Внешнеторговые отношения россии на примере газовой отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 08:30, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение и изучение современного состояния нефтегазовой промышленности.

Содержание

Введение
Глава 1. Формы и методы реализации газа на внешнем рынке
Глава 2. Современное состояние мирового рынка газа
Глава 3. Участие РФ в международной торговле газом
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

экономика газ.doc

— 359.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 

     Содержание 
 

     Введение

    Глава 1. Формы и методы реализации газа на внешнем рынке

    Глава 2. Современное состояние мирового рынка газа

    Глава 3. Участие РФ в международной торговле газом

     Заключение

     Список  использованной литературы

     Приложение  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Развиваясь, человечество начинает использовать все  новые виды ресурсов (атомную и  геотермальную энергию, солнечную, гидроэнергию приливов и отливов, ветряную и другие источники). Однако главную роль в обеспечении энергией всех отраслей экономики сегодня играют топливные ресурсы.

     Система газоснабжения России - основополагающий элемент национальной экономики, от надежного и эффективного функционирования которого непосредственно зависит  ее нормальная работа и жизнеобеспечение всех граждан России. Газовая отрасль занимает 8% в структуре ВВП, обеспечивает значительную часть доходов бюджета, а также более 19% поступлений валютной выручки государства за счет экспортных поставок газа (45% в структуре экспорта топлива из России). В России ежегодно потребляется (с учетом расхода газа на технологические нужды системы газоснабжения) 410 млрд. куб. м газа, или более 70% от всего объема газа, добываемого в стране. Масштабы внутреннего рынка, начиная с 1998 года, стабильны и имеют тенденцию к некоторому росту (3,3% в год). Газ составляет 50% в структуре баланса первичных энергоносителей в стране и будет оставаться основным топливным ресурсом, но с постепенным сокращением его доли в потреблении топливно-энергетических ресурсов до 45% к 2010 году.

     Динамичное  развитие газового сектора способно обеспечить поступательное движение и другим отраслям экономики. В условиях наметившегося экономического подъема обеспечение газом платежеспособных российских потребителей представляется одной из основных задач по модернизации экономики и обеспечению ее поступательного развития. 
На основе комплексной оценки потенциала, проблем и тенденций сложившегося рынка газа сформулировать цели, задачи, принципы и приоритетные направления развития полноценного рынка газа, условия и этапы его формирования.

     Формулирование  целей, задач и основных принципов  развития рынка газа в Российской Федерации основано на анализе текущего состояния газового рынка, его основных проблем и диспропорций, с учетом основных аспектов его функционирования, в том числе:

  • оценки ресурсной базы и состояния рыночной инфраструктуры;
  • анализа состава рынка, функций его участников и сложившейся системы торгово-экономических отношений;
  • налоговой, ценовой политики государства и системы регулирования газового рынка;
  • прогнозной динамики внутреннего и внешнего спроса на газ, добываемый в Российской Федерации, с учетом разных сценарных условий формирования спроса;
  • формирования перечня объективных ограничений развития, требующих принятия экономических и структурных мер со стороны государства в целях обеспечения устойчивости газоснабжения в процессе реформирования сложившегося рынка газа;
  • анализа международного опыта реформ в газовой отрасли.

     Целью данной работы является рассмотрение и изучение современного состояния нефтегазовой промышленности.

     В соответствии с поставленной целью  в работе предполагается решить следующие задачи:

     - рассмотреть современное состояние  нефти и газовой промышленности;

     - изучить нефтяную отрасль России;

     - охарактеризовать газовую отрасль  России;

     - проанализировать проблемы и перспективы развития нефтегазового комплекса России.

     Предмет исследования – современное состояние  нефтегазовой промышленности. Объект исследования – нефтяная и газовая  отрасль промышленности.

     Гипотеза  исследования заключается в следующем: топливно-энергетический комплекс тесно связан со всей промышленностью и экономикой страны.

     Практическая  значимость курсовой работы характеризуется  достаточно глубоким изучением аспектов, научно обоснованным анализом с учетом изученного материала. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Формы и методы реализации газа на внешнем рынке

     Сформировавшаяся  в газовой отрасли в течение  последних десятилетий производственная структура обеспечивает непрерывность  процесса газоснабжения от бурения  скважин, добычи, транспортировки газа до поставки его непосредственно потребителям.

