Уровень Жизни населения: сравнительный анализ США, России и Западной Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 15:44, курсовая работа

Описание

В цивилизованных странах главная задача государства - это обеспечение достойного уровня и качества жизни населения. В современных преобразованиях рыночной экономики проблема повышения уровня и качества жизни становится очень важной.

Содержание

Введение.
1. Уровень и качество жизни: сущность, основные понятия и критерии
1.1. Показатели качества и уровня жизни
1.2 . Критерии качества жизни
1.3.Система показателей уровня жизни населения
2. Основные показатели уровня жизни населения стран.
2.1. Сравнительный анализ уровней жизни в России, США, Западной Европы
2.2. Основные направления повышения уровня жизни населения в странах.
.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Митрохина Анна.docx

— 248.74 Кб (Скачать документ)

 

 

 

                    

 

 

 

2. Образование и культура

Во всех передовых государствах развитие образования является важнейшей  задачей социальной политики страны. А что же в России? К сожалению, до 2005 года подобного внимания к  этой сфере не было: ни в отношении  разработки каких-либо программ модернизации системы образования, ни в отношении  решения проблемы обеспечения кадрами. А ведь именно образованные, а, следовательно, обеспеченные люди по статистике гораздо  менее склонны к совершению преступления (хотя, конечно, при этом также важно  решить проблему трудоустройства). Более  того, страна не может активно развиваться  с безграмотным населением. Здесь  всё дело в очень быстро меняющихся, совершенствующихся технологиях производства. Чтобы идти в ногу со временем, нужно  быстро учиться, повышать свою квалификацию, что невозможно с отсутствием  качественного образования в  стране. И, наконец, любое государство  стремится утвердить в обществе определённые приоритеты и ценности, что также сделать куда проще  с грамотным населением. Решение  всех данных проблем на самом высоком  уровне даёт стране объективные преимущества для дальнейшего роста экономики.

К настоящему времени сложились  объективные причины реформирования системы нашего образования. По оценке ректора МГУ В. Садовничего, за 1992-2004 гг. наша наука сократилась примерно вдвое: из неё ушли около миллиона научных сотрудников, многие из которых  успешно теперь работают на благо  уже не нашей страны. Подобная ситуация и в высшей школе. Хоть в Росси  и было открыто 3200 государственных  и негосударственных ВУЗов, но преподавателей больше не стало. В свою очередь эти  проблемы тесно связаны с проблемами средней школы. Не секрет, что сейчас ученики, чтобы поступить в интересующий их ВУЗ, должны заниматься репетиторством или на различных курсах, так как  школа не обеспечивает необходимого уровня знаний. Падает качество учебников, молодые перспективные преподаватели  покидают школу из-за низкой заработной платы, материально-техническая база оставляет желать лучшего.

Несмотря на это, среди  специалистов существует две крайние  позиции: одни считают, что наше образование  – лучшее в мире, другие – что  безнадёжно отставшее. Но истина, как обычно ей свойственно, находится где-то посредине. Наше высшее образование по-прежнему востребовано, в том числе и за рубежом. Но стоит ли бояться его модернизации? Ведь поиск новых, более эффективных методов работы необходим не потому, что старые плохи, а потому, что могут существовать и другие, более совершенные. Таким образом, можно согласиться, что наша система образования нуждается в модернизации, только вот вопрос – в какой.

США-  богатейшая страна, по многим показателям устойчиво занимающая первые места в мире.   Страна лидирует по количеству полученных ее гражданами Нобелевских премий. Богатство, сила, здоровье — вот те качества, которыми гордится Америка и которыми стремятся обладать американцы.   

 Однако мнение, что США самая развитая страна  в области технологий - это миф.  К примеру  большинство работников, занятых именно в высокотехнологи-ческих секторах американской экономики, - не американцы. Это прежде всего выходцы из Советского Союза, Индии и Китая. Более того на самых ведущих факультетах американских университетов, на которых готовят программистов, математиков, физиков,  абсолютное большинство составляют выходцы из других стран мира. То есть, на самом деле технологическую составляющую, то что сегодня есть в США, осуществляют выходцы из других стран.

 

Следует заметить, что США практически вошли в отрицательную фазу своего развития. Они не способны  сами устранить технологические проблемы. Можно говорить, что США  уже не в состоянии готовить высококлассных специалистов, которые были бы способны поддерживать тот технологический уровень, который достигли США в 60-70 годах прошлого века.

