Виды безработицы и её динамика в странах с рыночной экономикой в 1980-2007 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 09:55, реферат

Описание

Одной из важнейших проблем современной экономики России является проблема безработицы. Она выступает как сложное и противоречивое макроэкономическое явление экономической жизни. Официально в нашей стране безработица была признана лишь в начале 1990-х годов. В это время число безработных возрастало очень быстро, и масштабы безработицы превышали социально допустимый уровень.

Работа состоит из  1 файл

Виды безработицы и её динамика в странах с рыночной экономикой в 1980.doc

— 175.00 Кб (Скачать документ)

 

    В период с 2005г. по 2006г. в большинстве  регионов мира не зафиксировано заметного изменения уровня безработицы. Самое значительное снижение произошло в странах с развитой экономикой и государствах Евросоюза, где уровень безработицы уменьшился на 0,6%, составив 6,2%. Уровень безработицы в странах Восточной Азии – 3,6%(самый низкий показатель  мире); в странах Южной Азии – 5,2%.

 

    Самый высокий уровень безработицы  в странах Ближнего Востока и  Северной Африки: в 2006г.-12,2%.В этих регионах также зафиксирован самая высокая доля работающих бедных: 8 из 10 мужчин и женщин члены их семей живут менее чем на 2 долл. в день. Очевидно, что глобальным приоритетом является создание условий для достойного труда.

 

    В период с 2001 г. по 2006 г. общее число  трудящихся, живущих за чертой бедности (составляющей 1 долл. в день), снизилось во всех регионах, кроме стран Африки южнее Сахары, где оно возросло на 14 млн. человек, а также государств Латинской Америки, Ближнего Востока и Северной Африки, где число работающих бедных в целом осталось неизменным. В этот же период общая численность трудящихся, живущих менее чем на 2 долл. в день, снизилось в странах Центральной и Восточной Европы. Наиболее значительно – на 65 млн. человек – этот показатель уменьшился в странах Восточной Азии. В то же время он вырос в странах Юго-Восточной Азии и Тихого Океана, Южной Азии, Ближнего Востока Северной Африки, причем наибольший рост зафиксирован в странах Африки.

 

    Несмотря  на значительный экономический рост за последние годы, для рынков труда  стран Центральной и Восточной  Европы все еще характерен высокий  уровень безработицы, присущий переходному  периоду.

 

    Постоянно высокий уровень безработицы  в регионе способствует активизации миграционных потоков. Многие трудящиеся, потерявшие работу, и многие молодые специалисты, которые так и не смогли найти работу, эмигрировали на Запад, чтобы найти работу в странах Центральной и Восточной Европы.

 

    В большинстве стран Центральной  и Восточной Европы  уровень  экономической активности снизился как среди мужчин, так и среди женщин, причем зачастую среди мужчин темпы снижения выше. Кроме того, уровень занятости населения упал с 54,8% в 1996 г. до 53% в 2006 г. Пожалуй, единственная позитивная региональная тенденция - значительное снижение численности работающих бедных, которое в 2006 г. составило 10,5%.

 

    После распада СССР страны СНГ столкнулись более значительными и продолжительным экономическим спадом, нежели государство Центральной и Восточной Европы. Однако с 1999 г. в регионе происходило активное восстановление стабильности. Так, темпы экономического роста выросли с 2,4% в 1999 г. до 6,3% в 2006 г., на 3% превысив показатель, достигнутый странами с развитой экономикой и государствами Евросоюза.

 

    Основные  задачи стран Центральной и Восточной  Европы - ликвидация высокой безработицы  и повышение занятости с тем, чтобы обеспечить полноценное использование потенциала населения трудоспособного возраста. Это станет возможным только в результате проведения макроэкономической политики, стимулирующей приток инвестиций и создание рабочих мест при условии, что рынок труда и меры социальной политики будут способствовать интеграции людей (особенно молодежи) на рынке труда и сокращению бедности.

 

    2.2 Безработица в  России

 

    Оценивая  сегодняшнюю экономическую ситуации в России, нельзя не иметь в виду, что подавляющая масса экономически активного населения сформировалась как работник в доперестроечный период. А в тех условиях в стране деятельность была преимущественно связана с материально- вещественным производством. Такая занятость считалась престижной и более выгодной. Работники получали сравнительно высокую заработную плату, были лучше обеспечены жильем, базами отдыха, детскими садами, пионерскими лагерями и т.д. При этом экономике не был присущ инновационный характер, что сохранилось и сегодня.

