Внешне экономическая деятельность фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:43, курсовая работа

Описание

Валютное регулирование - деятельность государственных органов по управлению обращением валюты, контролю за валютными операциями, воздействию на валютный курс национальной валюты, ограничению использования иностранной валюты. Валютный контроль – контроль со стороны государства за порядком приобретения юридическими и физическими лицами иностранной валюты и проведения валютных операций, за перемещением валюты через таможенную границу.

Содержание

Понятие валютного контроля и валютного регулирования………….…..стр2
Органы валютного регулирования (ВР) и особенности их функционирования…………………………………………………………………….....……стр4
Общая характеристика валютного законодательства…………………….…стр 7
Характеристика валютных правоотношений…………………………………...стр13
Валютный курс и порядок его определения……………………………………..стр20
Список литературы………………………

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 35.36 Кб (Скачать документ)

 

                                                   Содержание

Понятие валютного контроля и валютного  регулирования………….…..стр2

Органы валютного регулирования (ВР) и особенности их функционирования…………………………………………………………………….....……стр4

Общая характеристика валютного законодательства…………………….…стр 7

Характеристика валютных правоотношений…………………………………...стр13

Валютный курс и порядок его  определения……………………………………..стр20

Список литературы…………………………………………………………………………...стр22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Понятие валютного контроля и валютного регулирования

Валютное регулирование - деятельность государственных органов по управлению обращением валюты, контролю за валютными  операциями, воздействию на валютный курс национальной валюты, ограничению  использования иностранной валюты.                                                                     Валютный контроль – контроль со стороны  государства за порядком приобретения юридическими и физическими лицами иностранной валюты и проведения валютных операций, за перемещением валюты через таможенную границу.                                                                                                      Создание действенного финансово-правового  механизма валютного контроля является необходимым условием обеспечения  государственных экономических  интересов. Механизм валютного контроля за экспортными и импортными операциями позволяет также осуществлять их учет и выявлять нарушения валютного  законодательства, допущенные в процессе исполнения внешнеэкономических сделок. Вместе с тем финансово-правовой механизм валютного контроля не должен ущемлять права подконтрольных субъектов. В этих целях валютным законодательством  установлено, что резиденты и  нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, имеют  право:                                                             а) знакомиться с актами проверок, проведенными органами и агентами валютного  контроля;                                                                                                              б) обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов  валютного контроля и их должностных  лиц в административном и судебном порядке;                                                                                                                                   в) на возмещение в установленном законодательством порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц. При осуществлении валютных операций на территории Российской Федерации резиденты и нерезиденты обязаны:                                                                                       а) представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов;                                                                                                                  б) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;                                                                                                              в) выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования. Осуществление контрольных мероприятий в любой сфере финансовой деятельности, а в валютной особенно, должно основываться на адекватном законодательстве. Несовершенство валютного законодательства, просчеты и недостаток опыта в работе контролирующих и правоохранительных органов используются в криминальных целях посредством совершения сделок, наносящих ущерб экономической безопасности государства.                                                                                               Как показывает мировой опыт, только страны с мощным экономическим и финансовым потенциалом могут справиться с серьезными финансовыми проблемами без установления жесткого валютного контроля за международным движением платежей и капиталов.

 

 

 

 

Органы валютного регулирования (ВР) и особенности их функционирования

ВР – комплекс осуществляемых гос. органами правовых мер с целью:

1) поддержания стабильного курса  нац. валюты и платежного баланса; 

2) обеспечения и защиты права  собственности на валютные ценности;

3) установления и реализации  определенного порядка проведения  операций с валютными ценностями  на внутреннем валютном рынке; 

4) регламентации международных  расчетов;

5) обеспечения желаемого (интеграционного  или изоляционного) режима взаимодействия  страны с мировым валютным  рынком;

6) создания и обеспечения функционирования  органов валютного регулирования,  органов и агентов валютного  контроля.

ВР может быть директивным (издание  обязательных к исполнению всеми  участниками валютных отношений  нормативных правовых актов) и экономическим (проведение уполномоченным органом  политики процентных ставок, операций на открытом рынке, валютных интервенций  и пр.).

