Внешние эффекты в рыночной экономике и их государственное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 21:59, курсовая работа

Описание

Цель работы- теоретическое изучение внешних эффектов в Р. Ф.
Задачи данной работы состоят в том, чтобы рассмотреть и изучить внешние эффекты рыночной экономики, их регулирование с использованием методов анализа: анализ существующей экономической литературы, сравнительный анализ, статистический анализ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....3
1. Сущность и понятие внешних эффектов……………………………………
1.1 Понятие внешних эффектов в экономике………………………………….
1.2 Сущность внешних эффектов………………………………………………
2. Классификация внешних эффектов…………………………………………
2.1 Виды внешних эффектов………………………………………………………
2.2 Трансформация внешних эффектов во внутренние………………………
3. Государственное регулирование внешних эффектов в рыночной экономике
Заключение………………………………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Игорь курсовая по макроэкономике.docx

— 146.31 Кб (Скачать документ)

Кроме того, рыночная экономика  не обеспечивает полной занятости населения, в ней неизбежна вынужденная  безработица (естественной считается  безработица до 6%), поэтому регулирование  рынка рабочей силы, материальное обеспечение безработных - это тоже функция государства в рыночной экономике. Государство к тому же должно позаботиться о занятых, гарантировать  минимальный уровень их потребления  через минимальную зарплату.

Стабильность. Государство  вовлекается в макроэкономическую функцию поддержания экономической  стабильности, сглаживания цикличности  развития экономики. Проводит оно и  антиинфляционную политику.

Помимо этих глобальных задач, государство берет на себя обеспечение  правовой основы и социального климата, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики; компенсацию негативных сторон рынка; поддержку малого и  среднего бизнеса; проведение фискальной политики - изъятие части дохода хозяйствующих субъектов с целью  формирования государственного бюджета; обеспечение развития фундаментальных  научных исследований; стимулирует  развитие таких направлений НТП, которые требуют вложения очень  больших средств, длительных сроков окупаемости и связаны с большим  риском. Это же касается развития новых  отраслей с неясными перспективами. Государство также берет на себя решение региональных проблем.

Итак, государственное регулирование  дополняет, корректирует чисто рыночный механизм. Как образно пишет П. Самуэльсон, управлять экономикой в  отсутствие того или другого - равно, что пытаться аплодировать одной  рукой. Однако, говоря о государственном  вмешательстве в экономику, мы должны поставить вопрос о допустимых пределах этого вмешательства. Это исключительно  важно. Если государство, пусть даже руководствуясь исключительно благими  намерениями, переступает этот предел, то происходит деформация самого рыночного  механизма. В этом случае рано или  поздно приходится говорить о разгосударствлении экономики. Правда, надо отметить, что  в экономической теории существуют разные точки зрения по поводу допустимых границ вмешательства государства. Ответ на этот вопрос будет различным  в зависимости от того, кто отвечает: кейнсианцы или сторонники неоклассических  теорий. Но в любом случае надо иметь  в виду, что экономическими регуляторами следует пользоваться осторожно, не ослабляя рыночные стимулы, среди них  нет ни одного идеального, который, давая положительный результат  в одной сфере, не давал бы негативного  эффекта в другой (подобно лечению  человека лекарствами).

Итак, попробуем классифицировать основные направления государственного регулирования экономики (схема 1).

Государственное регулирование  осуществляется через:

1) правовые регуляторы, большое  значение здесь имеет правовая  основа предпринимательства;

2) административные регуляторы, которые следует употреблять  очень осторожно;

3) экономические регуляторы  – основные.

Особое место занимает экономическое программирование, или  индикативное (рекомендательное) планирование, т.е. процесс ориентации государством развития общественного производства посредством регулярного и комплексного воздействия на его структуру  в соответствии с предусмотренным  вариантом социально-экономического развития и хозяйственной стратегии. Опыт программирования экономики имеют  многие страны. Возникло оно сразу  после второй мировой войны во Франции, Нидерландах, Норвегии, Японии.

Позже программирование применялось  также в Швеции, Финляндии, Великобритании и других странах. При программировании осуществляется ранжирование приоритетов, между которыми, как правило, существует противоречие (например, между установкой на полную занятость и на отсутствие инфляции), и увязка выбранных целей  с системой регуляторов.

Помимо участия государства  в экономике в качестве регулирующей силы, оно действует и в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта - это так называемый государственный  сектор. Его доля различна для разных стран: традиционно минимальна для США (удельный вес государственной продукции в национальном доходе в середине 80-х годов - 1-2%) и значительна в странах Западной Европы (удельный вес госсектора в ВВП Австрии - 26%, Франции - 20%, Швеции - 14%, Италии - 12%). В США 10-12% предприятий строятся государством, около 6% остаются в его собственности, а остальные передаются частным компаниям для эксплуатации. Принципиальная разница в положении госсектора США и Западной Европы объясняется размахом деятельности и силой крупных фирм.

Важнейшие причины исторического  роста государственного сектора  в экономике: войны и национальная оборона, инфраструктурное обеспечение  макродинамических процессов, рост народонаселения, урбанизация, проблемы охраны окружающей среды.

После второй мировой войны  в Западной Европе частный сектор не охватил все сферы деятельности, чем и вызвано появление значительного  государственного сектора. Так, в Германии в настоящее время государству  принадлежит около 1/4 национального имущества, как правило, в капиталоемких отраслях.

 

 

В мировой экономической  науке понятие госсектора связано  не столько с самой государственной  собственностью, сколько со всей совокупностью  форм участия государства в производстве, распределении, обмене и потреблении (схема 2). В таком понимании этот сектор выступает в качестве основы, опираясь на которую государство  может выполнять свои функции.