Западная Европа традиционно считается колыбелью  высшего образования, зародившегося  ещё в античные времена.

 

 

 

3. Условия труда, обеспеченность работой, уровень безработицы.

Общая численность безработных  в России, рассчитываемая по методологии  Международной организации труда, в сентябре 2010 года выросла на 4.2% по сравнению с августом и составила 4.481 млн. человек. Это 6% всего экономически активного населения страны. В  то же время число официально зарегистрированных безработных в сентябре 2010 года на 2.8% сократилось по сравнению с  предыдущим месяцем и составило 1.414 млн. человек. По сравнению с концом сентября 2009 года общая численность  безработных в России сократилось  на 9.2%, а официально зарегистрированных – на 14.6%. Численность экономически активного населения в России по состоянию на конец сентября 2007 года оценивалось Росстатом в 75 млн. человек – примерно 52% от общей  численности населения страны. 54.2% всех занятых в августе 2007 года работали на крупных и средних предприятиях.

По мнению экспертов Центра экономических исследований «РИА-Аналитика» РИА Новости, текущий уровень безработицы в определенной степени может являться поводом для оптимизма, даже при сравнении с развитыми экономиками. Это один из немногих социально важных параметров, ситуация с которым у нас совсем не так плоха как может показаться на первый взгляд.

В численности экономически активного  населения 76,0  млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,6 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю). (рис. 3)

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3

 

 

Наиболее тревожным аспектом экономики  США в настоящий момент является неспособность создавать рабочие  места. В ноябре 2010 года уровень безработицы  в стране составлял 9,8%, что гораздо  выше среднего уровня в 5%, который наблюдался накануне финансового кризиса. Более  того, многие американцы постепенно перестают  надеяться найти работу. Если бы рабочая сила в стране продолжила расти докризисными темпами, то сейчас уровень безработицы был бы 12%.

В долгосрочной перспективе безработица  представляет серьезную проблему. Более  половины официально зарегистрированных безработных не могут трудоустроиться  более чем шесть месяцев. Снижение активности в строительном и производственном секторах привело к возникновению  значительного числа рабочих, чьи  профессиональные навыки не требуются. В то же время проблемы на рынке  жилья уменьшили мобильность  населения — многие люди не могут  продать свои дома и переехать  в те районы, где ситуация с трудоустройством лучше.

Все эти факторы привели к  росту структурной безработицы  примерно на 1,5%, согласно расчетам МВФ. Перспективы быстрого улучшения  ситуации с занятостью не очень хорошие. Экономике требуется создавать  около 150 тыс. рабочих мест ежемесячно только для того, чтобы соответствовать  увеличению числа трудоспособного населения. В минувшем октябре этот показатель едва не был достигнут, но в ноябре было создано лишь 39 тыс. рабочих мест.

 

Уровень безработицы в Западной Европе составил в мае 2004 года 9,0%. Необходимо напомнить, что в мае 2003 года уровень безработицы составил 8,9%,

При этом уровень мужской безработицы  вырос за период с мая 2003 года по май 2004 года в еврозоне с 7,9% до 8,0%%. Уровень женской безработицы в мае не изменился и остался прежним – 10,2% и 10,0% соответственно. Уровень безработицы среди молодежи до 25 лет составил в мае 2004 года 17,4%. По данным Евростата, общее количество безработных составило в мае 2004 года в 12,7 млн. человек.

 Высокая зарплата в странах  влечет большие расходы для работодателей. Как следствие - проблема занятости в частном секторе, высокая безработица в отдельных регионах, «уходящие» отрасли промышленности. К числу слабоконкурентных отраслей, таких как угледобывающая и сталелитейная промышленность, добавилось обширное и малорентабельное сельское хозяйство новых стран Европейского союза.

В настоящее время аналитиками много говорится о том, что для борьбы с безработицей Европе надо ускорить темпы роста экономики. Долгое время европейская экономика страдает от высокого уровня безработицы, недостатка инвестиций в научные исследования, монополии на рынках топлива, телекоммуникаций и от других проблем. Кроме того, по сравнению с США, Западная Европа отстала в таких областях, как способность к исследованиям, использование патентов и Интернета, коммерция и инвестиции. В прошлом году при замедлении темпов роста в экономике стран Западной Европы произошел значительный спад, особенно это коснулось Германии, экономика которой во втором полугодии оказалась на грани депрессии, что значительно ослабило позиции Западной Европы в мировой экономике.

