Виды хозяйственных договоров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 14:59, реферат

Описание

Договор поставки при свободной купле-продаже товаров (коммерческий договор заключается по инициативе продавца или покупателя на основе взаимной договоренности по всем существенным условиям). Договор считается заключенным, даже если в нем согласованы только наименование, количество и цена товара (или определен порядок ее согласования), цели приобретения товара. Эти условия являются минимально допустимыми.

Содержание

1 Договор поставки при свободной купле-продаже товаров ………………….3
2 Договор поставки товаров для государственных нужд ……………………..6
3 Дилерский договор……………………………………………………………. 9
4 Дистрибьюторский договор ………………………………………………….11
5 Договор консигнации ………………………………………………………...13
6 Договор комиссии …………………………………………………………….16
7 Договор франшизы …………………………………………………………...17
Список использованных источников…………………………

Работа состоит из  1 файл

главный по кд.docx

— 44.66 Кб (Скачать документ)

     Одним из существенных условий дистрибьюторского  договора является условие о согласовании договорной территории. При определении  территории стороны могут придерживаться как строгих географических границ определенного государства, так  и границ конкретного региона. Под  территорией в практике заключения дистрибьюторских соглашений понимается государство или часть государства (административно-территориальная, муниципальная, историческая или иная область) либо содружество государств, т.е. территория, находящаяся в пределах государственной  юрисдикции.

     В дистрибьюторских договорах можно  определить меры поддержки грантором  дистрибьютора, например:

    • предоставление дистрибьютору технической и коммерческой информации, связанной с продажами товара (включая передачу ноу-хау);
    • организация тренингов и семинаров для персонала дистрибьютора;
    • порядок обеспечения дистрибьютора рекламной продукцией и т.д.

     Для эффективного осуществления продаж в рамках определенной сторонами  территории очень важно включить условие об исключительности передаваемых дистрибьютору прав продажи данных товаров. В сущности, передача исключительных прав на продажу очень похожа на передачу исключительных прав на объекты  промышленной собственности. Однако если в первом случае российское законодательство не предусматривает дополнительных процедур, то во втором необходима государственная регистрация соответствующего договора в патентном ведомстве. Во внешнеторговых отношениях возможен запрет для грантора вступать в гражданско-правовые отношения (в некоторые договоры даже вводят условие о запрете переговоров) с хозяйствующими субъектами, которые осуществляют или могут осуществлять на "договорной" территории продажи. Предполагается, что эти действия должен осуществлять дистрибьютор.

     В договоре предусматриваются санкции  за нарушение типичных для дистрибьюторского  договора условий, например о минимальном  уровне продаж, определении цены (продажа  по заниженной цене может негативно  отразиться на деловой репутации  грантора), уменьшении установленного запаса товаров (дистрибьютор обязан их хранить, чтобы удовлетворять интересы третьих лиц).

     На грантора возлагаются обязательства:

    • не поставлять являющиеся предметом данного контракта товары другим клиентам на территории сбыта;
    • не производить или не сбывать товары, конкурирующие с договорными товарами, и т.д.

     Основной  целью дистрибуции товаров является принятие дистрибьютором на себя обязанностей, связанных с продвижением товара на соответствующих рынках. В комплекс дополнительных условий могут входить не только юридическое сопровождение, но и обеспечение перевозок, таможенное оформление, соответствующая регистрация в компетентных государственных органах (например, для лекарственных средств) и т.д.

     Применительно к дистрибьюторским договорам справедливым условием можно считать страхование  риска неисполнения того или иного  договорного обязательства, например несоблюдение условий по запасам  товаров и гарантированному минимуму продаж; досрочное прекращение договора и т.д.

