Уровень жизни населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 13:34, реферат

Описание

Уровень жизни населения как социально-экономическая категория представляет собой уровень и степень удовлетворения потребностей людей в материальных благах, бытовых и культурных услугах.
Основные задачи и направления статистического изучения уровня жизни следующие:
общая и всесторонняя характеристика социально-экономического благосостояния населения;
оценка степени социально-экономической дифференциации общества, степени различий по уровню благосостояния между отдельными социальными, демографическими и иными группами населения;
анализ характера степени влияния различных социально-экономических факторов на уровень жизни, изучение их состава и динамики;
выделение и характеристика малообеспеченных слоев населения, нуждающихся в социально-экономической поддержке.

Работа состоит из  1 файл

РЭУ №2.docx

— 158.24 Кб (Скачать документ)

     Расходная часть Баланса состоит из трансфертов, выплаченных населением, расходов на приобретение товаров и услуг  и прироста сбережений населения  во вкладах и ценных бумагах.

     Анализ  исполнения бюджета Юкаменского района за 2005-2009 годы12 (Приложение № 2)

     Доходы

     В 2005 году в консолидированный бюджет района поступило доходов в сумме 113200 тыс.руб., в том числе налоговые доходы 9262 тыс.руб., неналоговые -1231 тыс.руб., безвозмездные поступления - 102707 тыс.руб. В налоговых поступлениях наибольший удельный вес составляют налог на доходы физических лиц - 4029 тыс.руб.(43%) и земельный налог - 3576 тыс.руб.(39%) , единый налог на вмененный доход - 758 тыс.руб.(8%).

     В 2006 году в консолидированный бюджет района поступило доходов в сумме 123543 тыс.руб., в том числе налоговые доходы 8694 тыс.руб., неналоговые - 1854 тыс.руб., безвозмездные поступления - 112995 тыс.руб. В структуре налоговых доходов наибольший удельный вес составляют налог на доходы физических лиц - 5044 тыс .руб.(58%), единый налог на вмененный доход-1213 тыс.руб.(14%).

     В 2007 году в консолидированный бюджет района поступило доходов в сумме 141495 тыс.руб., в том числе налоговые  доходы 12679 тыс.руб., неналоговые - 1152 тыс.руб., безвозмездные поступления - 127664 тыс.руб. В структуре налоговых доходов наибольший удельный вес составляют налог на доходы физических лиц-9744 тыс .руб.(77 %), единый налог на вмененный доход - 1294 тыс.руб.(10%).

     В 2008 году в консолидированный бюджет района поступило доходов в сумме 196232 тыс.руб., в том числе налоговые  доходы 15249 тыс.руб., неналоговые - 2603 тыс.руб., безвозмездные поступления - 178380 тыс.руб. В структуре налоговых доходов наибольший удельный вес составляют налог на доходы физических лиц-12206 тыс .руб.(80 %), единый налог на вмененный доход - 1349 тыс.руб.(9%).

     В 2009 году в консолидированный бюджет района ожидается поступление доходов  в сумме 180989 тыс.руб., в том числе  налоговые доходы 15613 тыс.руб., неналоговые - 2549 тыс.руб., безвозмездные поступления - 162827 тыс.руб. В структуре налоговых доходов наибольший удельный вес составляют налог на доходы физических лиц - 12160 тыс .руб. (78%), единый налог на вмененный доход - 1349 тыс.руб.(9%). План поступлений доходов в бюджет района на 2009 год - 183007 тыс.руб., в том числе налоговые и неналоговые доходы - 19850 тыс.руб., безвозмездные поступления - 163157 тыс.руб. Ожидаемое поступление налоговых и неналоговых доходов к плану составит 91%, в том числе ожидаемое исполнение поступлений налога на доходы физических лиц (12160тыс.руб.) к плану (14284 тыс.руб.) - 85%, единого налога на вмененный доход (ожидаемое исполнение - 1390 тыс.руб., план 1430тыс.руб) - 97%, налога на имущество(ожидаемое исполнение - 770 тыс.руб., план - 272тыс.руб) - 353%, земельного налога (ожидаемое исполнение - 631 тыс.руб., план - 925тыс.руб.) - 68 %, неналоговых доходов(ожидаемое исполнение 2549 тыс.руб., план - 2423тыс.руб.) - 105%.

     Расходы

     В 2005 году расходы исполнены в сумме 112794 тыс.руб., в том числе  текущие  расходы составили 110978 тыс.руб. или 98% к общим расходам, капитальные  расходы – 1816 тыс.руб. или 2 %. Удельный вес расходов на местное самоуправление составил 11% к текущим расходам, на финансирование социально-культурной сферы - 84%. Профицит бюджета составил 406 тыс.руб.

