Внебюджетные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:19, отчет по практике

Описание

Внебюджетные фонды государства - это совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Исторически внебюджетные фонды появились раньше единого централизованного денежного фонда государства - бюджета. Сначала средства для покрытия государственных расходов сосредотачивались в особых фондах и на особых счетах и были предназначены для специальных целей.

Содержание

Введение
1. Понятие и состав внебюджетных фондов
1.1 Общая характеристика внебюджетных фондов
1.2 Классификация внебюджетных фондов
1.3 Порядок образования внебюджетных фондов
1.4 Связь внебюджетных фондов с другими звеньями финансовой системы
1.5 Источники формирования внебюджетных фондов
1.6 Особенности внебюджетных фондов России
2. Социальные внебюджетные фонды
2.1 Пенсионный фонд РФ
2.2 Фонд социального страхования РФ
2.3 Фонд обязательного медицинского страхования РФ
Заключение

Работа состоит из  1 файл

пр.docx

— 45.77 Кб (Скачать документ)

Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных / местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

Внебюджетные социальные фонды  тесно увязаны с бюджетом и  между собой. Разнообразие внебюджетных фондов обусловливает сложные многоступенчатые связи между этими фондами  и другими звеньями финансовой системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.

При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь появляется при формировании фондов или использования ими средств. Например, валютные фонды многих стран образуются за счет средств центрального бюджета в форме безвозвратных субсидий. Дорожный фонд США, создаваемый за счет специальных налогов при наличии излишков, предоставляет займы федеральному бюджету..

При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так фонды социального страхования образуются не только за счет страховых взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно при наличии активного сальдо они приобретают государственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета.

При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит в соприкосновение с разными финансовыми звеньями и другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними.

1.6 Источники формирования внебюджетных  фондов

Федеральные внебюджетные фонды формируются  за счет следующих источников:

· специальные целевые налоги и  сборы, установленные для соответствующего фонда;

· отчисления от прибыли предприятий, учреждений и организаций;

· средства бюджета;

· прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим  лицом;

· займы, полученные фондом у Центрального банка РФ или у коммерческих банков.

Внебюджетные фонды, являясь составной  частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:

· запланированы органами власти и  управления и имеют строгую целевую  направленность;

· денежные средства фондов используются для финансирования государственных  расходов, не включенных в бюджет;

· формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических  и физических лиц;

· страховые взносы в фонды и  взаимоотношения, возникающие при  их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются  государством и являются обязательными;

· на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов  в фонды, распространено большинство  норм и положений Закона РФ «Об  основах налоговой системы РФ»;

· денежные ресурсы фонда находятся  в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо  не предусмотренные законом;

· расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства  или специально уполномоченного  на то органа (Правление фонда).

1.7 Особенности внебюджетных фондов  России

Внебюджетные фонды - форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.

В Российской Федерации с 1992 г. начало действовать более двух десятков внебюджетных социальных и экономических  фондов. К социальным внебюджетным фондам относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Государственный  фонд занятости населения, Фонд обязательного  медицинского страхования, Фонд социальной поддержки населения и др.

Пенсионный фонд, фонды обязательного  медицинского страхования и занятости  населения, с одной стороны, являются финансовыми сегментами, выделенными  из бюджета для самостоятельного, более эффективного функционирования, с другой -- приняли форму страховых  фондов. Фонд социального страхования  изначально был -- и по форме, и, по сути -- страховым фондом под патронажем профсоюзов.

Область перераспределения бюджетных  средств гораздо шире, чем внебюджетных фондов, рамки, перераспределения которых  ограничены целевым назначением  фонда, а в отраслевых фондах -- еще  и отраслевой принадлежностью. Такая  ограниченность в перераспределительной функции этого сегмента государственных финансов в отдельных случаях имеет ряд преимуществ перед бюджетной формой перераспределения финансовых ресурсов. При выделении во внебюджетный фонд части финансовых средств легче просматривается соразмерность централизуемых источников и потребностей, оперативнее решаются вопросы управления данной частью финансовых ресурсов, устраняется неизбежность дефицита по этим фондам, что невозможно достигнуть в бюджетах в условиях экономического кризиса.

