидности – 706,2
тыс. рублей, по случаю потери кормильца
– 511,3 тыс. рублей, социальных пенсий –
411,6 тыс. рублей. [9]
Реальный
размер назначенных пенсий (пенсий,
рассчитанных с учетом изменения
индекса потребительских цен
на товары и услуги) в сентябре 2011
г. по сравнению с сентябрем 2010 г. уменьшился
на 19,5%, по сравнению с августом 2011 г. –
на 12%.
Данные,
характеризующие основные показатели
доходов населения, приведены в таблице
4.
Таблица 4 - Данные, характеризующие
основные показатели доходов населения
Примечание
– источник: [9]
Динамика
основных показателей реальных доходов
населения отражена в приложении З.
3.2 Основные проблемы и перспективы повышения
уровня жизни в Республике Беларусь
Прогнозирование
уровня жизни и социальная защита
населения являются важной функцией
государства. Рынок сам по себе не
может регулировать эту сферу, поэтому
обязанность регулирования здесь
возлагается на государство. Непродуманная
политика государства в этой области
может привести к росту социальной
напряженности.
На
данном этапе социально-экономического
развития Республики Беларусь
существуют некоторые проблемы,
препятствующие повышению уровня
жизни населения:
- ограниченность финансовых средств не позволяет в полной мере проводить реформы в отраслях социальной сферы, вывести их на более качественный уровень;
- межотраслевая дифференциация в заработной плате, низкая покупательная способность населения, расслоение населения по уровню материального достатка, зависимость отдельных слоев и групп населения от материальной поддержки государства;
- сохраняется скрытая безработица, имеет место значительное профессионально-квалификационное несоответствие между спросом и предложением рабочей силы, наблюдается дифференциация уровня безработицы по регионам республики, остается крайне низкой материальная поддержка безработных;
- сохраняется сверхзанятость пожилых людей, женщин с детьми, учащейся молодежи, что связано с невысокой оплатой труда и недостаточный социальным обеспечением населения;
- техническая отсталость значительного числа предприятий как легкой, так и пищевой промышленности, что ведет к непрерывному росту издержек производства при невысоком качестве выпускаемой продукции;
- высокие цены на жилье как в столице, так и в областных регионах, что затрудняет его приобретение для молодых и нуждающихся в улучшении жилищных условий семей;
- сложное финансовое положение транспортных предприятий, отсутствие средств на обновление производственных фондов обусловили критическое состояние их активной части, недостаток средств на реконструкцию и модернизацию автодорог;
- возникли предпосылки для неуправляемого распространения платности в медицинском обслуживании, образовании и культурно-досуговой деятельности, что приводит к недоступности услуг для большинства населения, особенно малообеспеченных слоев;
- особую тревогу вызывает материальная и образовательная обеспеченность сельских школ, большинство зданий которых было построено в 50-70-х годах и требует реконструкции.
Согласно
«Программе социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2011–
2015 годы» утвержденной Указом Президента Республики
Беларусь от 11 апреля 2011 года № 136 основной
целью социально-экономического
развития Республики Беларусь является рост
благосостояния и улучшение условий жизни
населения на основе совершенствования
социально-экономических отношений, инновационного
развития и повышения конкурентоспособности
национальной экономики. [7]
Достижение поставленной цели будет
осуществляться через реализацию следующих
приоритетных направлений:
- развитие человеческого потенциала, включая повышение уровня благосостояния, рост рождаемости и увеличение продолжительности жизни, укрепление здоровья граждан и повышение качества образования;
- радикальная модернизация всех секторов экономики, создание новых наукоемких и высокотехнологичных производств;
- стимулирование предпринимательства и деловой инициативы;
- рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли;
- развитие импортозамещающих производств;
- устойчивое развитие регионов;
- строительство качественного и доступного жилья;
- повышение эффективности агропромышленного комплекса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- В основе современного развития стран лежит принцип, согласно которому экономика существует для людей, а не люди для экономики. Состояние экономики напрямую влияет на уровень жизни народа, поэтому экономическое развитие – не самоцель, а средство улучшения жизни народа. В этих условиях возрастает роль и значение прогнозирования уровня жизни населения как важнейшего инструмента государственного регулирования социальных процессов в стране направленных на развитие человеческого потенциала.
- Уровень жизни является важнейшим показателем, который характеризуется степенью удовлетворения различных потребностей человека. Данный показатель, отражает материальное, социальное, культурное благополучие населения. Для оценки степени удовлетворённости основных человеческих потребностей используются группы показателей и индикаторов. Основным фактором, обеспечивающим наиболее полное удовлетворение потребностей людей, а, следовательно, повышающим их уровень жизни, выступает развитие производства материальных благ и услуг, рост производительности труда. В экономической теории выделяют 4 уровня жизни населения: достаток, нормальный уровень, бедность, нищета. Бедность в первую очередь связана с неравномерностью распределения доходов и имущества. На уровень общественного благосостояния влияют все показатели, которые определяют уровень жизни.
