Валовой внутренний доход

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 20:17, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является выявление сущности валового национального дохода, источников образования, распределения и использования.
Задачами данной курсовой работы являются:
– раскрыть сущность валового внутреннего дохода в системе национального счетоводства;
– рассмотреть источники и механизмы образования валового внутреннего дохода, проблемы его роста в промышленно развитых странах;
– проанализировать направления распределения и использования валового внутреннего дохода в национальной экономике Республики Беларусь.
Предметом исследования курсовой работы является валовой внутренний доход.

Содержание

Введение
1. Сущность валового внутреннего дохода в системе национального счетоводства
2. Источники и механизмы образования валового внутреннего дохода, проблемы его роста в промышленно развитых странах
3. Направления распределения и использования валового внутреннего дохода в национальной экономике Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

«ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ДОХОД.doc

— 475.50 Кб (Скачать документ)
 

      Таким образом, наиболее заметные изменения в структуре общественного продукта происходили в США вследствие опережающего развития сферы услуг, прежде всего финансовых и информационных, а также сектора недвижимости. В результате роль услуг в воспроизводственном механизме американской экономики существенно увеличилась.

      Заметно упала доля обрабатывающей промышленности в ВВП. Но это скорее говорит об оптимизации хозяйственной деятельности в обрабатывающих отраслях, чем о  перемещении этого важного сектора  производства на второй план в национальном хозяйственном комплексе США. Несмотря на уменьшение значения продукции отраслей материального производства в американской экономике, эффективность этих отраслей остается высокой. Постоянное накопление в ней реальных ресурсов сверх текущего потребления и перелив капитала в высокоприбыльные непроизводственные отрасли не только ускоряет рост последних, но и расширяет межотраслевые связи всей хозяйственной системы США. В частности, важным итогом структурных сдвигов в материальном производстве США стало создание мощного агропромышленного комплекса (АПК), развитие которого идет в направлении дальнейшей специализации и агропромышленной интеграции, позволяя обеспечить солидные экспортные ресурсы. Доля АПК в американской экономике значительно превышает долю собственного сельского хозяйства, поскольку этот комплекс ориентирован главным образом на переработку сельскохозяйственной продукции, на производство и экспорт продовольствия, в частности в Японию и Россию. Ориентация АПК на использование новейших научно-технических достижений и более эффективных орудий труда способствует модернизации промышленного производства в США, выступая одной из движущих сил происходящих структурных изменений.

      Доля  добывающих отраслей в ВВП, несмотря на высокие внутренние и мировые цены на сырье и энергоносители, оставалась незначительной (2,3% в 2008 г.).

      В табл. 2.2 показан вклад отдельных  отраслей в развитие американской экономики.

      В последние годы весь прирост ВВП  США обеспечивали производители  услуг, при этом наиболее значительным был вклад профессиональных и бизнес-услуг, а также обработки и передача информации, образования, здравоохранения и социальной помощи.

      Значение  сферы услуг для американской экономики не исчерпывается только ее высокой долей в производстве ВВП и обеспечением занятости для большинства трудоспособного населения страны. Сегодня в США уровень развития отраслей этой сферы, их технологическое обеспечение, инвестиционные параметры намного опережают аналогичные показатели экономики любой другой страны. Выступая ключевыми носителями новейших научно-технических, многие сектора услуг имеют первостепенное значение для возобновления экономического роста в США.

      Промышленный  классификатор (NAICS) выделяет 16 основных отраслей сферы услуг, основные из которых представлены в табл. 2.2. 

