Влияние государства на экономику горного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 20:49, реферат

Описание

Недра в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" предоставляются в пользование на основании лицензий. Не имея лицензии горное предприятие не имеет права проводить различного рода геологические работы. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.

Работа состоит из  1 файл

влияние государства на экономику горного предприятия.docx

— 62.45 Кб (Скачать документ)

1 Лицензии и платежи

 1.1 Лицензии на право поиска, разведки и разработки месторождения

 

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Недра в соответствии с  Законом Российской Федерации "О  недрах" предоставляются в пользование  на основании лицензий. Не имея лицензии горное предприятие не имеет права проводить различного рода геологические работы. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.

В соответствии с видами пользования недрами лицензии выдаются для:

  • геологического изучения недр;
  • добычи полезных ископаемых;
  • строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • образования особо охраняемых объектов.

Лицензия на геологическое  изучение недр удостоверяет право ведения поисков и оценки месторождений полезных ископаемых и объектов, используемых для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Лицензия на детальное изучение (разведку) месторождений полезных ископаемых отдельно не предоставляется, право разведки предусматривается в лицензии на добычу полезных ископаемых. Лицензия на геологическое изучение недр дает право изучения только того вида (или видов) полезного ископаемого, который указан в лицензии, и не дает ее владельцу приоритетного права на получение лицензии на право добычи полезных ископаемых.

Лицензия на добычу полезного  ископаемого дает право на разведку и разработку месторождений, а также на переработку отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговаривается в лицензии. Рассматриваемая лицензия может выдаваться на разработку всего месторождения полезного ископаемого или его отдельной части. Владелец лицензии на право добычи полезных ископаемых имеет право проводить в пределах предоставленного ему горного отвода работы по геологическому изучению недр, связанных с проводимой им добычей, без дополнительной лицензии, но с согласованием условий их проведения с органами государственного санитарного, горного надзора и государственного экологического контроля.

Лицензия на право строительства  и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, удостоверяет право пользования определенными участками недр для подземного хранения нефти, газа, захоронения вредных веществ и отходов производства, сброса сточных вод и иных нужд.

Лицензия на право добычи полезных ископаемых, а также строительства  и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с их добычей, выдается только на те участки недр, геологическая информация по которым прошла государственную экспертизу.

Лицензия на право образования  особо охраняемых объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, лечебно-оздоровительное и иное назначение, удостоверяет право на открытие научных и учебных полигонов, геологических заповедников, выделение памятников природы, использование в научных, лечебно-оздоровительных или коммерческих целях пещер и иных природных подземных полостей. Предоставление таких лицензий осуществляется после принятия соответствующими органами решений, определяющих статус выделенных участков недр.

Срок действия лицензий:

  • для геологического изучения недр - на срок до 5 лет;
  • для добычи полезных ископаемых и в целях, не связанных с их добычей - на срок до 20 лет;
  • при совмещении геологического изучения недр и добычи полезных ископаемых - на срок до 25 лет;
  • на право строительства и эксплуатации отдельных видов подземных сооружений, образования особо охраняемых объектов - без ограничения срока их действия.

При проектном сроке отработки  месторождения полезного ископаемого  более 20 лет по инициативе владельца  лицензии срок ее действия может быть продлен. 

Орган, выдающий лицензию на право пользования недрами: Федеральное агентство по недропользованию.

За выдачу лицензий на право  пользования недрами взимаются  сборы. Размер сборов и порядок их взимания определяются Геолкомом России по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, исходя из расходов на экспертизу заявок на получение лицензий, организацию конкурсов и аукционов, оплату пакетов геологической информации и иных расходов, связанных с предоставлением лицензий.

Предоставление лицензий на право пользования недрами  осуществляется путем проведения конкурсов  и аукционов [3].

В пример можно  привести предприятие ОАО «ХК  «Якутуголь», которое получило лицензию на разведку и добычу железных руд в Нерюнгринском районе Республики Саха. Стоимость приобретения лицензии на право пользования недрами Сиваглинского месторождения составила около 140 млн. руб.  Срок ее действия – 10 лет.

Также предприятие ОАО «Самаранефтегаз», которое в июне 2007 г. в результате аукционных торгов, проведенных Территориальным агентством по недропользованию, получило право на разработку Советского (Кинельский район) и Бирюковского (Богатовский район) нефтяных участков. Стоимость лицензий составила 932 млн. руб.

С периода с 2005 по 2011 года государством было проведено  более 5235 аукционов и конкурсов на право пользования недрами (1 802 на углеводородное сырье и 3433 на твердые полезные ископаемые). Суммарные разовые платежи горных предприятий по итогам аукционов и конкурсов, перечисленные в федеральный бюджет, составили 366,3 млрд. руб.

Министерство природных  ресурсов планирует выставить на аукцион лицензии на разведку и разработку Лодочного и Северо-Рогожнического нефтяных месторождений в Ханты-Мансийском регионе в декабре 2012 года. "Роснефть" и "Сургутнефтегаз" - основные бенефициары. Стартовая цена лицензии на месторождение Лодочное составляет 4,3 миллиарда рублей, Северо-Рогожническое месторождение - 13,5-14 миллиарда рублей [4].

Как можно увидеть из приведенных  примеров начальный этап  проведения работ, своего рода фундамент работы горного предприятия является экономически затратным и оказывает существенное влияние на экономику предприятия.

