Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 21:59, курсовая работа
Цель работы- теоретическое изучение внешних эффектов в Р. Ф.
Задачи данной работы состоят в том, чтобы рассмотреть и изучить внешние эффекты рыночной экономики, их регулирование с использованием методов анализа: анализ существующей экономической литературы, сравнительный анализ, статистический анализ.
Введение……………………………………………………………………….....3
1. Сущность и понятие внешних эффектов……………………………………
1.1 Понятие внешних эффектов в экономике………………………………….
1.2 Сущность внешних эффектов………………………………………………
2. Классификация внешних эффектов…………………………………………
2.1 Виды внешних эффектов………………………………………………………
2.2 Трансформация внешних эффектов во внутренние………………………
3. Государственное регулирование внешних эффектов в рыночной экономике
Заключение………………………………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………..
Кроме того, рыночная экономика не обеспечивает полной занятости населения, в ней неизбежна вынужденная безработица (естественной считается безработица до 6%), поэтому регулирование рынка рабочей силы, материальное обеспечение безработных - это тоже функция государства в рыночной экономике. Государство к тому же должно позаботиться о занятых, гарантировать минимальный уровень их потребления через минимальную зарплату.
Стабильность. Государство
вовлекается в
Помимо этих глобальных задач,
государство берет на себя обеспечение
правовой основы и социального климата,
способствующих эффективному функционированию
рыночной экономики; компенсацию негативных
сторон рынка; поддержку малого и
среднего бизнеса; проведение фискальной
политики - изъятие части дохода
хозяйствующих субъектов с
Итак, государственное регулирование дополняет, корректирует чисто рыночный механизм. Как образно пишет П. Самуэльсон, управлять экономикой в отсутствие того или другого - равно, что пытаться аплодировать одной рукой. Однако, говоря о государственном вмешательстве в экономику, мы должны поставить вопрос о допустимых пределах этого вмешательства. Это исключительно важно. Если государство, пусть даже руководствуясь исключительно благими намерениями, переступает этот предел, то происходит деформация самого рыночного механизма. В этом случае рано или поздно приходится говорить о разгосударствлении экономики. Правда, надо отметить, что в экономической теории существуют разные точки зрения по поводу допустимых границ вмешательства государства. Ответ на этот вопрос будет различным в зависимости от того, кто отвечает: кейнсианцы или сторонники неоклассических теорий. Но в любом случае надо иметь в виду, что экономическими регуляторами следует пользоваться осторожно, не ослабляя рыночные стимулы, среди них нет ни одного идеального, который, давая положительный результат в одной сфере, не давал бы негативного эффекта в другой (подобно лечению человека лекарствами).
Итак, попробуем классифицировать основные направления государственного регулирования экономики (схема 1).
Государственное регулирование осуществляется через:
1) правовые регуляторы, большое значение здесь имеет правовая основа предпринимательства;
2) административные регуляторы, которые следует употреблять очень осторожно;
3) экономические регуляторы – основные.
Особое место занимает
экономическое
Позже программирование применялось также в Швеции, Финляндии, Великобритании и других странах. При программировании осуществляется ранжирование приоритетов, между которыми, как правило, существует противоречие (например, между установкой на полную занятость и на отсутствие инфляции), и увязка выбранных целей с системой регуляторов.
Помимо участия государства в экономике в качестве регулирующей силы, оно действует и в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта - это так называемый государственный сектор. Его доля различна для разных стран: традиционно минимальна для США (удельный вес государственной продукции в национальном доходе в середине 80-х годов - 1-2%) и значительна в странах Западной Европы (удельный вес госсектора в ВВП Австрии - 26%, Франции - 20%, Швеции - 14%, Италии - 12%). В США 10-12% предприятий строятся государством, около 6% остаются в его собственности, а остальные передаются частным компаниям для эксплуатации. Принципиальная разница в положении госсектора США и Западной Европы объясняется размахом деятельности и силой крупных фирм.
Важнейшие причины исторического роста государственного сектора в экономике: войны и национальная оборона, инфраструктурное обеспечение макродинамических процессов, рост народонаселения, урбанизация, проблемы охраны окружающей среды.