За исключением Фонда занятости, все внебюджетные социальные фонды  в законодательном порядке наделены самостоятельностью. Но условий для  экономической самостоятельности  они лишены. Поэтому государственные  социальные внебюджетные фонды лишь по форме, а не по содержанию являются фондами взаимного страхования  населения. И дело вовсе не в том, что плательщиками страховых  взносов в подавляющей части  являются работодатели, а не работники. Экономическая природа средств, зачисляемых в указанные внебюджетные фонды, есть не что иное, как часть  стоимости воспроизводства рабочей  силы. Порядок же уплаты взносов  является формой проявления этой сущности. Ничто не мешает органам власти государства  установить минимальный уровень  оплаты труда (который является нижним уровнем для любого работодателя), включающий как прожиточный минимум, так и долю платежей во внебюджетные фонды, переложив обязанность вносить  страховые платежи с работодателей  на работников. Однако действующий  порядок более прост и привычен для менталитета нашего государства  и населения. В других странах  страховые взносы распределены более  равномерно между работниками и  работодателями, а в отдельных  государствах подавляющую часть  взносов уплачивают работники.

Страховая природа средств внебюджетных социальных фондов является решающей причиной выделения их из бюджета  и принципиальным отличием от целевых  бюджетных фондов.

2. Социальные внебюджетные фонды

Внебюджетные фонды государства - это совокупность экономических  денежных отношений по формированию, перераспределению и использованию  финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в  бюджет некоторых общественных потребностей и расходуемых на основе оперативной  самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.

По своему содержанию внебюджетные фонды делятся на экономические  и социальные. Внебюджетные фонды  создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особое значение, другой - формирование внебюджетного  фонда с собственными источниками  доходов для определенных целей. Фонды появляются в связи с  возникновением новых ранее неизвестных  расходов, которые заслуживают особого  внимания со стороны общества. В  этом случае по предложению Правительства  законодательный орган принимает  специальное решение об образовании  данного внебюджетного фонда.

2.1 Пенсионный фонд РФ

История пенсионного страхования  насчитывает более 100 лет. За этот период было выработано несколько видов  пенсионных систем. Одна из них представляет собой минимальную защиту престарелых, предоставляя некоторый минимум  средств независимо от трудового  вклада (стажа, уровня оплаты, суммы  страховых взносов и т.д.). Такую  пенсию можно трактовать как социальную. Две других модели относятся к  трудовым пенсиям. Одна из них устанавливает  зависимость размера пенсии от вышеперечисленных  параметров, но сама пенсия образуется по солидарному (распределительному) принципу: последующее поколение финансирует  предыдущее. Другая модель работает по накопительному принципу: страховые  взносы помещаются на пенсионный счет в лицензированную финансовую компанию, которая размещает указанные средства на финансовом рынке с целью увеличения.

Цели и функции  Пенсионного фонда РФ

Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ) образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. и введен в действие с 1 января 1992 г. Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1. Пенсионный фонд РФ является федеральным фондом.

ПФ РФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного  обеспечения в РФ и является самостоятельным  финансово-кредитными учреждением. Средства расходуются для выплаты государственных  пенсий и пособий.

