Уровень жизни и его составляющие. Динамика уровня жизни в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 21:07, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение уровня жизни населения как важнейшей социально-экономической категории, характеризующей степень развития любого государства, сравнение показателей уровня жизни в Республике Беларусь за предшествующий период.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. .. 4
1 Понятие «уровень жизни», его сущность и определяющие его факторы…………………………………………………………………………... 5
Определение категории уровень жизни и его сущность.…… .……....….. 5
Факторы, влияющие на уровень жизни населения………………. ....….....9
2 Показатели уровня жизни и методы их расчета.……………………..…....12
2.1 Группы показателей, характеризующих уровень жизни.……………..…..12
2.2 Экономические показатели …………….………… ………………..…...…13
2.3 Обобщающие показатели ………………………………………………..…17
2.4 Индекс развития человеческого потенциала, значение, методика расчёта……………………………………………………………………………20
3. Показатели жизненного уровня Республики Беларусь по данным
2011 года………………………………………………………………………….23
3.1 Экономические показатели……………………………………. . ………..23
3.2 Основные проблемы и перспективы повышения уровня жизни в Республике Беларусь…………………………………………………………….31
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованных источников………………

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 1.49 Мб (Скачать документ)

Реальная  заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в январе-сентябре 2011 г. по сравнению с январем-сентябрем 2010 г. увеличилась на 8,2%, в сентябре 2011 г. по сравнению с августом 2011 г. – уменьшилась на 0,2%.

В бюджетных  организациях номинальная начисленная  среднемесячная заработная плата в январе-сентябре 2011 г. составила 1 461 тыс. рублей, в том числе в сентябре – 2 049,2 тыс. рублей и по сравнению с июлем 2011 г. уменьшилась на 38,1%, или на 565,1 тыс. рублей.

Реальная  заработная плата работников бюджетных  организаций в январе-сентябре 2011 г. по сравнению с январем-сентябрем 2010 г. увеличилась на 19,8%, в сентябре по сравнению с августом 2011 г. − на 21,6%. [9]

В органах  по труду, занятости и социальной защите в сентябре 2011 г. на учете состояло 2 470,5 тыс. пенсионеров, средний размер назначенных им пенсий составил 767,1 тыс. рублей, что в 2,1 раза превышает бюджет прожиточного минимума для пенсионеров. Средний размер пенсий по возрасту составил 795,2 тыс. рублей, по инвалидности – 706,2 тыс. рублей, по случаю потери кормильца – 511,3 тыс. рублей, социальных пенсий – 411,6 тыс. рублей. [9]

Реальный  размер назначенных пенсий (пенсий, рассчитанных с учетом изменения  индекса потребительских цен  на товары и услуги) в сентябре 2011 г. по сравнению с сентябрем 2010 г. уменьшился на 19,5%, по сравнению с августом 2011 г. – на 12%.

Данные, характеризующие основные показатели доходов населения, приведены в таблице 4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4  - Данные, характеризующие  основные показатели доходов населения


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание  – источник: [9]

Динамика  основных показателей реальных доходов  населения отражена в приложении З.

 

3.2 Основные проблемы и перспективы повышения уровня жизни в Республике Беларусь

Прогнозирование уровня жизни и социальная защита населения являются важной функцией государства. Рынок сам по себе не может регулировать эту сферу, поэтому  обязанность регулирования здесь  возлагается на государство.  Непродуманная  политика государства в этой области  может привести к росту социальной напряженности.

