Валовой внутренний доход

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 20:17, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является выявление сущности валового национального дохода, источников образования, распределения и использования.
Задачами данной курсовой работы являются:
– раскрыть сущность валового внутреннего дохода в системе национального счетоводства;
– рассмотреть источники и механизмы образования валового внутреннего дохода, проблемы его роста в промышленно развитых странах;
– проанализировать направления распределения и использования валового внутреннего дохода в национальной экономике Республики Беларусь.
Предметом исследования курсовой работы является валовой внутренний доход.

Содержание

Введение
1. Сущность валового внутреннего дохода в системе национального счетоводства
2. Источники и механизмы образования валового внутреннего дохода, проблемы его роста в промышленно развитых странах
3. Направления распределения и использования валового внутреннего дохода в национальной экономике Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

«ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ДОХОД.doc

— 475.50 Кб (Скачать документ)
 

      В 2009 году высокой остается доля расходов на конечное потребление домашних хозяйств, характеризующих воспроизводство жизнедеятельности населения (54,7%). В структуре потребительских расходов домашних хозяйств произошло уменьшение доли расходов на продукты питания (с 41,2% в 2008 году до 40,2% в 2009 году) и незначительно увеличилась доля расходов на оплату услуг. Доля в ВВП расходов государственных учреждений возросла с 16,5% в 2008 году до 16,7% в 2009 году.

      Негативное влияние на структуру использования ВВП в 2009 году оказала отрицательная величина чистого экспорта товаров и услуг, которая составила 15,6 трлн. рублей, или 11,4% от ВВП (в 2008 году – 7,7% от ВВП). Доля экспорта товаров и услуг в ВВП в 2009 году составила 50,7%, импорта товаров и услуг – 62,1%. [17]

      В реальном исчислении расходы на конечное потребление домашних хозяйств возросли в 2009 году по сравнению с предыдущим годом на 0,4%, расходы государственных учреждений снизились на 1,3%. Положительное влияние на реальный темп ВВП оказал рост валового накопления основного капитала на 7,6%, что обусловлено тенденцией к наращиванию объема инвестиций. Реальное снижение в 2009 году по сравнению с 2008 годом объемов экспорта товаров и услуг на 6%, а импорта товаров и услуг – на 10,7% оказало отрицательное влияние на темп роста ВВП.

      Расчет валового внутреннего продукта по источникам доходов осуществляется для анализа стоимостной структуры ВВП. Валовая прибыль и валовые смешанные доходы рассчитываются как разница между ВВП, рассчитанным производственным методом, оплатой труда и чистыми налогами на производство и импорт.

      Структура валового внутреннего продукта по источникам доходов представлена данными в табл. 3.6.  

      Таблица 3.6 - Источники дохода ВВП (в текущих ценах)

  2009 г. Справочно 2008 г.
млрд. руб. в % к итогу млрд. руб. в % к итогу
Валовой внутренний продукт 136789,8 100 129790,8 100
в том числе:
оплата труда работников 65098,1 47,6 58691,5 45,2
чистые налоги на производство и импорт 22158,4 16,2 22015,3 17,0
валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы 49533,3 36,2 49084,0 37,8
 

      В 2009 году в структуре ВВП произошло увеличение доли оплаты труда работников (на 2,4 процентных пункта) и снижение доли чистых налогов на производство и импорт, а также валовой прибыли экономики и валовых смешанных доходов.

      В соответствии с официальным прогнозом, утвержденным в конце 2009 г., предусматривается, что темп роста ВВП в 2010 г. составит 11–13% г/г, а рост инвестиций в основной капитал 23–25%. Предполагается, что такие темпы роста будут обеспечены за счет привлечения внешних ресурсов и обеспечения благоприятных условий поставок российских энергоносителей. Кроме того, правительство рассчитывает на благоприятное воздействие внешней среды, в частности благоприятные условия поставок российских энергоносителей. Белорусское правительство рассчитывает на беспошлинные поставки нефти для дальнейшей переработки на белорусских заводах, а также синхронизацию с Россией повышения цен на газ. Ранее предполагалось, что Беларусь перейдет на рыночные цены на российский газ уже с 2011 г.