     В 2006 году расходы исполнены в сумме 125076 тыс.руб., или  111 % к 2005 году, в  том числе  текущие расходы  составили 115084 тыс.руб. или 92% к общим  расходам, капитальные расходы – 9992 тыс.руб. или 8 %. Удельный вес расходов на местное самоуправление составил 12% к текущим расходам, на финансирование социально-культурной сферы 79%. Дефицит  бюджета составил 1533 тыс.руб. Получен  бюджетный кредит на оптимизацию  бюджетных расходов учреждений социальной сферы в сумме 4050 тыс.руб.

     В 2007 году расходы исполнены в сумме 136349 тыс.руб., или  109 % к 2006 году, в  том числе  текущие расходы  составили 133286 тыс.руб. или 98% к общим  расходам, капитальные расходы – 3063 тыс.руб. или 2 %. Удельный вес расходов на местное самоуправление составил 13% к текущим расходам, на финансирование социально-культурной сферы 73%. Профицит  бюджета составил 5146 тыс.руб.

     В 2008 году расходы исполнены в сумме 189921 тыс.руб., или  139 % к 2007 году, в  том числе  текущие расходы  составили 182542 тыс.руб. или 96% к общим  расходам, капитальные расходы – 7379 тыс.руб. или 4 %. Удельный вес расходов на местное самоуправление составил 12% к текущим расходам, на финансирование социально-культурной сферы 65%. Профицит  бюджета составил 6311 тыс.руб.

     В 2009 году ожидаемые расходы составят 193195 тыс.руб., или  102 % к 2008 году, в  том числе  текущие расходы  составят 171710 тыс.руб. или 89% к общим расходам, капитальные расходы – 21485 тыс.руб. или 11 %. Удельный вес расходов на местное самоуправление составит 14% к текущим расходам, на финансирование социально-культурной сферы 78%. На покрытие временных кассовых разрывов получен бюджетный кредит в сумме 12000 тыс.руб. Дефицит бюджета планируется на уровне 12206 тыс.руб. Для покрытия дефицита бюджета необходимо решение вопроса о переносе срока погашения кредита до 31.12.2010 года.

     Расчет  расходов на 2010 год произведен без  индексации на уровне расходов утвержденного  бюджета на 2009 год.

     Начиная с 2011года, отчисления во внебюджетные фонды установлены в размере 34,2% к первой статье, коммунальные услуги проиндексированы на 10%.

     Вывод: По состоянию на 2009 год бюджет Юкаменского  района является дефицитным. Это непосредственно связано уменьшением поступлений в местный бюджет, а также с увеличением расходов для реализации социально значимых программ развития региона.

     Покупательная способность денежных доходов населения - количество товаров (каждого отдельно), которое можно было бы приобрести на сумму среднедушевого располагаемого денежного дохода обследуемых домашних хозяйств по средним ценам покупки.

     В настоящее время действует очередное  постановление Правительства Удмуртской Республики об установлении величины прожиточного минимума в республике от 19 июля 2010 года № 234, в соответствии с которым установлены следующие  величины прожиточного минимума в Удмуртской Республике за 2 квартал 2010 года13: в среднем на душу населения – 4762 рубля, для трудоспособного населения – 5104 рубля, для пенсионеров – 3771 рубль, для детей – 4574 рубля.

     По  отношению ко 2 кварталу 2009 года величина прожиточного минимума в среднем  на душу населения выросла на 8,4%, по отношению к предыдущему кварталу рост составил 2,1%.

     Таблица № 4

Покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения в Российской Федерации (в месяц; килограммов)14

  1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004
Говядина 49,3 56,9 49,2 42,8 35,1 40,6 38,6 44,7 58,0 62,3
Свинина 40,8 48,0 52,1 45,4 41,0 47,2 42,7 49,1 64,7 56,1
Молоко цельное, л 238,3 258,8 314,2 305,4 271,4 313 334 394 464 492
Творог 70,7 76,2 80,5 76,7 67,2 77,3 77,4 88,8 106 110
Яйца 1328 1401 1614 1532 1371 1700 1845 2271 2790 2820
Рыба свежая 73,3 78,9 88,3 78,2 160,7 76,2 79,2 86,4 103 122
Сахар-песок 139,5 194,8 224,8 177,2 160,7 190 197 239 263 323
Масло растительное 63,2 83,6 107,7 77,4 61,6 96,6 118 110 140 166
Картофель 299,3 379,0 481,7 434,2 294,7 399 500 469 506 770
Морковь 204,4 245,5 280,0 286,5 187,2 295 338 311 361 526
Яблоки 99,1 109,2 129,3 118,1 72,7 98,6 120 131 157 188
Цитрусовые 88,2 94,5 115,8 98,2 68,9 96,7 100 126 150 175
Хлеб  и булочные изделия из пшеничной  муки 205,0 175,5 199,8 208,9 221,1 229 267 326 371 348
Мука пшеничная 267,5 240,4 286,4 307,1 266,2 284 359 480 564 480
Рис 156,1 153,4 190,9 153,9 103,1 159 230 262 325 336,
Крупа 220,5 188,0 232,7 225,7 206,6 225 326 418 398 432