 

1.2 Регулярные  и разовые платежи за пользование  недрами

 

После  получения лицензии горные предприятия обязаны выплачивать  Регулярные платежи за пользования недрами (согласно Статьи 43 Закона «О недрах»).

Регулярные платежи за пользование недрами взимаются  за предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку полезных ископаемых, геологическое  изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей  полезных ископаемых, строительство  и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 метров), используемых по целевому назначению.

Регулярные платежи за пользование недрами взимаются  с пользователей недр отдельно по каждому виду работ, осуществляемых в Российской Федерации, на континентальном  шельфе Российской Федерации и в  исключительной экономической зоне Российской Федерации и за пределами  Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией  Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или  используемых на основании международного договора, если иное не установлено  международным договором).

В целях настоящей статьи к строительству и эксплуатации подземных сооружений, не связанных  с добычей полезных ископаемых, относятся  также строительство искусственных  сооружений и прокладка кабелей  и трубопроводов под водой.

Размеры регулярных платежей за пользование недрами определяются в зависимости от экономико - географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической изученности территории и степени риска.

Регулярный платеж за пользование  недрами взимается за площадь  лицензионного участка, предоставленного недропользователю, за вычетом площади возвращенной части лицензионного участка. Платежи за право пользования недрами устанавливаются в строгом соответствии с этапами и стадиями геологического процесса и взимаются:

  • по ставкам, установленным за проведение работ по разведке месторождений, - за площадь участка недр, на которой запасы соответствующего полезного ископаемого (за исключением площади горного отвода и (или) горных отводов) установлены и учтены Государственным балансом запасов;
  • по ставкам, установленным за проведение работ по поиску и оценке месторождений полезных ископаемых, - за площадь, из которой исключаются территории открытых месторождений.

Ставка регулярного платежа  за пользование недрами устанавливается  за один квадратный километр площади  участка недр в год.

Конкретный размер ставки регулярного платежа за пользование  недрами устанавливается федеральным  органом управления государственным  фондом недр или его территориальными органами отдельно по каждому участку  недр, в следующих пределах:

 

Таблица 1

 

Ставка (в рублях за 1 км2 участка недр)

Минимальная

Максимальная

1

2

3

1. Ставки регулярных платежей  за пользование недрами в целях  поиска и оценки месторождений  полезных ископаемых

Углеводородное сырье

120

360

Углеводородное сырье  на континентальном шельфе РФ и в  исключительной экономической зоне РФ, а также за пределами РФ на территориях, находящихся под юрисдикцией  РФ

50

150

Драгоценные металлы

90

270

Металлические полезные ископаемые

50

150

Россыпные месторождения  полезных ископаемых всех видов

45

135

Неметаллические полезные ископаемые, уголь, горючие сланцы, торф

27

90

Прочие твердые полезные ископаемые

20

50

Подземные воды

30

90

2. Ставки регулярных платежей  за пользование недрами в целях  разведки полезных ископаемых

Углеводородное сырье

5000

20000

Драгоценные  металлы

3000

18000

Металлические полезные ископаемые

1900

10500

Россыпные месторождения  полезных ископаемых всех видов

1500

12000

Продолжение таблицы 1

1

2

3

Неметаллические полезные ископаемые

1500

7500

Прочие твердые полезные ископаемые

1000

10000

Подземные воды

800

1650

3. Ставки регулярных платежей  за пользование недрами при  строительстве и эксплуатации  подземных сооружений, не связанных  с добычей полезных ископаемых

Хранение нефти и газоконденсата (рублей за тонну)

3,5

5

Хранение природного газа и гелия (рублей за 1 тыс. м3)

0,2

0,25


 

Регулярные платежи за пользование недрами уплачиваются пользователями недр ежеквартально  не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, равными  долями в размере одной четвертой  от суммы платежа, рассчитанного  за год.

Также Правительством Российской Федерации вынесено постановление от 4 февраля 2009 года за номером 94 «О порядке определения размера разовых платежей за пользование недрами на участках недр, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии». Настоящие Правила устанавливают порядок определения размера разовых платежей за пользование недрами на участках недр. Расчет размера разового платежа осуществляется Федеральным агентством по недропользованию и равен минимальному размеру разового платежа.

 Минимальный размер  разового платежа рассчитывается  по формуле:

 

                          (1)

 

    где:

            - минимальный размер разового платежа (рублей);

       - расчетная величина суммы налога на добычу ПИ                    

В случае наличия на участке  недр нескольких видов полезных  ископаемых  расчетная  величина  суммы  налога  рассчитывается по каждому  виду  полезного  ископаемого,  после  чего  полученные  результаты суммируются (рублей);

0,1 - коэффициент, учитывающий  в соответствии со статьей 40 Закона Российской Федерации "О недрах" минимальный процент расчетной величины суммы налога в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающей организации.

Регулярные и разовые  платежи взимаются с горных предприятий в денежной форме и зачисляются в федеральные, региональные и местные бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации [3].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Налогообложение

 

Одним из весомых факторов влияния государства на экономику  предприятия является налогообложение. При уплате налогов горное предприятие  теряет значительную часть прибыли.

Общая система налогообложения  согласно Налоговому Кодексу РФ предполагает уплату следующих налогов:

1. Федеральные налоги  и сборы:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • налог на прибыль организации;
  • налог на добычу полезного ископаемого;
  • водный налог.

Информация о работе Влияние государства на экономику горного предприятия