Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 21:59, курсовая работа
Цель работы- теоретическое изучение внешних эффектов в Р. Ф.
Задачи данной работы состоят в том, чтобы рассмотреть и изучить внешние эффекты рыночной экономики, их регулирование с использованием методов анализа: анализ существующей экономической литературы, сравнительный анализ, статистический анализ.
Введение……………………………………………………………………….....3
1. Сущность и понятие внешних эффектов……………………………………
1.1 Понятие внешних эффектов в экономике………………………………….
1.2 Сущность внешних эффектов………………………………………………
2. Классификация внешних эффектов…………………………………………
2.1 Виды внешних эффектов………………………………………………………
2.2 Трансформация внешних эффектов во внутренние………………………
3. Государственное регулирование внешних эффектов в рыночной экономике
Заключение………………………………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………..
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Сущность и понятие внешних эффектов……………………………………
1.1 Понятие внешних эффектов в экономике………………………………….
1.2 Сущность внешних эффектов……………
2. Классификация внешних эффектов…………………………………………
2.1 Виды внешних эффектов………………………
2.2 Трансформация внешних
эффектов во внутренние……………………
3. Государственное регулирование внешних эффектов в рыночной экономике
Заключение……………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………..
Введение
Любая деятельность имеет
определенный результат, который человек
всегда стремился оценить. С развитием
производства, а особенно его промышленного
масштаба, эта оценка, стремление "получать
большее взамен на меньшее или, по
крайней мере, столько же" спровоцировала
появление концепции
Эффект - абсолютный показатель результата какого-либо действия или деятельности. Он может быть как положительным, так и отрицательным.
В настоящее время используются различные термины, по-своему характеризующие соотношение результата с определенными целевыми установками - результативность, целесообразность, экономичность, производительность, действенность.
Эффективность - характеристика процессов и воздействий сугубо управленческого характера, отражающая, прежде всего степень достижения преследуемых целей, поэтому эффективностью обладает лишь целенаправленное взаимодействие.
Под эффективностью также понимают:
- определенный конкретный результат (эффективность действия чего-либо);
- соответствие результата или процесса максимально возможному, идеальному или плановому;
- функциональное разнообразие систем;
- числовую характеристику удовлетворительности функционирования;
- вероятность выполнения целевых установок и функций;
- отношение реального эффекта к требуемому (нормативному) эффекту.
В науке, посвященной экономике и управлению, развитие понятия "эффективность" исторически начинается с эффективности производства предприятия.
Вопросы эффективности в
нашей стране широко освещались в
научной литературе и детально рассматривались
в нормативно-методических и инструктивных
материалах соответствующих органов
управления. Однако в условиях государственной
собственности и отсутствия рынка
ресурсов, продукции, капитала практически
все решения в отношении
В отечественной науке и практике материал, посвященный эффективности производства, был трех видов: апробированный, содержащийся в нормативных актах (методиках, инструкциях и т.п.); освещающий дискуссионные вопросы, отраженные в специальной литературе, а также касающийся до конца не решенных вопросов (вопросы о едином или дифференцированном коэффициенте экономической эффективности; об учете фактора времени при определении единовременных и текущих затрат, особенно для некоторых видов техники; о методическом подходе к определению расчетной и фактической экономической эффективности автоматизации информационных процессов управления производством).
Актуальность заключается в том, что внешние эффекты не находят на рынке адекватной денежной оценки, поскольку они направлены на третьих лиц и, следовательно, никак не отражаются в цене этого блага.
Цель работы- теоретическое изучение внешних эффектов в Р. Ф.
Объектом исследования является рыночная экономика.
Предмет исследования - внешние эффекты рыночной экономики.
Задачи данной работы состоят в том, чтобы рассмотреть и изучить внешние эффекты рыночной экономики, их регулирование с использованием методов анализа: анализ существующей экономической литературы, сравнительный анализ, статистический анализ.
