Влияние идеологии Р. Оуэна на становление и развитие кооперативного движения в различных регионах мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 23:20, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы описать и проанализировать деятельность Роберта Оуэна. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить жизнь и деятельность Р.Оуэна;
- рассмотреть социальные эксперты Р.Оуэна;
- выявить влияние идеологии Р.Оуэна на становление и развитие кооперативного движения в различных регионах мира.

Содержание

Введение………………………………………………………………….. 3
1. Жизнь и деятельность Р.Оуэна……………………………………… 5
2. Социальные эксперты Р.Оуэна …………..………………………….. 10
3. Влияние идеологии Р.Оуэна на становление и развитие кооперативного движения в различных регионах мира……………………… 15
Заключение……………………………………………………………….. 20
Список использованной литературы…………………………………… 22

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ.doc

— 117.50 Кб (Скачать документ)


Чебоксарский кооперативный институт

Российского университета кооперации

 

 

 

 

Кафедра _____________________

_____________________________

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

по  дисциплине: ____________________________________________________

 

на  тему:______________________________________________

_______________________________________________

 

 

 

 

 

Выполнил/а  студент/ка:

____________________________________________________________________________________________________________________

 

Научный  руководитель:

__________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

Чебоксары

2009

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………..

3

1. Жизнь и деятельность Р.Оуэна………………………………………

5

2. Социальные эксперты Р.Оуэна …………..…………………………..

10

3. Влияние идеологии Р.Оуэна на становление и развитие кооперативного движения в различных регионах мира………………………

15

Заключение………………………………………………………………..

20

Список использованной литературы……………………………………

22

 

 

 


Введение

 

Имя Роберта Оуэна достаточно известно; но с ним в большинстве случаев связано представление о каком-то чудаке, растратившем все свое состояние на неудачные попытки к достижению всеобщего человеческого счастья. Жил и действовал он в то время, когда только начал складываться наш современный индустриальный строй; многие из реформ, которые он первый наметил и за которые боролся, сейчас вошли уже в жизнь и лежат в основании ныне преобладающих в ней течений. Но за ним следовало столько блестящих деятелей, наполнивших мир «шумом своего имени», что память об этом человеке как-то потускнела и имя его, одного из благороднейших друзей человечества, стало отходить на второй план.

Все свое состояние и всю свою долгую жизнь он отдал делу облегчения участи трудящихся классов. Сам работник с детского возраста, чрезвычайно даровитый, энергичный и практический человек, к тому же один из первых знатоков фабричного дела в Англии, – Роберт Оуэн был человеком, знавшим до тонкости то самое дело, которому он служил с таким самоотвержением, с такою верою и непреклонной энергией. Он сам жил среди народа, и ему хорошо были знакомы его страдания, происходившие от невежества и бедности, и против этих двух главных зол он боролся до конца своей жизни. Многие из попыток Оуэна были неудачны; но ни насмешки, ни порицания его врагов не могли сбить его с раз избранного им пути, и он оставался верен своей задаче до последнего дня своей долгой жизни.

Нравственный облик Роберта Оуэна до того привлекателен своею правдивостью, добротою, каким-то «благодатным, светлым спокойствием», что, помимо всех его заслуг как общественного деятеля, на его личности невольно останавливаешь взгляд как на одном из лучших современных воплощений истинного христианина. Применяясь к ходячему шаблону, Роберта Оуэна нельзя назвать великим человеком или великим деятелем, игравшим крупную роль на одном из тех видных поприщ, которые обыкновенно составляют достояние истории. Он посвятил себя самой неблагодарной деятельности, явившись в свое время единственным защитником только что народившегося рабочего класса, и понятно, что его ожидали на этом поприще частые неудачи и разочарования. Но главный интерес такой жизни заключается не в достигнутых успехах, не в блеске славы, а в верном служении высокому идеалу и в непреклонных попытках к его достижению.

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы описать и проанализировать деятельность Роберта Оуэна. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить жизнь и деятельность Р.Оуэна;

- рассмотреть социальные эксперты Р.Оуэна;

- выявить влияние идеологии Р.Оуэна на становление и развитие кооперативного движения в различных регионах мира.

 

 


1. Жизнь и деятельность Р.Оуэна

 

Оуэн (Роберт Owen) - один из первых социальных реформаторов XIX в. (1771-1858). Сын бедного торговца в Валлисе, Оуэн учился в элементарной школе, потом был приказчиком в торговом доме и посвящал все свои досуги чтению и поискам "истинной религии".

