Уровень жизни и прожиточный минимум в Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 00:35, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение уровня жизни населения, его показателей, факторов роста и динамики в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
• привести понятия уровня и качества жизни, раскрыть их социально-экономическую сущность;
• рассмотреть основные показатели уровня жизни;
• привести основные факторы роста уровня жизни и определить, каким образом их изменение влияет на уровень жизни;
• рассмотреть динамику основных показателей в Республике Беларусь, а также меры, принимаемые государством для повышения уровня жизни населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………... 2
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ……………………………………………………………………….5
1.1Определение уровня жизни и его составляющие………………………………5
1.2 Факторы роста уровня жизни населения………………………………….. ......9
1.3 Основные индикаторы уровня жизни……………………………………....... 12
ГЛАВА 2.ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ………………………………………………………………………..17
2.1 Оценка уровня качества жизни населения в Республике Беларусь…………17
2.2 Оценка социальной составляющей уровня и качества жизни населения…..20
2.3 Показатели уровня жизни в Республике Беларусь…………………………...24
ГЛАВА3.ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ …………………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 35
ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………………...36
ПРИЛОЖЕНИЕ В………………………………………………………………...37
ПРИЛОЖЕНИЕ С………………………………………………………………...38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………… 39

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 102.79 Кб (Скачать документ)
lign="justify">     Анализ  содержания потребительской корзины, норм потребления, плановых сроков службы промышленных товаров и предметов длительного пользования, показывает, что данный прожиточный минимум, кроме официоза, не имеет никакого социального и экономического содержания и представляет собой чисто умозрительный документ, фиксирующий некую отправную точку отсчёта.

     Стоимость минимальной потребительской корзины, то есть её содержание в денежном выражении  представляет собой минимальный  потребительский бюджет.

     Минимальный потребительский бюджет, или бюджет прожиточного минимума рассчитывается на душу населения и по его основным социально - демографическим группам  в целом по Республики Беларусь.

     Важнейшая задача уровня жизни - выявление закономерностей  изменения благосостояния населения. Для этого проводятся исследования, охватывающие как всю страну, так  и ее регионы, социально-демографические  группы населения и различные  типы домашних хозяйств. Это позволит проследить различия в уровне жизни  в зависимости от экономических, национальных, природно-климатических  и других особенностей, а также  от доходов населения. Результаты исследования могут носить либо общий характер, либо частный, связанные, например, с  оценкой потребления населением конкретных благ и обеспеченности его  различными услугами.

     К задачам изучения уровня жизни относятся  также: комплексное рассмотрение структуры, динамики и темпов изменения его  показателей; дифференциация различных  групп населения по доходам и  потреблению и анализ влияния  различных социально-экономических  факторов на изменение уровня. Большое  значение имеют оценка степени удовлетворения потребностей населения в материальных благах и различных услугах по сравнению с рациональными нормами  их потребления и разработка на этой основе обобщающих показателей уровня жизни. [16]

     Источниками информации для решения поставленных задач выступают: текущий учет и  отчетность предприятий, организаций  и учреждений, обслуживающих население; данные статистики труда, занятости  населения, трудоустройства и оплаты, бюджетов домашних хозяйств, переписей  населения, разного рода социологических и других обследований социальных условий жизни и деятельности людей. 

1.2     Факторы роста  уровня жизни населения 

     Одним из важных направлений, которое способствует росту уровня жизни, является преодоление  бедности. По оценке ряда исследователей, в решении проблемы бедности существует ряд сложностей.

     Всегда  сложно определить критерий бедности, так как ее границы достаточно подвижны и условны. К тому же существующие методики расчета бедности не всегда учитывают реальное положение. Например, часто бедность по доходам дополняется  сохранением высокого имущественного статуса (приусадебный участок, излишки  жилплощади, автотранспорт и т. д.). Такое имущество вполне может  служить источником для получения  дополнительных (скрытых) доходов. [13].

     Уровень бедности непосредственно зависит  от таких обстоятельств, как динамика инфляции и ВВП, уровень безработицы  и состояние государственного бюджета, изменение обменного курса. Это  означает, что одна из причин бедности населения кроется в непродуманной  экономической политике.

     Между уровнем личных доходов и жизненным  циклом индивидуума существует прямая зависимость. Поэтому есть смысл  определять уровень жизни не только текущими доходами, но и массой доходов, получаемых индивидуумом во всем жизненном  цикле (т.е. учитывать ранее сделанные  сбережения, накопление средств для  получения пенсии по старости, возможность  получения кредита для обучения и т. д.).