1. Сущность и понятие внешних эффектов
1.1 Понятие внешних эффектов в экономике
Классическая модель рынка предполагает, что издержки, и выгоды от обмена несут и получают продавцы и покупатели. Действительно, купля-продажа товаров и услуг означает, что, с одной стороны, покупатели несут издержки при их приобретении и получают выгоду при их потреблении, а с другой - продавцы несут издержки при их производстве и получают выгоду (прибыль) при их продаже. Иными словами, налицо взаимовыгодность обмена для обоих субъектов рынка - продавца и покупателя.
Между тем результаты обмена (сделки) могут воздействовать на те субъекты (фирмы, хозяйства или государство), которые непосредственно не участвуют в данной рыночной сделке. Эти последствия принято разделять на две группы: положительные внешние эффекты (выгоды) и отрицательные внешние эффекты (издержки), которые несут "третьи" лица, не участвующие в процессе обмена. Отсюда вытекает необходимость вмешательства государства в экономику, которое выправляет несовершенство рынка и обеспечивает псевдорыночное равновесие.
Внешние эффекты выражают зависимость индивидуального и социального благосостояния не только от экономических факторов, но и от социальных, политических и других последствий индивидуальных рыночных решений.
Таким образом, внешние эффекты - это издержки или выгоды полезности от рыночных операций, не отраженные в ценах. Эти издержки или выгоды, появляющиеся в результате производства или потребления благ, являются "внешними" по отношению к третьим лицам, не участвующим в сделке.
рыночная экономика внешний эффект
1.2 Сущность внешних эффектов
Внешние эффекты представляют собой не отраженные в. рыночных ценах товаров и услуг издержки (выгоды), которые несут (приобретают) третьи лица.
Отрицательный внешний эффект - это использование ресурса, не отраженное в цене продукта. Отрицательные внешние эффекты могут быть результатом как производства, так и потребления товаров, обмениваемых на рынке. Например, химическая компания, сбрасывающая в реку отходы и не возмещающая наносимый этим ущерб, будет создавать отрицательный внешний эффект. Предельные издержки использования реки не будут включены в цену продукции.
Ущерб, наносимый сбросом отходов, включает потерю выгоды или полезности, связанную с использованием реки в коммерческих целях: чем больше загрязнена вода, тем меньше выгоды от использования ее для рыболовства, купания, потребления воды.
Так как внешние воздействия не отражаются в рыночных ценах, они могут стать причиной экономической неэффективности. Чтобы уяснить, почему так происходит, рассмотрим пример со сбросом вод химических заводов (Рис.1.1.)
На рисунке показано производственное решение фирмы, находящейся на конкурентном рынке.
Рисунок 1.1 - Эффект, наносимый одним предприятием
Предполагается, что фирма имеет производственную функцию с фиксированными пропорциями используемых производственных факторов. Таким образом, объем стоков может быть сокращен лишь за счет снижения объема производства.
Проанализируем природу внешнего эффекта в два этапа: когда только один завод загрязняет окружающую среду и когда все химические предприятия загрязняют ее таким же образом.
Цена на химическую продукцию Р находится на пересечении кривых спроса и предложения на рис.1.1 Кривая МС является типичной кривой предельных издержек фирмы. Фирма максимизирует прибыль, производя количество продукции q1, при котором предельные издержки равны цене и равны предельному доходу (P=MC=MR), так как фирма работает на конкурентном рынке.
При изменении фирмой объема
выпуска продукции внешние
С точки зрения общества фирма производит слишком большой объем продукции. Эффективный выпуск продукции находится на уровне, при котором цена продукта равна предельным общественным издержкам его производства (MSC). Данные предельные общественные издержки представляют собой сумму предельных издержек производства и предельных внешних издержек от загрязнения, т.е. MSC-MC=MEC (l).
На рис.1.1 кривая MSC получена сложением МС и МЕС.
