Внешне экономическая деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 23:17, курсовая работа

Описание

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) представляет собой совокупность методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных отношений с зарубежными странами.
Внешнеэкономическая деятельность реализуется как на уровне государства, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. В первом случае внешнеэкономическая деятельность направлена на установление межгосударственных основ сотрудничества, создание правовых, торговых и политических механизмов, стимулирующих развитие и повышение эффективности внешнеэкономических связей. Рациональная внешнеэкономическая политика государства может привести к повышению темпов роста национального дохода, ускорению научно-технического прогресса, повышение концентрации производства и эффективности капитальных вложений.

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 269.48 Кб (Скачать документ)
align="justify">     4. разделение производственного и коммерческого риска.

     Совместные предприятия характеризуют:

     1. совместный капитал;

     2. единый производственный аппарат;

     3. согласование интересов партнеров.

     Создание совместных предприятий осуществляется в несколько этапов:

     1. поиск иностранного инвестора;

     2. создание учредительных документов;

     3. регистрация документов.

     В настоящее время серьезных западных инвесторов интересует не столько партнерство с российскими предприятиями, сколько приобретение надежных элементов контроля над производством.

 

    2. Проблемы торговли зарубежного партнера с Россией

   Российская экономика в последние годы по существу отошла от централизованного планирования и находится в стадии перехода к рыночной экономике. Провозглашение примата рыночной экономики разнообразит формы сотрудничества с зарубежными партнерами.

   Наряду с традиционной формой торговли потенциально стал возможен более широкий выбор форм и методов экономических отношений. В то же время рыночная экономика пока еще не может функционировать нормально. Причины этого следующие: значительное снижение объемов производства; рост цен; ослабление связей между предприятиями; увеличивающаяся по мере роста дефицита государственного бюджета и суммы внешних долгов нехватка средств в иностранной валюте, что ослабляет развитие внешнеэкономических связей, и др.

   Зарубежные партнеры считают, что торговля с Россией и странами СНГ связана с высокой долей риска с позиции стабильности и надежности осуществления принятых обязательств.

   В настоящее время следует выделить три главных направления осуществления сделок зарубежных партнеров с Россией и другими странами СНГ:

     - экспортно-импортные отношения (операции с товарами, в том числе поставки и в третьи страны);

     - совместное предпринимательство, охватывающее области производства, финансов, экономических услуг, снабжения, внешней торговли, внутренней розничной торговли и др.;

          - разработка природных ресурсов - нефти, газа, леса, угля, цветных металлов и др.

   В процессе разработки проектов сделок каждое из этих направлений рассматривается с учетом поставленной цели и краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных интересов.

   Краткосрочные интересы - наименее рискованными и вполне реальными являются обычные экспортно-импортные операции. При этом зарубежный партнер, экспортируя товары в Россию, учитывает, конечно, надежность платежных средств российского партнера, а импортируя товары из нашей страны, строго контролирует осуществление поставок в соответствии с контрактными обязательствами.

   Среднесрочные интересы касаются проектов, реализацию которых можно осуществить в срок от 3 до 5 лет. В процессе их разработки может возникнуть ряд серьезных проблем, которые необходимо осмыслить и уже окончательно определить, заниматься ли тем или иным проектом.

   Долгосрочные интересы - проекты, осуществляемые в сроки более 5 лет. В основном это проекты по разработке природных ресурсов, где требуются капиталовложения. Применительно к нашей стране необходимо выделение государственных кредитных средств.

   Продвижение средне- и долгосрочных проектов в странах СНГ зарубежные партнеры неотъемлемо связывают с нашей экономической и политической стабильностью. И формы, и степень их отношения к нам во многом будут зависеть от того, сумеют ли основные страны СНГ - Россия, Украина, Казахстан - развивать рыночную экономику и адаптироваться в мировом экономическом сообществе.

   Зарубежные партнеры рассматривают Россию как страну, имеющую наибольшие перспективы в экономическом плане из всех стран СНГ. Но и здесь имеются проблемы, тормозящие осуществление сделок.