     Выявление самой бедности еще не означает ее автоматическое преодоление, так как  финансовые возможности общества всегда ограничены. Это обязывает прибегать  к оказанию адресной помощи нуждающимся  семьям. В свою очередь это предполагает использование процедуры специальной  проверки реального состояния доходов  и имущества бедных семей. Однако сбор и систематизация дополнительной информации, раскрывающей реальное положение  дел, сами по себе являются дорогостоящим  мероприятием.

     В категорию бедных, особенно в переходный период, часто попадают и те члены  общества, которые официально имеют  рабочее место. Такая ситуация требует  реформирования национальной системы  регулирования оплаты труда, и наемных  отношений, установления тарифной ставки первого разряда не ниже уровня МТБ.

     Поддержка социально ущемленных слоев населения  должна сочетаться с укреплением  мотивации к труду [5].

     Таким образом, интегральной характеристикой  благосостояния граждан страны являются уровень и качество жизни населения. Уровень жизни - это степень обеспеченности населения необходимыми для жизни  материальными, духовными и социальными  благами. Качество жизни как показатель (категория) благосостояния характеризуется  степенью удовлетворения потребностей, отношениями к соответствующим  нормам, обычая и традициям. Если под  уровнем жизни традиционно понимается комплекс жизненных стандартов преимущественно  материального характера, то качество жизни характеризуется степенью достижения высших ценностей человеческого  бытия, как в личностном, так и  в социальном аспектах. В самом  широком смысле понятие качества жизни населения включает четыре блока характеристик: качество населения, уровень жизни населения, социальная безопасность, качество окружающей среды. Рассматривая уровень и качество жизни, экономисты уделяют особое внимание проблеме бедности. Бедность - состояние  постоянного отсутствия необходимых  ресурсов для обеспечения удовлетворительного образа жизни, приемлемого в данном конкретном случае. Существование проблемы бедности связано с тем, что денежные доходы распределяются между людьми неравномерно, что характерно для всех стран мира. 
 

     1.3 Основные индикаторы уровня жизни

     Для разработки и решения текущих  и стратегических задач политики доходов и заработной платы необходимо иметь информацию о состоянии, динамики и тенденциях уровня жизни, рассчитывать их по регионам и социально-демографическим  группам населения, делать международные  сопоставления.

     В перечень интегральных индикаторов  уровня жизни входят: реальные доходы на душу населения; реальная заработная плата; доходы от вторичной занятости  и от реализации продукции личного  подсобного хозяйства; дивиденды (по акциям и облигациям); проценты по вкладам  населения; пенсии, пособия, стипендии. С их помощью изучаются и прогнозируются уровень, динамика и структура доходов  из различных источников.

     Реальные  доходы населения (Др) определяются путем деления общей суммы денежных доходов (Д) на индекс потребительских цен (I).

     Др=  

     При этом различаются реальные доходы населения  без учета и с учетом услуг. Первая разновидность этих доходов  – часть ВВП, используемая населением для удовлетворения материальным и  культурных потребностей; вторая –  часть ВВП, используемая населением на потребление и накопление материальных благ и услуг.

     Для характеристики роста (снижения) реальных доходов их индексы исчисляются  для всего населения, а также  в разрезе социальных групп и  субъектов РФ. Для обеспечения сопоставимости при исчислении индексов реальных доходов учитывается изменения цен за сравнимый период (индекс потребительских цен).

     Реальная  заработная плата  работников (ЗПр) – составная часть реальных доходов (с учетом услуг). Она определяется путем деления номинальной (начисленной) заработной платы (ЗПн) на индекс потребительских цен на товары и услуги (I):

     

     В политике доходов и заработной платы  важное место занимают также индикаторы, характеризующие их дифференциацию. Последняя позволяет оценить  происходящие социальные изменения, уровень  социальной напряженности в обществе и определить характер политики, которой  следует придерживаться правительству  данной страны.

     Индикаторами  дифференциации доходов и заработной платы являются:

  • распределение населения по уровню среднедушевых доходов – показатель удельного веса или процента населения в тех или иных заданных интервалах среднедушевых денежных доходов;
  • распределение общего объема денежных доходов по различным группам населения – показатель в процентах доли общего объема денежных доходов, которой обладает каждая из 20-процентных (10-процентных) групп населения;
  • децильный коэффициент дифференциации доходов – соотношение среднедушевых денежных доходов, выше и ниже которых находятся десятые доли наиболее и наименее обеспеченного населения;
  • коэффициент дифференциации доходов населения по субъектам РБ – соотношение наибольшего и наименьшего уровней среднедушевых доходов в субъектах РБ;
  • коэффициент дифференциации заработной платы РБ – соотношение наибольшего и наименьшего ее уровней (по отраслям, регионам, профессиям, внутри отраслей и предприятий, и т.д.).

