Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 21:37, курсовая работа
Цель работы:
раскрыть теоретические и практические аспекты валютного регулирования и валютного контроля;
изучить основные нормативные документы в области валютного регулирования и валютного контроля в Республике Беларусь.
Введение………………………………………………………………………..
1. Валютное регулирование и его значение………………………………
1.1. Сущность и основные направления валютного регулирования……..
1.2. Рыночное и государственное валютное регулирование. Принципы государственного валютного регулирования………………………………..
1.3. Основные методы государственного валютного регулирования…….
2. Особенности осуществления валютного регулирования и валютного контроля в Республике Беларусь…………………………………………….
2.1. Характеристика валютного регулирования в Республике Беларусь…
2.2. Характеристика валютного контроля в Республике Беларусь………
3. Основные направления и принятые меры по совершенствованию валютного регулирования……………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………
Следует различать валютный контроль в широком и узком смысле.
Валютный контроль в узком смысле (валютный надзор) – это проверка регламентов проведения валютных операций в целях приведения их в соответствие с разработанными нормами и предъявляемыми требованиями.
Валютный контроль в широком смысле – это контроль введенными государством валютными ограничениями, обусловленными целями и планами валютной политики, осуществляемый на основе действующего законодательства.
Основными направлениями валютного контроля являются:
определение соответствия проводимых валютных операций валютному законодательству;
обеспечение контроля за перемещением иностранной валюты и иных валютных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь;
предотвращение легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и иной экстремистской деятельности;
проверка полноты
и достоверности учета и
анализ данных учета, отчетности и информации по валютным операциям.
Органами валютного контроля в Республике Беларусь, помимо Совета Министров и Национального банка, являются Комитет государственного контроля и Государственный таможенный комитет, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.
Таблица 2.2. Органы валютного контроля и их компетенция
Органы валютного контроля
Компетенция органов валютного контроля
1.
2.
Совет Министров Республики Беларусь
определяет
компетенцию республиканских
Окончание таблицы 2.2.
1.
2.
Национальный банк
осуществляет валютный контроль за совершением банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями валютных операций
Комитет государственного контроля
формирует на основании информации, получаемой от иных органов валютного контроля, а также агентов валютного контроля, базу данных по вопросам валютного контроля, анализирует итоги и разрабатывает на их основе предложения по совершенствованию системы валютного контроля и устранению недостатков, а также в пределах своей компетенции осуществляет контроль за выполнением органами валютного контроля и агентами валютного контроля своих функций
Государственный таможенный комитет
осуществляет организацию валютного контроля за перемещением резидентами и нерезидентами через таможенную границу Республики Беларусь валютных ценностей
Примечание. Источник : собственная разработка на основе: [ 8,ст.24 ]
При осуществлении валютного контроля органы валютного контроля в рамках своей компетенции вправе:
проводить в
установленном
осуществлять контроль за своевременностью представления резидентами и нерезидентами отчетности по валютным операциям и соответствием ее требованиям валютного законодательства;
получать в
установленном порядке при
приостанавливать операции по счетам резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь в случаях и порядке, установленных законодательными актами Республики Беларусь;
осуществлять
иные функции, предусмотренные
Агентами валютного контроля в Республике Беларусь являются:
республиканские
органы государственного управления и
иные государственные организации,
подчиненные Правительству
таможни;
банки и небанковские кредитно-финансовые организации, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.
Республиканские
органы государственного управления и
иные государственные организации,
подчиненные Правительству
осуществляют контроль за возвратом в Республику Беларусь и использованием подчиненными (подведомственными, входящими в состав) им юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями выручки от экспорта;
принимают меры по устранению подчиненными (подведомственными, входящими в состав) им юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями выявленных нарушений валютного законодательства;
представляют информацию о внешнеэкономической деятельности подчиненных (подведомственных, входящих в состав) им юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей в порядке и сроки, установленные законодательством;
осуществляют иные функции, предусмотренные валютным законодательством.
Таможни являются агентами валютного контроля, подотчетными Государственному таможенному комитету.
