Влияние идеологии Р. Оуэна на становление и развитие кооперативного движения в различных регионах мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 23:20, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы описать и проанализировать деятельность Роберта Оуэна. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить жизнь и деятельность Р.Оуэна;
- рассмотреть социальные эксперты Р.Оуэна;
- выявить влияние идеологии Р.Оуэна на становление и развитие кооперативного движения в различных регионах мира.

Содержание

Введение………………………………………………………………….. 3
1. Жизнь и деятельность Р.Оуэна……………………………………… 5
2. Социальные эксперты Р.Оуэна …………..………………………….. 10
3. Влияние идеологии Р.Оуэна на становление и развитие кооперативного движения в различных регионах мира……………………… 15
Заключение……………………………………………………………….. 20
Список использованной литературы…………………………………… 22

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ.doc

— 117.50 Кб (Скачать документ)

- Революция в сознании и деятельности человеческого рода…(1850-е)


2. Социальные эксперты Р.Оуэна

 

Самым знаменитым считается его эксперимент в Нью-Ленарке — не столько благодаря техническим усовершенствованиям, сколько новому стилю социаль­ного управления. До его прихода текстильная фабрика ничем особенным не выделялась. Более того, здесь были крайне неудовлетворительные условия труда, что не могло не сказаться на производительности. Оуэн про­вел несколько реформ. Так, например, он сократил рабочий день, навел чистоту в заводских помещениях, улучшил жилищные условия рабочих, открыл магазин с низкими ценами, детям в возрасте до 10 лет запретил работать и направил их в школу.

Когда на собственные деньги Оуэн стал обставлять квартиры рабочим, они поначалу отнеслись к этому отрицательно. Но постепенно, благодаря этим и дру­гим нововведениям, его фабрика превратилась в одно из самых производительных и рентабельных предпри­ятий страны [7, С.69 ].

Успеха Оуэн достиг, конечно же, не только из-за исключительного внимания к человеческому фактору. Немало времени он уделял экономическим и техничес­ким проблемам, заботясь об увеличении прибыли и налаживании работы оборудования. От рабочих он добивался такой скоординированности действий, кото­рая напоминала бы по своей точности работу часового механизма.

Роберт Оуэн остался в истории социальной мысли и менеджмента выдающейся фигурой. Рано начав пред­принимательскую и менеджерскую деятельность и добившись на этом поприще впечатляющих успехов, Оуэн на склоне лет становится социальным мыслите­лем и просветителем. Казалось бы, деловой успех дол­жен вселить в него веру в непогрешимость частной собственности, в идеалы товарной экономики и коммер­ческого расчета. Но случилось обратное: он разуверил­ся в исходных принципах капитализма, считая более гуманным строем социализм.

И вот когда Оуэн решился претворить в жизнь теоретические замыслы, он впервые потерпел крах. В 1817 г. (т. е. ровно за 100 лет до русской револю­ции) он выдвигает программу радикальной пере­стройки общества путем создания самоуправляю­щихся «поселков общности и сотрудничества», где нет частной собственности, классового антагонизма, эксплуатации, противоречий между умственным и физическим трудом. Однако основанные им опыт­ные коммунистические колонии в США («Новая Гар­мония») в Великобритании потерпели неудачу [7, С.70 ].

Почему Оуэну-капиталисту сопутствовал успех, а Оуэна-социалиста ожидал полный провал?

Уже в своих первых экспериментах он исходил, как считают биографы, из социалистических идей. Человека делает среда, говорил великий утопист, и если ее улучшить, то улучшится и сам человек. Произ­несено это было еще в 1817г., позже его идеи повторит К.Маркс, а в 1917 г. попытается реализовать, но в го­раздо больших масштабах, В.И.Ленин.

Переделать среду целиком, т. е. весь капитализм, Оуэну было не по силам. Он ограничился малым участ­ком земли, назвал его «Новой Гармонией» и пригласил сюда множество людей. Как всегда бывает в револю­циях и социальных экспериментах, пристроилось из­рядное число шарлатанов. Община, организованная в 1825 г., постепенно начинает расслаиваться, а затем и разваливаться. Люди чаще ходят на митинги, нежели работают; много говорят о том, как улучшить положе­ние дел, но ничего не хотят делать.