     При подписании дистрибьюторского соглашения необходимо оговорить условия конфиденциальности, например запрет на обнародование информации о гранторе или о передаче ноу-хау. Для устранения возможных разногласий  стороны могут вводить для  работников различные уровни допуска  к информации и заключать с  ними специальные соглашения о сохранении коммерческой тайны даже в случае их увольнения. Как правило, в условиях о неразглашении коммерческой информации устанавливаются сроки, превышающие  срок действия договора. В международной  практике заключения дистрибьюторских договоров используются оговорки о  том, что грантор обязуется не пользоваться услугами бывших работников дистрибьютора.

 

     5 Договор консигнации

     Характерные особенности договора консигнации. Несмотря на то что договор консигнации не урегулирован законодательством Республики Беларусь, он может применяться не только между белорусскими резидентами, но и нерезидентами в силу п. 1 ст. 7 Гражданского кодекса Республики Беларусь, согласно которому гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законодательством, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законодательством, но не противоречащих ему.

     Характерные особенности договора консигнации, имеющего широкое применение в международной  торговле, содержатся в Руководстве  Международной торговой палаты (далее  — МТП) по составлению торговых агентских  соглашений между сторонами, находящимися в разных странах (публикация МТП 1983 г. № 410) и в Типовом коммерческом агентском контракте Международной  торговой палаты (публикация МТП 1991 г. № 496).

     Сторонами договора консигнации являются принципал (консигнант) и торговый агент (консигнатор), который занимается реализацией товара с консигнационного склада третьим лицам.

     Термин  «принципал» соответствует французскому термину «комитент» или «доверитель», итальянскому — «уполномоченный» или  «доверитель». Кроме того, термин «агент»  в английском языке имеет более  широкое толкование, чем «агент»  во французском, «агент» в итальянском  и «торговый представитель» или  «представитель» в немецком языке. Термин «представитель» часто используют во Франции и Бельгии. Под ним  понимают агентов, которые получают заработную плату. В Италии «представитель»  означает агента, который имеет право  представлять, однако на практике этот термин обычно используется применительно  к агентам, которые не уполномочены заключать соглашения от имени и  за счет принципала.

     При составлении договора консигнации  с нерезидентами Республики Беларусь сторонам следует учитывать следующие  особенности, рекомендуемые МТП.

     — Право разных стран в отношении  юридического положения торговых агентов  расходится в значительной степени  и во многих случаях содержит тщательно  детализированные нормы, регулирующие отношения между принципалом  и таким агентом. Поэтому необходимо проверить, чтобы в договоре консигнации  не содержалось ничего, что оказалось  бы несовместимым с императивными  нормами права той страны, в  которой такой договор (или часть  его) должен исполняться.

     — Необходимо предусмотреть в договоре конкретные полномочия торгового агента (консигнатора), полученные от принципала (консигнанта), в том числе его  права, обязанности и ответственность  при представительстве от имени  принципала (консигнанта).

     — Важно определить не только юридическое  положение или условия деятельности каждой из сторон договора, т.е. то, что  стороны являются физическими лицами, фирмами, корпорациями или чем-либо иным, но и то, что каждая из сторон, подписывающая документ, имеет полномочия на совершение сделок.

     — В договоре должны быть указаны полные наименования, адреса и правомочия каждой из сторон, а если они являются фирмами или корпорациями, — наименование или точная ссылка на род деятельности фирмы или корпорации, ее правовое положение, дата и место регистрации, указание на то, где находится главная  контора, или другое указание, при  помощи которого можно их идентифицировать (например, дата регистрации, место  регистрации и порядковый номер  в торговом реестре) и т.д.

     — Если договор составляется в письменной форме на двух языках, то сторонам следует  договориться, какой из двух текстов  будет принят за основу в случае возникновения трудностей в толковании. Если, с другой стороны, желательно, чтобы оба текста считались аутентичными, целесообразно, чтобы перевод был  проверен экспертом.

     — В договоре должно быть указано, имеет  ли агент (консигнатор) право заключать  контракты от имени принципала (консигнанта).

