Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 09:55, реферат
Одной из важнейших проблем современной экономики России является проблема безработицы. Она выступает как сложное и противоречивое макроэкономическое явление экономической жизни. Официально в нашей стране безработица была признана лишь в начале 1990-х годов. В это время число безработных возрастало очень быстро, и масштабы безработицы превышали социально допустимый уровень.
Другим не менее существенным недостатком информации является то, что в службах занятости нет сведений о вакансиях в других регионах страны. Такая ситуация представляется достаточно странной прежде всего потому, что предшественники службы занятости - организованный набор рабочей силы на новостройки, центры трудоустройства - такой информацией располагали, хотя, конечно, не имели тех средств связи, которые существуют сегодня.
Оценивая деятельность Правительства России, нельзя не отметить его низкую эффективность. Согласно международному исследованию по эффективности работы госорганов, Россия занимает 107 место из 18 стран, участвующих в этом рейтинге, а по качеству государственного регулирования Россия оказалась на 158 месте при 160 участниках обследования.
Уровень и масштабы безработицы в стране обусловлены личными характеристиками человека. Именно они в первую очередь определяют возможности его эффективного функционирования в новых условиях хозяйствования. Однако этот аспект проблемы не стал еще очевидным для исследователей проблемы безработицы.
Заключение
Безработица как макроэкономическое явление обладает широким спектром характеристик. Они позволили оценить не только масштабы безработицы, но выявить некоторые тенденции ее развития.
Несмотря на значительное сокращении численности безработных, её уровень еще достаточно велик. Фактический уровень безработицы сегодня существенно превышает ее естественный уровень. При этом надо отметить, что с начала века разрыв этих показателей увеличивается. И причина этому - ускорение темпов роста численности циклической и структурной безработицы.
Преодоление этих тенденций предполагает, прежде всего, расширение информационной базы о безработице. На современном этапе Госкомстат РФ располагает достаточной информацией о численности безработных, ее структурах, продолжительности и, что особо надо отметить, информацией о распределении безработных по занятиям, по отраслям экономики, по видам деятельности, по последнему месту работы. Следовательно, известны очаги безработицы.
Однако только такой информации не достаточно. Для ускорения работ по сокращению численности безработных необходимы сведения об их движении: межотраслевом, внутриотраслевом, межпрофессиональном, внутрипрофессиональном, после переподготовки или без нее, получение новой работы после переезда в другой населенный пункт со сменой или без смены профессии и т.п. Такая информация может быть получена в результате расширения программы обследования населения по проблемам занятости. Это могло бы существенно повысить качество разрабатываемых программ по трудоустройству безработных.
Не менее важным является и информированность населения о вакантных рабочих местах. Сегодня эта деятельность государства не соответствует требованиям рынка труда. Безусловно, их развитие потребует больших финансовых и трудовых затрат. Однако они могут достаточно быстро окупиться. Расчеты показывают, что сокращение времени поиска работа хотя бы на 1% может при сложившейся производительности труда увеличить объемы производства ВВП в стране как минимум на 2,1% ВВП.
В решении проблем безработицы очень велика роль общеобразовательной школы. Она сегодня не учит детей и подростков тому, как надо себя вести на рынке труда, как и о чем надо договариваться с работодателем, как это юридически правильно оформить и т.д. Эти знания нужны не только тем школьникам, которые после окончания общеобразовательной школы сразу идут работать, они будут необходимы и тем, то окончит профессиональные учебные заведения. Организовать эту работу должно государство и его органы. В новых условиях оно обязано организовать и профессиональную подготовку школьников, поскольку не все выпускники поступают в профессиональные учебные заведения.
Роль и место человека в производстве, повышение его эффективности, прибыльности в настоящее время кардинально меняется. Это обусловлено развитием информационной экономики, экономики знаний. Теперь экономический рост во все большей мере зависит от степени потребления информации. В этих условиях человек, становится важнейшим фактором индустриальной экономики. Пришло новое понимание роли человека в производственном процессе как создателя и носителя информации. Все это означает резкое возрастание численности, роли и места высококвалифицированных специалистов и рабочих и высвобождение других категорий работников.
Приложение 1
Динамика основных показателей экономического развития России
Год | Объем производства ВВП в ценах 1990г., млрд руб. | Численность, млн чел. | Уровень безработицы, % | Заработная плата в ценах 1991 г., руб. | Инвестиции в ценах 1990г., млрд руб. | |
Занятых в экономике | Безработных | |||||
1990 | 644,2 | 75,3 | … | … | … | 249,1 |
1991 | 612,2 | 73,8 | … | … | 548 | 211,2 |
1992 | 523,3 | 72,1 | 3,9 | 5,2 | 369 | 127 |
1993 | 477,7 | 70,8 | 4,3 | 5,9 | 370 | 111,8 |
1994 | 417,1 | 68,5 | 5,7 | 8,1 | 341 | 85 |
1995 | 400,1 | 66,4 | 6,7 | 9,5 | 246 | 76,5 |
1996 | 386,4 | 65,9 | 6,7 | 9,7 | 278 | 62,7 |
1997 | 389,8 | 64,7 | 8,1 | 11,8 | 291 | 59,6 |
1998 | 370,7 | 63,8 | 8,9 | 13,2 | 253 | 52,4 |
1999 | 390,8 | 64 | 9,1 | 12,6 | 197 | 55 |
2000 | 429,8 | 64,3 | 7 | 9,8 | 238 | 64,6 |
2001 | 451,3 | 64,7 | 6,3 | 8,9 | 289 | 71,2 |
2002 | 470,7 | 65,4 | 6,1 | 8,6 | 320 | 72,9 |
Приложение 2
Показатели занятости и безработицы в России
Наименование показателя | Ед. изм. | 2002г. | 2003г. | 2004г. | 2005г. |
Численность экономически активного населения | млн. чел. | 71,7 | 72,3 | 72,8 | 72,9 |
Численность занятых в экономике | млн. чел. | 65,2 | 65,5 | 65,8 | 66 |
Численность безработных граждан | млн. чел. | 6,5 | 6,8 | 7 | 6,9 |
Численность безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости | млн. чел. | 1,2 | 1,3 | 1,4 | 1,3 |
Уровень общей безработицы | % | 9,1 | 9,4 | 9,6 | 9,5 |
Уровень зарегистрированной безработицы | % | 1,7 | 1,8 | 1,9 | 1,8 |
Доля численности зарегистрированных безработных в общей численности безработных | % | 18,5 | 19,1 | 20 | 18,8 |
Информация о работе Виды безработицы и её динамика в странах с рыночной экономикой в 1980-2007 г