- Индекс развития человеческого потенциала является общепризнанным универсальным сопоставимым показателем и используется при анализе социально-экономического положения в отдельных странах и в мире в целом. Он является сводным показателем, складывающимся в свою очередь из таких показателей, как ожидаемая продолжительность жизни; размер реального ВВП на душу населения; уровень образования и квалификации рабочей силы. ИРЧП имеет преимущества перед другими показателями межстрановых сравнений (ВВП, уровень дохода и др.), поскольку позволяет дать обобщённую оценку благосостояния общества и его духовного развития. Вместе с тем, ограниченное число показателей не позволяет глубоко и точно исследовать происходящие в обществе социальные и экономические процессы.
- Республика Беларусь относится к группе
стран высокого уровня развития.
- В Республике Беларусь последовательно
проводится социально ориентированная
экономическая политика, главной целью
которой является рост уровня и качества
жизни населения на основе повышения конкурентоспособности
экономики. Но, в настоящее время нашу
республику настиг экономический кризис,
что определенным образом оказывает отрицательное
влияние на уровень жизни населения.
- Финансовый (экономический) кризис 2011
года в Республике
Беларусь — комплекс явлений
в экономике страны, вызванный многолетним
отрицательным сальдо торгового
баланса и издержками элементов
административно-командной системы в
экономике, и обострившийся из-за ажиотажного
спроса на иностранную валюту и повышения
заработной платы перед президентскими
выборами 2010 года Кризис проявляется
в нехватке валюты, падении рентабельности
импорта, росте цен и падении покупательной
способности населения вследствие более
чем 50%-ной девальвации белорусского
рубля Несмотря на проведение
девальвации и введение антикризисного
регулирования экономики, кризисные явления
не исчезли, а инфляция многократно превысила
прогнозные показатели.
- Предотвращение бедности остается важнейшей задачей государственной социальной политики в Республике Беларусь на долгосрочную перспективу. Изучение проблемы повышения уровня жизни человека и его благосостояния в формирующейся рыночной системе связанно с развитием рыночной модели социальной политики. Для решения данной проблемы нужно изучить методологические и теоретические основы всей системы социально-экономических и общественных отношений, которые показывают динамику развития благосостояния человека и всей социальной системы.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Башкатов, Б.И. Социально-экономическая статистика: учебник для вузов / Б.И.Башкатов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. – 703 с.
- Бондарь, Н.Н. Социальная политика в Республике Беларусь: учебное пособие / Н.Н. Бондарь, А.И. Терлиженко. – Минск: БГЭУ, 2005. – 146 с.
- Горелов, Н.А. Политика доходов и качество жизни населения / Н.А. Горелова. – СПб.: Питер, 2003.
- 653 с.
- Мазин, А. Л. Экономика труда: учеб. пособие / А.Л.Мазин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 575 с.
- Макроэкономика: учеб. пособие /А.В.Бондарь [и др.]; под ред. проф. В.А. Воробьева. – Минск: БГЭУ, 2009. – 270 с.
- Макроэкономика: учебное пособие / М.И. Плотницкий [и др.]; под ред. М.И. Плотницкого. – 2-е изд. – М.: Новое знание, 2004. – 461 с.
- Об утверждении Программа социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2011–
2015 годы: Указ Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 г., № 136 //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2011. - № 43. – 1/12462.
- Официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Министерство экономики Республики Беларусь. – М., 2011. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by.
– Дата доступа: 09.10.2011.
- Официальная статистика [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – М., 2011. – Режим доступа http://www.belstat.gov.by. – Дата доступа: 16.10.2011.
- ПРООН по уровню жизни в мире в 2010 г. [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://hdr.undp.org/reports/global/2005/pdf/HDR05_HDI.pdf. - Дата доступа: 15.10.2011.
- Рофе, А. И. Экономика и социология труда: учеб. пособие / А.И.Рофе. – М., 1996. – 400 с.
- Румас, С.Н. Факторы ускорения / С.Н.Румас // Экономика Беларуси. – 2011. - № 1. – с.34-39.
- Самара, Н.А. Экономика труда: практикум / Н.А.Самара. – Минск: БГЭУ,
2009. – 201с.
- Снопков, Н.Г. Фундамент для либерализации / Н.Г.Снопков // Экономика Беларуси. – 2011. - № 1. – с.50-54.
- Статистический ежегодник Республики Беларусь: стат. сборник / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь; под ред. В.И. Зиновский. – Минск, 2011. - 634 с.
- Тозик, А.А. Человеческий капитал – основа конкурентной экономики /А.А.Тозик // Экономика Беларуси. – 2011. - № 1. – с.42-48.