      Таблица 2.2 – Вклад секторов и отраслей в прирост ВВП, %

Показатели 1987-1995 1995-2000 2008
ВВП 2,73 4,10 1,1
Частный сектор 2,51 4,04 0,51
Сельское  и лесное хозяйство, рыболовство, охота 0,01 0,08 -0,01
Добывающая промышленность 0,02 -0,01 -0,02
Строительство 0,02 0,12 -0,25
Обрабатывающая  промышленность, в том числе: 0,48 0,83 -0,32
 Товары длительного пользования 0,35 0,80 -0,08
 Товары текущего потребления 0,14 0,03 -0,24
Коммунальные  услуги 0,08 0,02 0,04
Оптовая торговля 0,22 0,44 -0,09
Розничная торговля 0,30 0,44 -0,03
Транспорт и складское хозяйство 0,14 0,14 -0,11
Информация 0,20 0,35 0,22
Финансы, страхование и недвижимость 0,47 0,84 -0,01
Профессиональные  и бизнес-услуги 0,30 0,57 0,67
Образование, здравоохранение и социальная помощь 0,13 0,09 0,35
Искусство, развлечения, отдых, гостиницы, общественное питание 0,08 0,13 0,06
Прочие  услуги частного сектора 0,05   0,01
Производство  товаров в частном секторе 0,54 1,02 -0,59
Производство  услуг в частном секторе 1,98 3,03 1,10
Государственный сектор 0,15 0,15 0,25
 

      Рассмотрим  основные структурные сдвиги в сфере  услуг. В первое десятилетие 2000-х  годов опережающими темпами развивались  информационные и финансовые услуги, страхование, продажа и аренда недвижимости. Они оказали наиболее заметное воздействие на экономический рост, обеспечив более 20% прироста ВВП США в 2003-2007 гг. В 2008 г. их доля в общей структуре производства услуг превысила 50%. В 2008 году структура сферы услуг выглядела следующим образом: Профессиональные и бизнес-услуги – 18%, недвижимость – 18%, торговля – 18%, финансы – 11%, здравоохранение – 10%, информация – 6%, отдых – 5%, транспорт – 4%, прочие – 10%. [1, с. 7]

      До 2006 года увеличивалась доля розничной  торговли в ВВП. Привлечению денежных ресурсов в эту отрасль способствовали новые, удобные для потребителей формы продаж. В последнее десятилетие в США широкое распространение получили магазины-склады, терминалы и торговые офисы. Одновременно создавались все новые сети универсальных и специализированных супермаркетов, мини-магазинов. Уже в конце ХХ века в крупных городах получили широкое распространение гипермаркеты (молы), на территории которых имелись не только различные магазины, но и кафе, небольшие рестораны, кинотеатры, другие сервисные предприятия. Эти формы торговли рассчитаны на максимально полное удовлетворение платежеспособного спроса. Но в условиях кризиса покупательская способность населения снизилась, что привело к снижению вклада торговли в производство ВВП.

      Наиболее быстро развивается информационная сфера, на долю которой даже в кризисном 2008 году приходилось более 4% создаваемого в стране валового продукта. Повышение экономической роли получения и передачи информации обусловило становление «новой», постиндустриальной экономики, которая кардинально изменила материально-техническую базу производства, привнеся в нее компьютерную технику с глобальной системой интернет.

      США был первой страной, предложившей потребителю  различные виды интернет-услуг для  развития бизнеса. Все более широкое распространение в США получают различные формы интернет-торговли, включая интернет-аукционы. Всемирная сеть широко используется в работе финансовых рынков при операциях с ценными бумагами, а также в банковском секторе. Практически невозможно оценить с достаточной достоверностью роль интернета в производстве ВВП США, так как без него сегодня не обходится ни одна американская фирма. Объем продукции, продаваемой при помощи, в 2007 году составил 20% от общего объема продаж в обрабатывающей промышленности США. Информационный сектор американской экономики стал действительно глобальным, поскольку его услугами пользуются потребители всех стран и континентов. [2, с. 38]

      Не  ограничиваясь предоставлением  широкого спектра информационных услуг, даже в условиях кризиса американские корпорации активно участвуют в мировой торговле финансовыми, страховыми, профессиональными, научно-техническими и консалтинговыми услугами, где США выступают в качестве нетто-экспортера.

      Заметные  структурные изменения произошли и в обрабатывающей промышленности Соединенных штатов. Американская статистика традиционно делит ее на две большие группы: товары длительного пользования и товары текущего потребления. К товарам длительного пользования относятся промышленные изделия, нормативный срок службы которых составляет не менее трех лет. Остальные товары рассматриваются как предметы краткосрочного пользования (или текущего потребления).

