Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 13:34, реферат
Уровень жизни населения как социально-экономическая категория представляет собой уровень и степень удовлетворения потребностей людей в материальных благах, бытовых и культурных услугах.
Основные задачи и направления статистического изучения уровня жизни следующие:
общая и всесторонняя характеристика социально-экономического благосостояния населения;
оценка степени социально-экономической дифференциации общества, степени различий по уровню благосостояния между отдельными социальными, демографическими и иными группами населения;
анализ характера степени влияния различных социально-экономических факторов на уровень жизни, изучение их состава и динамики;
выделение и характеристика малообеспеченных слоев населения, нуждающихся в социально-экономической поддержке.
Расходная часть Баланса состоит из трансфертов, выплаченных населением, расходов на приобретение товаров и услуг и прироста сбережений населения во вкладах и ценных бумагах.
Анализ исполнения бюджета Юкаменского района за 2005-2009 годы12 (Приложение № 2)
Доходы
В 2005 году в консолидированный бюджет района поступило доходов в сумме 113200 тыс.руб., в том числе налоговые доходы 9262 тыс.руб., неналоговые -1231 тыс.руб., безвозмездные поступления - 102707 тыс.руб. В налоговых поступлениях наибольший удельный вес составляют налог на доходы физических лиц - 4029 тыс.руб.(43%) и земельный налог - 3576 тыс.руб.(39%) , единый налог на вмененный доход - 758 тыс.руб.(8%).
В 2006 году в консолидированный бюджет района поступило доходов в сумме 123543 тыс.руб., в том числе налоговые доходы 8694 тыс.руб., неналоговые - 1854 тыс.руб., безвозмездные поступления - 112995 тыс.руб. В структуре налоговых доходов наибольший удельный вес составляют налог на доходы физических лиц - 5044 тыс .руб.(58%), единый налог на вмененный доход-1213 тыс.руб.(14%).
В 2007 году в консолидированный бюджет района поступило доходов в сумме 141495 тыс.руб., в том числе налоговые доходы 12679 тыс.руб., неналоговые - 1152 тыс.руб., безвозмездные поступления - 127664 тыс.руб. В структуре налоговых доходов наибольший удельный вес составляют налог на доходы физических лиц-9744 тыс .руб.(77 %), единый налог на вмененный доход - 1294 тыс.руб.(10%).
В 2008 году в консолидированный бюджет района поступило доходов в сумме 196232 тыс.руб., в том числе налоговые доходы 15249 тыс.руб., неналоговые - 2603 тыс.руб., безвозмездные поступления - 178380 тыс.руб. В структуре налоговых доходов наибольший удельный вес составляют налог на доходы физических лиц-12206 тыс .руб.(80 %), единый налог на вмененный доход - 1349 тыс.руб.(9%).
В 2009 году в консолидированный бюджет района ожидается поступление доходов в сумме 180989 тыс.руб., в том числе налоговые доходы 15613 тыс.руб., неналоговые - 2549 тыс.руб., безвозмездные поступления - 162827 тыс.руб. В структуре налоговых доходов наибольший удельный вес составляют налог на доходы физических лиц - 12160 тыс .руб. (78%), единый налог на вмененный доход - 1349 тыс.руб.(9%). План поступлений доходов в бюджет района на 2009 год - 183007 тыс.руб., в том числе налоговые и неналоговые доходы - 19850 тыс.руб., безвозмездные поступления - 163157 тыс.руб. Ожидаемое поступление налоговых и неналоговых доходов к плану составит 91%, в том числе ожидаемое исполнение поступлений налога на доходы физических лиц (12160тыс.руб.) к плану (14284 тыс.руб.) - 85%, единого налога на вмененный доход (ожидаемое исполнение - 1390 тыс.руб., план 1430тыс.руб) - 97%, налога на имущество(ожидаемое исполнение - 770 тыс.руб., план - 272тыс.руб) - 353%, земельного налога (ожидаемое исполнение - 631 тыс.руб., план - 925тыс.руб.) - 68 %, неналоговых доходов(ожидаемое исполнение 2549 тыс.руб., план - 2423тыс.руб.) - 105%.
Расходы
В 2005 году расходы исполнены в сумме 112794 тыс.руб., в том числе текущие расходы составили 110978 тыс.руб. или 98% к общим расходам, капитальные расходы – 1816 тыс.руб. или 2 %. Удельный вес расходов на местное самоуправление составил 11% к текущим расходам, на финансирование социально-культурной сферы - 84%. Профицит бюджета составил 406 тыс.руб.
