Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:25, курсовая работа
Основной целью данной курсовой работы является рассмотрение валютной системы современного мирового хозяйства, и проблем ее функционирования в наше время. А также определение положения России в международных отношениях.
Постановка данной цели определяет следующие задачи:
1. Определить, как функционирует международная валютная система современного хозяйства.
2. Выяснить сущность валютного курса и факторы, влияющие на него.
3. Рассмотреть методы регулирования величины валютного курса.
ВВЕДЕНИЕ…………………………...………................................................…......3
Глава 1.Сущность мировой валютной системы……….……………………….......5
1.1.Мировая валютная система современного хозяйства……….……….....5
1.2.Валютный курс.Спрос и предложение валют …....................…..............6
1.3.Этапы формирования валютных системы…........................….…....…..8
Глава 2. Влияние мировой валютной системы на экономику России. Основные методы регулирования валютного курса………….........................……………....11
2.1. Денежно-кредитная политика России…………........………….……...11
2.2. Регулирование величины валютного курса….............……….………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………...................…………….………………..29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………...............................32
3. Система золотовалютного стандарта. Законодательно эта система получила свое признание в 1944 г. на Бреттон-Вудской конференции. Основные положения этой системы заключались в следующем:
а) золото сохранило роль расчетного средства в международной торговле;
б) американский доллар стал основной резервной валютой, которую наравне с золотом признавали в качестве международного кредитного средства;
в) американский доллар мог обмениваться на золото центральными банками и правительственными учреждениями других стран в казначействе США по курсу 35 долл. за 1 тройскую унцию (31,1 г).
Паритет валюты каждой страны должен выражаться в золоте как всеобщем эквиваленте или долларах США;
г) на Бреттон-Вудской конференции было принято решение о создании международных институтов, призванных регулировать международные валютные отношения, - Международного валютного фонда и Мирового банка.
На практике система золотовалютного стандарта постепенно стала превращаться в систему долларового стандарта. Однако к концу 1960-х годов позиции доллара в мире заметно пошатнулись, что было вызвано как собственными экономическими проблемами США, так и ростом экономического влияния стран Западной Европы и Японии. Требования Бреттон-Вудской системы об обмене доллара на золото оказались обременительными для США, поскольку диктовались необходимостью поддерживать цены на золото за счет собственных резервов. В 1971 г. США отказались от обмена доллара на золото по официальной цене. Бреттон-Вудская система практически развалилась.
4. Ямайская валютная система была оформлена Ямайским оглашением, которое было ратифицировано в 1978 г. Основой для его принятия было соглашение временного комитета МВФ 976 г. о переустройстве Бреттон-Вудской системы:
а) важнейшим элементом Ямайской валютной системы является вытеснение золота из международных расчетов;
б) центральные банки стран получили возможность осуществить операции с золотом по рыночным ценам, золотые паритеты были отменены;
в) вытеснение золота сопровождалось выдвижением СДР специальные права заимствования на роль международного резервного актива;
г) странам предоставлялось право выбора режима валютного курса и узаконение плавающих валютных курсов, которые складываются под влиянием рыночного соотношения спроса и предложения. 5. Европейская валютная систем
Начало формирования Европейской валютной системы (ЕВС) можно отнести к 1978 г. Основой системы стало экю, представляющее средневзвешенную величину нескольких европейских валют. Основной функцией экю было регулирование механизмов валютных курсов стран-участниц. В 1981 г. европейские страны отказались от перехода к завершающему этапу, в результате которого должен был быть создан Европейский валютный фонд на основе Европейского валютного союза (ЕВС). С 1 июля 1990 г. началось создание Экономического и валютного союза (ЭВС).
Основные задачи ЭВС:
устранение валютно-курсовых рисков и расходов по обменным операциям между странами-членами;
обеспечение единой базы издержек и цен;
укрепление валютной стабильности в странах ЕС.
Создание ЭВС намечалось провести в три этапа.
