Внешнеторговые отношения россии на примере газовой отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 08:30, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение и изучение современного состояния нефтегазовой промышленности.

Содержание

Введение
Глава 1. Формы и методы реализации газа на внешнем рынке
Глава 2. Современное состояние мирового рынка газа
Глава 3. Участие РФ в международной торговле газом
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

экономика газ.doc

— 359.00 Кб (Скачать документ)

     Энергетическая  стратегия России до 2020 года и другие нормативные документы РФ предписывают необходимость общей либерализации рынка газа и развития его свободного сектора. В настоящее время в рамках реформирования газовой отрасли принята трехсекторная модель рынка газа, которая включает сектор регулируемых цен для населения и организаций коммунального комплекса; сектор долгосрочных договоров для крупнейших потребителей; также свободный сектор, где цены на «голубое топливо» устанавливаются в ходе встречных аукционов3.

     Свободный сектор внутреннего рынка газа получил развитие с открытием в 2002 г. Электронной торговой площадки (ЭТП) ООО «Газпром межрегионгаз». Непосредственно торги на площадке с участием ОАО «Газпром» стартовали в ноябре 2006 г. (форма эксперимента «5+5») в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2006 г. № 534 «О проведении эксперимента по реализации газа на электронной торговой площадке» и Приказом Минпромэнерго России от 31 октября 2006 г. № 294 «О проведении эксперимента по продаже газа на электронной торговой площадке».

     С началом торгов на ЭТП внутренние цены на «голубое топливо» определяются с применением биржевых технологий, на основе баланса спроса и предложения. Более того, на ЭТП ООО «Газпром межрегионгаз», в отличие от западных площадок и спотовых бирж, впервые соединены технологии электронной биржевой торговли и торговли транспортом. Это позволило решать проблему доступа независимых производителей к единой газотранспортной системе (ЕГС) оперативным путем, причем на конкурсной основе.

     Предполагалось, что объем газа, реализованного по свободным ценам на ЭТП «Газпромом» и независимыми производителями составит в 2006 г. равное количество газа – по 5 млрд куб. м. В конце 2007 г. были подведены предварительные итоги – эксперимент был признан удачным и пролонгирован на 2008 г. Постановлением правительства от 10 декабря 2007 г. № 851 «О продолжении эксперимента по реализации газа на электронной торговой площадке в 2008 году» с условием соблюдения паритета «7,5+7,5».

     Эксперимент на площадке осуществлялся в суточном, декадном и месячном режимах. Оформление доступа для торгов с поставкой фактических объемов на следующий месяц занимает 15 дней после проведения торгов; для декадных торгов – 5 дней; для суточных торгов срок оформления всех документов занимает не более одних суток.

     Годовой объем продаж газа на ЭТП в 2008 году составил 6,09 млрд куб. м, из которых 3,1 млрд куб. м, что составляет 51%, – это ресурсы «Газпрома» и его аффилированных лиц, а 2,99 млрд куб. м, что составляет 49%, – независимых производителей. 67% объемов газа независимых производителей, проданных через ЭТП, приходится на «ЛУКОЙЛ», «Роснефть» и «НОВАТЭК»4.

     Отставание  объемов продаж газа Группы «Газпром»  на ЭТП от запланированного уровня в 7,5 млрд куб. м связано с дефицитом газа в газотранспортной системе в феврале-марте 2008 года и с перенасыщением рынка газа в период с апреля по декабрь. Ограничение продажи газа «Газпрома» частично было связано с необходимостью соблюдения паритета продаж при невыполнении независимыми производителями обязательств по объему продаж газа на ЭТП, принятых при формировании баланса газа.

     Средневзвешенная  цена газа, реализованного через электронную  торговую площадку в 2008 году, на ГРС превысила средневзвешенную регулируемую цену на 38%, что на 1,1% выше уровня 2007 года. В целом по отчетному периоду удалось обеспечить положительный рост финансовых показателей по отношению к 2007 году.

     В 2008 году на ЭТП произошло качественное перераспределение ресурсов газа по отраслям. Доля предприятий электроэнергетики  выросла на 31%. В 2008 году через ЭТП газ покупали потребители 33 субъектов Российской Федерации, в 2007 году – 31. При этом более половины газа было поставлено потребителям в республиках Татарстан и Башкортостан, в Свердловской и Московской областях.