В 2006 году расходы исполнены в сумме 125076 тыс.руб., или 111 % к 2005 году, в том числе текущие расходы составили 115084 тыс.руб. или 92% к общим расходам, капитальные расходы – 9992 тыс.руб. или 8 %. Удельный вес расходов на местное самоуправление составил 12% к текущим расходам, на финансирование социально-культурной сферы 79%. Дефицит бюджета составил 1533 тыс.руб. Получен бюджетный кредит на оптимизацию бюджетных расходов учреждений социальной сферы в сумме 4050 тыс.руб.
В 2007 году расходы исполнены в сумме 136349 тыс.руб., или 109 % к 2006 году, в том числе текущие расходы составили 133286 тыс.руб. или 98% к общим расходам, капитальные расходы – 3063 тыс.руб. или 2 %. Удельный вес расходов на местное самоуправление составил 13% к текущим расходам, на финансирование социально-культурной сферы 73%. Профицит бюджета составил 5146 тыс.руб.
В 2008 году расходы исполнены в сумме 189921 тыс.руб., или 139 % к 2007 году, в том числе текущие расходы составили 182542 тыс.руб. или 96% к общим расходам, капитальные расходы – 7379 тыс.руб. или 4 %. Удельный вес расходов на местное самоуправление составил 12% к текущим расходам, на финансирование социально-культурной сферы 65%. Профицит бюджета составил 6311 тыс.руб.
В 2009 году ожидаемые расходы составят 193195 тыс.руб., или 102 % к 2008 году, в том числе текущие расходы составят 171710 тыс.руб. или 89% к общим расходам, капитальные расходы – 21485 тыс.руб. или 11 %. Удельный вес расходов на местное самоуправление составит 14% к текущим расходам, на финансирование социально-культурной сферы 78%. На покрытие временных кассовых разрывов получен бюджетный кредит в сумме 12000 тыс.руб. Дефицит бюджета планируется на уровне 12206 тыс.руб. Для покрытия дефицита бюджета необходимо решение вопроса о переносе срока погашения кредита до 31.12.2010 года.
Расчет расходов на 2010 год произведен без индексации на уровне расходов утвержденного бюджета на 2009 год.
Начиная с 2011года, отчисления во внебюджетные фонды установлены в размере 34,2% к первой статье, коммунальные услуги проиндексированы на 10%.
Вывод: По состоянию на 2009 год бюджет Юкаменского района является дефицитным. Это непосредственно связано уменьшением поступлений в местный бюджет, а также с увеличением расходов для реализации социально значимых программ развития региона.
Покупательная способность денежных доходов населения - количество товаров (каждого отдельно), которое можно было бы приобрести на сумму среднедушевого располагаемого денежного дохода обследуемых домашних хозяйств по средним ценам покупки.
В
настоящее время действует
По
отношению ко 2 кварталу 2009 года величина
прожиточного минимума в среднем
на душу населения выросла на 8,4%,
по отношению к предыдущему
Таблица № 4
Покупательная
способность среднедушевых
1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | |
Говядина | 49,3 | 56,9 | 49,2 | 42,8 | 35,1 | 40,6 | 38,6 | 44,7 | 58,0 | 62,3 |
Свинина | 40,8 | 48,0 | 52,1 | 45,4 | 41,0 | 47,2 | 42,7 | 49,1 | 64,7 | 56,1 |
Молоко цельное, л | 238,3 | 258,8 | 314,2 | 305,4 | 271,4 | 313 | 334 | 394 | 464 | 492 |
Творог | 70,7 | 76,2 | 80,5 | 76,7 | 67,2 | 77,3 | 77,4 | 88,8 | 106 | 110 |
Яйца | 1328 | 1401 | 1614 | 1532 | 1371 | 1700 | 1845 | 2271 | 2790 | 2820 |
Рыба свежая | 73,3 | 78,9 | 88,3 | 78,2 | 160,7 | 76,2 | 79,2 | 86,4 | 103 | 122 |
Сахар-песок | 139,5 | 194,8 | 224,8 | 177,2 | 160,7 | 190 | 197 | 239 | 263 | 323 |
Масло растительное | 63,2 | 83,6 | 107,7 | 77,4 | 61,6 | 96,6 | 118 | 110 | 140 | 166 |
Картофель | 299,3 | 379,0 | 481,7 | 434,2 | 294,7 | 399 | 500 | 469 | 506 | 770 |
Морковь | 204,4 | 245,5 | 280,0 | 286,5 | 187,2 | 295 | 338 | 311 | 361 | 526 |
Яблоки | 99,1 | 109,2 | 129,3 | 118,1 | 72,7 | 98,6 | 120 | 131 | 157 | 188 |
Цитрусовые | 88,2 | 94,5 | 115,8 | 98,2 | 68,9 | 96,7 | 100 | 126 | 150 | 175 |
Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки | 205,0 | 175,5 | 199,8 | 208,9 | 221,1 | 229 | 267 | 326 | 371 | 348 |
Мука пшеничная | 267,5 | 240,4 | 286,4 | 307,1 | 266,2 | 284 | 359 | 480 | 564 | 480 |
Рис | 156,1 | 153,4 | 190,9 | 153,9 | 103,1 | 159 | 230 | 262 | 325 | 336, |
Крупа | 220,5 | 188,0 | 232,7 | 225,7 | 206,6 | 225 | 326 | 418 | 398 | 432 |
Уровень жизни населения, являющийся одной из сложнейших социально-экономических категорий, во многом определяется уровнем денежных доходов населения. Для его оценки особое значение имеют показатели степени удовлетворения платёжеспособного спроса населения в условиях инфляции, т.е. сбалансированность динамики доходов населения и цен потребительского рынка товаров и услуг.