Первый этап проходил с 1 июля 1990 по 31 декабря 1993 г. Основными задачами первого этапа были:
1) полная либерализация движения капиталов и предоставление финансовых услуг внутри ЕС;
2) разработка критериев по сближению экономических параметров стран-членов для участия в валютном союзе (маастрихтские критерии, или критерии конвергенции).
Второй этап проходил с 1 января 1994 по 31 декабря 1998 г. Главной задачей этого этапа было обеспечение и сближение экономических показателей, установленных критериями конвергенции. Критерии конвергенции были определены Маастрихтским договором, вступившим в силу с 1 ноября 1993 г. Они предусматривают важнейшие финансово-экономические критерии для участия в союзе:
дефицит госбюджета не должен превышать 3% ВВП в рыночных ценах;
государственный долг не должен превышать 60% ВВП;
темпы инфляции не должны превышать более чем на 15% аналогичный усредненный показатель трех государств, в которых отмечается наименьший рост йен;
процентные ставки по долгосрочным кредитам не должны превышать более чем на 2% соответствующий средний показатель для трех государств с самым низким уровнем инфляции;
обменный курс национальной валюты в течение 2 лет до введения евро не должен выходить за пределы колебаний, установленные механизмом обменных курсов, действующим в европейской валютной системе.
Критерии конвергенции были достаточно жесткими, и не все государства смогли их выполнить. Для многих государств ЕС оказалось сложно выполнить показатель бюджетного дефицита и государственного долга.
В результате из 15 стран - членов ЕС 11 стран вошли в ЭВС: Австрия, Бельгия, Германия, Ирландия, Италия, Испания, Португалия, Люксембург, Нидерланды, Франция, Финляндия. Можно отметить, что Великобритания выполнила критерии конвергенции, но не захотела войти в ЭВС по ряду причин.
Третий этап начался с 1 января 1999 г. Это завершающий этап создания ЭВС. На этом этапе зафиксированы паритеты валют стран-участнии и их обменные курсы по отношению к евро. Сумма контрактов, выраженная в национальных валютах, конвертируется в евро для обеспечения непрерывности их действия. Валютная корзина экю перестала существовать, законным платежным средством стало евро. С 1 января 2002 г. выпущены в обращение банкноты и монеты евро, которые параллельно стали законным платежным средством. С 1 июля 2002 г. банкноты и монеты национальных валют постепенно изымались из обращения, и евро стало единственным законным платежным средством.
Создание ЭВС дает странам-участницам экономические выгоды. Введение евро должно по замыслу способствовать экономическому росту в европейских странах. Европейская комиссия провела специальный анализ и дала опенку преимущетвам введения евро. Комиссия отметила следующие положительные факторы:
снижение затрат за счет отмены программного контроля и других формальностей;
увеличение занятости;
минимизация расходов предприятий по обменным операциям;
невозможность для западноевропейских стран проводить девальвацию своих валют в целях повышения конкурентоспобности своих товаров;
минимизация валютных рисков;
в перспективе - статус резервной валюты.
Что касается России, то она заинтересована в укреплении МВС. От введения евро Россия может получить выгоды. Для юссийского бизнеса введение евро означает ликвидацию барьера в отношении со странами ЕС, упрощение расчетов в торговых операциях, уменьшение валютных рисков и ускорение денежного обращения.
Усиление конкуренции внутри ЭВС снизит цены на импорт в Россию; учитывая это, ЦБ РФ планирует сформировать часть резервов в евро.
Глава 2. ВЛИЯНИЕ МИРОВОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ НА ЭКЭНОМИКУ РОССИИ. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВАЛЮТНОГО КУРСА
2.1. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ
Из всего многообразия проблем российской денежно-кредитной политики в данном случае выбраны две, причем разного характера. Речь идет, с одной стороны, о задаче достижения полноценной конвертируемости рубля с перспективой его превращения в мировую валюту. С другой, — о необходимости противодействия опасной тенденции наращивания внешних долгов российскими корпорациями. Комментарии по этим сюжетам дает доктор экономических наук, старший вице-президент «Росбанка», член Межрегионального банковского совета при Совете Федерации Михаил Владимирович Ершов.