 На  данном этапе социально-экономического  развития Республики Беларусь  существуют некоторые проблемы, препятствующие повышению уровня  жизни населения:

  1. ограниченность финансовых средств не позволяет в полной мере проводить реформы в отраслях социальной сферы, вывести их на более качественный уровень;
  2. межотраслевая дифференциация в заработной плате, низкая покупательная способность населения, расслоение населения по уровню материального достатка, зависимость отдельных слоев и групп населения от материальной поддержки государства;
  3. сохраняется скрытая безработица, имеет место значительное профессионально-квалификационное несоответствие между спросом и предложением рабочей силы, наблюдается дифференциация уровня безработицы по регионам республики, остается крайне низкой материальная поддержка безработных;
  4. сохраняется сверхзанятость пожилых людей, женщин с детьми, учащейся молодежи, что связано с невысокой оплатой труда и недостаточный социальным обеспечением населения;
  5. техническая отсталость значительного числа предприятий как легкой, так и пищевой промышленности, что ведет к непрерывному росту издержек производства при невысоком качестве выпускаемой продукции;
  6. высокие цены на жилье как в столице, так и в областных регионах, что затрудняет его приобретение для молодых и нуждающихся в улучшении жилищных условий семей;
  7. сложное финансовое положение транспортных предприятий, отсутствие средств на обновление производственных фондов обусловили критическое состояние их активной части, недостаток средств на реконструкцию и модернизацию автодорог;
  8. возникли предпосылки для неуправляемого распространения платности в медицинском обслуживании, образовании и культурно-досуговой деятельности, что приводит к недоступности услуг для большинства населения, особенно малообеспеченных слоев;
  9. особую тревогу вызывает материальная и образовательная обеспеченность сельских школ, большинство зданий которых было построено в 50-70-х годах и требует реконструкции.

Согласно  «Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011– 2015 годы» утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 года  № 136 основной целью социально-экономического развития Республики Беларусь является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики. [7]

Достижение поставленной цели будет осуществляться через реализацию следующих приоритетных направлений: 