В Манчестере он сошелся со многими членами местного философского и литературного общества, особенно дружил с доктором Парсивалем, которым впервые была высказана мысль о необходимости рабочего и санитарного законодательства. Сам Оуэн читал в этом обществе несколько докладов о рабочем законодательстве. В это время он страстно увлекался химией [8].

Весь мир представлялся ему как химическая лаборатория, а на человека он смотрел, как на сложнейшее химическое соединение. Найдя новые способы для обработки грубого американского хлопка, Оуэн на 20 году сделался управляющим хлопковой мануфактуры.

Женившись на дочери фабриканта Дэля, он стал его партнером, а затем владельцем нью-ланаркской фабрики, где и проработал большую часть своей жизни. Здесь окончательно сложились его взгляды на человечество и на необходимые социальные преобразования. Первоначально он действовал, как просвещенный фабрикант и благотворитель.

На своей нью-ланаркской фабрике он ввел все усовершенствования в отношениях к рабочим, которые впоследствии были вынуждены от других фабрикантов тяжелой борьбой и воплотились в фабричном законодательстве. Примером своей фабрики он хотел показать высшим классам, что обязанность заботиться о низших классах вполне совпадает с их интересами, что, лучше обращаясь с своими "живыми машинами", они могут спокойно пользоваться своим богатством и разлить вокруг себя благосостояние, культуру и искреннюю благодарность. На основании собственного опыта он выработал систему "патроната", которую он теоретически впоследствии развил в сочинении: "Essay on the Formation of Character" (1812), доказывая, что человек составляет продукт внешних окружающих его условий и воспитания; чем выше последние, тем более облагораживается и совершенствуется человеческая природа.

В первое десятилетие этого века нью-ланаркская фабрика привлекала к себе толпы посетителей, равно удивлявшихся коммерческому ее успеху и благосостоянию ее рабочих. Посетил эту фабрику и вел. кн. Николай Павлович, будущий император всероссийский.

Удивленный успехом Оуэна, слыша со всех сторон о бедствиях рабочего населения, которое тогда все объясняли чрезмерным его размножением, он предложил Оуэну взять с собой два миллиона излишнего британского населения и переселиться в Россию, но Оуэн категорически отказался [8].

Убедившись, что проповедь примером и словом не вызывает подражания, Оуэн начал деятельную агитацию в пользу фабричного законодательства, стараясь опереться на монархическую власть и земледельческую аристократию и борясь с теорией невмешательства государства. Но надежды его и в этом направлении не оправдались. Тогда Оуэн решил обратиться непосредственно к промышленному классу и побудить его к образованию производительных ассоциаций, задача которых, по словам Оуэна, "заключалась в организации всеобщего счастья при посредстве системы единства и кооперации, основанной на всеобщей любви к ближнему и истинном познании человеческой природы". Теоретические основания, которые вызывают необходимость образования таких ассоциаций, он изложил в двух сочинениях: "Explanation of the causes of distress in which pervades the civilised World" (1823) и "The New Moral World". Практически он разработал план организации ассоциаций в "Report to the County of Lanark".

В начале Оуэн думал об устройстве ассоциаций или колоний только для не имеющих работы, но затем пришел к мысли о необходимости полного преобразования промышленной системы. Он явился первым социалистическим ее критиком. Современная промышленная система, по Оуэну, построена на трех ложных началах: на детальном разделении труда, которое ухудшает расу, на соперничестве, которое создает всеобщее противоречие интересов, и, наконец, на получении прибыли, возможной только тогда, если спрос равен или превышает предложение; реальный же интерес общества требует, чтобы предложение товаров было всегда больше спроса.

До изобретения машин еще можно было поддерживать такое ненормальное положение, но с тех пор и промышленная система находится и будет находиться в критическом положении, приводя к разорению фабрикантов и голодовке рабочих. Устранение всех бедствий произойдет только тогда, когда отдельные группы производителей, пользуясь производительными силами, почти безграничными на почве новых усовершенствований, соединятся в кооперации, для производства, при помощи собственного труда и капитала, и для удовлетворения собственных потребностей.