В основные задачи ПФ РФ входят:

· целевой сбор и аккумуляция  страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением  ПФ РФ;

· организация работы по взысканию  с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных  пенсий по инвалидности вследствие трудового  увечья, профессионального заболевания  или по случаю потери кормильца;

· капитализация средств ПФ РФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе  валютных ценностей) физических и юридических  лиц;

· контроль с участием налоговых  органов за своевременным и полным поступлением в ПФ РФ страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;

· межгосударственное и международное  сотрудничество РФ по вопросам, относящимся  к компетенции ПФ РФ, участие в  разработке и реализации в установленном  законом порядке межгосударственных и международных договоров и  соглашений по вопросам пенсий и пособий. Здесь опять таки стоит упомянуть  о принципе солидарности поколений, суть которого в том, чтобы обеспечить человека заработанным уровнем всех благ путём перераспределения средств  во времени и в пространстве. Т.е. в отношении данного пункта можно  сказать, что человек будет получать пенсию не только на территории РФ, но и за её пределами, при соблюдении формальных условий оформления перевода пенсии за границу.

Права, обязанности, ответственность ПФ РФ.

В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании  в РФ» №167-ФЗ от 15.12.2001 г. Пенсионный фонд имеет право:

· проводить у предприятий проверку документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц; требовать и получать у плательщиков страховых взносов необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок;

· требовать от руководителей и  других должностных лиц проверяемых  организаций, а также от физических лиц, которые самостоятельно уплачивают обязательные платежи, устранения выявленных нарушений законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании;

· получать у налоговых органов  необходимую для осуществления  обязательного пенсионного страхования  информацию о страхователях и  застрахованных лицах, включая налоговую  декларацию, и иные сведения, составляющие налоговую тайну;

· осуществлять управление средствами бюджета ПФ РФ и контроль над их расходованием в соответствие с  ФЗ «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в РФ» и законодательством  РФ;

· осуществлять возврат страховых  взносам страхователям в случае, если не возможно установить, за каких  застрахованных лиц указанные платежи  уплачены.

Пенсионный фонд обязан:

· подготавливать обоснование размера  тарифов страховых взносов;

· назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое  обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, а также предусмотренные  законодательством РФ другие виды пенсий, социальные пособие умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;

· составлять проект бюджета Пенсионного  фонда РФ и обеспечивать исполнение указанного бюджета;

· обеспечивать целевое использование  средств обязательного пенсионного  страхования, а также осуществлять контроль над их использованием;

· осуществлять учет средств, поступающих  по обязательному пенсионному страхованию;

· осуществлять регистрацию страхователей;

· бесплатно консультировать страхователей  по вопросам обязательного пенсионного  страхования и информировать  их о нормативных правовых актах, об обязательном пенсионном страховании;

· организовывать через свои территориальные  органы бесплатные консультации застрахованным лицам по вопросам обязательного  пенсионного страхования;

· развивать международные связи  в области обязательного пенсионного  страхования в РФ.

· за нарушение положения Федерального закона и иных актов законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании  страховщик несет ответственность, установленную законодательством  РФ.

Источники формирования ПФ РФ.

Средства фонда формируются  за счет:

· страховых взносов работодателей; страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров, адвокатов; страховых взносов иных категорий работающих граждан; (Приложение № 1)

· ассигнований из бюджета РФ на выплату  государственных пенсий и пособий  военнослужащим и приравненным к  ним по пенсионному обеспечению  гражданам, их семьям;

· добровольных взносов физических и юридических лиц, а также  доходов от капитализации средств  ПФ РФ и других поступлений.

Основным источником формирования Пенсионного фонда РФ можно назвать  единый социальный налог. Объектом обложения  страховыми взносами и базой для  начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая  база по единому социальному налогу, установленные главой 24 «Единый  социальный налог» Налогового кодекса  Российской Федерации (ст. 10 п. 2 ФЗ «Об  обязательном пенсионном страховании  в Российской Федерации» от 15.12.2001 года № 167-ФЗ). В настоящий момент он в  сумме составляет 26%, из которых 20% уходит на формирование пенсионного фонда. В свою очередь 6% идёт в федеральный  бюджет, для последующей выплаты  за счёт его средств базовой части  пенсии, а 14% идут в местный бюджет для выплаты страховой и накопительной  частей пенсии.

Информация о работе Внебюджетные фонды