Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:43, курсовая работа
Валютное регулирование - деятельность государственных органов по управлению обращением валюты, контролю за валютными операциями, воздействию на валютный курс национальной валюты, ограничению использования иностранной валюты. Валютный контроль – контроль со стороны государства за порядком приобретения юридическими и физическими лицами иностранной валюты и проведения валютных операций, за перемещением валюты через таможенную границу.
Понятие валютного контроля и валютного регулирования………….…..стр2
Органы валютного регулирования (ВР) и особенности их функционирования…………………………………………………………………….....……стр4
Общая характеристика валютного законодательства…………………….…стр 7
Характеристика валютных правоотношений…………………………………...стр13
Валютный курс и порядок его определения……………………………………..стр20
Список литературы………………………
Понятие валютного контроля и валютного регулирования………….…..стр2
Органы валютного регулирования
(ВР) и особенности их функционирования……………………………………
Общая характеристика валютного законодательства…………
Характеристика валютных правоотношений…………………………………...
Валютный курс и порядок его
определения……………………………………..
Список литературы…………………………………
Понятие валютного контроля и валютного регулирования
Валютное регулирование - деятельность
государственных органов по управлению
обращением валюты, контролю за валютными
операциями, воздействию на валютный
курс национальной валюты, ограничению
использования иностранной
Органы валютного регулирования (ВР) и особенности их функционирования
ВР – комплекс осуществляемых гос. органами правовых мер с целью:
1) поддержания стабильного курса
нац. валюты и платежного
2) обеспечения и защиты права
собственности на валютные
3) установления и реализации
определенного порядка
4) регламентации международных расчетов;
5) обеспечения желаемого (
6) создания и обеспечения
ВР может быть директивным (издание обязательных к исполнению всеми участниками валютных отношений нормативных правовых актов) и экономическим (проведение уполномоченным органом политики процентных ставок, операций на открытом рынке, валютных интервенций и пр.).
Органы валютного
– осуществлять управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;
– осуществлять в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, ФЗ, нормативными указами Президента РФ валютное регулирование;
– руководить валютно-финансовой деятельностью
в отношениях РФ с иностранными государствами.
– организует и осуществляет валютное регулирование;
– определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
– устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
– принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ, организует составление платежного баланса РФ;
– устанавливает порядок и
– проводит анализ и прогнозирование
состояния экономики РФ в целом
и по регионам, прежде всего денежно-кредитных,
валютно-финансовых и ценовых отношений,
публикует соответствующие
– покупку, хранение и продажу драгоценных металлов;
– выставление чеков и векселей в любой валюте;
– покупку и продажу иностранной валюты, а также платежных документов, номинированных в иностранной валюте, выставленных российскими и иностранными КО.
Не являются органами ВР и контроля,
но обладают определенными полномочиями
некоторые гос. органы.
– торгово-экономические
– применение специальных защитных,
антидемпинговых и
– нетарифное и тарифное регулирование экспорта и импорта товаров .
Одна из основных задач Минфина
РФ – выработка единой государственной
финансовой, денежной и кредитной
политики, политики в области таможенных
платежей. Министерство разрабатывает
и представляет в Правительство
РФ проекты ФЗ и актов по вопросам
валютной политики, политики в сфере
таможенных платежей в части исчисления
и порядка их уплаты, определения
таможенной стоимости товаров и
транспортных средств, управления государственным
долгом и финансовыми актами РФ,
контроля и надзора в финансово-
Общая характеристика валютного законодательства
История валютного законодательства послереволюционной России может быть условно поделена на 4 этапа.
Первый этап (до 1986 года) обладал
всеми характерными чертами валютной
монополии государства. В этот период
имела место полная централизация
валютных доходов от экспорта, который
также был монополизирован
Второй этап развития валютного рынка в России начался в 1986 году децентрализацией внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности, когда сначала сотни, а затем практически все субъекты хозяйственной деятельности (предприятия, организации, учреждения) получили право прямого выхода на внешние рынки. Была установлена система так называемых “валютных отчислений”, когда валютные поступления в определенных пропорциях делились между государством и непосредственными производителями экспортной продукции. Предприятия, поставлявшие товары (работы, услуги) на экспорт, стали получать в свое распоряжение валюту, зачисляемую в “валютные фонды” (на балансовые и внебалансовые счета, а позднее – только балансовые). Объемы внешнеэкономической деятельности резко возросли в 1987-1988 годах, в связи с развитием совместного (с участием иностранного капитала) предпринимательства на территории страны.
В это же время началась широкомасштабная
реформа банковской системы, в результате
которой появилось большое
С вступлением в силу в марте 1991 года Закона СССР “О валютном регулировании” начался третий этап развития валютного регулирования в стране. В юридическую практику впервые на уровне закона были введены такие понятия как “валютные ценности”, “валюта СССР”, “иностранная валюта”, “резиденты”, “нерезиденты”, “валютные операции”, “текущие валютные операции”, “валютные операции, связанные с движением капитала” и многие другие. Названным законом были установлены основные принципы проведения операций с валютой СССР и с иностранной валютой на территории СССР, операций на валютном рынке, разграничены полномочия органов власти и определены функции банковской системы в валютном регулировании и управлениями валютными ресурсами.
В законе впервые было провозглашено
гарантируемое и защищаемое государством
право собственности резидентов
и нерезидентов на валютные ценности
в стране; определены общие принципы
владения, пользования и распоряжения
валютными ценностями государством,
предприятиями, организациями и
гражданами; установлены основные положения
порядка осуществления валютных
операций резидентами и нерезидентами.
Основным органом валютного
Распад СССР и образование суверенного
государства Российской Федерации
привели к необходимости
Началом четвертого этапа развития валютного законодательства в РФ стало вступление в силу Закона РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” в ноябре 1992 года. Названный закон (от 09.10.1992 г. № 3615-1) в редакции Федеральных законов от 29.12.1998 г. № 192-ФЗ и от 05.07.1999 г. № 128-ФЗ действует на территории РФ и в настоящее время. В этом законодательном акте, по сравнению с законом СССР, были уточнены и развиты основные понятия валютного законодательства, а также, с учетом накопленного опыта регулирования валютных отношений, существенно изменена его структура и содержание.
В Раздел 2 “Валютное регулирование” была введена новая статья “Защита валюты РФ” (ст.2) с важнейшим положением о том, что расчеты между резидентами осуществляются в валюте РФ осуществляются без ограничений, а расчеты с нерезидентами – в порядке устанавливаемом Банком России. В статье 3 подтверждено право собственности резидентов и нерезидентов на валютные ценности в РФ, которое защищается государством наряду с правом собственности на другие объекты собственности. Там же установлено, что виды обязательных платежей государству в иностранной валюте определяются законами РФ. В статье 4 подробно регламентированы вопросы деятельности внутреннего валютного рынка РФ: право покупки резидентами иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ и правило осуществления таких операций только через уполномоченные банки.