Внешний государственный долг РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 18:04, курсовая работа

Описание

Экономические события последних лет, обусловили переход вопросов управления государственным долгом в разряд первостепенных. Более того, можно с уверенностью утверждать, что данная тема будет оставаться важнейшим предметом для обсуждения и в ближайшей перспективе.
Цель курсовой работы: выявить и показать причины внешнего государственного долга на примере России и его последствия.

Содержание

Введение 3
1.Определение и значение внешнего государственного долга 5
1.1 Определение государственного долга 5
1.2 Влияние внешнего государственного долга на Российскую экономику 6
2. Формирование внешнего государственного долга 12
2.1 Внешний государственный долг РФ и причины его возникновения 12
2.2 Парижский клуб 18
2.3 Лондонский клуб 24
3 Последствия внешнего государственного долга 27
Заключение 29
Список использованных источников 31

Работа состоит из  1 файл

Курсовая КГФЭИ.doc

— 152.50 Кб (Скачать документ)

     Содержание 

     Введение                                                                                                3

     1.Определение  и значение внешнего государственного  долга        5

     1.1 Определение государственного долга                                          5

     1.2 Влияние внешнего государственного  долга на Российскую экономику                                                                                                        6

     2. Формирование внешнего государственного  долга                       12

     2.1 Внешний государственный долг  РФ и причины его возникновения                                                                                                 12

     2.2 Парижский клуб                                                                              18

     2.3 Лондонский клуб                                                                             24

     3 Последствия внешнего государственного долга                             27

     Заключение                                                                                             29

     Список  использованных источников                                                   31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     В последние годы проблема внешней  задолженности приобрела глобальный характер. В целом должниками промышленно  развитых стран в настоящее время являются свыше 140 государств мира. По данным МБРР общая задолженность этих стран в 2004 г. превысила 3 трил. долларов, из которых 89% приходилось на развивающиеся страны и 11% на бывшие социалистические государства.

     Весь  мир живёт в долг. Будущие поколения, еще не родившись, уже потенциальные должники. Подавляющее число стран испытывает недостаток собственных ресурсов для осуществления внутренних вложений, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям. Кто-то является больше кредитором, чем заемщиком, кто-то наоборот. Но практически во всех этих странах сложилась долговая экономическая система. Причем зависимость национальных хозяйств от внешних подпиток будет укрепляться и дальше по ходу либерализации и глобализации финансовых рынков, несмотря на все-таки еще ощутимое сохранение их изолированности.

     В прессе можно встретить очень  много публикаций на тему государственного внешнего и внутреннего долга и соответственно истории его возникновения. Множество политиков сражаются за право называться первооткрывателями в области урегулирования государственного внешнего долга. Кто-то как коммунисты  в каждом выступлении буквально кричат о том, что государство должно отказаться платить по долгам, совершенно не задумываясь о том, к каким последствиям для России это может привести. Проблема долга важна и для нас простых граждан, потому что пока государство не выплатит государственный долг, оно не сможет вкладывать больше денег в социальную сферу: в образование, в здравоохранение, в увеличение оплаты социальных нужд и т.д. Проблема обслуживания государственного внешнего долга – один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность России, состояние ее валютных резервов, а, следовательно, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка. Таким образом, проблема гос. долга не просто важна, а архиважна, как сказал бы Ленин.

     Практически все страны мира, проводя экономические  преобразования, прибегают к внешним  источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем. Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.

     Экономические события последних лет, обусловили переход вопросов управления государственным  долгом в разряд первостепенных. Более  того, можно с уверенностью утверждать, что данная тема будет оставаться важнейшим предметом для обсуждения и в ближайшей перспективе.

     Цель  курсовой работы: выявить и показать причины внешнего государственного долга на примере России и его последствия. 
 
 
 
 
 

     1.Определение и значение внешнего государственного долга

     1.1 Определение государственного долга 

     С экономической точки зрения государственным  долгом признается совокупность дефицита государственного бюджета за определенный период. В Бюджетном кодексе Российской Федерации дано юридическое определение государственного долга, как долговых обязательств  Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права [1, с 26].

     Основными причинами образования государственного долга являются дефицит бюджета  и наличие свободных денежных средств у физических и юридических  лиц.

     Государственные долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в  форме:

     1) кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

     2) государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

     3) договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

     4) договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

     5) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

     Государственный долг можно классифицировать по различным  критериям. По валютному критерию государственный долг делится на внешний и внутренний: долговые обязательства Правительства перед юридическими и физическими лицами, номинированные в рублях,  относятся к внутреннему долгу, а долговые обязательства Правительства перед юридическими и физическими лицами, номинированные в основном в евро и долларах США – к внешнему. В международной практике есть и другое определение внешнего долга - как совокупного долга нерезидентам, а внутреннего долга – как совокупного долга резидентам. В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

     1) объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;

     2) объем основного долга по полученным кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.

     В объем государственного внутреннего  долга Российской Федерации включаются:

     1) основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам;

     2) объем основного долга по кредитам;

     3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным от бюджетов других уровней;

     4) объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией. 

