Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 15:26, курсовая работа
Суть закона спроса заключается в следующем; снижение цены ведет к возрастанию величины спроса. И наоборот, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. Отсюда, закон спроса – это отрицательная, или оборотная , связь между ценой и величиной спроса. В основе этого закона лежит;
Введение……………………………………………………………………………………………….
1.1 Понятия спроса и предложения……………………………………………………………
1.2 Вид эластичности спроса и предложения………………………………………….....
1.3 Теории эластичности…………………………………………………………………………..
1.4
1.5
1.6
Заключение…………………………………………………………………………………………..
Библиография……………………………………………………………………………………….
Как измерить эластичность спроса по цене? Для этого необходимо подсчитать процентные изменения величины спроса и цены и соотнести их: Показатель эластичности зависит не только от соотношения приростов цены и объема или от наклона кривой спроса),но и от их фактических значений. Даже если наклон кривой спроса является постоянным, показатель эластичности будет различным для разных точек на этой кривой. Есть еще одно обстоятельство, которое следует учитывать при определении эластичности. Какой объем продукции, и какой уровень цены следует использовать при расчете: существовавший до изменения или полученный после него?
Пример 1. Допустим, что небольшая булочная выпекает батоны и продает их по свободной цене. Чем ниже будет выбрана цена, тем большее количество батонов булочная сможет продать. Зависимость цены и объема продаж известна. Нас интересует, какова эластичность спроса и как ее измерить в различных интервалах, выбранных нами для анализа .Как измерить изменение величины спроса? Возьмем второй интервал — от 1000 до 1500 батонов. Величина спроса изменилась на 500 батонов, или на 50% (500:1000=0,5). Однако если мы рассмотрим изменение величины спроса в обратном направлении, т.е. с 1500 до 1000 батонов, то в процентном отношении это составит лишь 33% (500:1500=0,33). Такие различия создают сложности при расчете коэффициента эластичности. Поэтому для измерения процентного изменения каждой рассматриваемой величины используется средняя точка выбранного интервала. В нашем примере это (1000+1500):2= 1250 батонов. Изменение величины спроса в интервале от 1000 до 1500 батонов составит 500:1250=0,4 (или 40%). Рассчитав коэффициенты эластичности),получим количественные характеристики ценовой эластичности спроса в различных ценовых интервалах. В пределах первых трех интервалов спрос эластичен, в четвертом интервале — неэластичен. На участках эластичного спроса снижение цены и рост объема продаж приводят к увеличению общей выручки от реализации продукции фирмы, на участке неэластичного спроса — к уменьшению выручки. Поэтому каждая фирма будет стремиться избегать того участка спроса на свою продукцию, где коэффициент эластичности меньше единицы.
Измерив эластичность предложения по цене, можем получить ответ на вопрос, насколько производство той или иной продукции реагирует на изменение цены. Коэффициент ценовой эластичности предложения рассчитывается по той же формуле, что и коэффициент ценовой эластичности спроса. Различие лишь в том, что вместо величины спроса берется величина предложения: Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности. Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. Под краткосрочным понимается период, слишком короткий для осуществления каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. Например, садовод, вырастивший яблоки и приехавший на рынок их продавать, не может изменить количество предлагаемых им яблок, какая бы ни сложилась рыночная цена. В этом случае предложение является неэластичным. Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае повышается. Долгосрочный период предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых фирм в отрасль при расширении спроса на данную продукцию или уход из нее при сокращении последнего. Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях. Ценовая эластичность предложения выступает как прямая линейная зависимость между экономическими переменными, показывающими процентное изменение цен и объема предлагаемых к продаже товаров. Эти зависимости обусловливают положение кривых эластичности предложения, изображенных.При единичной эластичности предложения 1% увеличения цены товаров вызывает 1% увеличения их предложения. В этом случае имеет место равновеликое изменение цен и количества предлагаемых товаров, коэффициент которого равен единице. В случае эластичного предложения 1% увеличения цены способен вызвать увеличение количества предлагаемого к продаже товара более, чем на 1%. Коэффициент эластичности здесь больше единицы. При неэластичном предложении увеличение цены не оказывает какого-либо влияния на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров. Теоретически можно предусмотреть случай бесконечно эластичного предложения, которое на графике имело бы вид горизонтальной линии Оно возможно как реакция увеличения поставок товара на рынок при крайне незначительном увеличении его цены.