     Уровень жизни населения, являющийся одной  из сложнейших социально-экономических  категорий, во многом определяется уровнем  денежных доходов населения. Для  его оценки особое значение имеют  показатели степени удовлетворения платёжеспособного спроса населения  в условиях инфляции, т.е. сбалансированность динамики доходов населения и  цен потребительского рынка товаров  и услуг.

     2.3. Тенденция изменения заработной  платы.

     Доходы  населения относятся к числу  основных показателей, характеризующих развитие экономики района. Текущий уровень жизни основывается на анализе получаемых населением доходов, их покупательской способности, как эквивалента стоимости жизни15.  Самым высоким источником денежных доходов у подавляющего большинства трудоспособного населения является заработная плата.

     Фонд  заработной платы по крупным и  средним предприятиям Юкаменского  района вырос с 2005 г. почти в 1,5 раза и составил в 2008 г. 173,6 млн. руб.

     Среднемесячная  заработная плата на 01.09.2009 г. на 1 работающего  по крупным и средним предприятиям с начала года в сравнении с  прошлым годом возросла на 29% и  составила 6986,5 рублей против 5320,5 рублей в 2008 году. Средний процент роста с 2005 -2009 г.г. составляет 29%. В 2008 г. заработная плата в сравнении с 2005 г. выросла в 2 раза. Самая низкая заработная в отрасли сельского хозяйства, в 2005 г. она составляла 1348,0 руб., в 2006 г. - 1631,0 руб. в 2007 г. - 1956,0 руб. в 2008 г. - 2511,0 руб. и 2009 г. - 4330,0 руб.

     Проведенный анализ показал, что номинальные  среднемесячные денежные доходы на душу населения в январе-сентябре 2010 года в республике составили 11857 рублей и  увеличились по сравнению с аналогичным  периодом 2009 года на 15,6 %.

     Реальные  располагаемые денежные доходы в  истекшем периоде составили 107,4% по отношению к январю-сентябрю 2009 года.

     Покупательная способность денежных доходов населения  в январе-сентябре 2010 года составила 2,49 набора среднедушевого прожиточного минимума и по сравнению с январем-сентябрем 2009 года возросла на 2,5% (в январе-сентябре 2009 года – 2,43 набора).

     Рассмотрим динамику изменения минимального размера оплаты труда в России. Можно заметить тенденцию ежегодного изменения оплаты труда примерно в 1,5 раза по сравнению к предыдущему. Но не радует тот факт, что в 2010 году величина оплаты труда не изменилась и составляет 4330 рублей. 
 
 
 

     Таблица № 5

     Динамика  изменения МРОТ в России с 2000 по 2010 год16

Дата МРОТ 2000-2010 в российских рублях
с 1 января 2010 4330
с 1 января 2009 4330
с 1 сентября 2007 2300
с 1 мая 2006 1100
с 1 сентября 2005 800
с января 2005 720
с 1 октября 2003 600
с 1 мая 2002 450
с 1 июля 2003 300
с 1 января 2001 200
с 1 июля 2000 132

     Заработная  плата является основным источником доходов населения и одним  из показателей уровня жизни, поэтому  она должна обеспечивать не только минимальные потребительские расходы  семьи, но и решать социальные вопросы - доступность дополнительных образовательных  услуг, оздоровления, культурного досуга, жилья и т.д. Уровень заработной платы стимулирует высокопроизводительный труд и создает условия для  эффективного развития трудовых отношений.

     В целом по республике среднемесячная заработная плата за период январь-август 2010 года составила 13 614 руб., по сравнению  с соответствующим периодом прошлого года увеличилась на 8,4%.

     В августе 2010 года средняя заработная плата составила 14007 рублей, что на 9,4% больше по сравнению с августом 2009 года.

     Уровень дифференциации оплаты труда по видам  экономической деятельности в Удмуртской Республике в январе-августе 2010 года составляет 5,4 раза.

     Среди 14 регионов ПФО в августе 2010 года Удмуртия занимает 9-е место по уровню среднемесячной заработной платы.

     Несмотря  на кризис, в Удмуртии в рамках республиканских  и ведомственных целевых программ продолжает реализовываться комплекс мер по поддержке отраслей экономики, направленный, в том числе, на сохранение и рост заработной платы.

Информация о работе Уровень жизни населения