     Сырьевая  база природного газа в России, как  ее разведанная, так и прогнозная часть, достаточна и надежна для  текущего и перспективного обеспечения  потребностей внутреннего рынка  и нужд экспорта. Разведанные запасы природного газа (промышленных категорий A+B+C1) составляют около 47 трлн. куб. м, в том числе в Западной Сибири - около 35 трлн. куб. м (74%). Ближайшие для освоения ресурсы газа (запасы категории C1 и ресурсы категорий С3+Д1) оцениваются в 100 трлн. куб. м, в том числе по Западной Сибири - около 51 трлн. куб. м (северные районы). Такого объема запасов достаточно для обеспечения ежегодной добычи газа в размере 700 млрд. куб. м в течение 60-80 лет.

     Особенностью  разведанных запасов является их высокая степень концентрации в отдельных регионах страны, в основном, на севере Западной Сибири. 75 процентов этих запасов сосредоточено на 21 крупном месторождении. Большинство месторождений газа эксплуатируется уже 15-25 лет, причем все четыре крупнейшие месторождения газа (Уренгойское, Ямбургское, Медвежье и Вынгапурское), на долю которых приходится около 80% текущей добычи, уже вступили в падающую фазу. В последние годы добыча газа сократилась с 643 млрд. куб. м в 1991 году до 595,1 млрд. куб. м в 2002 году [По 2002 году приведены оперативные данные об объемах добычи газа]. Вместе с тем в 2002 году отмечается рост объемов добычи газа по сравнению с 2001 годом на 14,1 млрд. куб. м (на 2,4%). Доминирующим производителем газа является ОАО "Газпром" со своими дочерними и зависимыми обществами, которые в 2002 году добыли 521,7 млрд. куб. м (88% от общего объема газодобычи), что на 9,7 млрд. куб. м больше чем в 2001 году.

     Нефтяные  компании в 2002 году добыли 35,9 млрд. куб. м газа (6% от общего уровня добычи), увеличив добычу на 4,1% против уровня 2001 г. (на 1,4 млрд.куб. м)1.

     Весьма  высок потенциал газодобывающих районов Восточной Сибири (Ковыктинское месторождение в Иркутской области  с запасами 1,6 трлн. куб. м, месторождения  Республики Саха-Якутия) и Дальнего Востока (Сахалина и Камчатки с начальными суммарными ресурсами около 47,6 трлн. куб. м, 31,5% из которых находятся на шельфе морей).

     Важнейшей задачей для поддержания устойчивости газоснабжения в течение последующих  лет является разработка новых месторождений. Эти месторождения расположены в основном в неосвоенных районах, не имеющих специальной инфраструктуры, на больших глубинах и на шельфе, что, в свою очередь, потребует значительных финансовых ресурсов. 
Для обеспечения поставок газа с действующих месторождений, большинство которых расположено в отдаленных районах, создана и эксплуатируется уникальная газотранспортная система. До 1992 года она не имела избытков мощности, однако, падение платежеспособного спроса и производства газа привели к образованию в указанной системе некоторого резерва мощности на отдельных ее участках. Вместе с тем по мере старения фондов, освоения новых газовых месторождений и увеличения добычи газа потребуется реконструкция действующих и строительство новых газотранспортных сетей.

     Протяженность магистральных газопроводов и отводов, входящих в газотранспортную систему, составляет 154,8 тыс. км (газопроводы  диаметром 1020, 1220 и 1420 мм составляют более 62%). В систему входят газоперекачивающие агрегаты установленной мощностью  около 42,6 млн. кВт и 3645 газораспределительных станций, обеспечивающих выдачу газа в газораспределительные системы (системы газопроводов низкого и среднего давления, обеспечивающие доставку газа розничным потребителям). Техническое состояние газотранспортной системы требует ее существенной модернизации: износ основных производственных фондов здесь составляет 56%, в том числе оборудования компрессорных станций - более 89%. Технически возможная производительность газотранспортной системы ограничена, и составляет 518,1 млрд. куб. м в год, что ниже ее проектной производительности (577,8 млрд. куб. м в год) на 59,7 млрд. куб. м. 
Имеющиеся инфраструктура и мощности хранения газа в ПХГ составляют порядка 60 млрд. куб. м в год или около 18% от объемов потребления газа в стране, что в целом позволяет поддерживать надежное снабжение газом российских потребителей. Вместе с тем имеются реальные проблемы обеспечения пиковых отборов газа из хранилищ в зимние периоды времени. Отсутствие сезонной дифференциации регулируемых цен на газ экономически не побуждает потребителей равномерно осуществлять закупку газа.

     Потребление природного газа населением страны увеличилось  за последние 10 лет более чем в 3 раза. Однако уровень газификации  особенно в сельской местности остается недостаточным и составляет в настоящее время около 31% против 60% в городах.