     Более половины объемов газа, реализованного на ЭТП, было продано в режиме поставки «на следующий месяц». Запуск торгов в суточном режиме позволил перераспределить ресурсы между декадными и суточными поставками, при этом цены на суточных торгах были на 1-2% выше цен торгов соответствующей декады. Новая форма торгов в сочетании с действующими режимами позволяет покупателям оптимизировать заказ газа и, соответственно, сократить затраты оборотных средств.

     Параллельно с развитием электронных технологий необходимо продолжать работу по созданию биржи газа.

     «Газпром» полностью выполнил обязательства  в рамках постановления Правительства  Российской Федерации «О продолжении  эксперимента по реализации газа на электронной  торговой площадке в 2008 году».

     Экономический кризис 2008-2009 гг. создал новые предпосылки для дальнейшего совершенствования рынка газа, развития электронных и биржевых форм торговли. Результаты этой работы будут способствовать ускорению выхода из кризиса.

     Таким образом, в процессе проведения эксперимента по реализации газа на ЭТП решены следующие задачи:

  • Создана оперативная система поставки/отбора газа и его оплаты, адекватная по оперативности изменениям в режимах потребления газа.
  • Электронные торги по всем режимам поставки газа (месяц, декада, сутки) скоординированы с формами управления газотранспортной системой ОАО «Газпром», бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
  • Совместно с ЗАО «Газэнергопромбанк» создана и внедрена система «Экспресс-поставка», сократившая время цикла «торги-расчеты-уведомление на поставку» с 10 суток до 3-х часов.
  • Разработана первая версия программно-аппаратного комплекса торговой системы Биржи газа для торговли фьючерсными контрактами.
  • Участники рынка газа подготовлены для дальнейшего развития биржевой и электронной торговли.
 
 
 
 
 

    Глава 2. Современное состояние мирового рынка газа

     Вступление  мировой экономики в стадию глобализации ставит перед Россией сложную  задачу определения своего места  в новом мироустройстве. Многие экономисты и политики считают, что существующие тенденции углубления сырьевой направленности российской экономики могут поставить страну в разряд развивающихся, выполняющих роль сырьевого придатка промышленно развитых стран. Их опасения во многом оправданны, при условии, если государство не проявит должной политической воли.

     Однако  богатые природные ресурсы России могут стать движущей силой перехода экономики страны от сырьевой к технологической  модели развития. Основная проблема здесь  состоит в использовании сверхдоходов от эксплуатации природных ресурсов, которые принято обозначать понятием «природная рента». В настоящее время, когда цены на углеводородное сырье находятся на высоком уровне, это проблема приобретает особую актуальность. Природные ресурсы, как известно, не безграничны. Запасов природного газа, по оценкам специалистов, хватит в пределах ста лет. За пределами этих временных горизонтов Россию могут ожидать не лучшие времена. Единственным выходом из этой ситуации представляется использование благоприятной внешней конъюнктуры для развития обрабатывающих и наукоемких отраслей экономики. Безусловно, решение столь сложной и масштабной задачи потребует значительного объема инвестиций, основным источником которых представляется именно природная рента.

     Даже  при условии наиболее рационального  изъятия государством природной  ренты, соблюдая баланс интересов государства и частного бизнеса (это является отдельной научной проблемой), страна может быть вынуждена решать вопросы, связанные с наиболее эффективным сбытом главных составляющих своих экспортных доходов — углеводородных ресурсов.

     В настоящее время мировые энергетические рынки находятся в стадии структурного реформирования. К основным факторам данного процесса можно отнести  следующие. Во-первых, продолжается дальнейшая либерализация мировых и национальных рынков. Российские интересы затрагивает, в первую очередь, либерализация газового рынка в Европе, которая приводит к усилению международной конкуренции, ослаблению позиций России на данном рынке и увеличению неопределенности, связанной с уменьшением временных горизонтов заключаемых контрактов.

     Во-вторых, научно-технический прогресс, с одной  стороны, ведет к снижению энергоемкости  современного производства и уменьшению спроса на энергоресурсы, с другой - к повышению эффективности процессов  добычи природных ресурсов и снижению издержек в этой области. В третьих, немаловажным фактором передела мирового энергетического рынка может служить усиление позиций США на Ближнем Востоке и связанное с этим возможное ослабление роли ОПЕК в мировом энергообеспечении5.