Таким образом, проведя сравнительный анализ России, США и Западной Европы по нескольким основным показателям, мы можем заметить, что уровень жизни населения России постепенно растет. Уровень безработицы в определенной степени может являться поводом для оптимизма, даже при сравнении с развитыми экономиками, хоть и с небольшой скоростью, в отличие от США и Западной Европы, где наблюдаются более серьезные проблемы с рождаемостью и безработицей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Основные направления  повышения уровня жизни населения  в странах.

Повышение благосостояния населения  – важнейшая задача социальной политики. В Российской Федерации требуется  быстрее восстановить доходы и максимально  стимулировать платежеспособный спрос  населения. Задачи эти очень сложные.

Актуальная проблема народного  благосостояния – противоречие между  возрастающими потребностями населения, формирующимися на базе высоких технологических  достижений в ряде отраслей народного  хозяйства (приборостроение, электроника  и др.), и реальными возможностями  их удовлетворения, ограниченными низким уровнем развития производительных сил в потребительском секторе.

Для улучшения жизни населения требуется выработка государственной Программы повышения уровня и качества жизни.

В Программе повышения  уровня и качества жизни необходимо предусмотреть решение нескольких ключевых проблем, а именно:

1. Сделать минимальный  размер заработной платы равным  прожиточному минимуму.

2. Необходимо повысить  покупательную способность оплаты  труда. 

3. Повысить размер социальных  трансфертов населению для увеличения  доходов.

4. Усовершенствовать методику  расчёта прожиточного минимума.

5. Повысить среднюю заработную  плату работникам бюджетной сферы  до среднеобластного уровня.

Цель повышения уровня жизни граждан реализуется с  помощью национальных проектов, из которых в настоящее время  выделено 4 приоритетных: современное  здравоохранение, доступное и комфортное жилье, качественное образование и  развитие агропромышленного комплекса. Почему именно на эти сферы определены как приоритетные? Потому что именно эти сферы затрагивают каждого  человека, определяют качество жизни  и формируют «человеческий капитал» – образованную и здоровую нацию. От состояния этих сфер зависит социальное самочувствие общества, демографическое  благополучие страны. Именно в этих сферах граждане в наибольшей мере обоснованно ожидают более активной роли государства, реальных перемен  к лучшему.

   Также следовало бы отметить, что качество собственной жизни может повысить каждый, с помощью таких внеэкономических операций, как использование собственного труда в домашнем хозяйстве (поддержание чистоты и порядка, ведение приусадебного хозяйства), творчество (рукоделие, дизайн интерьера своими силами). Неотъемлемой частью повышения качества жизни является самосовершенствование (существует достаточно много путей саморазвития без помощи денег). На муниципальном уровне это проведение т.н. субботников, оформление клумб, посадка деревьев.

 

 

 

 

 

                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной курсовой была сделана попытка глубокого анализа важной социальной категории «уровень жизни населения». Здесь были рассмотрены задачи изучения уровня жизни населения в России, США и Западной Европе.

Подведем итоги

Уровень жизни населения - степень обеспеченности населения  необходимыми для жизни материальными, духовными и социальными благами, совокупность условий жизнедеятельности  людей. Все большая часть жителей  развитых стран осознает негативные последствия развития экономики, постепенно растет понимание того, что уровень  и качество жизни населения не может определяться только количеством  потребленных благ. Особое внимание на сегодняшний день уделяется характеристикам  здравоохранения, образования, безопасности, социальных отношений и природной  среды.

Важнейшая задача уровня жизни  – выявление закономерностей  изменения благосостояния населения. Для этого проводятся исследования, охватывающие как всю страну, так  и ее регионы, социально-демографические  группы населения и различные  типы домашних хозяйств. Это позволит проследить различия в уровне жизни  в зависимости от экономических, национальных, природно-климатических  и других особенностей, а также  от доходов населения. Результаты исследования могут носить либо общий характер, либо частный, связанные, например, с  оценкой потребления населением конкретных благ и обеспеченности его  различными услугами. Повышение уровня жизни – это не только результат  экономического роста, но и его условие.

Информация о работе Уровень Жизни населения: сравнительный анализ США, России и Западной Европы