Таможни как агенты валютного контроля:
производят таможенное оформление экспортируемых (импортируемых) товаров в порядке, определенном законодательством;
контролируют правильность оформления документов при экспорте (импорте) товаров;
осуществляют
контроль за соблюдением законодательства,
регламентирующего порядок
осуществляют иные функции, предусмотренные валютным законодательством.
Банки и небанковские кредитно-финансовые организации осуществляют контроль за проведением их клиентами валютных операций.
Порядок осуществления валютного контроля банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями устанавливается законодательными актами Республики Беларусь и (или) нормативными правовыми актами Национального банка.
Банки и небанковские кредитно-финансовые организации как агенты валютного контроля вправе:
осуществлять
контроль за полнотой и своевременностью
представления клиентами
осуществлять контроль за соответствием проводимых клиентами валютных операций требованиям валютного законодательства;
получать документы, объяснения, справки и сведения об осуществлении валютных операций;
осуществлять иные функции, предусмотренные валютным законодательством.
Банк и небанковская кредитно-финансовая организация не вправе выполнять распоряжение резидента или нерезидента о перечислении с его счета денежных средств:
если такое перечисление не соответствует режиму функционирования счета резидента или нерезидента;
если проведение валютной операции допускается при наличии разрешения Национального банка, но такое разрешение резидентом или нерезидентом не представлено;
если резидентом или нерезидентом не представлены документы, предусмотренные требованиями нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь и (или) нормативных правовых актов Национального банка, либо представленные документы не соответствуют таким требованиям;
в иных случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь и (или) нормативными правовыми актами Национального банка.
При поступлении
резиденту или нерезиденту
Порядок и сроки
уведомления банками и
Органы валютного контроля и агенты валютного контроля, а также их работники обязаны хранить коммерческую или банковскую тайну резидентов и нерезидентов, ставшую им известной при осуществлении валютного контроля.
[ 8,ст.26-30 ]
3.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРИНЯТЫЕ МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Валютное регулирование
– одна из форм государственного регулирования
международных экономических
Иными словами, под валютным регулированием понимается совокупность форм и методов организации денежных потоков как в иностранной валюте, так и в национальной валюте при проведении внешнеэкономических операций, в целях предотвращения оттока капитала и укрепления отечественного платежного баланса, сохранения стабильной динамики валютного курса.
Таким образом, валютное регулирование вместе с валютным контролем, являясь важной частью механизма, обеспечивающего экономическую безопасность национального хозяйства, подлежит постоянному совершенствованию.
Основными направлениями
совершенствования валютного
усиление единства целей валютного регулирования на внутреннем и внешнем рынках. В странах с переходной экономикой, как правило, в большей степени преобладают внутренние интересы, обусловленные необходимостью регулирования девальвационных ожиданий субъектов рынка (в республике это выражается прежде всего в поддержании курса белорусского рубля к иностранным валютам в рамках заданного достаточно жесткого «коридора», что не всегда в интересах расширения экспорта);
активизация взаимодействия
органов валютного
постепенный переход
к преимущественно
расширение круга операций, не подлежащих валютному контролю и валютному регулированию. [ 5, с.193 ]
Одним из приоритетных
направлений валютного
Исходя из поставленных задач, Национальный банк Республики Беларусь определил направления политики валютного регулирования:
рыночное удовлетворение потребностей всех агентов экономической деятельности в иностранной валюте;
уменьшение отрицательного сальдо торгового баланса;
наращивание золотовалютных резервов государства;
создание предпосылок конвертируемости белорусского рубля по текущим операциям. [ 12, с.133-134 ]
Валютное регулирование в Республике Беларусь осуществляется на основе Закона «О валютном регулировании и валютном контроле», принятом 22 июля 2003 г. №226-З. В это Закон внесены ряд изменений и дополнений.
Совершенствование валютного законодательства осуществлялось в соответствии со сложившимися экономическими условиями.
Принят Закон Республики Беларусь от 3 июня 2009 года ”О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь ”О валютном регулировании и валютном контроле“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 145, 2/1575), предусматривающий принципиально иной подход к отнесению валютных операций, проводимых между резидентами и нерезидентами, к текущим валютным операциям либо валютным операциям, связанным с движением капитала.
Отнесение расчетов
между резидентами и