Уровень Жизни населения: сравнительный анализ США, России и Западной Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 15:44, курсовая работа

Описание

В цивилизованных странах главная задача государства - это обеспечение достойного уровня и качества жизни населения. В современных преобразованиях рыночной экономики проблема повышения уровня и качества жизни становится очень важной.

Содержание

Введение.
1. Уровень и качество жизни: сущность, основные понятия и критерии
1.1. Показатели качества и уровня жизни
1.2 . Критерии качества жизни
1.3.Система показателей уровня жизни населения
2. Основные показатели уровня жизни населения стран.
2.1. Сравнительный анализ уровней жизни в России, США, Западной Европы
2.2. Основные направления повышения уровня жизни населения в странах.
.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Митрохина Анна.docx

— 248.74 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ  ОТНОШЕНИЙ

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине "Экономическая  теория"

на тему : "Уровень Жизни населения: сравнительный анализ США, России и Западной Европы"

 

Направление 080120 "Мировая экономика"

Дневное отделение

Руководитель курсовой работы                                                                     

преподаватель                                                                                И.В. Зенина

Курсовую работу выполнила 

студентка 2 курса, 4 группы                                                         А.В. Митрохина

 

 

 

 

                                               Воронеж - 2011

 

 

Содержание

Введение.

1. Уровень и качество  жизни: сущность, основные понятия  и критерии

1.1.  Показатели качества и  уровня жизни

1.2 . Критерии качества жизни

1.3.Система показателей  уровня  жизни населения

2. Основные показатели  уровня жизни населения стран.

     2.1. Сравнительный анализ уровней жизни в России, США, Западной Европы

     2.2. Основные направления повышения уровня жизни населения в странах.

.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

    Уровень жизни занимает центральное место в социально-экономической жизни общества.

    В цивилизованных странах главная задача государства - это обеспечение достойного уровня и качества жизни населения. В современных преобразованиях рыночной экономики проблема повышения уровня и качества жизни становится очень важной. Именно с социальной функцией политики государства общество связывает всевозрастающие ожидания относительно повышения качества и уровня жизни. От решения данной проблемы во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране, и в конечном счете политическая, а следовательно и экономическая стабильность в обществе. В связи с этим необходимо четко представлять сущность данного понятия, его роли в жизни государства.

 В последние годы  тема стала особенно актуальна,  так как вследствие мирового  экономического кризиса показатели  уровня жизни значительно снизились. Кризис заставил по-новому взглянуть на индикаторы и показатели. Очень важно знать от каких показателей зависит качество и уровень жизни, поэтому необходимость теоретического исследования взаимосвязи уровня экономического развития стран и составляющих качества жизни населения предопределяют актуальность нашего исследования и его практической значимости. Целью данной работы является более подробно рассмотреть основные показатели уровня жизни в России, Западной Европы и США и методы оценки качества.

Основными задачами и направлениями  статистического изучения уровня жизни  являются следующие:

1) общая социально-экономического  благосостояния населения;

2) оценка степени социально-экономической  дифференциации общества, степени  различий по уровню благосостояния  между отдельными социальными,  демографическими и иными группами  населения;

3) анализ характера и  степени влияния различных социально-экономических  факторов на уровень жизни,  изучение их состава и динамики;

4) выделение и характеристика  малообеспеченных слоев населения,  нуждающихся в социально-экономической  поддержке.

Предмет исследования является совокупность экономических отношений, обусловливающих уровень жизни населения.

Объект исследования - уровень жизни  населения и влияющие на него условия  как определенный срез социально-экономических  отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Уровень и  качество жизни: сущность, основные  понятия и критерии

 1.1 Понятие качества и уровня жизни

Определение уровня жизни можно рассматривать как в узком, так и широком смысле.

Понятия "уровень жизни" и "качество жизни" являются предметом  изучения многих дисциплин. В современной  научной литературе эти понятия  трактуются по-разному в зависимости  от целей и задач исследования.

Подход с точки зрения производства рассматривает уровень  жизни в зависимости от уровня развития производительных сил, структуры  и эффективности общественного  производства. Так, Н.И. Бузляков отмечает: "… в экономической литературе наиболее распространено представление  об уровне жизни как о количестве потребляемых материальных, культурно-бытовых  и социальных благ и степени удовлетворения потребностей в них на достигнутой  стадии развития производительных сил"

Несколько иной подход к  пониманию уровня жизни населения  определяет И.И. Елисеева: "Под уровнем  жизни понимаются обеспеченность населения  необходимыми материальными благами  и услугами, достигнутый уровень  их потребления и степень удовлетворения разумных потребностей", "денежная же оценка благ и услуг представляет собой стоимость жизни"

Директор Всероссийского центра уровня жизни В. Бобков рассматривает  уровень жизни с точки зрения потребления: "В современной интерпретации  понятием "уровень жизни" характеризуются  доходы, людей не как таковые, а  выраженное в денежной и условно  денежной форме потребление ими  разнообразных потребительских комплектов"

В узком понимании - через  характеристику уровня потребления  населения и степени удовлетворения потребностей (изменение доходов, расходов и потребления населением благ и  услуг). Потребность можно определить как непосредственное выражение  необходимости, которая требует  своего удовлетворения, благодаря чему выступает исходной причиной деятельности. Одной из фундаментальных особенностей развития потребностей является их кумулятивный характер роста, а именно: появление новых потребностей не приводит к исчезновению старых. Привычки, вкусы, наклонности и предпочтения человека влияют на формирование различных потребностей. Это влияние носит субъективный характер. Но на формирование потребностей оказывают влияние не только субъективные факторы. В качестве объективного "раздражителя" потребностей выступают различные внешние рычаги, которые могут быть экономическими, социально-психологическими или организационными. В совокупности они составляют объективные факторы формирования потребностей