— Официальные майские установки дали импульс ускорению реализации давно назревшей необходимости обеспечения полной конвертируемости национальной валюты. Какой комплекс мер, по Вашему компетентному мнению, нужен в этой области, и есть ли здесь «главное звено», некий ключевой «системный» шаг?
— Достижение реальной конвертируемости, очевидно, — длительный процесс, связанный не только с внутриэкономической ситуацией, но и с положением страны в мировой экономике, с востребованностью ее валюты другими государствами. В данном контексте уместно вспомнить о том, что мирохозяйственные позиции США после Второй мировой войны обусловили силу американской валюты, ее главенствующую роль. Однако в последние годы это первенство все более активно оспаривается: евро, иена и другие валюты начинают вытеснять доллар с привычных плацдармов. Доллару «припоминают» его небезупречную «кредитную историю», в свое время приведшую к краху Бреттон-Вудской системы. Как известно, она предполагала, в частности, обеспечение долларовой массы адекватными золотыми резервами и беспрепятственный обмен долларов на золото. Когда же Великобритания, Франция и некоторые другие страны решили воспользоваться соответствующим правом и предъявили свои долларовые авуары для обмена на золото, Соединенные Штаты не смогли удовлетворить эти требования, ибо доллар был обеспечен золотом менее чем на 30%. Тогда мировая экономика столкнулась с крупномасштабным дефолтом, результатом которого стала ликвидация золотодевизного стандарта.
Сегодня некоторые страны стремятся перевести традиционно долларовую торговлю определенными товарами, прежде всего нефтью и золотом, на расчеты в национальных валютах; руководство Банка Китая недавно заявило в этой связи, что «чрезмерную опору на одну валюту и международной торговле, расчетах и резервах необходимо постепенно убирать». На тот же путь, вступает и Россия: в президентском послании-2006 Федеральному Собранию говорится о необходимости «организовать на территории России биржевую торговлю нефтью, газом и другими товарами, торговлю с расчетом рублями.
В данном контексте надлежит определиться с тем, как двигаться дальше в решении сформулированной главой государства задачи, согласно которой «рубль должен стать более универсальным средством международных расчетов и должен постепенно расширять зону своего влияния». Понятно, что здесь нужна тщательно разработанная стратегия, умело спланированная система действии, четко « эшелонированных» во времени, причем его потребуется много, т.к. сложившиеся в международной валютной сфере правила и традиции весьма инертны. С чего же начинать? Исходно необходимый «системный» шаг к полноценной внешней конвертируемости национальной валюты и ее превращению в валюту мировую — постепенный перевод расчетов за экспортируемые товары на российские рубли.
Как известно, все расчеты за наш экспорт ныне осуществляются в иностранных валютах. Между тем в практике развитых стран такие расчеты обычно ведутся в валютах национальных, что представляется вполне логичным: экспортеры изначально несут издержки производственного характера, а потому весьма уязвимы к колебаниям валютного курса и сильно заинтересованы в минимизации своих рисков посредством установления цен и получения платежей в «своей» валюте. Согласно оценке одного из самых авторитетных специалистов в этой области — шведского экономиста С. Грассмана, еще в 70-е годы до двух третей экспортных потоков фактурировалось в валюте экспортеров, четверть — импортеров, а остальная часть — в валютах третьих стран. В последующие десятилетия рассматриваемый приоритет экспортеров в целом сохранился.
С учетом этих мирохозяйственных реальностей и следовало бы начать реализацию предложенной меры, сначала переводя на рублевую основу российский экспорт в страны СНГ, а затем — и в «дальнее зарубежье». В результате, во-первых, с наших экспортеров будет снят курсовой риск. Он окажется проблемой иностранных импортеров: теперь уже покупателям российских товаров придется беспокоиться о курсах их валюты и рубля, соответственно нести издержки по хеджированию.
