Условия труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:13, контрольная работа

Описание

В процессе труда на работника оказывают влияние вредные и опасные факторы окружающей среды. Их разграничение обусловлено особенностями воздействия на человеческий организм. Вредными факторами условий труда являются те, воздействие которых может привести к развитию профессионального заболевания (химические, биологические, физические, психофизиологические). Опасными факторами производственной среды называются факторы, воздействие которых может привести к травме, резкому ухудшению здоровья вплоть до летального исхода.

Работа состоит из  1 файл

Нормированое.docx

— 108.29 Кб (Скачать документ)
  1. ПОНЯТИЕ УСЛОВИЙ ТРУДА. РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА

1.1 Условия труда

Условия труда – это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Эти факторы оказывают  существенное влияние на организм человека, его физиологические и психические  функции во время трудовой деятельности, а следовательно на работоспособность и производительность труда; условно их объединяют в следующие группы:

- социально-экономические факторы, включающие законодательную и нормативно-правовую базу;

- технические и организационные факторы, обусловленные конструкцией, особенностями средств и предметов труда, применяемых технологий, средств защиты, а также организационными формами производства, труда и управления;

- естественно-природные факторы – географические, климатические, геологические, биологические;

- социально-психологические факторы, обусловлены характером и особенностями взаимоотношений людей и их групп в трудовой деятельности, личными и групповыми ценностями в сфере труда, системой информации и коммуникаций в организации.

В процессе труда на работника  оказывают влияние вредные и  опасные факторы окружающей среды. Их разграничение обусловлено особенностями  воздействия на человеческий организм. Вредными факторами условий труда  являются те, воздействие которых  может привести к развитию профессионального  заболевания (химические, биологические, физические, психофизиологические). Опасными факторами производственной среды  называются факторы, воздействие которых  может привести к травме, резкому  ухудшению здоровья вплоть до летального исхода.

При определенных условиях (например, при определенной комбинации или длительности воздействия) вредные  факторы производственной среды (даже при соответствии нормам) могут стать  опасными для человека.

К числу опасных факторов производственной среды относятся: движущиеся машины и механизмы или  их незащищенные подвижные части, перемещаемые грузы, отлетающие части при обработке  предметов труда, электрический  ток, повышенная температура и т. п.

Выделяют следующие группы условий труда:

  1. санитарно-гигиенические, определяющие внешнюю предметную среду (шум, освещение, микроклимат), а также санитарно-бытовое обслуживание на производстве;
  2. психофизиологические, обусловленные конкретным содержанием трудовой деятельности, размерами нагрузки на двигательный аппарат, нервную систему, психику работника;
  3. условия безопасности труда, обусловленные состоянием техники безопасности и вероятностью получения травм;
  4. эстетические условия, воздействие которых определяет эмоциональный настрой и отношение к труду с позиции художественного восприятия действительности;
  5. социально-психологические условия, характеризующие взаимоотношения в трудовом коллективе, стиль руководства.

Совокупное воздействие  всех элементов условий труда  на работоспособность человека, его  здоровье, жизнедеятельность, умственные способности, восстановление рабочей  силы характеризует тяжесть труда.

Неблагоприятные условия  труда формируют профессиональный риск работника. Профессиональный риск – это вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти, связанная с исполнением трудовых обязанностей, обусловленных трудовым договором. Профессиональный риск складывается из трех составляющих: риска повреждения здоровья, риска профессиональных заболеваний и скрытого риска повреждения здоровья.

На человека и его работоспособность  воздействует фактор, которые, с одной  стороны, должны учитываться, а с  другой – формироваться или изменяться для создания наиболее благоприятной  обстановки, обеспечивающей высокопроизводительный труд.

    1. Режимы труда и отдыха

Режимы труда и отдыха – это регламентированная продолжительность  и чередование периодов работы и  отдыха в течение смены, суток, недели, устанавливаемые в зависимости  от особенностей трудовых процессов  и обеспечивающие поддержание высокой  работоспособности и здоровья работающих.

Различают следующие режимы труда и отдыха: внутрисменный, суточный, недельный, годовой. Внутрисменный режим устанавливают с учетом фазного изменения работоспособности в течение дня и характера работы.

