Виды эластичности спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 15:26, курсовая работа

Описание

Суть закона спроса заключается в следующем; снижение цены ведет к возрастанию величины спроса. И наоборот, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. Отсюда, закон спроса – это отрицательная, или оборотная , связь между ценой и величиной спроса. В основе этого закона лежит;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………….
1.1 Понятия спроса и предложения……………………………………………………………
1.2 Вид эластичности спроса и предложения………………………………………….....

1.3 Теории эластичности…………………………………………………………………………..
1.4

1.5

1.6

Заключение…………………………………………………………………………………………..
Библиография……………………………………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

курсовая по эконом.docx

— 34.11 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 

Курсовая работа. 

Кафедра « Экономика и бизнес». 

На тему « Виды эластичности спроса и предложения». 
 
 

Группа Э-211-35.

Выполнила ______________________________.

Проверила ______________________________. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Город Тараз 2011.г 

Содержание  

Введение……………………………………………………………………………………………….

1.1 Понятия  спроса и предложения……………………………………………………………

1.2 Вид  эластичности спроса и предложения………………………………………….....

1.3 Теории эластичности…………………………………………………………………………..

1.4

1.5

1.6

Заключение…………………………………………………………………………………………..

Библиография……………………………………………………………………………………….

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1 Понятия спроса и предложения. 

Для экономического анализа спроса имеет специфическое  значение. Спрос изображается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой из возможных  цен в течение определенного периода времени. Он показывает то количество продукта , на которое будет предъявлен спрос при разных ценах.

Суть  закона спроса заключается в следующем; снижение цены ведет к возрастанию величины спроса. И наоборот, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. Отсюда, закон спроса – это отрицательная, или оборотная , связь между ценой и величиной спроса. В основе этого закона лежит;

1)люди покупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой.

Иными словами , высокая цена отбивает у потребителей охоту покупать, а низкая цена усиливает их желание совершить покупку по сниженным ценам;

2)потребители  покупают дополнительные единицы   продукта лишь при условии , что цена его снижена.

Поскольку потребление подвержено действию принципа, согласно которому последующие единицы  данного продукта приносят все меньше и меньше удовлетворения;

3)закон  спроса можно объяснить эффектами  дохода и замещения.

Эффект  дохода указывает на то, что при  более низкой цене человек может  позволить себе купить больше данного  продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров. Более  высокая цена приводит к противоположному результату.

Эффект  замещения выражается в том , что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров. Потребители всегда  склонны заменять дорогие продукты более дешевыми.

Кривая  спроса.

Обратную  связь между ценой продукта и  величиной спроса можно изобразить виде графика , показывающего величину спроса на горизонтальной оси, а цену на вертикальной оси. Закон спроса гласит , что люди покупают большего количество продукта по низкой цене , чем при высокой. Это находит отражение в нисходящем направлении кривой спроса.

Неценовые детерминанты спроса.

В своем  анализе экономист исходит из допущения , что цена служит самой важной детерминантом   количества любого покупаемого товара. Но существуют другие факторы , которые влияют на покупку. К ним относятся неценовые детерминанты , или так называемые факторы изменения спроса;1)предпочтения потребителей , их вкусы;2)число покупателей на рынке;3)доходы потребителей;4)цены сопряженные товары;5)ожидания потребителей относительно будущих цен и доходов.

Изменения величины спроса .

Изменение в спросе не следует смешивать  с изменением величины спроса. Изменение  в спросе выражается в смещении всей кривой спроса любо вправо  (увеличение спроса), любо влево ( сокращение спроса) . изменение же величины спроса означает передвижение с одной точки на другую точку на постоянной кривой спроса , т.е. переход от одной комбинации цена- зто количество продукта к другой . причиной изменения величины спроса служит изменение цены данного продукта.

Закон предложения.

Предложение следует рассматривать с точки  зрения его величины . Вместо того, чтобы спрашивать, какое количество будет предлагаться по разным ценам , мы вправе спросить, какими должны быть цены, которое побудет производителя предлагать разное количество товара.

Суть  закона предложения такова; с повышением цен соответственно возрастает и  величина предложения; со снижением  цен сокращается также предложение. Закон предложения показывает, что  производители хотят изготовить и предложить к продаже большее  количество своего продукта по высокой  цене, чем они хотели бы это делать по низкой цене. Между ценой и  величиной предложения существует прямая связь.

Кривая  предложения .

Прямую  связь между величиной предложения  и ценой продукта можно изобразить графически; это выражается в восходящем направлении кривой предложения.

При построении кривой предложения экономист исходит  из допущения, что цена – основная детерминанта величины предложения  любого продукта. Однако кривая предложения, так же как и кривая спроса, строится на предположении, согласно которому определенные ценовые детерминанты величины предложения  даны заранее и не подвергается изменениям. Если одна из этих неценовых детерминант  предложения в действительности претерпевает изменения., положение  кривой предложения также будет  меняться. к основным неценовым детерминантом предложения относятся следующие;1)цены на ресурсы;2)технология производства;3)налоги и дотации;4)цены на другие товары;5)ожидания изменения цен;6)число продавцов на рынке.