   1. Снижение роли специализированных органов внешней торговли и нехватка квалифицированных экспертов. После распада Союза наблюдались частичная модернизация внешнеторговых объединений, изменение структуры и отчасти направлений работы Торгово-промышленной палаты (ТПП) «России, выступившей правопреемницей ТПП СССР. Изменения в жизни страны (и экономические, и политические) привели к тому, что во внешнеторговых объединениях, подвергшихся в свою очередь и организационным, и структурным изменениям, многие эксперты ушли на пенсию в связи с сокращением кадров, другие сменили место работы (перешли в коммерческие структуры) и т.д. В целом во внешнеторговых объединениях количество экспертов уменьшилось, следовательно, роль объединений несколько ослабла.

   2. Недостаточная стабилизация банковско-финансовой системы. Однако здесь среди мер, осуществленных в последние полтора-два года, следует отметить учреждение в ведущих экономических районах России (на Урале, в Западной Сибири, на Дальнем Востоке и др.) специализированных региональных банков, осуществляющих экспортно-импортные операции, в том числе предоставление кредитных средств предприятиям для стимулирования их внешнеторговой деятельности.

   3. Задержка выплаты платежей, инвестирование иностранного капитала. Зарубежных партнеров как на уровне правительственных организаций, так и банков, и отдельных компаний беспокоит проблема долговых обязательств стран СНГ. Невыплаченные долговые обязательства составляют значительную сумму.

   Сумма задержанных платежей возрастает, когда наступает срок погашения обязательств. И так будет всегда, если нарушать сроки погашения. Многие зарубежные партнеры считают эту проблему одной из самых острых, мешающей развитию внешнеэкономических связей со странами СНГ. Долги бывшего Советского Союза теперь перешли к странам СНГ. Их можно дифференцировать следующим образом: а) возникшие в результате финансирования по линии правительственных организаций стран-партнеров; б) возникшие в результате своевременного непогашения банковских кредитов; в) долги отдельным торговым компаниям; г) своевременное непогашение краткосрочных платежей. За исключением последнего, это среднe - и долгосрочные кредиты. Естественно, что наибольшую озабоченность проявляют отдельные торговые компании. Так, японские торговые компании кредитовали поставки машин и оборудования внешнеторговым объединением бывшего СССР на условиях отсрочки платежа. Но сроки выплат неоднократно пролонгировались, хотя по ряду контрактов были предоставлены кредиты без страховки японского правительства.

   Между тем прямое инвестирование иностранного капитала приобретает все большую важность для развития российской экономики. С помощью иностранных инвестиций можно частично компенсировать нехватку собственных средств, поднять уровень техники и технологии, повысить квалификацию управленческих кадров, тем самым способствуя адаптации экономики России в мировое сообщество. Российская экономика, имеющая емкий внутренний рынок, богатейшие природные ресурсы, по-прежнему привлекает иностранных инвесторов.

   В соответствии с Указом Президента РФ создан Комитет по иностранным инвестициям при Министерстве финансов РФ. Этот орган призван взять на себя координацию решения проблем иностранных инвестиций в российскую экономику.

   4. Сложность функционирования совместных предприятий (СП), предприятий с участием иностранного капитала. С самых первых моментов создания и функционирования СП в нашей стране зарубежных партнеров беспокоил вопрос предоставления более льготного режима участия. Прогрессивные изменения здесь, конечно, есть. Так, например, Россия признала за зарубежным партнером право на 100% инвестиций.

   СП становятся заметным элементом рыночного сектора российской экономики. Материально-техническое снабжение производства и сбыт продукции, финансирование текущих и инвестиционных операций, подбор персонала и определенное социальное обеспечение своих работников эти предприятия осуществляют исключительно на основе горизонтальных связей с внутренними и зарубежными партнерами без какого-либо участия государственных органов экономического управления. Основные экономические показатели, такие, как производительность труда и фондоотдача, в целом по совокупности совместных предприятий выше, чем по государственным предприятиям.