     В России при наличии достаточной  ресурсной базы и уникальной технологической  инфраструктуры в процессе развития газового рынка должны быть созданы  финансово-экономические условия  и инвестиционные ресурсы для освоения новых месторождений газа, осуществления модернизации магистральной и газораспределительной инфрастуктуры, развития и повышения устойчивости и маневренности этих систем для обеспечения транспорта газа из новых месторождений, в том числе разрабатываемых независимыми производителями, строительству реверсных газопроводов и ликвидации узких мест, а также наращивания мощностей подземных хранилищ газа для обеспечения балансировки спросовых колебаний на газовом рынке.

     Следует отметить принимаемые меры государственной политики, направленные на увеличение прозрачности рынка, в частности, введение системы тарификации транспортировки газа по распределительным газопроводам, отдельной регулируемой платы за сбытовые услуги, а также возможности реализации на внутреннем рынке газа, закупаемого по импорту, по свободным ценам. На регулярную основу поставлен анализ бюджета и инвестиционной программы ОАО "Газпром"2.

     Целью развития рынка газа является создание условий для устойчивого функционирования и развития экономики страны и социальной сферы, повышение эффективности добычи, транспорта, хранения и потребления газа, обеспечение надежного газоснабжения платежеспособных потребителей и развитие газификации в России, выполнение международных обязательств по поставкам газа, а также поддержание необходимого уровня и устойчивого развития сырьевой базы в ближайшей и долгосрочной перспективе. 
Формирование рынка газа предполагает решение следующих основных задач:

  • создания эффективного механизма использования резервов и новых технологий, направленных на снижение издержек в сфере производства, транспорта, хранения, распределения и сбыта газа, улучшения финансового состояния организаций отрасли;
  • ликвидации диспропорций развития газового рынка, сдерживающих производственное развитие газовых компаний, снятия административных ограничений и расширения сферы применения рыночных механизмов;
  • формирования оптимальной структуры топливно-энергетического баланса страны, рационального использования газа и стимулирования газосбережения во всех сферах экономики;
  • создания благоприятных условий для освоения новых месторождений, строительства и эксплуатации новых мощностей по транспорту, хранению и распределению газа, стимулирования новых производителей газа;
  • повышения открытости торговли. Создания торговых площадок и определения принципов взаимодействия с субъектами рыночной инфраструктуры. Повышения открытости информации, характеризующей спрос и предложение на рынке. Развития долгосрочных отношений и инструментов срочного рынка;
  • поэтапной ликвидации перекрестного субсидирования в газовой отрасли и совершенствования системы поддержки малообеспеченных слоев населения;
  • сохранения и развития инфраструктуры газоснабжения, включающей в себя промыслы, магистральные и распределительные сети, хранилища газа и систему диспетчерского управления;
  • улучшения нормативной правовой базы функционирования отрасли в рыночных условиях.

     Формирование  рынка газа в Российской Федерации  осуществляется под контролем и  при непосредственном участии государства и основывается на следующих принципах:

  • развития конкуренции в сфере добычи газа и оказания услуг (проектирование, строительство, ремонт и др.) в газовой отрасли;
  • торговли газом на основе расширения сферы нерегулируемого сегмента рынка, включая биржевую торговлю;
  • развития межтопливной конкуренции (газ, мазут, уголь и другие);
  • проведения тарифной политики, обеспечивающей экономическую обоснованность регулируемых цен (тарифов) с учетом самофинансирования газовой отрасли, постепенный переход от государственного регулирования цен на газ к рыночному формированию цен на основе спроса и предложения;
  • обеспечения финансовой прозрачности регулируемых государством видов деятельности;
  • защиты потребителей газа и иных субъектов газового рынка от недобросовестной конкуренции и монопольных действий;
  • обеспечения недискриминационного доступа к свободным мощностям магистральных и распределительных газопроводов всем производителям газа в соответствии с установленными правилами;
  • обеспечения прав и гарантий инвесторов, кредиторов и акционеров;
  • сохранения Единой системы газоснабжения как основы газообеспечения России;
  • деконцентрации внутреннего рынка газа за счет появления на нем новых хозяйствующих субъектов как отечественных, так и зарубежных;
  • постепенного дерегулирования сложившихся экономических и хозяйственных отношений;
  • обеспечения всем участникам рынка равных условий осуществления хозяйственной деятельности на рынке газа в соответствии с действующим законодательством.

Информация о работе Внешнеторговые отношения россии на примере газовой отрасли