Во-вторых, на этой основе станет постепенно формироваться мировая практика расчетов с применением рубля, который соответственно начнет рассматриваться в качестве средства международных расчетов, пусть сначала и небольшой их части.
В-третьих, расчеты, о которых идет речь, будут переводиться в «рублевую зону», ибо для их осуществления иностранным импортерам или их банкам придется открывать рублевые счет в отечественной банковской системе, что, конечно, позитивно скажется на ситуации ликвидности в российской экономике. Валютные средства, конвертируемые этими импортерами в рубли и размещаемые в наших банках, станут работать на Россию.
В-четвертых, начнется формирование рублевых резервов у иностранных центробанков: им не обойтись без образования тех или иных запасов российской валюты в случаях устойчивой зависимости соответствующих стран от импорта из РФ. А это — важный фактор постепенного вхождения рубля в мировую валютную систему.
В-пятых, возрастет эффективность налогового и иных форм контроля внешнеэкономической деятельности, т.к. платежи, производимые исключительно с рублевых счетов, более прозрачны и регулируемы; при необходимости в отношении этих счетов стоит задействовать специальный налоговый режим. Улучшится и собираемость налогов, уклоняться от уплаты которых при повышении прозрачности доходной базы субъектов трансграничных операции, конечно, будет гораздо труднее.
В-шестых, практически исчезнут экстерриториальные риски самих российских экспортеров, связанные с возможностью применения к их финансовым ресурсам, хранящимся в иностранных банках, различною рода санкций — замораживания средств, объявления моратория по платежам, и т.п. Кстати заметить, подобные санкции в последнее время практикуются все чаще.
В-седьмых, экспортеры окажутся в большей мере заинтересованными в нынешнем удорожании рубля, поскольку получать платежи в крепкой валюте выгоднее. В данном контексте важно подчеркнуть, что крепкий рубль при прочих равных условиях тормозит инфляцию, способствует росту доверия населения к национальной валюте и, в конечном счете, повышает ее привлекательность для сбережений и инвестиции; это и было проиллюстрировано ростом рублевых предпочтений населения и бизнеса в 2002-2003 гг. Конечно, для поддержки дедолларизации внутренних воспроизводственных процессов предстоит резко расширить спектр рублевых инструментов для инвестирования, которых пока, к сожалению, крайне мало. Тем не менее рублевые предпочтения усиливаются, во всяком случае, в секторе домашних хозяйств. Так, согласно итогам опросов ВЦИОМ, если в июле 2003 г. безопасным с точки зрения сохранности сбережении рубль посчитали лишь 29% респондентов, то в мае 2006 г. — уже 76%. Понятно, что укрепление внутренних позиций национальной валюты — важный фактор улучшения перспектив ее использования в международных экономических отношениях.
В – восьмых следует ожидать постепенного переноса центра тяжести с внешнего финансирования экспортных поставок на внутреннее, что является фактором постепенного увеличения доли внутренних заимствований в долговых обязательствах российских экспортных компаний. Как известно, в настоящее время значительная часть таких обязательств формируется посредством валютных заимствований с внешних рынков; затем эта задолженность погашается по мере осуществления экспортных продаж и поступления валютной выручки. Коль скоро же экспортная выручка станет рублевой, у экспортеров появятся валютные риски. Для их снижения придется в значительной мере переориентироваться на привлечение рублевых ресурсов с внутреннею рынка, который, следовательно, должен стать более емким, обеспечивающим возникающий дополнительный спрос. Соответственно должны быть в полной мере задействованы механизмы формирования денежного предложения, в том числе механизм рефинансирования. Таким образом, возникнут новые стимулы для совершенствования инструментов денежно-кредитной политики, способствующего улучшению финансового положения страны.
Информация о работе Валютная система современного мирового хозяйства