 

    В новых условиях отраслевая и профессиональная структуры занятости населения  оказались практически несовместимые с рыночной экономикой. Эти структуры нуждались не просто в совершенствовании, а в кардинальной перестройке. Положение усугублялось и тем, что в доперестроечный период были так называемые «кадровые работники», т.е. люди, которые проработали на данном предприятии, учреждении не один десяток лет. Систем их материального благополучия и социального обслуживания определялась стажем непрерывной работы на данной предприятии. От этого зависело получение бесплатной квартиры, льготной путевки в оздоровительные учреждения для себя и детей, места в детских яслях и садах и т.д. Более того, при наличии 20-летнего непрерывного стажа работы на одном предприятии максимальный размер пенсии увеличивался на 10%. Такая категория людей, выйдя на пенсию, продолжала пользоваться теми же социальными благами, которые предоставлялись работникам.

 

    В доперестроечный период практически  отсутствовал проблема трудоустройства. В обществе господствовал принцип всеобщности и обязательности труда. При этом экономика постоянно испытывала дефицит рабочей силы. В результате работники имели определенные возможности диктовать руководству предприятий свои условия труда и его оплаты, угрожая увольнением, и т.д. В результате экономика имела работника, привыкшего длительное время работать на одном предприятии и в одной должности, профессии, не очень заботясь о повышении своего профессионального мастерства. Такой работник оказался мало пригодным в рыночной экономике, где его главными характеристиками должна быть высокая мобильность, профессионализм, готовность сменить место работы и овладеть новыми знаниями.

 

    Работник  в своей деятельности в период до перестройки был подчинен руководству, начальнику, который «хорошо» знал, что и как надо делать. Инициатива работника в тех условиях не приветствовалась. Она принадлежала начальнику, вышестоящим инстанциям.

 

    Рыночная  экономика предполагает наличие  людей другими установками. Она требует активного, предприимчивого, инициативного работника, для которого характерен поиск нового, самостоятельность в решении производственных жизненных проблем. И, следовательно, сегодня должен стоять вопрос о формировании самостоятельного агента рыночной экономики. Однако, когда возникла необходимость в таких работниках, значительное число советских людей оказались несостоятельными.

 

    Другой  особенностью формирования безработицы  можно считать то обстоятельство, что в России в доперестроечный период фактически отсутствовала индивидуальная частнопредпринимательская деятельность. Такая деятельность признавалась малоэффективной и противоречащей принципам социализма. Недостаточно были развиты малые предприятия. Все эти обстоятельства сыграли немалую роль в быстром развитии безработицы в России. Для современной России причиной резкого роста численности безработных можно считать, прежде всего, обвал совокупного спроса. Из приложения 1 видно, что в 1992 г. по сравнению с 1991 г. имел место катастрофический спад среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работающих в экономике - почти на треть. Это уменьшило покупательную способность населения. Более того, в стране в 1992 г. по сравнению с 1990 г. объем инвестиций сократился почти в 2 раза, что привело к сокращению и совокупного спроса. Подобное положение и предопределил рост безработицы. Результаты первого обследования Госкомстата по проблемам занятости населения России показали, что в стране в 1992 г. было 3,9 млн. безработных.

 

    После 1992 г. положение еще более ухудшилось. В 1992-1998 гг. заработная плата упала более чем на треть, инвестиции сократились почти в 2,5 раза. В этот период безработица выросла в 2,3 раза. После августовского кризиса 1998 г. произошло резкое снижение заработной платы и повышение валютного курса рубля. В этих условиях существенно уменьшился  платежеспособный спрос населения, и изменилась его структура. Из-за удорожания импорта вынужденно сократились покупки иностранных товаров. Эта ниша была своевременно занята отечественными товаропроизводителями. Этому в немалой мере способствовало и снижение трудовых издержек в связи с падением реальной заработной платы. Вполне очевидно, что достигнутый в последующие годы рост ВВП был в основном обеспечен введением в строй не действовавших производственных мощностей, а также наличием работников, работавших неполное рабочее время и находившихся в отпусках по инициативе администрации.

 

    Непропорциональное  сокращение численности занятых  в 1992 - 1998 гг. по сравнению с уменьшением  производства ВВП предопределило подъем экономики. В 2002 г. по сравнению с 1998 г. объемы производства ВВП увеличились на 25%, заработная плата выросла на 62,4%, и составляла 58,1% от заработной платы 1991 г. Следовательно, успех экономики может быть обеспечен не только за счет роста численности занятого населения, но и за счет модернизации технологической базы производства, ее перевооружения, что может быть связано с некоторым ростом безработицы. И это в России выступит как плата за прогресс общественного развития, модернизацию экономики, обеспечение конкурентоспособности отечественного производства.