Теория эластичности спроса и предложения имеет важное практическое значение. Проиллюстрируем ее применение на конкретных примерах. Увеличение производственных издержек толкает предприятие на повышение цены продукции. Что произойдет со сбытом? Снизится ли он значительно или вообще не изменится? Компенсирует ли рост цены сокращение прибыли за счет потери части потребительского спроса? Чтобы ответить на эти вопросы и правильно выбрать ценовую стратегию предприятия, надо знать эластичность спроса и предложения на данный товар. Приведенные данные характерны для экономики США. Для России показатели ценовой эластичности рыночного спроса будут несколько иными в зависимости от наличия товаров-заменителей и других обстоятельств, о которых говорилось выше. Для фирмы важно иметь в виду, что эластичность спроса на ее продукцию и эластичность рыночного спроса не совпадают. Первая всегда (за исключением абсолютной монополии фирмы на рынке) выше второй. Рассчитать ценовую эластичность спроса на продукцию фирмы достаточно сложно, так как необходимо принимать во внимание и реакцию конкурентов на повышение или понижение фирмой цены. Помочь в этом может использование математических моделей или опыт руководителей фирмы. Если фирма при принятии решения о цене будет руководствоваться только данными об эластичности рыночного спроса, то потери сбыта от повышения цен могут стать более значительными, чем ожидались. Например, если примем эластичность рыночного спроса на табачные изделия 0,46, то это совершенно не означает, что эластичность спроса на сигареты фабрики «Ява» или «Дукат» будет иметь то же значение. Конкуренция повысит коэффициент эластичности спроса на сигареты каждой из этих фабрик .Эластичность спроса является важным фактором, влияющим на ценовую политику фирмы. Предположим, что какая-то фирма построила сто квартирный дом и решает вопрос, по какой цене следует предлагать квартиры съемщикам. Расходы на строительство и эксплуатацию фактически не зависят от того, сколько квартир будет сдано (за исключением расходов на текущий ремонт, которые составляют небольшую долю от общих расходов).Если фирма знает спрос на квартиры и его эластичность, она может определить, по какой цене следует сдавать эти квартиры, чтобы обеспечить максимальную выручку. При этом максимальная выручка может достигаться даже в том случае, если часть квартир останется пустовать. Проиллюстрируем это графически. Допустим, что фирма столкнулась с линейной кривой спроса. При арендной плате 1 тыс. руб. в месяц ценовая эластичность спроса равна единице и сумма поступлений от аренды наибольшая. Однако, как видно из рис. 5, по этой цене может быть сдано только 80 квартир, а не 100. Если же фирма установит арендную плату ниже 1 тыс. руб., она может сдать оставшиеся 20 квартир, однако ее выручка при этом сократится. Другим примером практического использования теории эластичности является государственная налоговая политика. При введении косвенных налогов государство преследует цель увеличить объем налоговых поступлений в бюджет для перераспределения ресурсов в экономике, перераспределения доходов населения и поддержки малоимущих, развития социальной сферы, инфраструктуры, обороны и т.п. Однако в зависимости от эластичности спроса и предложения на отдельные виды товаров и услуг налоговое бремя будет распределяться по-разному между производителями и потребителями продукции.
Рассмотрим распределение налогового бремени при эластичном и неэластичном спросе на продукцию (эластичность предложения принимается постоянной).
Таким образом,
цена товара будет повышена производителем.
Но насколько? Производитель в условиях
рыночной экономики может увеличить
цену на сумму налога (хотя в России
в переходной экономике это часто
наблюдалось), установить ее выше равновесной,
так как в условиях конкуренции
он будет вытеснен с рынка. Единственное,
что он может сделать — это
поднять цену до равновесного уровня.
В случае если спрос эластичен, потери
производителя будут выше, бремя налога
ляжет в основном на него. На рис. 6, а выделенный
прямоугольник показывает величину налога,
его часть ниже пунктирной линии — потери
производителя от налога. Кроме того, производитель
будет вынужден сократить производство
до Q1, потеряв часть покупателей своей
продукции за счет более высокой цены
на нее. В случае если спрос неэластичен,
налоговое бремя ляжет преимущественно
на потребителя. Кроме того, абсолютный
размер налога также будет выше при неэластичном
спросе. Именно поэтому государство облагает
акцизными и другими косвенными налогами
товары, спрос на которые неэластичен
(сигареты, алкогольные напитки и т.п.).