Классификация потребностей отличается огромным разнообразием. Многие экономисты предпринимали попытки "разложить по полочкам" все  многообразие потребностей людей. Так, выдающийся экономист А. Маршалл  отмечает, что потребности можно  подразделять на абсолютные и относительные, высшие и низшие, неотложные и могущие  быть отложенными, прямые и косвенные, настоящие и будущие и другие. В учебной экономической литературе часто используется деление потребностей на первичные (материальные) и вторичные (духовные)

При изучении уровня жизни  в узком смысле в большинстве  случаев речь идет о материальных и важнейших духовных потребностях.

К материальным, как правило, относят потребности в питании, одежде, жилье, предметах быта, транспорте, здоровье и других. К духовным в  свою очередь относят потребности  в образовании, культурном развитии. Важно подчеркнуть, что практически  все потребности имеют материальную основу, то есть требуют материальных затрат, а источником их покрытия является доход. Именно поэтому доход применительно  к уровню жизни следует трактовать как потребность и как источник удовлетворения потребностей. Следует  заметить тот факт, что выделенная совокупность потребностей может изменяться в соответствии с уровнем социально-экономического развития общества и природными условиями  существования человека - одни потребности  исключаются из ряда необходимых, другие, напротив, добавляются к их числу. Потребности человека не остаются неизменными; они развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации и это  касается,  прежде всего, духовных потребностей.

Таким образом, в узком  смысле слова уровень жизни выражается в количестве и в качестве потребляемых человеком благ и услуг, или, иначе - как отношение уровня доходов  населения к стоимости жизни.

В широком понимании уровень  жизни представляется через характеристику уровня человеческого развития (состояние  здоровья и возможности населения  для удовлетворения потребностей) и  условий жизнедеятельности населения (состояние среды обитания и безопасности населения). Другими словами, уровень  жизни в данном аспекте рассматривается  как совокупность реальных социально-экономических  условий жизнедеятельности, направленных на удовлетворение материальных и духовных потребностей населения.

Уровень жизни существует и используется вместе с целым  семейством синонимичных и близких  по значению терминов: народное благосостояние, качество жизни и другие.

Качество жизни определяется как субъективная оценка степени  удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Российские ученые активно обратились к исследованию проблем качества жизни, прежде всего  в связи с обострением системного кризиса и углублением социально-экономических  противоречий в обществе, что выражается, главным образом, в снижении реальных доходов населения, углублении имущественной  дифференциации, росте заболеваемости населения и постепенном сокращении продолжительности его жизни 

Качество жизни, следовательно, следует рассматривать как совокупность определенных характеристик жизненно важных для человека сторон, процессов  и явлений, отражающих его современное  существование, как в аспекте  трудовой деятельности, так и в  аспекте жизнедеятельности вообще.

Современный экономический  словарь определяет термин "качество жизни" как социально-экономическую  категорию, представляющую обобщение  понятия "уровень жизни" и включающей в себя "не только уровень потребления  материальных благ и услуг, но и удовлетворение духовных потребностей, здоровье, продолжительность  жизни, условия среды, окружающей человека, душевный комфорт". На наш взгляд, проблема исследования состоит не в  том, чтобы к понятию "уровень жизни" добавить понятие "качество жизни", а в том, чтобы при анализе и оценке уровня жизни отразить качество жизни, для чего необходима соответствующая систематика потребностей людей и надлежащая оценка уровня их развития и степени удовлетворения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Критерии качества жизни

Исследование  качества жизни населения предполагает дополнение критериальных оценок системой научного  обоснования и планомерного, организованного наблюдения. Сбора  и анализа данных.

Разно плановость понятия «качество» жизни  обусловлена  многообразием показателей. Последние  могут характеризовать отдельный  элемент качества жизни или всю  совокупность. Соответствующие показатели включают:

  1. Здоровье
  • Возможность вести здоровый образ жизни на всех ступенях жизненного цикла;
  • Влияние нарушения здоровья на отдельных лиц;
  1. Индивидуальное развитие путём обучения
  • Усвоение детьми основных знаний и навыков, а так же ценностей, необходимых для их индивидуального развития и успешной деятельности как члена общества;
  • Возможность продолжения самообразования и умение использовать эти умения;

- Использование и развитие индивидуумами своих знаний, навыков и мобильности, требующихся для реализации их экономического потенциала и при желании дающих возможность для их интеграции с экономическим процессом;

    • Сохранение и развитие культурного развития индивидуумом для того, чтобы внести свой вклад в благополучие членов различных социальных групп;

3)   Занятость и качество трудовой жизни

  • Наличие выгодной работы для тех,  кто стремится её получить;
  • Характер трудовой деятельности;
  • Удовлетворенность индивидуума своей трудовой жизнь

4)  Время и досуг

  • Возможность выбора своего времяпрепровождения

5)  Возможность приобретения товаров и пользования услугами

  • Личная возможность приобретения товаров и пользования услугами;
  • Количество людей, испытывающих материальные лишения;
  • Степень равенства в распределении товаров и услуг;
  • Качество, возможности выбора и доступность товаров и услуг, производимых в частном и общественных секторах;
  • Защита индивидуумов и их семей при возникновении экономических трудностей;

Информация о работе Уровень Жизни населения: сравнительный анализ США, России и Западной Европы