      Таким образом, возможные договоренности в сфере энергетики действительно могут улучшить для Беларуси внешнюю конъюнктуру в 2010 г. То есть, можно говорить о том, что правительство в качестве основных факторов роста потенциального ВВП видит факторы, схожие с моделью, реализованной в 2003–2008 гг. – преференциальные цены на энергоносители и преференциальный доступ на российский рынок. Реализация такой модели во многом зависит от политических составляющих. Кроме того, весьма сомнительна возможность обеспечения высокой нормы отдачи на капитал и повышения общефакторной производительности за счет перечисленных факторов в течение длительного периода. Помимо перечисленных, правительство также выражает готовность идти на частичные реформы, способствующие улучшению делового климата в Беларуси. Но даже в случае, если такая модель роста будет реализована, то повышение потенциального ВВП на ее основе займет достаточно длительный период времени. Это означает, что задача о достижении высоких темпов роста уже в 2010 г. подразумевает их достижение не на основе повышения долгосрочных возможностей национальной экономики – потенциального ВВП, а на основе искусственного стимулирования со стороны спроса.

      Из составляющих совокупного спроса, в данный момент основой роста может стать либо восстановление внешнего спроса, либо стимулирование внутреннего спроса, главным образом, посредством инвестиций. Поскольку внешний спрос преимущественно зависит от глобальной экономической конъюнктуры, то оказывать на него существенное влияние Беларусь не может. В такой ситуации основным доступным источником роста со стороны спроса являются инвестиции в основной капитал, которые могу обусловить последующий рост других компонентов спроса (например, потребления домашних хозяйств). Учитывая необходимость изменений в нагрузки на белорусскую банковскую систему, можно говорить, что единственным потенциально доступным источником финансирования инвестиций в основной капитала в 2010 г. будут иностранные инвестиции.

      Стимулируя приток капитала, Беларусь в 2010 г., вероятно, активизирует приватизационные сделки, которые помимо непосредственной платы за приватизацию объектов государственной собственности будут также включать дополнительные условия по привлечению капитала. Например, в декабре была одобрена сделка по продаже российскому Сбербанку БПС-банка за сумму около USD 281 млн, но которая включает в себя дополнительное инвестиционное соглашение. В соответствии с ним, предполагается, что Сбербанк в 2010 г. выступит организатором размещения Беларусью еврооблигаций на сумму около USD 2 млрд, облигаций на российском рынке на сумму около RUB 15 млрд, обеспечит привлечение синдицированных кредитов на сумму около USD 300 млн и RUB 5 млрд, а также будет напрямую кредитовать белорусские предприятия. Другими источниками иностранного капитала в 2010 г. могут стать ресурсы МВФ в рамках новой программы, направленной на структурные реформы; средства ЕБРР, МБРР, а также макрофинансовая помощь ЕС; ресурсы экспортно-импортного банка Китая, с которым было подписано соглашение об открытии кредитной линии на сумму около USD 5.7 млрд. По оценкам, для того, чтобы обеспечить запланированный рост инвестиций в основной капитал, в 2010 г. Беларусь должна привлечь в виде прямых иностранных инвестиций или же долгосрочных займов для финансирования инвестиций в основной капитал дополнительно около USD 4.5–5 млрд. Исходя из приведенных запланированных займов, можно говорить о том, что в 2010 г. Беларусь сможет привлечь необходимые ресурсы для финансирования запланированного инвестиционного роста. Однако его искусственное стимулирование в 2010 г. видится неоднозначным, поскольку приведет к сохранению высокого дефицита текущего счета, наращению внешнего долга, дополнительному инфляционному давлению, что ухудшит перспективы долгосрочного роста. Поэтому такой искусственный рост в 2010 г. приведет к дальнейшему накоплению диспропорций в белорусской экономике и может в дальнейшем привести к нарушению макроэкономического баланса, что, в свою очередь, ухудшит перспективы долгосрочного роста.

      В третьей главе можно сделать следующие выводы.

      ВВП Республики Беларусь имеет лучшую динамику по сравнению с многими соседними странами. Относительно благоприятная динамика основных макроэкономических показателей по сравнению со странами региона во многом объясняется принятыми более оперативными мерами экономической политики, многие из которых носили директивный характер.

      Кризис привел к довольно существенным изменениям в отраслевой структуре белорусского ВВП. В течение всего рассматриваемого периода увеличивался удельный вес отраслей, производящих услуги и ориентированных преимущественно на внутренний рынок. Для стимулирования роста по экономике в целом, данный процесс дополнительно стимулировался экономическими властями, как посредством фискальных, так и монетарных стимулов. В стимулировании темпов экономического роста приоритет отдавался монетарным стимулам, в частности, доступом к кредитным инструментам. Такой подход в реальном секторе экономики обусловливал дополнительную нагрузку на кредитно-финансовый сектор, а также формировал ряд дополнительных вызовов для монетарной политики. Помимо мер, направленных на сглаживание шоков пришедших непосредственно из монетарной сферы, монетарной политике была отведена одновременно и роль инструмента дополнительного отраслевого стимулирования.