Органы валютного регулирования: Правительство РФ и ЦБ РФ. Правительство  РФ обладает полномочиями:

– осуществлять управление государственным  внутренним и внешним долгом РФ;

– осуществлять в соответствии с  Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, ФЗ, нормативными указами  Президента РФ валютное регулирование;

– руководить валютно-финансовой деятельностью  в отношениях РФ с иностранными государствами.                                                                                               ЦБ осуществляет свои полномочия в соответствии с ФЗ «О ЦБ РФ» и выполняет следующие функции:

– организует и осуществляет валютное регулирование;

– определяет порядок осуществления  расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также  с юридическими и физическими  лицами;

– устанавливает и публикует  официальные курсы иностранных  валют по отношению к рублю;

– принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ, организует составление платежного баланса  РФ;

– устанавливает порядок и условия  осуществления валютными биржами  деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже  иностранной валюты;

– проводит анализ и прогнозирование  состояния экономики РФ в целом  и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы  и стат. данные;

– покупку, хранение и продажу драгоценных  металлов;

– выставление чеков и векселей в любой валюте;

– покупку и продажу иностранной  валюты, а также платежных документов, номинированных в иностранной валюте, выставленных российскими и иностранными КО.

Не являются органами ВР и контроля, но обладают определенными полномочиями некоторые гос. органы.                                                                                Министерство экономического развития и торговли РФ обладает полномочиями по осуществлению правового регулирования по следующим вопросам:

– торгово-экономические отношения  с иностранными государствами, международными организациями; эк. интеграция РФ с  государствами – участниками  СНГ;

– применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных  мер при импорте товаров;

– нетарифное и тарифное регулирование  экспорта и импорта товаров .

Одна из основных задач Минфина  РФ – выработка единой государственной  финансовой, денежной и кредитной  политики, политики в области таможенных платежей. Министерство разрабатывает  и представляет в Правительство  РФ проекты ФЗ и актов по вопросам валютной политики, политики в сфере  таможенных платежей в части исчисления и порядка их уплаты, определения  таможенной стоимости товаров и  транспортных средств, управления государственным  долгом и финансовыми актами РФ, контроля и надзора в финансово-бюджетной  сфере.

 

 

 

 

 

             Общая характеристика валютного законодательства

История валютного законодательства послереволюционной России может быть условно поделена на 4 этапа.

Первый этап (до 1986 года) обладал  всеми характерными чертами валютной монополии государства. В этот период имела место полная централизация  валютных доходов от экспорта, который  также был монополизирован государством, от имени и за счет которого на мировых  рынках выступали различные внешнеторговые объединения. Валютная выручка от экспорта концентрировалась на счетах одного банка - монополиста, обслуживавшего все  международные расчеты СССР - Внешторгбанка  СССР. Использование доходов от экспорта, сумм привлеченных валютных кредитов и накопленных золотовалютных резервов осуществлялось на основе планового  распределения средств государством в лице Госплана СССР, Минфина СССР и Госбанка СССР. Практически полная изолированность внутреннего товарного  и денежного рынка от мировых  рынков товаров, услуг и капиталов, что проявлялось, например, на уровне курса рубля к иностранным  валютам, который не отражал экономических  и ценовых пропорций, а служил инструментом пересчета внешнеторговых цен в рубли для ведения  учета в национальной валюте; в  централизации управления валютными  ресурсами государства; минимизации  числа непосредственных участников внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности, обслуживаемых в основном через один банк, - все это объективно не требовало специальной системы  валютного законодательного регулирования, характерной для стран с рыночной экономикой. Регулирование было прямое, административное, государственно-командное.

Второй этап развития валютного  рынка в России начался в 1986 году децентрализацией внешнеэкономической  и внешнеторговой деятельности, когда  сначала сотни, а затем практически  все субъекты хозяйственной деятельности (предприятия, организации, учреждения) получили право прямого выхода на внешние рынки. Была установлена  система так называемых “валютных  отчислений”, когда валютные поступления  в определенных пропорциях делились между государством и непосредственными  производителями экспортной продукции. Предприятия, поставлявшие товары (работы, услуги) на экспорт, стали получать в свое распоряжение валюту, зачисляемую  в “валютные фонды” (на балансовые и внебалансовые счета, а позднее  – только балансовые). Объемы внешнеэкономической  деятельности резко возросли в 1987-1988 годах, в связи с развитием  совместного (с участием иностранного капитала) предпринимательства на территории страны.