   В структуре продаж СП на внутреннем рынке растет доля импортируемых потребительских товаров, компьютеров и оргтехники, а также машин, оборудования, автомобилей, закупаемых у российских производителей и реализуемых по свободным ценам в России и за рубежом. Таким образом, однозначно можно сказать, что в сфере промышленного производства мало совместных предприятий, а между тем это направление деятельности открывает богатейшие возможности для внедрения совершенных технологий и обучения кадров, способных управлять современным производством.

   Треть числа российских СП и четверть согласованных инвестиций сосредоточены в социальном комплексе (торговля, общественное питание, туризм, гостиничное и ресторанное обслуживание, здравоохранение, легкая промышленность, кино-, видеопродукция, полиграфия и т. д.).

   Около 20% общего числа СП зарегистрировано в сфере различных деловых услуг (инжиниринг, консультации, подготовка кадров, реклама, посредничество и др.). В целом более половины СП зарегистрированы как создаваемые для оказания услуг населению и предпринимателям.

   Выделяется группа СП, зарегистрированных в сфере компьютерного бизнеса и предназначенных для производства персональных компьютеров, других средств вычислительной техники, а также программного обеспечения.

   Особо нужно выделить СП, которые устойчиво развивают собственное производство продукции и услуг, завоевали прочное место среди специализированных товаропроизводителей. Их пример показывает, что вложение финансового капитала в технологии на территории России может быть эффективно даже при имеющейся нестабильности инвестиционной политики.

   Увеличивалось число СП в автономиях, краях, областях РФ, в том числе отдаленных. Наращивался объем выпуска такими предприятиями товаров на внутренний рынок, росли объемы реинвестиций их прибыли в хозяйство страны.

   Чрезвычайно емкий российский рынок, богатые природные ресурсы, относительно дешевая рабочая сила, энергообеспеченность, существенный научно-технический и производственный потенциал сохраняют свое значение как привлекательные для зарубежных инвесторов параметры принимающей страны.

   К сожалению, многие предприятия отходят от уставной деятельности и работают как посредники, без привлечения новейших технологий или крупных инвестиций.

   Отсутствие четкого правового законодательства затрудняет вовлечение иностранных предприятий в сферу недвижимости, так как не приняты еще правовые акты, на основании которых разрешается передача собственности. По существу оказался свернутым процесс формирования свободных экономических зон (Выборг, Сахалин, Находка).

   Конечно, августовский 1998 г. финансовый кризис значительно осложнил проблему привлечения в экономику России иностранных инвестиций. Однако даже в самое сложное время конца 1998 г. многие иностранные инвесторы заявляли, что не собираются уходить с российского рынка.

   Указом Президента Российской Федерации № 184 от 2 февраля 1993 г. создана Государственная инвестиционная корпорация. Это государственное предприятие, функции которого - активизация инвестиционного процесса и проведение государственной инвестиционной политики. Назначение корпорации - осуществление инвестиционного процесса во всем объеме: от поисков иностранных инвесторов и партнеров до страхования инвестиций от политических рисков.

   Государственной инвестиционной корпорации с самого начала было предоставлено имущество на 1 млрд. долл., которое она могла использовать в качестве залога. Ей была предоставлена недвижимость (причем не только здания и сооружения, но и месторождения сырья), дано право внешнеторговой деятельности, в том числе стратегическими материалами.

   Произошедшие за последние годы перемены во внешней торговле России приобрели радикальный характер. Главная отличительная особенность их - демонополизация внешнеэкономической деятельности, которой теперь занимаются тысячи и тысячи организаций, фирм, предприятий. Однако перемены сопровождаются и негативными процессами. Так, резко сократился объем торговли с государствами бывшего Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Если к концу 80-х годов на страны - члены СЭВ приходилось более 50% внешнеторгового оборота России, то сейчас эта цифра значительно уменьшилась. Российские товаропроизводители до сих пор не могут занять твердых позиций на рынках стран с развитой рыночной экономикой.

Информация о работе Внешне экономическая деятельность