     К числу наиболее распространенных индикаторов  дифференциации доходов относятся  также коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) и кривая Лоренца (см. рис1), позволяющие судить о степени  удаления от состояния равенства  в распределении доходов. Расчет индекса Джини связан с кривой Лоренца.

     Рисунок 1

       

     Прямая  ОА называется линией абсолютного равенства  распределения доходов: она отражает ситуацию, когда 20% людей имеют 20% доходов, 40% людей – 40% доходов, и т.д.; кривая В показывает долевое распределение  доходов по группам семей в  действительности. Усиление неравенства  в распределении доходов выражается изменением конфигурации кривой Лоренца  в сторону увеличения ее вогнутости по отношению к линии абсолютного  равенства.                                                                                                   

     Коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) представляет собой величину отклонения фактического распределения доходов населения  от линии их равномерного распределения. Он определяется отношением площади  фигуры, образованной кривой Лоренца и линией абсолютного равенства, к площади всего треугольника ОАС. Величина коэффициента может варьировать от 0 до 1 или от 0 до 100%, при этом, чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе.

     Для определения общего направления  изменений в распределении доходов  используется коэффициент направленности процесса стратификации населения  – соотношение численности населения  с доходами ниже прожиточного минимума и выше бюджета высокого достатка в расчете на 1 тыс. человек. Динамика коэффициента стратификации характеризует  нарастание или снижение поляризации  общества.

     К частным индикаторам уровня жизни относятся показатели потребления отдельных товаров и услуг (на душу населения, на семью, по социальным группам, регионам), обеспеченности товарами длительного пользования, жильем, коммунально-бытовыми удобствами. Среди них выделяют натуральные и стоимостные индикаторы.

       Натуральные индикаторы непосредственно характеризуют уровень потребления, обеспеченность теми или иными благами. Для представления об уровне удовлетворения конкретной потребности могут использоваться несколько показателей. Например, чтобы охарактеризовать уровень удовлетворения потребностей в продуктах питания, необходимы данные о количестве потребляемых человеком продуктов и их калорийности в сопоставлении с научно обоснованными нормами. При этом потребление основных продуктов питания на душу населения определяется с учетом как произведенных в стране, так и импортированных продуктов, независимо от способа продажи их населению и от вида потребления.

     Уровень удовлетворения потребностей в услугах  школьного образования характеризуется  с помощью данных о доле детей  школьного возраста, посещающих школы, численности учащихся в платных  и бесплатных школах, а также обучающихся  за границей. Кроме того, важно учитывать  техническое состояние и благоустройство  учебных заведений, уровень образования  преподавательского состава.

     Стоимостные индикаторы, отражая затраты на удовлетворение конкретных потребностей и их динамику, группируются по видам потребностей, - например, затраты на питание, на оплату жилья, коммунальных услуг, на одежду, предметы длительного пользования, отдых, удовлетворение культурных потребностей, и т.д.

     Общее потребление материальных благ и  услуг в стоимостном виде включает все расходы на приобретение товаров  и услуг и денежную оценку потребленных благ собственного производства (например, продукции личного подсобного хозяйства). Расчет этого показателя позволяет  рассматривать уровень и структуру  потребления во взаимосвязи с  совокупными доходами населения  и дает достаточно полную характеристику удовлетворения его личных потребностей. [1] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2.ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ  НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СОВРЕМЕННЫХ  УСЛОВИЯХ 

     2.1 Оценка уровня  качества жизни  населения в Республике  Беларусь 

     Численность трудовых ресурсов, по оценке, в 2 квартале 2010 года составила 4497,9 человек, или 56,1% общей численности населения. В составе трудовых ресурсов трудоспособное население в трудоспособном возрасте занимает 93,6%, лица старше и младше трудоспособного возраста, занятые в экономике, -6,4%

     Рост  численности занятых в Республике Беларусь отмечен с 2006 г. (за 2006-2007 гг. численность занятых увеличилась  на 86,5 тыс. чел.). Прогнозируется дальнейшее увеличение численности занятых  в экономике до 4740-4775 тыс. человек к 2012 году (по сравнению с 2006 г. примерно на 400 тыс. человек) и рост уровня занятости до 77,5-77,6% (отношение численности занятых в экономике к трудовым ресурсам) [17].

     Структура денежных доходов населения Беларуси, согласно Балансу расходов и доходов  населения, включает: оплату труда всех работающих, социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии и др.), доходы от собственности (проценты по вкладам, ценным бумагам, дивиденды), доходы от предпринимательской деятельности и др. В приложении А отображена структура денежных доходов и расходов населения в Республики Беларусь.

Информация о работе Уровень жизни и прожиточный минимум в Беларуси