Например, бюджет нужен ему  для перераспределения доходов, финансирования выпуска "общественных товаров" и т.д. В сфере распределения  удельный вес государства очень  велик. В производстве вмешательство  государства должно быть минимальным, в обмене - практически равно нулю.

Государственный сектор в  более традиционном для нас понимании - это, прежде всего совокупность государственных предприятий. Большой проблемой является эффективное функционирование этого сектора, так как здесь возникают хорошо знакомые из советской экономики тенденции к снижению эффективности, качества и т.п., что связано с гораздо меньшим давлением на эти предприятия рыночных сил, с одной стороны, и поддержкой государства - с другой. Поэтому проблема поиска оптимальных пределов огосударствления собственности, а также проблема разгосударствления далеко не национальная проблема, а общемировая (так, в 70-80-е годы во многих западных странах прокатилась "волна" разгосударствления).

В последние 30-40 лет возникло новое явление: формирование смешанных  государственно-частных предприятий  и корпораций. Часто государство  не является собственником производства, но осуществляет жесткий контроль. Этот сектор получил название "третьего", т.е. не частного и не государственного.

Итак, в заключение еще  раз подчеркнем, что государственное  регулирование осуществляется по принципу: "Конкуренция - везде, где возможно, регулирование - везде, где необходимо!". При этом регулирование осуществляется на трех уровнях: микро - (предприятие, корпорация), мезо - (средний уровень, в основном отрасль) и макроуровне (общегосударственный). Причем прямое регулирование в минимальной степени распространяется на микроуровень, а в максимальной - на макроуровень.

 

Заключение

 

Анализируя систему показателей  эффективности в отечественной  науке и практике, выделим следующие  их группы:

обобщающие показатели эффективности;

показатели эффективности  живого труда (трудовых ресурсов);

показатели эффективности  использования основных фондов, оборотных  средств и капитальных вложений;

показатели эффективности  использования материальных ресурсов;

показатели экономической  эффективности новой техники (отражение  экономической эффективности новой  техники в плановых и отчетных показателях).

Все рассмотренные варианты системы показателей эффективности  не являются закрытыми, содержание их в значительной мере однородно. Эта  система дополняется другими  характеристиками в зависимости  от целей, степени детализации и  глубины анализа. Так, имеются рекомендации рассчитывать показатели эффективности  по отношению к добавленной стоимости  и по применению этого показателя для оценки эффективности использования  капитала.

В акционерных обществах  дополнительно контролируется доходность, и прибыльность акций, что отражает интересы акционеров и будущих инвесторов. При анализе текущей и стратегической эффективности используются показатели, отражающие внутреннюю структуру ресурсов и дающие дополнительную информацию об эффективности предприятия.

В условиях рыночной экономики  обязательным является сравнение показателей  эффективности с аналогичными показателями конкурирующих фирм, а также со среднеотраслевым уровнем.

Предприятие как часть  социально-экономической структуры  общества заинтересовано в публикации своих финансовых отчетов с целью  использования этой информации "внешними" организациями, заинтересованными в работе данного предприятия или обеспечивающими его кредитными, инвестиционными и другими ресурсами.

Помимо этого, каждое предприятие, производящее товары и услуги, тщательно  контролирует эффективность своей  производственной деятельности как  материальной основы бизнеса и главного средства его устойчивого финансового  состояния и конкурентоспособности.

Соответствующая информация - методы учета, анализа, планирования, контроля эффективности использования  производственных ресурсов - предназначена  для внутреннего использования, прежде всего менеджерами компании, она в основном недоступна для "аутсайдеров" предприятия и охраняется законом  о коммерческой тайне.

 

Библиографический список

 

Курс экономической теории/ под. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой Киров 1994

Кэмбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс. - М. 1992

Авдокушин Е.Ф. Международные экономические соглашения. - М: Экономистъ, 2003.

Гром В.И. Мировая экономика. Рабочий учебник. - М: РосНОУ, 2005.

Интернет издание "Экономический  образ мышления". Пол Хейне.

Макконнелл К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2-х т.: Пер. с англ. - М.: Республика, 2002. - Т.2.

Микроэкономика: Учебное  пособие.2-е изд. Симкина Л., Корнейчук  Б. - М., 2005.

Мировая экономика/ Под редакцией Булатова А.С. - М: Юристъ, 2003.

Основы экономической  теории. / Под ред. Камаева В.Д. - М.: Изд. МГТУ, 2005.

Принципы экономикс: Учебник для вузов. Мэнкью Н. - 2-е международное изд. - М., 2005.

Смит А. Исследование о  природе и причинах богатства  народов.: Пер. с англ. - М.: Соцэкгиз, 1962. Кн.1.

Учебник по основам экономической  теории. / Под ред.В.Д. Камаева. - М.: Владос: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004.

Фишер С. Экономика.: Пер. с англ. со 2-го изд. - М.: "Дело ЛТД", 2003.

Хейне Пол. Экономический образ мышления.: Пер. с англ. - М.: Изд-во "Новости", 1991.

Хлевинская Е.Д., Крозе И. Мировая экономика. - М: Юристъ, 2002.

Экономика.: Пер. с англ. - Самуэльсон П. М.: Прогресс, 2001.

Экономика: Учебник / Под ред. доц. А.С. Булатова - 1997г

Экономика: Учебник /Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова - 1998г

Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. - 2001г

Размещено на Allbest.ru


Информация о работе Внешние эффекты в рыночной экономике и их государственное регулирование