А улучшать было что. Оуэн перенес на коммуни­стическую общину порядок, отработанный им на ка­питалистической фабрике: жесткая регламентация и контроль, четкость операций, движений, поведения. «Калибровался» даже размер жилых квартир, одеж­да, утварь. И люди не выдержали. Первая причина — психологическая: ломались прежние стереотипы и мотивация. В коммуну шли добровольно в надежде на свободную жизнь, а получили жесточайшую регла­ментацию.

Вторая причина роста неудовлетворенности — сам труд. Эпоха классического капитализма не стеснялась эксплуатировать человека. Складывающийся пред­приниматель во всех странах — России, Англии, Аме­рике — одинаков: он безжалостный хищник. Люди бе­жали к Оуэну именно от предпринимателей и от чрезмерного труда, полагая, что работать в коллекти­ве легко и необременительно. Они так и работали. В ре­зультате упала производительность, а за ней и рента­бельность. Начались межличностные конфликты и поиски виноватых.

Сравнивая экономические и социальные экспери­менты Р.Оуэна, можно заключить, что в первом случае его реформы шли «снизу», а во втором — «сверху». Это две различные стратегии. В Нью-Ленаркском экспери­менте «маленький социализм» органично вырастал из «большого капитализма», а эксперимент в «Новой Гар­монии» представлял собой искусственное взращивание коммунизма на почве, лишенной не только язв, но и до­стижений капитализма. Можно провести такую парал­лель: эксперименте НЭПом в Советской России есть, по существу, Нью-Ленаркский вариант управления, а «во­енный коммунизм» — построение «Новой Гармонии». Первая стратегия оказалась успешной, вторая — нет [7, С.72 ].

Сомнительна и тактика поведения Р.Оуэна. Будучи капиталистом, он всячески поддерживал и разжигал рабочее движение, митинговый демократизм. Превра­тившись в социалиста, он тут же его запретил. Иными словами, давление «снизу» ему было выгодно до опре­деленной поры — пока он не принялся за установле­ние социализма «сверху».

Раздвоенность ценностной системы историки обна­руживают не только у Р.Оуэна. Она характерна и для поведения советских руководителей: на словах они объявляли себя последовательными приверженцами гуманистической программы Оуэна, на практике же следовали «политическому реализму» Макиавелли. Популизм и декларирование общечеловеческих ценно­стей хороши, когда некто стремится завоевать власть, но удержать ее, как правильно считал Макиавелли, можно только при помощи страха, жестокости и поли­тических интриг.

Роберт Оуэн дал первый толчок фабричному законодательству, указал на необходимость вмешательства государства и ясно поставил задачу борьбы с безработицей; его же можно считать отцом той теории кризисов в промышленности, которая объясняет их несоответствием производства с потребительными бюджетами масс или, что тоже, с незначительностью потребительной доли богатства, которая достается массам при системе соперничества. Он был духовным творцом кооперативного движения, ставящего своей задачей сделать потребителя производителем и устранить торговую прибыль, основная ошибка его состояла в том, что он хотел частными усилиями отдельных выдающихся личностей и единичными попытками преобразовать народное хозяйство и природу людей, которые, составляя продукт долговременного исторического процесса, эволюционируют медленно и могут изменяться лишь в закономерной последовательности [8].

Несмотря на все свои неудачи, Оуэн навсегда останется памятным в истории умственного развития Европы. Он дал первый толчок фабричному законодательству, указал на необходимость вмешательства государства и ясно поставил задачу борьбы с безработицей; его же можно считать отцом той теории кризисов в промышленности, которая объясняет их несоответствием производства с потребительными бюджетами масс или, что тоже, с незначительностью потребительной доли богатства, которая достаётся массам при системе соперничества. Он был духовным творцом кооперативного движения, ставящего своей задачей сделать потребителя производителем и устранить торговую прибыль [10].