В это же время началась широкомасштабная реформа банковской системы, в результате которой появилось большое число  независимых от государства коммерческих банков, получивших право открытия и ведения валютных счетов клиентов и проведения международных расчетов. Роль специального органа валютного  регулирования в это время  выполняла Государственная внешнеэкономическая  комиссия Совета Министров СССР, а  источниками валютного законодательства служили решения Совета Министров  СССР и издаваемые в их развитие нормативные акты министерств и  ведомств. Все это привело к  пониманию необходимости специального законодательного регулирования валютных отношений, создания единых правил совершения валютных операций, придания функций органа валютного регулирования и контроля одному из органов государственного управления и послужило основанием для разработки в 1990 году проекта специального закона.

С вступлением в силу в марте 1991 года Закона СССР “О валютном регулировании” начался третий этап развития валютного  регулирования в стране. В юридическую  практику впервые на уровне закона были введены такие понятия как  “валютные ценности”, “валюта СССР”, “иностранная валюта”, “резиденты”, “нерезиденты”, “валютные операции”, “текущие валютные операции”, “валютные  операции, связанные с движением  капитала” и многие другие. Названным  законом были установлены основные принципы проведения операций с валютой  СССР и с иностранной валютой  на территории СССР, операций на валютном рынке, разграничены полномочия органов  власти и определены функции банковской системы в валютном регулировании  и управлениями валютными ресурсами.

В законе впервые было провозглашено  гарантируемое и защищаемое государством право собственности резидентов и нерезидентов на валютные ценности в стране; определены общие принципы владения, пользования и распоряжения валютными ценностями государством, предприятиями, организациями и  гражданами; установлены основные положения  порядка осуществления валютных операций резидентами и нерезидентами. Основным органом валютного регулирования  был определен Государственный  банк СССР, что соответствовало практике большинства стран мира, где аналогичные  функции осуществляют центральные (национальные) банки государств. Главным  документом, который регулировал  основные стороны валютных отношений  субъектов внешнеэкономической  деятельности, стало разработанное  Госбанком СССР в соответствии с его компетенцией письмо от 24.05.1991 года № 352 “Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР”, в котором были подробно расписаны правила совершения операций в иностранной валюте между юридическими лицами (резидентами и нерезидентами), операций в иностранной валюте на территории страны между юридическими лицами-резидентами, операций в рублях юридических лиц-нерезидентов, операций с валютными ценностями, осуществляемых гражданами (резидентами и нерезидентами).

Распад СССР и образование суверенного  государства Российской Федерации  привели к необходимости ведения  Россией самостоятельной экономической  политики, в том числе кредитно-денежной и валютной. В этой связи, а, также  учитывая, что многие положения (статьи 6, 7, 8, 11, 12, 19) Закона СССР “О валютном регулировании” фактически перестали действовать, актуальной стала задача скорейшего принятия аналогичного закона Российской Федерации.

Началом четвертого этапа развития валютного законодательства в РФ стало вступление в силу Закона РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” в ноябре 1992 года. Названный  закон (от 09.10.1992 г. № 3615-1) в редакции Федеральных законов от 29.12.1998 г. № 192-ФЗ и от 05.07.1999 г. № 128-ФЗ действует  на территории РФ и в настоящее  время. В этом законодательном акте, по сравнению с законом СССР, были уточнены и развиты основные понятия  валютного законодательства, а также, с учетом накопленного опыта регулирования  валютных отношений, существенно изменена его структура и содержание.

В Раздел 2 “Валютное регулирование” была введена новая статья “Защита  валюты РФ” (ст.2) с важнейшим положением о том, что расчеты между резидентами осуществляются в валюте РФ осуществляются без ограничений, а расчеты с нерезидентами – в порядке устанавливаемом Банком России. В статье 3 подтверждено право собственности резидентов и нерезидентов на валютные ценности в РФ, которое защищается государством наряду с правом собственности на другие объекты собственности. Там же установлено, что виды обязательных платежей государству в иностранной валюте определяются законами РФ. В статье 4 подробно регламентированы вопросы деятельности внутреннего валютного рынка РФ: право покупки резидентами иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ и правило осуществления таких операций только через уполномоченные банки.

Информация о работе Внешне экономическая деятельность фирмы