Они очерчивают продукцию, которая была
бы произведена и куплена, если бы государство
не ввело налог. Это те потребители, которые
хотят, но не могут купить товар, и те производители,
которые хотят, но не могут произвести
его. Несовпадение желаний и возможностей
является прямым следствием установленного
налога и представляет собой потерю для
общества. Причем эта потеря будет тем
выше, чем выше эластичность спроса на
данный товар. При эластичном предложении
налоговое бремя ляжет в основном на потребителя,
рост цены и сокращение объема производства
будут значительными, сумма налога будет
относительно меньше, чем при неэластичном
предложении, потери общества — выше.
При неэластичном предложении наблюдается
обратная картина
Различные товары отличаются друг от друга по степени реакции спроса и предложения на изменения цен. Основным моментом , на который нужно обратить внимание , является здесь общая сума денег, которую покупатели уплачивают продавцам. Общая выручка продавца всегда равна цене, умноженной на количество проданного товара . объем спроса на рынке возрастает при данном снижении цены или сокращается при данном повышении цены, характеризует степень эластичности спроса в зависимости от цены. Коэффициент эластичности спроса в зависимости от цены представляет собой отношение изменение спроса к вызвавшему его изменению цены.
Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов меняется размер спроса на товар в результате изменение его цены на один процент. Когда снижение цены в точности компенсируется соответствующим ростом спроса, так что общая выручка остается не изменой, мы говорим об единичной эластичности спроса. Когда снижение цены вызывает меньшей рост спроса, спрос неэластичен . когда снижение цены вызывает больший рост спроса, мы говорим об эластичном спросе . Коэффициент эластичности спроса по цене, как правило, является отрицательной величиной ;однако в экономической теории принято пользоваться абсолютным значением этого показателя , не принимая во внимания знак минус.
На степень эластичности спроса влияет целый ряд факторов; наличие товаров- субститутом (т.е. взаимозаменяемых товаров , например чай и кофе), размер дохода потребителя, качество товара, удельный вес товара в бюджете потребителя , является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости , ожидания потребителя и т.д.
Как
уже отмечалось , спрос на даны товар
зависит не только от его цены , но и от
цен другие товары. Здесь можно отметить
, что помимо товаров –субститутов, существуют
и товары – комплементы ( взаимодополняемые
товары, например, фотоаппараты и фотопленка).Помимо
этих групп товаров, существуют и независимые
товары ( например , карандаши и молоко).
Эластичность спроса на один товар относительно
цены на другой товар называется перекрестной
эластичностью. Коэффициент перекрестной
эластичности спроса представляет собой
отношение изменения спроса на товар к
вызвавшему его изменению цены на товар.
Понятие перекрестной эластичности спроса
используется для определения степени
влияния на величину спроса на данный
товар изменения цены другого товара.
Коэффициент перекрестной
эластичности — это отношение процентного
изменения спроса на товар А к процентному
изменению цены товара Б: Значение коэффициента
перекрестной эластичности зависит от
того, какие товары рассматривают: взаимозаменяемые
или взаимодополняемые. Если товары являются
взаимозаменяемыми коэффициент перекрестной
эластичности будет иметь положительное
значение. Так, подорожание сливочного
масла вызовет увеличение спроса на маргарин,
снижение цены на бородинский хлеб приведет
к сокращению спроса на другие сорта черного
хлеба. Если товары являются взаимодополняемыми,
как, например, бензин и автомобили, фотоаппараты
и фотопленка, величина спроса будет изменяться
в направлении, противоположном изменению
цен, а коэффициент эластичности будет
иметь отрицательное значение. Например,
цена батона белого хлеба повысилась с
4 до 5 руб., в результате спрос на черный
хлеб увеличился с 2000 до 3000 буханок. Рассчитав
коэффициент перекрестной эластичности,
который в данном случае равен 1,8, можно
сделать вывод, что эти два вида хлеба
являются взаимозаменяемыми товарами.
Измерив перекрестную эластичность, можно
определить, являются ли выбранные товары
взаимодополняемыми или взаимозаменяемыми
и соответственно как изменение цены на
какой-то один вид продукции, производимой
фирмой, может отразиться на спросе на
другие виды продукции той же фирмы. Такие
расчеты помогут оценить решения по изменению
цен на выпускаемую продукцию.