Работы Оуэна вдохновили экономическую мысль второй половины XIX века и послужили источником идеей коммунизма. Идеи Оуэна были преосмыслены Карлом Марксом, Фридрихом Энгельсом, Владимиром Лениным. Опыт коммун служил примером для построения кибуцев и первых коммунистических эксперементов в Советской России после 1917 года.

Основная ошибка его состояла в том, что он хотел частными усилиями отдельных выдающихся личностей и единичными попытками преобразовать сложившийся уклад и природу отношений людей, которые, составляя могут изменяться лишь в закономерной последовательности.

В своем обращении к профессиональным государственным деятелям Европы и Америки Оуэн писал, что смена существующего строя новым уже началась, что это революция, которая «приведет от неправды к правде, от лжи к истине, от угнетения к справедливости, от обмана и страданий к прямолинейной честности и счастью». Противостоять этому процессу не нужно, а необходимо просто содействовать переходу к новому обществу. «Требуемый переход заключается просто в замене существующих вредных и дурных условий хорошими и превосходными во всех областях жизни, причем эта замена может быть осуществлена только путем полного изменения всех внешних порядков в общественной жизни». Начать нужно именно с правительственных органов, но все должно проходить на добровольном уровне, без насилия. Оуэн был убежден, что если правительства стран, к которому он обращается, пойдет на встречу его идеям, то «то население обоих континентов легко будет сделано разумным посредством правильного направления всей ежедневной и прочей периодической печати и посредством других методов просвещения; темное стекло заблуждений, через которое сейчас люди смотрят и которое их обманывает, будет удалено, и люди увидят вещи такими, какие они есть, и начнут действовать разумно менее чем через год.

 

 


3. Влияние идеологии Р.Оуэна на становление и развитие кооперативного движения в различных регионах мира

 

Важную роль в процессе зарождения и развития кооперативов сыграл и идеологический фактор. Кооперативные идеологи создали организационно-правовые основы кооперативного движения, отстаивали интересы кооперативов на всех уровнях власти.

Учения о кооперативном движении и кооперации возникли задолго до организации первых подлинно кооперативных обществ. Многие гуманисты и просветители, выражая сокровенную мечту простых людей труда о всеобщем счастье, равенстве и справедливости, издавна выдвигали проекты создания идеального государства и устройства разного рода хозяйственных ячеек будущего - ассоциаций, товариществ, "рабочих колледжей" и пр. Различные учения о кооперативном движении и кооперации зарождаются как разновидность утопического социализма, а в последствии некоторые из них стали называться теориями "кооперативного социализма". Вместе с тем реальная кооперативная деятельность не утопична, и это отличает кооперацию от утопических построений. Но "кооперативный социализм" тоже неосуществим с этой точки зрения, он является "родным братом" утопического   социализма.

Важную роль в выработке теоретических основ кооперативного движения и становлении благодаря этому кооперативной системы сыграл великий социалист-утопист англичанин Роберт Оуэн  (1771-1858), выступивший на общественной арене на рубеже двух столетий.

Роберт Оуэн, этот гениальный утопист, в кооперативных организациях усмотрел одно из средств для освобождения рабочего люда [5, С.208].

У Оуэна, первоначально относившегося с недоверием к кооперации, под влиянием кооперативного и профсоюзного движения возникает мысль о возможности использования для быстрого общественного преобразования. Схема его была такова: профессиональные союзы преобразуются в национальные гильдии, берущие в свои руки соответствующие отрасли  промышленности  и организующие производство на кооперативных началах. Одновременно они организую мен между собой по трудовой стоимости при помощи меновых базаров. Внутри капиталистической системы развиваются, таким образом, основы новой системы - кооперативной, социалистической [5, С.210].

В пропаганде кооперативных обществ Оуэн больше внимания уделял производственным кооперативам, которые, как казалось, полнее соответствовали задачам накопления средств для организации общин и предварительной подготовки к коллективному труду.