После второй мировой войны
в Западной Европе частный сектор
не охватил все сферы
В мировой экономической
науке понятие госсектора связано
не столько с самой
Например, бюджет нужен ему для перераспределения доходов, финансирования выпуска "общественных товаров" и т.д. В сфере распределения удельный вес государства очень велик. В производстве вмешательство государства должно быть минимальным, в обмене - практически равно нулю.
Государственный сектор в более традиционном для нас понимании - это, прежде всего совокупность государственных предприятий. Большой проблемой является эффективное функционирование этого сектора, так как здесь возникают хорошо знакомые из советской экономики тенденции к снижению эффективности, качества и т.п., что связано с гораздо меньшим давлением на эти предприятия рыночных сил, с одной стороны, и поддержкой государства - с другой. Поэтому проблема поиска оптимальных пределов огосударствления собственности, а также проблема разгосударствления далеко не национальная проблема, а общемировая (так, в 70-80-е годы во многих западных странах прокатилась "волна" разгосударствления).
В последние 30-40 лет возникло
новое явление: формирование смешанных
государственно-частных
Итак, в заключение еще раз подчеркнем, что государственное регулирование осуществляется по принципу: "Конкуренция - везде, где возможно, регулирование - везде, где необходимо!". При этом регулирование осуществляется на трех уровнях: микро - (предприятие, корпорация), мезо - (средний уровень, в основном отрасль) и макроуровне (общегосударственный). Причем прямое регулирование в минимальной степени распространяется на микроуровень, а в максимальной - на макроуровень.
Заключение
Анализируя систему
обобщающие показатели эффективности;
показатели эффективности живого труда (трудовых ресурсов);
показатели эффективности
использования основных фондов, оборотных
средств и капитальных
показатели эффективности использования материальных ресурсов;
показатели экономической
эффективности новой техники (отражение
экономической эффективности
Все рассмотренные варианты
системы показателей
В акционерных обществах
дополнительно контролируется доходность,
и прибыльность акций, что отражает
интересы акционеров и будущих инвесторов.
При анализе текущей и
В условиях рыночной экономики обязательным является сравнение показателей эффективности с аналогичными показателями конкурирующих фирм, а также со среднеотраслевым уровнем.
Предприятие как часть
социально-экономической
Помимо этого, каждое предприятие,
производящее товары и услуги, тщательно
контролирует эффективность своей
производственной деятельности как
материальной основы бизнеса и главного
средства его устойчивого финансового
состояния и
Соответствующая информация - методы учета, анализа, планирования, контроля эффективности использования производственных ресурсов - предназначена для внутреннего использования, прежде всего менеджерами компании, она в основном недоступна для "аутсайдеров" предприятия и охраняется законом о коммерческой тайне.
Библиографический список
Курс экономической теории/ под. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой Киров 1994
Кэмбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс. - М. 1992
Авдокушин Е.Ф. Международные экономические соглашения. - М: Экономистъ, 2003.
Гром В.И. Мировая экономика. Рабочий учебник. - М: РосНОУ, 2005.
Интернет издание "Экономический образ мышления". Пол Хейне.
Макконнелл К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2-х т.: Пер. с англ. - М.: Республика, 2002. - Т.2.
Микроэкономика: Учебное пособие.2-е изд. Симкина Л., Корнейчук Б. - М., 2005.
Мировая экономика/ Под редакцией Булатова А.С. - М: Юристъ, 2003.
Основы экономической теории. / Под ред. Камаева В.Д. - М.: Изд. МГТУ, 2005.
Принципы экономикс: Учебник для вузов. Мэнкью Н. - 2-е международное изд. - М., 2005.
Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов.: Пер. с англ. - М.: Соцэкгиз, 1962. Кн.1.
Учебник по основам экономической теории. / Под ред.В.Д. Камаева. - М.: Владос: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004.
Фишер С. Экономика.: Пер. с англ. со 2-го изд. - М.: "Дело ЛТД", 2003.
Хейне Пол. Экономический образ мышления.: Пер. с англ. - М.: Изд-во "Новости", 1991.
Хлевинская Е.Д., Крозе И. Мировая экономика. - М: Юристъ, 2002.
Экономика.: Пер. с англ. - Самуэльсон П. М.: Прогресс, 2001.
Экономика: Учебник / Под ред. доц. А.С. Булатова - 1997г
Экономика: Учебник /Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова - 1998г
Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. - 2001г
Размещено на Allbest.ru
Информация о работе Внешние эффекты в рыночной экономике и их государственное регулирование