      Поскольку снижение внешнего спроса являлось первопричиной кризисных явлений в белорусской экономике, то соображения ценовой конкурентоспособности представляются чрезвычайно важными в кризисный период. Вместе с тем, повышение удельных издержек на рабочую силу способствовало стимулированию потребления домашних хозяйств, что обеспечивало дополнительный внутренний спрос в белорусской экономике. Поскольку приоритет в политике экономических властей был отдан соображениям внутреннего спроса, то и с этой позиции можно говорить о том, что де-факто стратегией экономической политики было замещение сократившегося внешнего спроса внутренним.

      Стимулирование опережающего роста заработной платы можно рассматривать и в контексте выбора между потреблением и инвестициями в национальной экономике. В случае, если предприятия обеспечивают опережающий рост заработной платы, то это объективно снижает их инвестиционные возможности. Однако в 2009 г. такого рода выбора экономические власти пытались избегать. Наряду с опережающим ростом заработной платы относительно производительности труда, экономические власти предоставляли дополнительные фискальные и монетарные стимулы для осуществления инвестиционной деятельности.

      Таким образом, можно говорить об имевшей место довольно ярко выраженной политике стимулирования внутреннего спроса для обеспечения благоприятной динамики ВВП. В первом полугодии правительство пыталось стимулировать внутренний спрос как за счет потребления домашних хозяйств, так и за счет инвестиций в основной капитал. Однако во 2-м и 3-м кварталах больший приоритет был отдан стимулированию инвестиционного спроса, а вклад в рост потребления домашних хозяйств стал снижаться вследствие ослабления стимулирования заработной платы.

      Негативное влияние на структуру использования ВВП в 2009 году оказала отрицательная величина чистого экспорта товаров и услуг, которая составила 15,6 трлн. рублей, или 11,4% от ВВП (в 2008 году – 7,7% от ВВП).

      В реальном исчислении расходы на конечное потребление домашних хозяйств возросли в 2009 году по сравнению с предыдущим годом на 0,4%, расходы государственных учреждений снизились на 1,3%. Положительное влияние на реальный темп ВВП оказал рост валового накопления основного капитала на 7,6%, что обусловлено тенденцией к наращиванию объема инвестиций. Реальное снижение в 2009 году по сравнению с 2008 годом объемов экспорта товаров и услуг на 6%, а импорта товаров и услуг – на 10,7% оказало отрицательное влияние на темп роста ВВП.

      Из составляющих совокупного спроса, в данный момент основой роста может стать либо восстановление внешнего спроса, либо стимулирование внутреннего спроса, главным образом, посредством инвестиций. Поскольку внешний спрос преимущественно зависит от глобальной экономической конъюнктуры, то оказывать на него существенное влияние Беларусь не может. В такой ситуации основным доступным источником роста со стороны спроса являются инвестиции в основной капитал, которые могу обусловить последующий рост других компонентов спроса (например, потребления домашних хозяйств).

 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      Суть системы национальных счетов сводится к формированию обобщающих показателей функционирования экономики на различных стадиях процесса воспроизводства и взаимной связи этих показателей между собой.

      Валовой внутренний продукт является одним из основных макроэкономических показателей, оценивающих результаты экономической деятельности. Его динамика используется для оценки общей эффективности функционирования экономики и, следовательно, для определения относительного успеха или несостоятельности мер экономической политики, проводимой правительством.

      ВВП, ВНП и другие макроэкономические показатели являются показателями экономического состояния общества. Макроэкономические показатели важны для прогнозирования экономического развития страны, принятия правильных решений. И хотя различные показатели национального дохода не учитывают нерыночные и нелегальные сделки, изменения фонда свободного времени и качества товаров, состава и распределения совокупного выпуска, а также экологические последствия производства, тем не менее, они являются довольно точными и полезными индикаторами экономического состояния страны.

      Во второй главе рассмотрены источники и механизмы образования валового внутреннего продукта, а также проблемы его роста в экономиках США, Сингапура и Великобритании.

      Общим является то, что все эти страны для стимулирования экономического роста активно использует инновационные технологии и развивают инновационные отрасли.

      Характерная черта структурной перестройки в США – изменение соотношения между главными сферами общественного производства – материальной и нематериальной. Повышение роли нематериального производства отражает рост общественной производительности труда и позволяет удовлетворить быстро меняющиеся потребности общества. Технический прогресс, расширяя рамки разделения труда внутри материального производства, одновременно повышает роль нематериальных условий жизни общества. Они, в свою очередь, формируют сферу услуг, благодаря которой возрастает эффективность всего хозяйства, увеличивается конечный общественный продукт и фонд потребления, повышается качество жизни населения.

Информация о работе Валовой внутренний доход