Постепенно Оуэн становится убежденным реформатором, сторонником мирного преобразования общества путем создания образцовых общин кооперативного типа. Чтобы увлечь людей личным примером, в 1824 г. он с сыновьями отправился в Северную Америку, где на свои средства приобрел поселок с 10 тыс. гектар земли и организовал колонию "Нью-Гармони". Эта трудовая коммуна, или производственно-потребительская община, объединяла до 800 человек и руководствовалась принципами равенства, всеобщности труда, общности имущества. Материальные блага между членами общины распределялись по труду, но вскоре перешли к уравнительному распределению, что привело ее к краху. На эксперимент, продолжавшийся четыре года, ушло 4/5 состояния Оуэна. Вернувшись на родину, он развернул свою деятельность в рабочей среде. Утверждают, что в течение своей жизни он произнес более 1000 речей, написал порядка 500 воззваний, опубликовал около 2000 статей.

Величайшим из всех зол Оуэн считал нетрудовую частную собственность, большие надежды первоначально возлагал на нравственное перевоспитание человека, "индивидуалистической системе" противопоставлял "социальную систему". Оуэн всей своей деятельностью оказал значительное влияние на кооперативное движение в период его зарождения и становления. Пропагандируемые им общины он называл "поселками единения и взаимной кооперации". Еще в 1821 г. при участии Оуэна организуется Кооперативное экономическое общество. Через три года оуэнисты учредили Лондонское кооперативное общество, которое приступило к изданию "Кооперативного журнала". Тогда же было создано Общество фонда кооперативной общины. Все эти общества занимались сбором средств для создания общин.

В начале 30-х годов Оуэн принимал участие в первых кооперативных конгрессах Англии, причем на IV конгрессе в октябре 1832 г. он был избран в группу "'апостолов кооперации". Некоторые кооперативные общества видели в Оуэне своего пророка. Оуэн и его сторонники исходили из того, что к устранению противоречий существующего строя прекрасно приспособлена “система общественной кооперации”. Поистине в Англии семена кооперативной системы были  посеяны Оуэном, и он явился духовным отцом кооперативных фабрик и кооперативных лавок.

Оуэн предлагал создать самоуправляющиеся "поселки об­щности и сотрудничества", лишенные частной собственности, классов, эксплуатации и других антагонизмов. "Общины" Р.Оуэна и Ш.Фурье были уже ближе к кооперативам.

Оуэн сделал больше всех для организации сначала общин, а впоследствии производственных и потребительских коопе­ративов. В 1817 году он начал пропагандировать "поселки единения и кооперации". В1821 году в Лондоне при его участии было создано "Кооперативное экономическое общество", чле­нами которого стали главным образом городские наборщи­ки. Это был потребительский кооператив, имевший собствен­ную лавку и продававший своим членам-пайщикам товары по более низким ценам, чем цены частной торговли. Во главе ко­оператива стоял выборный комитет.

В 1824 году сторонники Оуэна создали "Лондонское ко­оперативное общество", которое посредством публичных лек­ций, диспутов, брошюр и газетных публикаций начало агита­цию за устройство общин на коммунистических началах. В 1826 году "Лондонское кооперативное общество" стало издавать "Кооперативный журнал", который популяризировал взгля­ды Р.Оуэна и обсуждал проблемы движения за создание об­щин и кооперативов.

В 1828 году один из самых видных сторонников Р.Оуэна врач Уильям Кинг (1786—1865 гг.) начал издавать ежемесяч­ный журнал "Кооператор". В отличие от Оуэна, возлагавше­го надежды на помощь богатых филантропов в устройстве общин, У.Кинг провозгласил и обосновал необходимость самодеятельности широких народных масс. Он считал, что только организация самих трудящихся может привести к но­вому социальному строю. Разделяя взгляды Р.Оуэна на конеч­ную цель — создание сельскохозяйственно-производственных общин, У.Кинг предложил новые пути ее достижения. Он ре­шил собрать капитал для общин путем организации потреби­тельских кооперативов. Советовал продавать товары по сред­нерыночным ценам, за наличный расчет, а прибыль отклады­вать в "фонд общины". Затем с помощью накопленных сред­ств Кинг предлагал создать производственные кооперативы, которые в свою очередь соберут еще более крупный капитал, достаточный для организации общин.

Информация о работе Влияние идеологии Р. Оуэна на становление и развитие кооперативного движения в различных регионах мира