Задача установления рационального  режима труда и отдыха состоит  в том, чтобы обеспечить быструю  врабатываемость работников, максимально  увеличить период устойчивой высокой  работоспособности, сократить фазу утомления.

Мерами по ускорению врабатываемости  являются вводная гимнастика, функциональная музыка. Для сохранения устойчивой работоспособности вводятся микропаузы в нормы труда (9-15% рабочего времени). С целью предупреждения утомления должны вводиться перерывы на отдых и личные надобности и регламентированные перерывы, количество и длительность которых определяется спецификой труда. Необходимо предоставлять короткие перерывы для отдыха (5-10мин.) за час до обеда и за час до окончания работы, в период спада работоспособности – перерыв 10 мин на личные надобности. При выполнении тяжелых работ необходим ежечасный  
5-тиминутный перерыв на отдых.

Обеденный перерыв должен делить рабочий день пополам. Продолжительность  обеденного перерыва должна составлять 40-60 мин.

За это время восстанавливаются  физиологические функции, и обеспечивается прием пищи. Перерывы должны быть закреплены графиком работы. Количественным показателем рациональности внутрисменного режима труда и отдыха является удельный вес периода высокой работоспособности в рабочем периоде. Оптимальная величина в первой половине смены – 75%, во второй – 65%. Частный показатель, отражающий уровень работоспособности – частота и тяжесть производственного травматизма.

Суточные и многосменные режимы труда и отдыха используются на предприятиях, работающих в несколько  смен. Чередование смен следует устанавливать в соответствии с естественным суточным режимом: утро - день - вечер - ночь. Продолжительность работы ночью должна быть меньше, чем днем. Исследованиями установлено, что количество ошибок в ночные часы возрастает более чем в два раза. Ежедневный отдых между рабочими сменами должен быть не менее двойной продолжительности времени работы, предшествующей отдыху. Например, при восьмичасовом рабочем дне продолжительность перерыва между двумя сменами должна составлять не менее 16 час. Годовой режим труда и отдыха определяет чередование рабочих периодов с периодами длительного отдыха, связанного с очередными ежегодными отпусками, которые необходимы для сохранения здоровья, обеспечения высокой работоспособности и трудового долголетия.

Большими возможностями  для совершенствования режимов  труда и отдыха обладают режимы гибкого  рабочего времени, сочетающие периоды  гибкого и фиксированного времени. Режим гибкого рабочего времени - форма организации рабочего времени, при которой для отдельных работников и коллективов структурных подразделений допускается в определенных пределах саморегулирование начала, окончания и общей продолжительности рабочего дня. При этом требуется полная отработка установленного законом суммарного количества рабочих часов в течение принятого учетного периода.

  1. НОРМИРОВАНИЕ МАНЕВРОВОЙ РАБОТЫ

Маневровая работа - важная составная часть всего перевозочного  процесса. За время оборота грузовой вагон подвергается нескольким переработкам на сортировочных, участковых и грузовых станциях. Большая часть средств, затрачиваемых на перевозки, расходуется  на выполнение маневровой работы. Более 20% локомотивного парка занято на маневрах.

Маневрами называются все  передвижения подвижного состава, групп  или отдельных вагонов, а также  одиночных локомотивов по станционным  путям для выполнения различных  видов обработки поездов и  вагонов, обеспечиние погрузки, выгрузки и др. операций.

Рациональная организация  маневров во многом определяет успешную работу станций, уровень их перерабатывающей способности и выполнение основного  качественного показателя - затраты  времени на обработку вагонов.

Маневры классифицируются по следующим признакам:

1) по характеру;

2) по назначению;

3) по способу выполненияю

По характеру маневры  бывают:

- сортировочные

- групповые

- перестановочные

- прочие (специальные)

Сущность сортировочных  маневров (разъединительные):

 

 

Сущность группировочных маневров (соединительные):

Перестановочные - для перестановки вагонов из парка в парк, с пути на путь, подачи (уборки) на грузовые пункты, подъездные пути и т.д.

Специальные - осаживание вагонов  в сортировочном парке, подтягивание, перемещение их при взвешивании, промывке и т.д.