  1. развитие человеческого потенциала, включая повышение уровня благосостояния, рост рождаемости и увеличение продолжительности жизни, укрепление здоровья граждан и повышение качества образования;
  2. радикальная модернизация всех секторов экономики, создание новых наукоемких и высокотехнологичных производств;  
  3. стимулирование предпринимательства и деловой инициативы;  
  4. рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли;  
  5. развитие импортозамещающих производств;  
  6. устойчивое развитие регионов;  
  7. строительство качественного и доступного жилья;  
  8. повышение эффективности агропромышленного комплекса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  1. В основе современного развития стран лежит принцип, согласно которому экономика существует для людей, а не люди для экономики. Состояние экономики напрямую влияет на уровень жизни народа, поэтому экономическое развитие – не самоцель, а средство улучшения жизни народа. В этих условиях возрастает роль и значение прогнозирования уровня жизни населения как важнейшего инструмента государственного регулирования социальных процессов в стране направленных на развитие человеческого потенциала.
  2. Уровень жизни является важнейшим показателем, который характеризуется степенью удовлетворения различных потребностей человека. Данный показатель, отражает материальное, социальное, культурное благополучие населения. Для оценки степени удовлетворённости основных человеческих потребностей используются группы показателей и индикаторов. Основным фактором, обеспечивающим наиболее полное удовлетворение потребностей людей, а, следовательно, повышающим их уровень жизни, выступает развитие производства материальных благ и услуг, рост производительности труда. В экономической теории  выделяют 4 уровня жизни населения: достаток, нормальный уровень, бедность, нищета. Бедность в первую очередь связана с неравномерностью распределения доходов и имущества. На уровень общественного благосостояния влияют все показатели, которые определяют уровень жизни.
  3. Индекс развития человеческого потенциала является общепризнанным универсальным сопоставимым показателем и используется при анализе социально-экономического положения в отдельных странах и в мире в целом. Он является сводным показателем, складывающимся в свою очередь из таких показателей, как ожидаемая продолжительность жизни; размер реального ВВП на душу населения; уровень образования и квалификации рабочей силы. ИРЧП имеет преимущества перед другими показателями межстрановых сравнений (ВВП, уровень дохода и др.), поскольку позволяет дать обобщённую оценку благосостояния общества и его духовного развития. Вместе с тем, ограниченное число показателей не позволяет глубоко и точно исследовать происходящие в обществе социальные и экономические процессы.
  4. Республика Беларусь относится к группе стран высокого уровня развития.
  5. В Республике Беларусь последовательно проводится социально ориентированная экономическая политика, главной целью которой является рост уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики. Но, в настоящее время нашу  республику настиг экономический  кризис, что определенным образом оказывает отрицательное влияние на уровень жизни населения.
  6. Финансовый (экономический) кризис 2011 года в Республике Беларусь — комплекс явлений в экономике страны, вызванный многолетним отрицательным сальдо торгового баланса и издержками элементов административно-командной системы в экономике, и обострившийся из-за ажиотажного спроса на иностранную валюту и повышения заработной платы перед президентскими выборами 2010 года Кризис проявляется в нехватке валюты, падении рентабельности импорта, росте цен и падении покупательной способности населения вследствие более чем 50%-ной девальвации белорусского рубля Несмотря на проведение девальвации и введение антикризисного регулирования экономики, кризисные явления не исчезли, а инфляция многократно превысила прогнозные показатели.
  7. Предотвращение бедности остается важнейшей задачей государственной социальной политики в Республике Беларусь на долгосрочную перспективу. Изучение проблемы повышения уровня жизни человека и его благосостояния в формирующейся рыночной системе  связанно с развитием рыночной модели социальной политики. Для решения данной проблемы нужно изучить методологические и теоретические основы всей системы социально-экономических и общественных отношений, которые показывают динамику развития благосостояния человека и всей социальной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Башкатов,  Б.И. Социально-экономическая статистика: учебник для вузов  / Б.И.Башкатов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. – 703 с.
  2. Бондарь, Н.Н. Социальная политика в Республике Беларусь: учебное пособие / Н.Н. Бондарь, А.И. Терлиженко. – Минск: БГЭУ, 2005. – 146 с.
  3. Горелов, Н.А. Политика доходов и качество жизни населения / Н.А. Горелова. – СПб.: Питер, 2003. - 653 с.
  4. Мазин, А. Л. Экономика труда: учеб. пособие / А.Л.Мазин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 575 с.
  5. Макроэкономика: учеб. пособие /А.В.Бондарь [и др.]; под ред. проф. В.А. Воробьева. – Минск: БГЭУ, 2009. – 270 с.
  6. Макроэкономика: учебное пособие / М.И. Плотницкий [и др.]; под ред. М.И. Плотницкого. – 2-е изд. – М.: Новое знание, 2004. – 461 с.
  7. Об утверждении Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011– 2015 годы: Указ  Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 г., № 136 //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2011. - № 43. – 1/12462.
  8. Официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Министерство экономики Республики Беларусь. – М., 2011. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by. – Дата доступа: 09.10.2011.
  9. Официальная статистика [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – М., 2011. – Режим доступа http://www.belstat.gov.by. – Дата доступа: 16.10.2011.
  10. ПРООН по уровню жизни в мире в 2010 г. [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа:  http://hdr.undp.org/reports/global/2005/pdf/HDR05_HDI.pdf. - Дата доступа: 15.10.2011.
  11. Рофе, А. И. Экономика и социология труда: учеб. пособие / А.И.Рофе. – М., 1996. – 400 с.
  12. Румас, С.Н. Факторы ускорения / С.Н.Румас // Экономика Беларуси. – 2011. - № 1. – с.34-39.
  13. Самара, Н.А. Экономика труда: практикум / Н.А.Самара. – Минск: БГЭУ, 2009. – 201с.
  14. Снопков, Н.Г. Фундамент для либерализации / Н.Г.Снопков // Экономика Беларуси. – 2011. - № 1. – с.50-54.
  15. Статистический ежегодник Республики Беларусь: стат. сборник / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь; под ред. В.И. Зиновский. – Минск, 2011. - 634 с.
  16. Тозик,  А.А. Человеческий капитал – основа конкурентной экономики /А.А.Тозик // Экономика Беларуси. – 2011. - № 1. – с.42-48.

 

 


Информация о работе Уровень жизни и его составляющие. Динамика уровня жизни в Республике Беларусь