На английской почве Оуэну не удалось практически приложить свои планы. Его стали считать опасным мечтателем, в особенности с того момента, когда он в 1817 г. затеял борьбу со всеми религиями. В 1825 г. Оуэн покупает в Америке 30 тыс. акров земли и организовывает здесь в штате Индиане, на р. Вабах, коммунистическую производительную колонию из совершенно случайно сошедшихся людей. В этом деле ему содействуют филантропы Маклюр и Петр Нааф, занимающиеся воспитанием; сам Оуэн, с особым выборным комитетом, ведет все дела колонии; но попытка сразу пересоздать природу людей путем преобразования внешних условий оканчивается неудачей, и колония исчезает бесследно.

Значительная доля состояния Оуэна пропадает даром, но энергия его не падает. В 1832 г. он затевает в Англии новое дело, которое то же оканчивается неудачей, но имеет большое социально-политическое значение: он делает попытку организации "Биржи трудового обмена". Желая уничтожить всякую торговую прибыль и посредничество денег, Оуэн устраивает в Лондоне биржу, куда всякий производитель может доставлять товары, получая за них трудовые билеты, по расчету шести пенсов за каждый час труда, вложенный в продукт. Первоначально успех биржи был очень велик; в первую неделю сюда было доставлено более чем на 10000 фн. ст. товара, и трудовые билеты стали приниматься во многих магазинах как деньги; скоро, однако, начались затруднения. Купцы посылали на биржу свои залежавшиеся товары и торопливо разбирали с биржи все наиболее ценное; биржа скоро была завалена товарами, не имеющими надежды на сбыть. Оценка товаров по часам труда и по шести пенсовой норме постоянно возбуждала недоразумения и споры. С нагромождением на бирже никому ненужных товаров, трудовые билеты потеряли всякую цену и биржа кончила банкротством. Не смотря на все свои неудачи, Оуэн навсегда останется памятным в истории умственного развития Европы.

Оуэн стоит у истоков и другого движения рабочего класса, которому было суждено большое будущее — профсоюзного. В 1833—1834 годах он руководил попыткой создания первого всеобщего национального профессионального союза, который объединял до полумиллиона членов. Организационная слабость, недостаток средств, сопротивление хозяев, имевших поддержку правительства,— все это привело союз к распаду.

Разногласия между Оуэном и другими лидерами рабочего движения шли по двум линиям. С одной стороны, для многих из них, осторожных и настроенных на бизнес, был неприемлем подход к кооперации и профсоюзам как к методу преобразования общества. С другой стороны, Оуэн отрицал политические действия, что уже не удовлетворяло тех людей, которые вскоре образовали костяк чартизма — движения, с которым Оуэн никогда не мог найти общего языка [10].

После 1834 года Оуэн не играл большой роли в общественной жизни, хотя продолжал много писать, издавал журналы, участвовал в организации ещё одной общины и неутомимо проповедовал свои взгляды. Его последователи образовали узкую секту, нередко выступавшую с довольно реакционных позиций. Обаяние гуманистического энтузиазма в сочетании с деловитостью, которое так отличало Оуэна в молодости и в зрелые годы и привлекало к нему людей, отчасти уступило место навязчивому однообразию речей и мыслей. Сохранив до смерти большую ясность ума, он не избежал старческих странностей. В последние годы жизни Оуэн увлекся спиритизмом, стал склонен к мистике. Но он сохранил обаяние доброты, которое отметил Герцен. Всю жизнь он очень любил детей. Взгляды Оуэна на воспитание сохраняют значение и в наше время [10].

Осенью 1858 года, 87 лет от роду, Оуэн поехал в Ливерпуль и на трибуне митинга почувствовал себя плохо. Отлежавшись в течение нескольких дней, он вдруг решил отправиться в свой родной город Ньютаун, где не был с детства. Там он и умер в ноябре 1858 года.

Писал Оуэн плохо, неясно и с бесконечными повторениями для истории важны не его сочинения, а вся его личность и его практическая деятельность, стремившаяся к водворению мира между классами и к благу человечества [8].

Основные произведения [10]:

- Замечания о влиянии промышленной системы (1815)

- Дальнейшее развитие плана, содержащегося в докладе…(1817)

- Описание ряда заблуждений и бед, вытекающих из прошлого и настоящего состояния общества

- Доклад графству Ланарк о плане облегчения общественных бедствий… (1820)

- Обращение Конгресса кооперативных обществ…(1833)

- Речь Роберта Оуэна в учреждении на улице Шарлотты (1833)

- Книга о новом нравственном мире (1842-44)

Информация о работе Влияние идеологии Р. Оуэна на становление и развитие кооперативного движения в различных регионах мира