По назначению маневры  подразделяются на:

- расформирование-формирование (т.е. сортировка по назначениям  и объединение вагонов в порядке,  предусмотренном планом формирования  поездов и требованиями ПТЭ);

- перестановку составов  или групп вагонов из парка  в парк (с пути на путь);

- подачу -уборку вагонов к грузовым фронтам;

- прицепку-отцепку вагонов  от поездов;

- грузовые, выполняемые на грузовых фронтах (расстановка, перестановка, сборка);

- прочие - осаживание и  подтягивание, взвешивание и др.

По способу выполнения:

- осаживанием;

- толчками.

Технические средства и способы  выполнения маневров.

Маневры выполняются с  помощью маневровых средств, они  делятся на:

- маневровые устройства;

- маневровые двигатели.

К маневровым устройствам  относятся:

- вытяжные пути (обычного  и специального профиля) в совокупности  со стрелочными горловинами, стрелочными  улицами и примыкающими путями;

- горки малой, средней  и большой мощности;

- полугорки.

На вытяжках маневры выполняются  с использованием силы толчка локомотива; на горках- с использованием силы тяжести  вагонов; на полугорках - с использованием частично толчка локомотива и сил тяжести вагона.

Вытяжные пути оборудуются  ситационными колонками радиосвязи с машинистами маневровых локомотивов, переговорными колонками с ДСПГ и ДСЦ, у состовителей - переносные радиостанции.

Горки оборудованы наиболее совершенными техническими средствами управления, механизации и автоматизации  маневровой работы (ГАЦ,АРС,АЗСР и пр.).

К маневровым двигателям относятся:

- маневровые и поездные  локомотивы;

- тягочи и толкатели;

- электрошпили и электролебедки (для перемещения вагонов у складов и т.п.).

Около 90% маневровых операций выполняют тепловозы - в основном серии ЧМЭ2,ЧМЭ3,ТГМ1,ТГМ2,ТГМ3, ТЭМ1, ТЭМ2,ТЭМ7. У всех локомотивов, используемых на маневровой работе, должны быть повышенная сила тяги при трогании с места (для сокращении времени разгона), эффективные тормозные характеристики (для сокращения времени торможения). На отдельных станциях, например на Инской, на надвиге составов из парка прибытия на горку используются электровозы. В отдельных случаях маневровую работу можно выполнять и поездными локомотивами.

В зависимости от назначения и характеристик маневров они  могут выполняться осаживанием  или толчками.

При маневрах осаживанием  состав, взятый на вытяжной путь, локомотив осаживает на тот путь, на который должна быть поставлена крайняя группа вагонов. Эту группу здесь отцепляют, а локомотив перемещает маневровый состав на вытяжной путь для постановки следующей группы на другой путь. Осаживание применяют при прицепках и отцепках вагонов, подачи их на пути погрузки и выгрузки, а также при маневрах с вагонами, требующими особой осторожности. При формировании и расформировании поездов маневры осаживание обычно не применяют, т.к. они требуют большой затраты времени.

Толчки различают изолированные (одногруппные),серийные и многогруппные.

При маневрах одногруппными толчками при взятии состава на вытяжку отцепляют крайнего группу вагонов. Затем локомотив двигает состав в направлении пути назначения и тормозит. Отцепленная группа по инерции двигается до места, где останавливается сама (если скорость толчка была расчитана точно) или тормозится башмоками. После каждого толчка маневровый состав оттягивается обратно для нового толчка. При серийных толчках состав выводят на вытяжку на расстояние от разделительной стрелки, достаточное для производства нескольких толчков подряд без перемены направления движения. После отцепки первой группы вагонов состав разгоняют в сторону парка и резко тормозят до скорости примерно равной 5 км/ч, при этом группа уходит в парк, в это же время отцепляют следующую группу, состав вновь разгоняют и тормозят, второй отцеп уходит в парк. Так повторяется несколько раз, пока не потребуется произвести оттягивание обратно на вытяжку, после чего процесс возобновляется.

Желательно, чтобы вытяжка  имела уклон в сторону сортировочного парка: при i=3-4‰ достигается до 5 толчков в серии, при i=1,5-3‰ - до трех.

Важное условие - правильный выбор скорости разгона, чтобы отцеп  не остановился раньше достижения определенного  места и в то же время подошел  к стоящим на пути вагонам со скоростью 3-5 км/ч.

Информация о работе Условия труда