 

    Для экономики России переход к рынку  означает резкий поворот к естественной безработице. Естественный уровень безработицы свидетельствует о том, что заработал рынок рабочей силы, т.е. освобождение от неоправданного государственного вмешательства. Регулирующая роль государства в области занятости должна: во-первых, быть направлена на регулирование вынужденной безработицы; во-вторых, обеспечить регулирование уровня и продолжительности этой безработицы; в-третьих, включать в себя меры по социальной защите людей, пострадавших от безработицы.

 

      Таким образом, регулирующий потенциал государства на рынке труда должен быть направлен на снижение уровня безработицы в сторону ее естественной нормы. Следует отметить, что официальная статистика неточно отражает картину реального состояния рынка труда. В России сложилась практика, как и во многих других государствах, когда имеется два источника сведений о численности и составе безработных.

 

    Согласно  закону «О занятости населения в  Российской Федерации» (от 18 мая 1991г.), « безработными признаются трудоспособные граждан, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом не учитывается оплата за выполнение общественных работ по направлению службы занятости, а также выплаты выходного пособия и среднего заработка, сохраняемого гражданам, уволенным из организаций (военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в связи с их ликвидацией, реорганизацией, сокращением численности или штата».

 

    Регистрация безработных осуществляется в государственной  службе занятости по месту постоянного жительства при предъявлении человеком паспорта, трудовой книжки и документов, удостоверяющих профессию, квалификацию, средний заработок за последние два месяца работы. Для впервые ищущих работу необходимо предъявить паспорт, документ об образовании. Решение о признании гражданина безработным принимается не позднее 11 дня с момента предъявления службе занятости соответствующих документов. Однако существуют безработные, которые не регистрируются в государственных учреждениях. Этот феномен является одной из главных «загадок» российского рынка. Обладая высокой конкурентоспособностью на рынке труда, они не прибегаю к услугам бирж труда, поскольку считают, что обращение в службу не соответствует их социальному статусу и может помешать дальнейшей трудовой карьере.

 

  Среди незанятых не подлежат регистрации  и те, кто крайне низко оценивает преимущества занятости в общественном секторе экономики, и предпочитают не работать вообще. В эту группу входят матери, воспитывающие детей, лица пенсионного возраста и др. В ходе социологических наблюдений сотрудниками института проблем занятости выявлены случаи, когда фактически безработные стремятся сделать фиктивные отметки в трудовой книжке и получить рекомендации для дальнейшего  трудоустройства, адекватного их запросам. Часто работники не обращаются в службу занятости, предполагая ограниченные возможности в трудоустройстве.

 

    Вместе  с тем среди зарегистрированных на биржах труда в качестве незанятых приблизительно половина фактически не ищут работу. Многие из этих людей работают неофициально. Их удерживает на бирже желание иметь социальный статус и гарантии; в некоторых случаях они надеются с помощью службы занятости все же найти себе подходящую постоянную работу. Среди регистрируемых на биржах труда все чаще появляются люди, которые не хотят работать в принципе, но не возражают получать в течение года фактически не заработанный доход. Так на учете состоит много лиц предпенсионного возраста, которые не обнаруживают стремления к трудоустройству, и рассчитываю на досрочный выход на пенсию; многодетны матери и т.д.

 

    Исходя  из приложения 2, можно сказать, что  решение проблемы поддержания занятости требует принятия неотложных государственных мер как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. Вполне очевидно, что широкое использование современных технологий обучения может кардинально изменить ситуацию на рынке труда за счет повышения квалификации работников, овладение ими дополнительных профессий и специальностей.

 

    В целях реализации прав граждан на полную продуктивную и свободно избранную  занятость государственные органы разрабатывают соответствующие целевые программы, которые предлагают основные направления действий на рынке труда в Российской Федерации на определенный отрезок времени. Основную работу по реализации этих программ осуществляет Государственная служба занятости. Их главная задача-выявление возможных очагов массового увольнения работников, скажем, в связи с модернизацией крупных предприятий; внедрение новых технологий на действующих предприятиях, т.е. мероприятия, связанных с изменением профессиональной структуры занятого населения. Наличие такой информации позволило бы службам занятости своевременно организовать необходимую переподготовку кадров.

 

    Сегодня службы занятости в России в основном имеют информацию только о своем  регионе. Причем данные о вакантных местах представляются далеко не полностью. Службы занятости получают информацию в основном о вакантных рабочих местах не - и малоквалифицированного труда. Такое положение существенно снижает их возможности.

Информация о работе Виды безработицы и её динамика в странах с рыночной экономикой в 1980-2007 г