     Эти и другие факторы ставят перед Россией задачу сохранения существующих позиций на мировых рынках газа, а также ее выхода на новые рынки с целью опережения конкурентов.

     Задача  обеспечения устойчивого положения  России на мировых нефтегазовых рынках в немаловажной степени определяется ключевой ролью нефтегазового комплекса (НТК) в российской экономике. Принимая во внимание тот факт, что около 40% физического объема добываемых нефтегазовых ресурсов экспортируется за рубеж, а в стоимостном выражении экспортная квота еще значительнее, можно сделать вывод о том, что от того, сохранит ли Россия свою роль одного из главных игроков на мировом рынке энергоносителей, зависит экономическая безопасность страны, а также перспективы ее дальнейшего развития.

     Потеря  внешних рынков может привести к стагнации российского НТК и, как следствие, экономическому коллапсу страны. НТК обеспечивает жизнедеятельность производственного и коммунального секторов страны. В топливно-энергетическом комплексе производится около 25% объема российского промышленного производства и порядка 40% налоговых платежей в бюджеты всех уровней. Средства от НТК, поступая в экономику страны, посредством эффекта мультипликатора способствуют ее росту. Можно утверждать, что нефтегазовый комплекс во многом определяет основные экономические показатели страны.

     Следует отметить, что у внешнеторговой политики, связанной с расширением российского  экспорта энергоносителей есть немало оппонентов. Их аргументы сводятся в основном к тому, что таким  образом страна «проедает» свои природные  ресурсы, а экономика ставится в зависимость от изменчивой конъюнктуры мирового рынка. Тем не менее, на наш взгляд, такая позиция представляется односторонней. При проведении экономической политики необходимо принимать во внимание сложившиеся реалии. Экономика страны в технологическом плане значительно отстает от промышленно развитых стран, для перевооружения необходимы крупномасштабные инвестиции, реальных внутренних источников для этого, кроме выручки от продажи энергоносителей, не просматривается. Иностранному капиталу невыгодно вкладывать деньги в развитие современного технологического производства в России по причине того, что со временем она может превратиться в серьезного конкурента.

     Принимая это во внимание, представляется наиболее целесообразным осуществлять перевооружение и модернизацию российской промышленности за счет доходов от продажи природных ресурсов. Безусловно, необходимым условием этого является наличие политической воли.

     Глобализация и либерализация мировой экономики ставят перед Россией новые задачи в условиях усиления международной конкуренции на сырьевых рынках. Поэтому представляется целесообразным комплексно и всесторонне изучить основные аспекты деятельности России на мировых рынках нефтегазового топлива в контексте современных мировых тенденций, для наиболее полного использования открывающихся новых возможностей и снижения влияния возникающих негативных факторов.

     Последние 20 лет мировой рынок природного газа рос примерно на 6% в год и в 2010 г. почти 30% природного газа пересекло государственные границы.

     В 2009 году мировым лидером по объему добываемого газа стали США, потеснив с этого почетного места Россию. Благодаря разработкам сланцевых  месторождений американские компании обеспечивают значительную часть потребностей внутреннего рынка. Кроме того, Катар, увеличивший в прошедшем году мощности по производству СПГ, продает его на спотовых рынках ЕС значительно дешевле, чем обходится европейским потребителям российский газ. Серьезные перемены, происходящие на мировом газовом рынке, по оценкам экспертов, приводят не только к потерям экспортных продаж "Газпрома", но и ставят под сомнение освоение Штокмановского месторождения6.

     В последние годы стало ясно, что  стабильность поставок и цен на газ, основанных на долгосрочных контрактах, не дает энергетике эффективно подстраиваться к флуктуациям мировой экономики, а газовый бизнес слишком зависит от геополитических моментов. Важнейшие и до недавнего времени все же, скорее, обособленные, чем связанные друг с другом, рынки США и ЕС начали заметно менять свою конфигурацию, взаимозависимость между ними начала нарастать. На рынок поступают новые газовые продукты, транспортные пути изменяются.

     После известных конфликтов с транзитными  странами, заявок Газпрома на масштабные инвестиционные проекты, наконец, после общего повышения цен на энергоресурсы — импорт в Европу российского природного газа сократился, а к контрактным ценам возникли претензии (см. подробнее «Мировой рынок газа: фундаментальный сдвиг»; «Газпром и новые стратегии европейского рынка»).

Информация о работе Внешнеторговые отношения россии на примере газовой отрасли