     — В договоре должно быть предусмотрено, что агент (консигнатор) должен немедленно известить принципала (консигнанта) о любых нарушениях его патентов, торговых знаков или иных монопольных  прав, о которых может стать  известно агенту.

     — Если принципал согласен предоставить агенту за плату или безвозмездно какие-либо инструкции, брошюры, буклеты, каталоги, блоки, вырезки и другие материалы, то условие должно быть указано  в договоре.

     — Если агенту выделяется специальная  сумма для покрытия транспортных расходов, телефонных разговоров, телеграмм  или других расходов, понесенных обоснованно  в связи в агент¬ской деятельностью, то это условие должно быть указано  в договоре.

     — В договоре рекомендуется предусмотреть, что агент при проведении переговоров  с заказчиками обязан соблюдать  инструкции принципала в отношении  цен, условий поставки, платежей и  т.д.

     — Сторонам следует согласовывать  в договоре детальные условия, регулирующие все вопросы, относящиеся к консигнационным  складам. Следует указать, может  ли принципал забрать назад товарные запасы или их часть, и может ли агент отправлять обратно нераспро¬страненные  товары. Существенную важность представляет и то, что консигнационные склады должны быть застрахованы.

     Следует указать тип выдаваемого страхового полиса и назначить сторону, которая  должна оплачивать страховые премии. Одна из сторон должна нести все  другие расходы, связанные с хранением  и обслуживанием на складах (разгрузка  товаров, обработка грузов, охрана и  т.д.). Должны быть также указаны условия  распродажи с консигнационных складов, влияния колебаний цен и специальные  статьи относительно продажи на кредитных  условиях.

     — Рекомендуется указать обязательство  агента не отчитываться перед третьими лицами и не разглашать коммерческие или производственные секреты, принадлежащие  принципалу, даже после истечения  срока действия договора.

     — Агент независим, свободен в организации  своей деятельности. Любые ограничения  свободы агента, которые намерены ввести стороны, должны быть четко указаны.

     — Если агент обязуется работать на основании делькредере, он защищает принципала от полной или частичной  неплатежеспособности со стороны клиента.

     — Принципал может согласиться  гарантировать агенту определенный доход, например, в случаях, когда  последний отказывается быть агентом  других принципалов.

     — Принципал, используя общие условия  продажи, должен позаботиться о том, чтобы они были приемлемы для  покупателя.

     — Должен быть четко указан базис для  подсчета комиссионных и их размера.

     Агент имеет право на комиссионные по всем деловым сделкам, по которым он проводил переговоры.

     — Договор может быть заключен на определенный или неопределенный срок. Если избран неопределенный срок, необходимо указать, что срок действия договора может  быть прекращен в любое время  при условии предварительного уведомления (направляемого заказной почтой) по договоренности сторон.

     — Стороны должны согласовать между  собой, право какой страны будет  регулировать договор.

 

     

     6 Договор комиссии

     Наиболее  распространенной посреднической сделкой  является договор комиссии. Заключив договор комиссии, одна организация  производит товары, а другая — продает  их, получая процент от выручки. По договору комиссии возможен также поиск  продавца — фирмы, которая бы торговала  нужным товаром и по приемлемой цене.

     Правовые  основы договора комиссии. Особенности и характерные черты договора комиссии изложены в гл. 51 «Комиссия» Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК). Сторонами договора комиссии являются комитент и комиссионер. В соответствии со ст. 880 ГК по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

     Комиссионер выполняет поручение комитента  за вознаграждение, т.е. договор комиссии всегда является возмездным. Вознаграждение комиссионера может определяться различными способами. Наиболее часто оно устанавливается  в процентах от цены проданного комиссионером  товара или в твердой сумме. Комиссионное вознаграждение может быть определено и в виде разницы между ценой, по которой товар передан комитентом комиссионеру, и ценой, по которой  комиссионер продаст товар.

Информация о работе Виды хозяйственных договоров