     1.2 Влияние внешнего государственного  долга на Российскую экономику 

     Внешний долг, то есть накопленная задолженность субъектов хозяйствования и органов власти перед нерезидентами, - ключевой фактор экономического развития России в XXI в. Эта ситуация соответствует современным тенденциям, которые свидетельствуют о том, что мировая экономика дефицитна и имеет ярко выраженные долговые черты. Подавляющее число государств испытывает недостаток собственных финансовых ресурсов для осуществления внутренних платежей, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономической политики и выполнения обязательств по уже осуществлённым внешним заимствованиям. В разных странах соотношение привлечённых и предоставленных средств неодинаково, однако практически везде, в том числе и в России, сложилась экономическая система, во многом основанная на внешних заимствованиях.

     Также причинами возникновения государственного долга являются трудные периоды для экономики: войны, спады и т.д. В эти периоды, когда национальный доход сокращается, или не может увеличиваться, налоговые поступления автоматически сокращаются и приводят к бюджетным дефицитам.

     Еще один источник государственного долга - политические интересы, приводящие к  увеличению правительственных расходов и, следовательно, увеличению бюджетного дефицита.

     Чем обременительнее для страны накопленный внешний долг, тем в большей мере его обслуживание вовлекается во взаимодействие с функционированием всей национальной экономики и ее финансовой сферы.

     Обозначим характер взаимодействия внешних заимствований  с соответствующими сферами экономики страны. Прежде всего, важен характер опасности чрезмерного роста внешнего долга с позиций государственного бюджета, денежно-кредитной системы, международной кредитоспособности страны. Для государственного бюджета в 3-х звеном кредитном цикле (привлечение, использование, погашение) неблагоприятные последствия чрезмерного возрастания внешнего долга связаны в основном со стадией его погашения; новые же займы для текущего бюджетного периода, наоборот, сулят возможность ослабить нагрузку на налоговые и другие обычные доходные источники, позволяют более гибко маневрировать на всех стадиях бюджетного процесса. В то же время неблагоприятно может складываться график платежей по внешнему долгу. В любом случае степень и последствия взаимодействия зависят главным образом от относительной величины накопившегося внешнего долга.

     У платежного баланса аналогичный  характер взаимодействия с долговым циклом: на смену желанным дополнительным валютным поступлениям приходит период расплаты по долгу. Здесь в целом  высокая степень взаимодействия, поскольку именно сальдо по текущим статьям платежного баланса может выступать основным ограничителем во внешних заимствованиях и управлении инвалютным долгом, а при определенных обстоятельствах - даже диктовать необходимость отсрочки долговых платежей. В условиях обременительного внешнего долга существенно возрастают трудности в укреплении доверия к национальной валюте, противодействии инфляции, в обеспечении необходимыми валютными резервами и валютной конвертируемости. Особое место при этом занимает вопрос о возможных неблагоприятных последствиях в случае чрезмерной девальвации национальной валюты, относительно занижения ее реального курса.

     Финансовая  неустойчивость мировой экономики  приобретает системный характер и принуждает отдельные страны и регионы к поиску новых экономических моделей, обеспечивающих необходимый баланс между реализацией национальных интересов и прагматичным участием в международных экономических отношениях. Составной частью такой экономической модели является система управления государственным долгом. До 2001 г. внешняя задолженность России оказывала негативное воздействие на развитие национальной экономики России по нескольким направлениям:

     - усиливалась зависимость РФ от  иностранных государств, предоставлявших  кредиты, при принятии решений в области экономической политики;

     - происходило сокращение объёма  средств, которые могли быть  направлены на инвестирование, что  серьёзно ограничивало экономический  рост;

     - ослаблялась мотивация к достижению  наилучших макроэкономических показателей, которые повлекли бы за собой требования о своевременном погашении долга в полном объёме;

     - сокращался объём средств, которые  могли быть направлены на развитие  социальной сферы, усиливалась  социальная напряженность;

     - дестабилизировалась денежно-кредитная ситуация; происходило ослабление позиций России на мировых рынках товаров и капиталов.

     Совокупность  этих качественных показателей дала основания характеризовать экономическую  систему страны в начале нового тысячелетия  как долговую. Это означает, что принятие большинства экономических решений на государственном уровне было тесно связано, или даже зависело, от возможностей по погашению и обслуживанию внешнего долга. Именно поэтому построение грамотной, научно обоснованной стратегии и тактики управления внешней задолженностью и их увязка с другими направлениями экономической политики государства являлось на современном этапе задачей исключительной важности. Внешние заимствования представляли собой источник финансовых ресурсов для органов власти. Их особенность заключалась в том, что, хотя всеми правами в сфере привлечения и использования международных кредитов обладали органы исполнительной и законодательной власти, бремя ответственности за ошибочное решение ложилось на граждан страны, которые через систему налогов передавали субъектам власти средства, необходимые для погашения внешней задолженности. Таким образом, внешний долг оказывал серьёзное влияние на налоговую нагрузку и социальную ситуацию [2, с. 29-30].

Информация о работе Внешний государственный долг РФ