  1. цены на ресурсы; снижение цен на ресурсы снизит издержки производства и увеличит предложение, т.е.переместит кривую предложения вправо. И наоборот, повышение цен на ресурсы увеличит издержки производства и сократит предложение ,т.е сместит кривую предложения влево.
  2. Технология ; нововведения в технологии позволяют более эффективно произвести единицу продукции и увеличить предложение.
  3. Налоги и дотации; предприятия рассматривают большинство налогов как издержки производства. Поэтоиу повышения налогов увеличивает издержки производства сокращает предложение. Напротив, дотации считаются налогом наоборот. Когда государство субсидирует производство какого-либо товара, оно фактически снижает издержки и увеличивает его предложение.
  4. Цены на другие товары; изменения цен на другие товары также способны сместить кривую предложения продукта. Фирма, выпускающая спортивные товары , может сократить предложение баскетбольных мячей, когда повышается цена на футбольные.
  5. Ожидания; ожидания изменений цен продукта в будущем могут повлиять на предложение продукта на рынок в настоящее время. Например, ожидание существенного повышения в ближайшем будущем цен на автомобтлт может сократить текущее предложение этой продукции.
  6. Число продавцов; чем дольше число производителей , тем дольше рыночное предложение. По мере вступления в отрасль большего количества фирм в отрасли, тем меньше рыночное предложение. Это означает, что по мере выхода фирм из отрасли кривая предложения будет смещаться влево.
 

               1.2 Вид эластичности спроса и предложения

Мера  реакции одной величины на изменение  другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.

Рассмотрим основы рыночного равновесия , мы пока еще не выяснили, почему кривая предложения выглядит таким, а не иным образом , и почему именно таким, а не иным образом выглядит кривая  спроса. В свою очередь , если мы не выясним этого, то не поймем , отчего кривая предложения пересекается с кривой спроса в данной , а не в другой точке . в связи с этим зависимость величины спроса и предложения от соответствующей рыночной цены товара нуждается в более детальным рассмотрении.

Эластичность  спроса по доходу связана с изменением потребностей в товарах и услугах при росте или снижении доходов. В развитых странах рост доходов приводит к возрастанию потребностей в услугах, предметах роскоши, а в развивающихся — в товарах длительного пользования. Эластичность спроса по доходу  определяется как процентное изменение количества продукции, на которую предъявляется спрос, к процентному изменению дохода.

Для товаров, спрос на которые с ростом доходов  падает - это товары низкого качества — например, продовольственные недиетические  товары. На западе к ним относят  цельное молоко, сливочное масло  и т. п. Для товаров качественных - чем больше товар нужен семье, тем меньше его эластичность

Обследования, проведенные в разных странах, показали, что эластичность спроса по доходу зависит не только от категории товара, но и от уровня среднедушевых доходов  в стране. Так, эластичность спроса по доходу на товары первой необходимости  может быть очень высока при низком уровне дохода и снижаться при  увеличении дохода. Эта закономерность была выявлена еще в XIX в. немецким статистиком Эрнстом Энгелем, который обнаружил, что доля расходов на питание в семейных бюджетах снижается по мере роста доходов потребителей Значение эластичности зависит и от уровня доходов конкретной социальной группы. В группе с низким доходом таких товаров, как хлеб и картофель, высока, и, следовательно, доля расходов на них в бюджете продолжает возрастать, а сами эти товары могут быть классифицированы для данной группы людей как блага высшего порядка. В группах с более высоким доходом все большую роль в бюджете начинают играть мясо, яблоки, некоторые виды овощей, а доля хлеба и картофеля начинает снижаться, хотя эти товары все еще могут рассматриваться как нормальные. Для слоев населения с еще более высоким уровнем дохода питание становится все более разнообразным и качественным, и в то же время увеличивается доля расходов на бензин, электроэнергию, товары длительного пользования, телефонные переговоры и т. д. Для этих слоев хлеб и картофель — безусловно, блага низшего порядка. Чем больше население страны тратит на питание, тем ниже уровень благосостояния. В настоящее время не менее 70% населения страны не могут полноценно удовлетворить даже физиологические нужды в продовольственных товарах. Большая часть населения страны живет ниже черты нищеты, в чем оно, естественно, не виновато.

    Важным моментом, оказывающим воздействие  на эластичность спроса, является наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, признанных удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.

Например, спрос на хлеб относительно неэластичен. В то же время спрос на отдельные  сорта хлеба является относительно эластичным, так как с повышением цены, к примеру, на бородинский хлеб покупатель может перейти на другой сорт ржаного хлеба и т.п. Спрос  на сигареты, лекарства, мыло и другие подобные продукты относительно неэластичен. Однако если рассматривать эластичность по отношению к отдельным видам  сигарет, сортам мыла и т.п., то она  будет значительно выше. Та же закономерность применима к изделиям, выпускаемым отдельной фирмой. Если на рынке присутствует значительное число конкурентов, выпускающих аналогичную или близкую по назначению продукцию, то спрос на продукцию этой фирмы будет относительно эластичным. В условиях совершенной конкуренции, когда много продавцов предлагают одинаковую продукцию, спрос на товар каждой отдельной фирмы будет абсолютно эластичным. Другим важным обстоятельством, влияющим на ценовую эластичность, является фактор времени. В краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном. Например, спрос на бензин со стороны индивидуальных владельцев автомобилей относительно неэластичен, и повышение цены, особенно в летний сезон, вряд ли сократит спрос. Однако можно предположить, что осенью значительная часть автовладельцев поставят свои машины в гаражи, спрос на бензин снизится, сократится объем продаж его. Кроме того, к следующему лету часть из них начнут пользоваться пригородными электричками. Несмотря на то, что спрос на бензин относительно неэластичен в обоих случаях, в долгосрочном периоде эластичность выше. Такая тенденция изменения эластичности во времени объясняется тем, что с течением времени каждый потребитель имеет возможность изменить свою потребительскую корзину, найти товары- заменители. Различия в эластичности спроса объясняются также значимостью того или иного товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен. Действительно, при повышении цен мы можем отказаться от дополнительной пары обуви, драгоценностей, мехов, но вряд ли сократим покупки хлеба, мяса и молока. Как правило, спрос на продукты питания неэластичен, и сейчас, при снижающемся уровне жизни населения, на их приобретение тратится все большая часть доходов средней казахской семьи.

Информация о работе Виды эластичности спроса и предложения