      Структура производства товаров длительного  пользования в 2008 году выглядела  следующим образом: компьютеры – 15%, продукция металлообработки – 14;, станки – 13%, автомобили – 11%, прочие средства транспорта – 10%, металлы – 7%, минеральное сырье – 6%, электрооборудование – 5%, лесоматериалы – 4%, прочие -15%. Именно компьютеры ныне занимают лидирующую позицию в группе товаров длительного пользования, вместе с тем уменьшается роль автомобилестроения, металлообработки, станкостроения и других базовых отраслей. [2, с. 39]

      Структура производства продукции текущего потребления  в 2008 году: химические продукты и материалы – 32%, продовольствие, напитки, табак – 24%, нефтепродукты – 13%, пластмасса и резиновые изделия – 10%, бумага – 8%, печатная продукция – 7%, ткани – 3%, одежда, кожаные изделия – 3%.

      В группе отраслей, производящих продукцию  текущего потребления, наиболее заметный рост наблюдался в производстве химической продукции и материалов – за период с 1947 по 2008 год их доля выросла с 10,9% до 32%. Значительно увеличилась также доля пластмасс и резиновых изделий – с 4,6 до 10%. Одновременно сократилась доля традиционных отраслей, производящих ткани и изделия из них ( с 14 до 3%), одежду и кожаные изделия (с 17% до 3%). Уменьшилась и доля отраслей, производящих продукты питания, напитки и табачные изделия (с 33,6% до 24%). [2, с. 39]

      Главная особенность структурных изменений в промышленности США опережающее развитие комплекса наукоемких отраслей – конструирования и производства компьютеров, приборостроения, авиакосмическиой промышленности, производства химической продукции и новых материалов. Опережающий рост наукоемких отраслей обусловлен следующими факторами:

      - более высокой. Чем в традиционных  отраслях американской экономики,  нормой прибыли. Например, в 2007 году отношение чистой прибыли  к акционерному капиталу в  производстве компьютеров и электронных продуктов составляло 10,2%, электрооборудования – 18,3%. В то же время производство транспортного оборудования в этом же году было убыточным;

      - наибольшей привлекательностью  для национальных и зарубежных  инвесторов;

      - концентрацией в наукоемких отраслях основного (около 80%) объема финансовых ресурсов, выделяемых американскими корпорациями на НИОКР, а также 80% научно-исследовательских кадров;

      - опережающими среднегодовыми темпами  прироста производительности труда  (4% по сравнению с 1-1,5% в других  отраслях обрабатывающей промышленности) и, соответственно, значительным опережением роста выпуска продукции;

      - более быстрым, чем в других  отраслях, освоением в производстве  и обновлением компьютеров и  программного обеспечения, использованием  принципиально новых видов беспроводного коммуникационного оборудования, широкополосной связи и других новых видов сетей, а также расширяющимся применением роботов и гибких производственных комплексов;

      - опережением в создании широкой  сети венчурных предприятий, дающих  при сравнительно небольших вложениях высокую эффективность научно-технических разработок и ускоряющих внедрение новшеств в массовое производство. По оценкам, в наукоемких отраслях американской экономики сконцентрировано свыше 20% таких предприятий. [2, с. 40]

      В ходе структурной перестройки заметно  ускорился межотраслевой перелив  капитала в наукоемкие отрасли. Так, если в 1987 г. наукоемкие отрасли аккумулировали менее 30% всех инвестиций, то к 2006 г. их доля увеличилась до 45%. Таким образом, в начале третьего тысячелетия в США рельефно проявилось приоритетное развитие группы наукоемких отраслей и сферы услуг.

      Сдвиги  в отраслевой структуре американской экономике соответствуют современному этапу НТР. В условиях возрастающей потребности быстрого обновления ассортимента товаров и услуг актуализируется задача создания гибкого диверсифицированного производства. Решить ее можно только благодаря широкому распространению современных высоких технологий, главным образом на базе использования микропроцессоров и электроники.

Информация о работе Валовой внутренний доход