Кривая предельных общественных издержек пересекает линию цены при объеме производства q*. Так как в данном случае только один завод сбрасывает отходы в реку, то цена продукта остается неизменной. Однако фирма производит слишком много продукции (q1 вместо q*).
Теперь рассмотрим, что происходит, когда все химические предприятия сбрасывают свои отходы в реку (рис.1.2).
Рисунок 1.2 - Совокупный внешний эффект
Кривая МС является кривой
совокупного предложения
Эффективно ли производство,
когда имеются внешние
В этом примере производство
каждой единицы продукции означает
сброс некоторого количества сточных
вод. Следовательно, обращаем ли мы внимание
на загрязнение окружающей среды
одной фирмой или отраслью, экономическая
неэффективность проявляется
Причина этой неэффективности заключается в неправильном ценообразовании. Рыночная цена Р1 слишком низка, так как она отражает предельные частные издержки производства фирм, но не предельные общественные издержки. Только при более высокой цене Р* уровень объема производства фирм будет эффективным.
Каковы издержки общества от данной неэффективности? Для любого объема производства больше q* общественные издержки равны разности между предельными общественными издержками и предельной выгодой (заданной кривой спроса). В результате совокупные общественные издержки могут быть определены сложением разницы между MSC и D для всех объемов производства, которые превышают уровень эффективности. На рис.1.2 данные общественные издержки показаны как заштрихованная площадь между кривыми MSC и D, от уровня объема производства q* до уровня объема производства q1.
Внешние эффекты - это полезность, не отраженная в ценах (рис.1.3). Предположим, что положительный внешний эффект связан с обучением в университете. Третьи лица, помимо студентов, пользующихся образовательными услугами, и университетов, предлагающих эти услуги, выигрывают от их купли и продажи. Предположим, что образование - товар, предлагаемый конкурирующими продавцами.
Рисунок 1.3 - внешний эффект
Независимые университеты,
обеспечивающие стандартные учебные
программы и стандартное
Рыночное равновесие соответствует точке Z1. Предложение образовательных услуг отражает их предельные общественные издержки, т.е. MSC = S.
Предельная индивидуальная полезность (МРВ) товара - предельная полезность, получаемая лицом, купившим дополнительную единицу товара. Тогда спрос на высшее образование показывает МРВ образовательных услуг при каждом объеме (МРВ = D). Это выигрыш, получаемый самими студентами. Он показывает, какую максимальную цену студенты заплатят за поступление в университет при каждом возможном объеме предложения услуг университетов.
При наличии положительного внешнего эффекта предельная индивидуальная полезность данного товара меньше его предельной общественной полезности (МРВ < MSB). Чтобы получить связанную с данным объемом товара предельную общественную полезность, необходимо к предельной индивидуальной полезности прибавить предельную полезность, получаемую третьими лицами, т.е. MSB = МРВ + МЕВ.
Предельная внешняя полезность (МЕВ) товара - это предельный выигрыш, получаемый третьими лицами, не являющимися ни продавцами, ни покупателями. Предположим, что МЕВ составляет 1000 дол. на одного студента в год, совокупная внешняя полезность (ТЕВ) равняется произведению полезности единицы товара на количество потребленных единиц. В нашем примере предполагается, что внешняя полезность единицы товара "высшее образование" неизменна и равняется 1000 дол. Совокупная внешняя полезность получается путем умножения фактического контингента студентов (5 млн. чел. х 1000 дол. = 5 млрд. дол.). Получатели внешней полезности убеждены, что им выгодно жить в обществе, в котором люди более образованны. Вероятно, они думают, что это способствует уменьшению уровня преступности и ускорению развития техники.
Складывая предельную внешнюю полезность в размере 1000 дол. и предельную индивидуальную полезность, получаемую каждым студентом (2500 дол.), мы получим предельную полезность для любого контингента студентов:
Информация о работе Внешние эффекты в рыночной экономике и их государственное регулирование