2.3.
Тенденция изменения
Доходы населения относятся к числу основных показателей, характеризующих развитие экономики района. Текущий уровень жизни основывается на анализе получаемых населением доходов, их покупательской способности, как эквивалента стоимости жизни15. Самым высоким источником денежных доходов у подавляющего большинства трудоспособного населения является заработная плата.
Фонд заработной платы по крупным и средним предприятиям Юкаменского района вырос с 2005 г. почти в 1,5 раза и составил в 2008 г. 173,6 млн. руб.
Среднемесячная заработная плата на 01.09.2009 г. на 1 работающего по крупным и средним предприятиям с начала года в сравнении с прошлым годом возросла на 29% и составила 6986,5 рублей против 5320,5 рублей в 2008 году. Средний процент роста с 2005 -2009 г.г. составляет 29%. В 2008 г. заработная плата в сравнении с 2005 г. выросла в 2 раза. Самая низкая заработная в отрасли сельского хозяйства, в 2005 г. она составляла 1348,0 руб., в 2006 г. - 1631,0 руб. в 2007 г. - 1956,0 руб. в 2008 г. - 2511,0 руб. и 2009 г. - 4330,0 руб.
Проведенный анализ показал, что номинальные среднемесячные денежные доходы на душу населения в январе-сентябре 2010 года в республике составили 11857 рублей и увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2009 года на 15,6 %.
Реальные располагаемые денежные доходы в истекшем периоде составили 107,4% по отношению к январю-сентябрю 2009 года.
Покупательная способность денежных доходов населения в январе-сентябре 2010 года составила 2,49 набора среднедушевого прожиточного минимума и по сравнению с январем-сентябрем 2009 года возросла на 2,5% (в январе-сентябре 2009 года – 2,43 набора).
Рассмотрим
динамику изменения минимального размера
оплаты труда в России. Можно заметить
тенденцию ежегодного изменения оплаты
труда примерно в 1,5 раза по сравнению
к предыдущему. Но не радует тот факт, что
в 2010 году величина оплаты труда не изменилась
и составляет 4330 рублей.
Таблица № 5
Динамика изменения МРОТ в России с 2000 по 2010 год16
Дата | МРОТ 2000-2010 в российских рублях |
с 1 января 2010 | 4330 |
с 1 января 2009 | 4330 |
с 1 сентября 2007 | 2300 |
с 1 мая 2006 | 1100 |
с 1 сентября 2005 | 800 |
с января 2005 | 720 |
с 1 октября 2003 | 600 |
с 1 мая 2002 | 450 |
с 1 июля 2003 | 300 |
с 1 января 2001 | 200 |
с 1 июля 2000 | 132 |
Заработная
плата является основным источником
доходов населения и одним
из показателей уровня жизни, поэтому
она должна обеспечивать не только
минимальные потребительские
В целом по республике среднемесячная заработная плата за период январь-август 2010 года составила 13 614 руб., по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличилась на 8,4%.
В августе 2010 года средняя заработная плата составила 14007 рублей, что на 9,4% больше по сравнению с августом 2009 года.
Уровень дифференциации оплаты труда по видам экономической деятельности в Удмуртской Республике в январе-августе 2010 года составляет 5,4 раза.
Среди 14 регионов ПФО в августе 2010 года Удмуртия занимает 9-е место по уровню среднемесячной заработной платы.
Несмотря
на кризис, в Удмуртии в рамках республиканских
и ведомственных целевых